План-конспект
Урок-викторина по профессии «Продавец, контролер — кассир». МДК 03.01. Эксплуатация контрольно – кассовых машин. Группа: ПКК- 311. Время: 1 учебный час.
Тип урока: Закрепление знаний — практикум комплексного применения знаний, смотр знаний.
Цель урока:
- Закрепить теоретические знания полученные в период обучения
- Развивать речь, память, логическое мышление
- Вызывать интерес к выбранной профессии, воспитывать ответственность за свои действия
Задача урока: совершенствование профессиональных знаний и умений обучающихся, повышение престижа профессии «Продавец, контролер — кассир»
Методы, используемые в ходе урока:
- Интеллектуально-игровой.
- Проблемно-поисковой.
- Наглядно-демонстрационный.
- Словесный.
Материально – техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор, экран, презентация игры по теме урока, игровое поле, музыкальное сопровождение, плакат с алфавитом, 2 шкатулки, карточки отборочного тура, призы.
Проверяемы профессиональные компетенции (ПК) и ОК:
- ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями
- ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
- ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
- ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
- ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- ОК.7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
- Ход викторины
1. Организационная часть (5 мин)
- Проверка присутствующих;
- Распределение группы на команды (жеребьёвка по цветным карточкам).
2. Вводный инструктаж (10 мин)
- Целевая установка на конкурс;
- Представление жюри;
- Изложение условия и заданий участникам конкурса;
- Инструктирование обучающихся по правилам поведения обучающихся в ходе игры.
3. Текущий инструктаж (65 мин)
- Игра «Поле чудес»;
- Наблюдение и работа жюри (оформление критериев оценки конкурса); Приложение №1
- Контроль за соблюдением условий конкурсных заданий;
4. Заключительный инструктаж (10 мин)
- Анализ игры: объявление о результатах, выявление победителей.
- Разбор допущенных ошибок.
- Награждение победившей команды и самого активного участника викторины.
Содержание конкурса-викторины «Поле чудес»
Добрый день. Я рада вас видеть на игре «Поле чудес» (Слайд № 2), который посвящен конкурсу профессионального мастерства профессии «Продавец, контролер – кассир» современное общество требует все более качественного обслуживания и сервиса. Продавец должен быть эрудированным, всесторонне развитым человеком. Сегодня мы поближе познакомимся с участниками конкурса, увидите знания, полученные ими за период обучения, возможно, кто – то восполнит пробелы в своих знаниях. Также вы сможете проверить свой кругозор, эрудированность и смекалку.
Цель: (Слайд № 3)
- Закрепить теоретические знания полученные в период обучения
- Развивать речь, память, логическое мышление
- Вызывать интерес к выбранной профессии, воспитывать ответственность за свои действия
Жюри:
Отборочный тур (Слайд № 4)
Команды игроки:
Формирование три команды из трех игроков, по цветным карточкам (карточки 9 цветов предлагаются обучающимся в то время, когда они входят в учебный кабинет), при этом группа делиться на три по равному количеству игроков, если остаётся обучающийся «лишний», ему предлагается войти в состав жюри, для оценивания ответов обучающихся и подсчёта набранных ими баллов.
- Карточки отборочного тура:
- 1 тур: белая, красная, голубая;
- 2 тур: желтая, зеленая, оранжевая;
- 3 тур: синея, фиолетовая, светло желтая…
Правила игры:
Правила конкурса-викторины частично соответствует телевизионной интеллектуальной игре «Поле чедес». Игра состоит из трёх основных туров и финал игры.
Конкурс проходит в 4 этапа. Учувствуют 9 обучающихся в 3 команды. В каждом этапе определяется победитель. В 4 этапе – финальном – определяется победитель конкурса. Участники по одному крутят барабан выбирая сектор, чтобы получить право назвать букву, участник должен ответить на один вопрос. Выбранный им из 8 вопросов, ответил на вопрос – получил право назвать букву, не ответил – право хода и вопроса переходит следующему участнику конкурса
(Слайд № 5)
Сектор от 1 до 8, каждый участник отвечает на выбранным им вопрос. Ответил – называй букву или слово сразу. Не смог ответить правильно – теряет право на угадывание буквы и ход с вопросом переходит следующему участнику.
Сектор «Поле чудес» дает право угадать букву без вопроса.
Сектор «Подсказка» болельщики могут подсказать букву или слово
Приз (П) – игрок может выбрать:
Продолжить игру или выбыть из нее, но получить приз, спрятанный в ящике.
Плюс (+) – игрок может открыть любую букву по счету (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все)
Ноль (0) – набранные очки не сгорают, но ход передается другому игроку
Если участнику везет и он угадывает три буквы подряд, он имеет право выбора одной из двух шкатулок. В одной из них – подарок.
Тур 1 ( Слайд № 6)
Вопросы для первой тройки игроков
Это не компьютеризированная касса, которая выполняет основные операции продажа, возврат и снятие ежедневного отчета, может работать без постоянного подключения к электросети. (Слайд № 7)
Ответ: Автономная
- Что представляют собой средства визуального контроля на контрольно-кассовой технике? Ответ: голограмма
- Какая группа клавиш в соответствии с их функциями выполняет различные операции Ответ: Функциональные
- Назовите основной документ, регламентирующий применение ККМ в РФ. Ответ: «Порядок ведения кассовых операций»
- Кто осуществляет контроль за применением ККМ? Ответ: Налоговые органы.
- Нужно ли в журнале кассира- операциониста год начинать с чистого листа? Ответ: Нет ненужно
- В течение, какого времени хранятся использованные контрольные ленты на предприятии? Ответ: Не менее 5 лет
- Каким документом, регистрирующем количество наличных денег операционной кассы по номиналу, осуществляется их передача инкассатору Ответ: Покупюрной описью
- Для чего предназначена клавиша П\ИТОГ на ККМ позволяет расчитать, сколько денег кассир должен выдать покупателю в качестве сдачи. Ответ: Расчет сдачи
(Прошу вращайте барабан. На секторе …очков, буква. Такая буква есть. Откройте букву… Ваш ход.)
Определился первый победитель шоу «Поле чудес»
Тур 2 ( Слайд № 8)
Вопросы для второй тройки игроков
Обеспечивает некорректируемую ежесуточную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации. (Слайд № 9)
Ответ: Фискальная память
- Индикатор, обращенный в сторону кассира, называется Ответ: Служебный
- Какие виды отчетов выдает ККМ? Ответ: Х-отчет, Z-отчет, Ф-отчет.
- Что подтверждает чек выданный покупателю? Ответ: Прием наличных денег
- В каком документе определены отличительные особенности различных типов ККМ? Ответ: Паспорт ККМ
- С какого возраста допускается лица к работе на ККМ? Ответ: 18 лет
- Как называется документ, который ведет контролер-кассир? Ответ: Журнал, книга кассира — операционниста.
- Назовите формулу определения остатка денег по кассовой книге на конец дня. Ответ: остаток на начало дня + приход – расход = остаток на конец дня
- Контрольно-кассовая техника, имеющая индивидуальное наименование и внешний вид корпуса Ответ: Модель ККТ
(Прошу вращайте барабан. На секторе …очков, буква. Такая буква есть. Откройте букву… Ваш ход.)
Определился второй победитель шоу «Поле чудес»
Тур 3 ( Слайд № 10)
Вопросы для третей тройки игроков
Время, в течение которого разрешена работа на ККМ в фискальном режиме без выдачи очередного фискального отчета (Z-отчета). Не должна превышать 24 часов.
Ответ: Кассовая смена (Слайд № 11)
- Какие документы предоставляются в налоговые органы для регистрации ККТ Ответ: Заявление
- Индикатор, обращенный в сторону покупателя, называется Ответ: Сервесный
- Назовите 7 функциональных блоков ККМ. Ответ: Клавиатура; Индикатор; Печатающие устройство; БАП; КЗ; Блок управления; Блок памяти.
- Какие группы клавиш содержит клавиатура? Ответ: Цифровые, секционные, функциональные.
- При выдаче денег за возвращенный товар надо: Ответ: произвести аннулирование платежей;
- К безналичным формам расчета с покупателями относятся: Ответ: кредитные карточки, чековые книжки, чек
- Фискальный документ, который печатается на специальной чековой ленте контрольно – кассовой машине. Ответ: Кассовый чек
Режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти Ответ: Фискальный режим
(Прошу вращайте барабан. На секторе …очков, буква. Такая буква есть. Откройте букву… Ваш ход.)
Определился третий победитель шоу «Поле чудес»
Финал (Слайд № 12)
Вопрос для финала
Какая неисправность возникает при одновременном нажатии на две и более клавиш или при вводе более 9 цифр в режиме касса? (Слайд № 13)
Ответ: ООП – ошибка оператора
В оставшееся время урока я предлагаю игру со зрителями. (Слайд № 14) и просмотр видеоматериала «Профессия кассир». (Слайд № 16)
Я благодарю всех участников сегодняшней игры за работу, а жури предлагаю объявить победителей игры.
Командой победителем сегодняшней викторины стали «……».
Ну, что ж, дорогие друзья! Игра окончена. Все участники показали хорошие знания. Но конкурс есть – конкурс. И победитель – один!
Прежде, чем я скажу вам «до свидания», ответьте мне – с каким настроение вы покидаете наше «Поле чудес»
Критерий оценки конкурса-викторины «Поле чудес» Приложение № 1.
№ п/п | Наименование тура | № Туров | Финальный тур Какая неисправность возникает на при одновременном нажатии на две и более клавиш или при вводе более 9 цифр в режиме касса? | ||
Вопросы к туру №1 | Тур №1 Это не компьютеризированная касса, которая выполняет основные операции продажа, возврат и снятие ежедневного отчета, может работать без постоянного подключения к электросети. | Тур №2 Обеспечивает некорректируемую ежесуточную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации. | Тур №3 Время, в течение которого разрешена работа на ККМ в фискальном режиме без выдачи очередного фискального отчета (Z-отчета). Не должна превышать 24 часов. | ||
Ф.И.О участника | Победитель 1 тройка игроков | ||||
1 | |||||
Победитель 2 тройка игроков | |||||
1 | |||||
Победитель 3 тройка игроков | |||||
1 | |||||
Финалисты | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
Победитель в финале | |||||
1 |