Урок-викторина по профессии «Продавец, контролер — кассир»


Автор: Светлана Александровна Черемисина
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: преподаватель


Дополнительные файлы

План-конспект

Урок-викторина по профессии «Продавец, контролер — кассир». МДК 03.01. Эксплуатация контрольно – кассовых машин. Группа: ПКК- 311. Время: 1 учебный час.

Тип урока: Закрепление знаний — практикум комплексного применения знаний, смотр знаний.

Цель урока:

  • Закрепить теоретические знания полученные в период обучения
  • Развивать речь, память, логическое мышление
  • Вызывать интерес к выбранной профессии, воспитывать ответственность за свои действия

Задача урока: совершенствование профессиональных знаний и умений обучающихся, повышение престижа профессии «Продавец, контролер — кассир»

Методы, используемые в ходе урока:

  1. Интеллектуально-игровой.
  2. Проблемно-поисковой.
  3. Наглядно-демонстрационный.
  4. Словесный.

Материально – техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор, экран, презентация игры по теме урока, игровое поле, музыкальное сопровождение, плакат с алфавитом, 2 шкатулки, карточки отборочного тура, призы.

Проверяемы профессиональные компетенции (ПК) и ОК:

  • ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями
  • ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
  • ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
  • ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
  • ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
  • ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
  • ОК.7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
  • Ход викторины

1. Организационная часть (5 мин)

  • Проверка присутствующих;
  • Распределение группы на команды (жеребьёвка по цветным карточкам).

2. Вводный инструктаж (10 мин)

  • Целевая установка на конкурс;
  • Представление жюри;
  • Изложение условия и заданий участникам конкурса;
  • Инструктирование обучающихся по правилам поведения обучающихся в ходе игры.

3. Текущий инструктаж (65 мин)

  • Игра «Поле чудес»;
  • Наблюдение и работа жюри (оформление критериев оценки конкурса); Приложение №1
  • Контроль за соблюдением условий конкурсных заданий;

4. Заключительный инструктаж (10 мин)

  • Анализ игры: объявление о результатах, выявление победителей.
  • Разбор допущенных ошибок.
  • Награждение победившей команды и самого активного участника викторины.

Содержание конкурса-викторины «Поле чудес»

Добрый день. Я рада вас видеть на игре «Поле чудес» (Слайд № 2), который посвящен конкурсу профессионального мастерства профессии «Продавец, контролер – кассир» современное общество требует все более качественного обслуживания и сервиса. Продавец должен быть эрудированным, всесторонне развитым человеком. Сегодня мы поближе познакомимся с участниками конкурса, увидите знания, полученные ими за период обучения, возможно, кто – то восполнит пробелы в своих знаниях. Также вы сможете проверить свой кругозор, эрудированность и смекалку.

Цель: (Слайд № 3)

  • Закрепить теоретические знания полученные в период обучения
  • Развивать речь, память, логическое мышление
  • Вызывать интерес к выбранной профессии, воспитывать ответственность за свои действия

Жюри:

Отборочный тур (Слайд № 4)

Команды игроки:

Формирование три команды из трех игроков, по цветным карточкам (карточки 9 цветов предлагаются обучающимся в то время, когда они входят в учебный кабинет), при этом группа делиться на три по равному количеству игроков, если остаётся обучающийся «лишний», ему предлагается войти в состав жюри, для оценивания ответов обучающихся и подсчёта набранных ими баллов.

  • Карточки отборочного тура:
  • 1 тур: белая, красная, голубая;
  • 2 тур: желтая, зеленая, оранжевая;
  • 3 тур: синея, фиолетовая, светло желтая…

Правила игры:

Правила конкурса-викторины частично соответствует телевизионной интеллектуальной игре «Поле чедес». Игра состоит из трёх основных туров и финал игры.

Конкурс проходит в 4 этапа. Учувствуют 9 обучающихся в 3 команды. В каждом этапе определяется победитель. В 4 этапе – финальном – определяется победитель конкурса. Участники по одному крутят барабан выбирая сектор, чтобы получить право назвать букву, участник должен ответить на один вопрос. Выбранный им из 8 вопросов, ответил на вопрос – получил право назвать букву, не ответил – право хода и вопроса переходит следующему участнику конкурса

(Слайд № 5)

Сектор от 1 до 8, каждый участник отвечает на выбранным им вопрос. Ответил – называй букву или слово сразу. Не смог ответить правильно – теряет право на угадывание буквы и ход с вопросом переходит следующему участнику.

Сектор «Поле чудес» дает право угадать букву без вопроса.

Сектор «Подсказка» болельщики могут подсказать букву или слово

Приз (П) – игрок может выбрать:

Продолжить игру или выбыть из нее, но получить приз, спрятанный в ящике.

Плюс (+) – игрок может открыть любую букву по счету (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все)

Ноль (0) – набранные очки не сгорают, но ход передается другому игроку

Если участнику везет и он угадывает три буквы подряд, он имеет право выбора одной из двух шкатулок. В одной из них – подарок.

Тур 1 ( Слайд № 6)

Вопросы для первой тройки игроков

Это не компьютеризированная касса, которая выполняет основные операции продажа, возврат и снятие ежедневного отчета, может работать без постоянного подключения к электросети. (Слайд № 7)

Ответ: Автономная

  1. Что представляют собой средства визуального контроля на контрольно-кассовой технике? Ответ: голограмма
  2. Какая группа клавиш в соответствии с их функциями выполняет различные операции Ответ: Функциональные
  3. Назовите основной документ, регламентирующий применение ККМ в РФ. Ответ: «Порядок ведения кассовых операций»
  4. Кто осуществляет контроль за применением ККМ? Ответ: Налоговые органы.
  5. Нужно ли в журнале кассира- операциониста год начинать с чистого листа? Ответ: Нет ненужно
  6. В течение, какого времени хранятся использованные контрольные ленты на предприятии? Ответ: Не менее 5 лет
  7. Каким документом, регистрирующем количество наличных денег операционной кассы по номиналу, осуществляется их передача инкассатору Ответ: Покупюрной описью
  8. Для чего предназначена клавиша П\ИТОГ на ККМ позволяет расчитать, сколько денег кассир должен выдать покупателю в качестве сдачи. Ответ: Расчет сдачи

(Прошу вращайте барабан. На секторе …очков, буква. Такая буква есть. Откройте букву… Ваш ход.)

Определился первый победитель шоу «Поле чудес»

Тур 2 ( Слайд № 8)

Вопросы для второй тройки игроков

Обеспечивает некорректируемую ежесуточную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации. (Слайд № 9)

Ответ: Фискальная память

  1. Индикатор, обращенный в сторону кассира, называется Ответ: Служебный
  2. Какие виды отчетов выдает ККМ?  Ответ: Х-отчет, Z-отчет, Ф-отчет.
  3.  Что подтверждает чек выданный покупателю?  Ответ: Прием наличных денег
  4. В каком документе определены отличительные особенности различных типов ККМ? Ответ: Паспорт ККМ
  5. С какого возраста допускается лица к работе на ККМ?  Ответ: 18 лет
  6. Как называется документ, который ведет контролер-кассир? Ответ: Журнал, книга кассира — операционниста.
  7. Назовите формулу определения остатка денег по кассовой книге на конец дня.  Ответ: остаток на начало дня + приход – расход = остаток на конец дня
  8. Контрольно-кассовая техника, имеющая индивидуальное наименование и внешний вид корпуса Ответ: Модель ККТ 

(Прошу вращайте барабан. На секторе …очков, буква. Такая буква есть. Откройте букву… Ваш ход.)

Определился второй победитель шоу «Поле чудес»

Тур 3 ( Слайд № 10)

Вопросы для третей тройки игроков

Время, в течение которого разрешена работа на ККМ в фискальном режиме без выдачи очередного фискального отчета (Z-отчета). Не должна превышать 24 часов. 

Ответ: Кассовая смена (Слайд № 11)

  1. Какие документы предоставляются в налоговые органы для регистрации ККТ  Ответ: Заявление
  2. Индикатор, обращенный в сторону покупателя, называется  Ответ: Сервесный
  3. Назовите 7 функциональных блоков ККМ.  Ответ: Клавиатура; Индикатор; Печатающие устройство; БАП; КЗ; Блок управления; Блок памяти.
  4. Какие группы клавиш содержит клавиатура?  Ответ: Цифровые, секционные, функциональные.
  5. При выдаче денег за возвращенный товар надо:  Ответ: произвести аннулирование платежей;
  6. К безналичным формам расчета с покупателями относятся: Ответ: кредитные карточки, чековые книжки, чек
  7. Фискальный документ, который печатается на специальной чековой ленте контрольно – кассовой машине. Ответ: Кассовый чек
  8. Режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти Ответ: Фискальный режим

(Прошу вращайте барабан. На секторе …очков, буква. Такая буква есть. Откройте букву… Ваш ход.)

Определился третий победитель шоу «Поле чудес»

Финал (Слайд № 12)

Вопрос для финала

Какая неисправность возникает при одновременном нажатии на две и более клавиш или при вводе более 9 цифр в режиме касса? (Слайд № 13)

Ответ: ООП – ошибка оператора

В оставшееся время урока я предлагаю игру со зрителями. (Слайд № 14) и просмотр видеоматериала «Профессия кассир». (Слайд № 16)

Я благодарю всех участников сегодняшней игры за работу, а жури предлагаю объявить победителей игры.

Командой победителем сегодняшней викторины стали «……».

Ну, что ж, дорогие друзья! Игра окончена. Все участники показали хорошие знания. Но конкурс есть – конкурс. И победитель – один!

Прежде, чем я скажу вам «до свидания», ответьте мне – с каким настроение вы покидаете наше «Поле чудес»

Критерий оценки конкурса-викторины «Поле чудес» Приложение № 1.

п/п

Наименование тура

Туров

Финальный тур

Какая неисправность возникает на при одновременном нажатии на две и более клавиш или при вводе более 9 цифр в режиме касса?

Вопросы к туру №1

Тур №1

Это не компьютеризированная касса, которая выполняет основные операции продажа, возврат и снятие ежедневного отчета, может работать без постоянного подключения к электросети.

Тур №2

Обеспечивает некорректируемую ежесуточную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации.

Тур №3

Время, в течение которого разрешена работа на ККМ в фискальном режиме без выдачи очередного фискального отчета (Z-отчета). Не должна превышать 24 часов. 

Ф.И.О

участника

Победитель 1 тройка игроков

 
1  

Победитель 2 тройка игроков

1  

Победитель 3 тройка игроков

1  

Финалисты

1   
2  
3  

Победитель в финале

1   

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

семь − два =