Инновационные подходы в организации музыкального образования в ДОУ в условиях введения ФГОС


Автор: Нина Владимировна Гуменник
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3» г. Биробиджана
Должность: музыкальный руководитель


Содержимое

Инновационные подходы в организации музыкального образования в ДОУ в условиях введения ФГОС

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» ‒ «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века.

Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера . Иозеф Шумпетер в своих работах отмечал, что «Делание вещей по-другому» в экономической сфере будет обозначаться термином «инновация» (1939 г.).

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций.

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий.

  • Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики;
  • технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения;
  • к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Таким образом, педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть.

Например, в 70-80-х годах 20 века подход Д.Б. Кабалевского к системе музыкального образования был инновационным, а затем стал нормой.

Инновационные подходы в организации музыкального образования в условиях ФГОС

Инновационный подход в образовании – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Одним из инновационных подходов в организации образования в ДОУ является ФГОС, по которому мы работаем с января 2014 года. Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ‒ Стандарт) ‒ это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее ‒ ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Одним из требований ФГОС является разработка программы.

Если раньше музыкальное воспитание и образование осуществлялось по единой государственной программе («Программа воспитания и обучения» под редакцией М. Васильевой), то в настоящее время дошкольному учреждению и музыкальному руководителю дается право разрабатывать свою программу, которая утверждается организацией самостоятельно, в соответствии с настоящим стандартом и с учетом Примерных программ.

В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания («Музыкальные шедевры» О. Радыновой, «Гармония» К.Л. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан, «Камертон» Э. Костиной, «Ребенок в мире музыки» А.Г. Гогоберидзе и Г.В. Курило, «Каждый ребенок музыкант» Т.А. Рокитянской, «В мире прекрасного» Л.В. Куцаевой, С.И. Мерзляковой и др.).

Психолого-педагогические условия реализации программы

Необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом.

  1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям {недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
  3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
  6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
  7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
  8. Поддержка родителей (законных представите лей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Иными словами, ребенок воспринимается взрослым как субъект образовательной деятельности.

Перед дошкольным учреждением стоит трудная задача – выбрать программу, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г.А. Прасловой, необходимо уметь:

  • ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей;
  • анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии;
  • оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы;
  • прогнозировать работу педагогического коллектива и достижении детей в области музыкального развития в условиях реализации программы?

Музыкальное воспитание и развитие ребенка представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»

Основное содержание образовательной области «Музыка», представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру:
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора.

Задачи музыкального воспитания в образовательных областях программы

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

Так, например, касательно образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

По новому происходит оценивание детской деятельности. Меняется отношение к оцениванию детской деятельности, к освоению ребенком программных знаний.

С одной стороны ‒ требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства (то есть гибкостью, пластичностью развития ребенка, большим разнообразием вариантов его развития, непосредственностью и непроизвольностью) и тем, что дошкольное образование не является обязательным в Российской Федерации.

А с другой ‒ нам необходимо определить результаты, на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы.

Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики, возможных достижений ребенка в музыкальной деятельности. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Целевые ориентиры образования обозначены для каждого возраста.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям музыкально-образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Принятый Стандарт существенно упрощает процесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя.

В соответствии со Стандартом для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развитии детей в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться специалистом исключительно для решения образовательных задач:

— индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);

— оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

На наш взгляд, есть точки противоречия, ценностные ориентиры, сформулированные в данном документе, требуют глубокого осмысления и согласования интерпретаций Стандарта между всеми участниками образовательного процесса.

Без этого согласования реализация требований ФГОС ДО практически невозможна и напоминает известную басню И.А. Крылова «Лебедь, Рак да Щука».

Однако, методологическое осмысление и, тем более, согласование целей и ценностей современного дошкольного образования со всеми участниками образовательных отношений ‒ то есть с родителями, педагогами, руководителями образовательных организаций, а также со специалистами, контролирующими их деятельность – чрезвычайно сложная задача.

Ее реализация связана с эволюцией сознания, то есть, с изменением годами устоявшихся убеждений, взглядов, методических подходов, критериев оценки результатов деятельности и требует длительного времени (возможно – смены поколений в системе образования).

Вторая проблема реализации требований ФГОС ДО – это концептуальный стиль формулировок основных положений, который сложно конкретизировать на языке педагогической практики (это, в свою очередь, и порождает разные интерпретации, а далее – различные, и часто несогласованные требования).

Третья проблема в реализации ФГОС ДО – не готовность, слабая мотивация педагогических кадров к изменению стереотипа профессиональной деятельности, тем более – в ситуации неопределенности и противоречивости требований.

Таким образом, необходимо конкретизировать основные положения ФГОС ДО по отношению к деятельности музыкальных руководителей детских садов, а также дать методические рекомендации к обновлению образовательного процесса с целью достижения ожидаемого качества музыкального воспитания детей в условиях детского сада.

Использование разных технологий как инновация в музыкальном образовании ДОУ

Совокупность требований и целей, является основой для новых технологий. Инновационным в процессе музыкального развития ребенка является возможность использовать разные технологии. Рассмотрим их.

1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

При использовании информационных технологий необходимо соблюдать рекомендации СанПиН:

— Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

— После работы следует проводить гимнастику для глаз.

— Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием ИКТ для детей 4-5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.

— Для детей, имеющих хронические заболевания и часто

болеющих детей, продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ должна быть сокращена наполовину.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места:

— Соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости.

— Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.

— Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.

Сейчас рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного сопровождения (презентаций, фильмов):

— Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.

— Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов.

6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии ‒ создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на:

— Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

— Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания:

  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
  • дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами – слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование – одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель и задачи работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Цель работы музыкального руководителя – помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности

Задачи работы:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру
  • формирование основ музыкальной культуры,
  • ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,
  • развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса,
  • воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности,
  • развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении,
  • развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию

Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.

Развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера

Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.

  • Разработка и реализация ИОМ, плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.
  • Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ.
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам развития музыкальности.
  • Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительных программ музыкального образования.

Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

К формам организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ относятся

  • занятия (разного вида – традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);
  • музыкальные игры и пр.;

Музыка в повседневной жизни:

  • музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);
  • музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);
  • праздничные утренники и пр.

Музыкальное воспитание в семье:

  • слушание радио и телепередач;
  • слушание аудиозаписей;
  • музицирование;
  • музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.

Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

Слушание музыки:

При восприятии музыки детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Медленным детям необходима стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.

Расторможенным детям (гиперактивным) детям – музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.

Дистоническим детям – стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Грига, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние голоса» Штрауса и др.).

Пение (исполнительство)

Пение – вид деятельности, доступный для детского исполнительства.

  • Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.)
  • Детям с отставанием в эмоциональном развитии рекомендуется пение в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.
  • Детям с нарушением речевого развития – пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса – ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.

Игра на детских музыкальных инструментах

  • Детям с нарушением развития координации движений – игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д. игра на «не озвученном пианино».
  • Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук – игр на дудочках, колокольчиках и др.
  • Детям с нарушением развития дыхания – игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)

Музыкально-ритмические движения

  • Разным категориям детей с ОВЗ – музыкально-подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.).
  • В ритмике – координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование.

Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ

Наглядно-слуховые методы и приемы

  • Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;
  • Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
  • Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)
  • Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)

Наглядно-зрительные методы и приемы

  • Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.
  • Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.
  • Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками

Практические методы и приемы

  • Метод упражнений – для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.
  • Танцевальные движения – пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.
  • Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.
  • Разнообразные музыкальные игры.

Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.

Логоритмические занятия – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, подбор нотного материала и пр.
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  4. Создание презентаций (в программе Рower Рoint) для повышения эффективности образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов, родителей.
  5. Оформление буклетов по вопросам развития музыкальности детей с ОВЗ, материалов по различным направлениям деятельности.
  6. Создание медиатеки по вопросам развития музыкального развития детей дошкольного возраста, которые представляют интерес не только для музыкального руководителя, педагогов, но и для родителей.
  7. Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ (наличие странички музыкального руководителя).
  8. 8. Наличие собственного сайта музыкального руководителя в сети Интернет и т.д.

Музыкальная деятельность как основное средство художественно-эстетического развития ребенка

Виды музыкальной деятельности

1. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих художественно-эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

В процессе музыкальной деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение.

Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а также внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению.

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Виды музыкальной деятельности

Восприятие (слушание) музыки

  • Исполнительство
  • Творчество
  • Музыкально-образовательная деятельность

Восприятие музыки

  • Восприятие музыки для слушания
  • Восприятие музыки в связи с ее исполнением
  • Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей.

Восприятие музыки – это восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Исполнительство

  • В пении
  • В музыкально-ритмических движениях
  • В игре на детских музыкальных инструментах

Музыкальное исполнительство

Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Как правило, детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.

  • Детское музыкальное творчество
  • Песенное
  • танцевальное
  • Музыкально-игровое

В младшей и средней возрастных группах развитие детского музыкального творчества это наличие эмоционального содержания, выразительности образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания.

Творчество

Песенное, танцевальное, музыкально-игровое.

Умение проявлять фантазию в придумывании выразительной интонации в пение, передающей настроение

Умение самостоятельно подбирать музыкальные характеристики к пластическому образу

Умение импровизировать танцевальные движения под знакомую и незнакомую музыку на основе выученных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные движения и комбинации движений

Умение импровизировать на детских музыкальных инструментах в игре, в драматизации

Умение находить общие и близкие выразительные средства в музыке,

произведениях изобразительного искусства, художественной.

Музыкально-образовательная деятельность – изучение элементарных сведений о музыке.

Знания общего характера

Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.

Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности.

Самостоятельная музыкальная деятельность

Формы организацииСтруктураФакторыУсловия
Индивидуальные

Самостоятельные упражнения

Возникновение замысла (проявление интересов обусловлено опытом)Игровое обучение в НОДПравильное соотношение показа действий и действия по собственной инициативе
Сюжетно-ролевая играРеализация замысла (определяется уровнем владения, способами переноса опыта в новые условия)Впечатления от восприятия различных зрелищПобуждение к самообучению и взаимопомощи
Музыкально-дидактические игрыСамостоятельные действияСпециальное оборудованиеОбучение самостоятельному выражению в конкретном образе своего видения содержания (в песне, танце, игре)
  Косвенные методы

руководства и гибкий творческий подход

Подбор доступного, интересного, увлекательного материала.

Продуманная предметно-игровая среда (наличие музыкальных игрушек и инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов музыкальной деятельности

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.

Педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения. Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке.

Организационные формы музыкального образования в ДОУ

Основной формой организации музыкального образования в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). В каждой возрастной группе НОД проводится 2 раза в неделю, время проведения зависит от возраста детей. НОД имеет свою структуру и содержание, которое отражено в программе в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие.

В процессе работы в разных формах музыкального образования используется образовательная ситуация.

Образовательная ситуация – это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (НОД, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы) (Е.С. Конохова).

Основой для образовательных ситуаций могут быть:

  • проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);
  • музыкальные упражнения и дидактические игры;
  • задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).

В младшем дошкольном возрасте ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек.

Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.

Виды образовательных ситуаций

Предметно-игровая образовательная ситуация

Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.

Средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:

  • способствующие воспринимать произведения для слушания;
  • используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
  • созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
  • побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
  • побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Сюжетно-игровая образовательная ситуация

В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления. В основе – сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской.

Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности.

Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях.

Образовательные ситуации можно включать в самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.

Вариативные формы музыкально-образовательной деятельности в ДОУ

  • Проблемные и ситуационные задачи.
  • Музыкально-дидактическая игра.
  • Компьютерные музыкальные игры.
  • Исследовательская (опытная) деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Хороводная игра.
  • Музыкальные игры-импровизации.
  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
  • Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
  • Интегративная деятельность.
  • Клуб музыкальных интересов.
  • Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Развлечение.

Они могут определяться следующими видами:

  • тематические музыкальные вечера,
  • беседы-концерты,
  • театрализованные представления,
  • игры-драматизации,

Цель развлечений – обогатить музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей, расширить их представления об окружающем мире и взаимосвязи искусств.

Продолжительность развлечений

В зависимости от их видов может быть от 15-20 минут для детей младшего и среднего дошкольного возраста; до 25-30 минут для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

При планировании развлечений нужно умело чередовать их виды с учетом нагрузки детей: развлечения, трудоемкие по подготовке с максимальным участием детей (инсценирование сказок, постановка детских мюзиклов и т.д.) следует чередовать с мероприятиями, подготовленными для детей одними взрослыми.

Сроки проведения развлечений и их тематика отражаются в перспективном плане ДОУ.

Новые формы организации музыкальной деятельности в ДОУ

Флешмо́б – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится.

Флешмоб является разновидностью смартмоба.

Смартмо́б (англ. smart mob – умная толпа) – форма самоструктурирующейся социальной организации (неоднозначно) посредством эффективного использования высоких технологий. Это определение было предложено Говардом Рейнгольдом в его книге «Умная толпа: новая социальная революция».

По Рейнгольду, «умные толпы» – это следствие широкого распространения и развития коммуникационных технологи. В переводе с английского «Флешмоб» означает мгновенная толпа («flash» – миг, «mob» – толпа).

Используется это слова для обозначения определенного рода действий, когда участники флешмоба собираются в одном месте и действуют согласно заранее определённому плану. Это может быть совместные танцы, песни и прочее. Главные отличия флешмоба от митинга заключаются в том, что участники собираются якобы спонтанно и после его завершения быстро расходятся по разным местам.

Флешмоб как развлечение. Иногда флешмоб не преследует иной цели, кроме как развеселить окружающих.

Желание разрушить стереотипы. Участники события пытаются разрушить общепринятые стереотипы поведения, почувствовать свободу.

Желание произвести впечатление. Не каждый человек может решиться совершить определенный поступок, чтобы кого-то впечатлить, ввиду своего положения в обществе.

Участие в флэшмобе позволяет на время забыть о занимаемой должности.

Эмоциональный подъем. Любой флэшмоб ‒ это эмоции как для участников «шоу», так и для зрителей.

Возможность приобрести новых друзей. Конечно, шанс найти настоящего друга крайне низок, но жизнь полна сюрпризов.

Благотворительность. Иногда флешмобы проводятся с целью привлечь внимание к определенной проблеме или в рамках благотворительной акции.

Флэшмоб имеет определенные принципы, которые нельзя нарушать.

  1. Отсутствие руководителя: никто не указывает, что делать;
  2. Спонтанность от начала до конца акции;
  3. Невозможность рассчитывать на личную выгоду, преследовать рекламные цели, освящать событие в новостях;
  4. Участие людей, которые в идеале даже не знакомы друг с другом.

Флешмоб может быть продолжающаяся несколько часов акция, сюжет которой похож на реальную жизнь;

— Запланированная акция, имеющая сценарий и происходящая в удобное для моббера время (часто этот вид используют маркетологи);

Моббер – человек, мобберы (большая группа людей).

Действия, которые могут быть неотличимы от принятых в обществе правил и норм;

— Флешмобы, которые проводятся в интернете;

— Действие со спонтанным сюжетом, предназначенное исключительно для развлечения;

— Акция, при которой несколько людей показывают небольшое артистическое представление.

Таким образом, социально-экономические изменения общества неотъемлемо связаны с изменениями в образовательном процессе дошкольного образования. С введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения используются инновационные подходы в организации музыкального образования в ДОУ.

Литература

  1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. ‒ 2011. ‒ №12. ‒ С. 88-94.
  2. Буренина А.И. Новые тенденции организации музыкального образования в детских садах // Музыкальная палитра. ‒ 2011. ‒ № 3. – С. 2.
  3. Буркова Е.В. Музыкальный руководитель XXI века // Молодой ученый. ‒ 2019. ‒ № 3. – С. 349-351. ‒ URL: https://moluch.ru/archive/241/55676/.
  4. Гуменник Н.В. Методическое сопровождение музыкально-образовательной деятельности в ДОУ. ‒ Биробиджан: ОГАОУ ДПО» ИПКПР». ‒ 2015. ‒ 69 с.
  5. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка // Справочник музыкального руководителя. ‒ 2014. ‒ № 2.
  6. Ковтун Т.Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. ‒ 2014. ‒ № 7. ‒ С. 513-514.
  7. Кузнецова Г.В. ФГОС ДО: Новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель. ‒ 2014. ‒ № 8. – С. 2-5.
  8. Кузнецова Г.В. Проводим музыкальные занятия с требованиями ФГОС ДО // Музыкальный руководитель. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 2-4.
  9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. ‒ М.: Феникс, 2018. ‒ 835 c.
  10. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании. ФГОС ДО. Порядок организации образовательной деятельности. ‒ М.: Просвещение, 2014. ‒ 112 c.
  11. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Семинары-практикумы. ‒ М.: Учитель, 2014. ‒ 192 c.
  12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года).
  13. Рубан Т.В. Реализация ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие в практике работы детского сада» // Музыкальный руководитель. ‒ 2015. ‒ № 6. ‒ С. 2-6.
  14.  Скородумова Л.В. Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-i-tehnologii-muzykalno-ozdorovitelnoy-raboty-muzykalnogo-rukovoditelya-s-detmi-v-dou
  15.  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. ‒ URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 − 2 =