«Единственный путь, ведущий к знаниям, ‒ это деятельность».
Б. Шоу (Ирландский драматург, философ и прозаик)
Внеклассная работа по иностранному языку, являясь неотъемлемой частью целостного учебно-воспитательного процесса, вносит большой вклад в реализацию практических, образовательных и развивающих возможностей этого предмета.
Для организации внеклассной работы важно использовать систематичность, преемственность и межпредметные связи. При выборе материала для внеклассной работы важно учитывать его познавательную и эстетическую ценность, соответствие интересам и индивидуально-психологическим особенностям учащихся. Очень важным является умение учителя создавать творческую атмосферу в коллективе учащихся, развивать их инициативу, самостоятельность, заинтересованность в результатах общего дела. Современная школа имеет большой опыт проведения внеклассной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по иностранному языку можно определить как систему просветительско-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Цель внеклассной работы – усилить мотивацию к изучению иностранного языка. В ходе внеклассной работы решаются задачи учебного процесса:
— усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка;
— расширение мировозрения учеников;
— развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
— воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается;
— увеличение активного языкового запаса, отработка произношения.
Внеклассная работа имеет и воспитательное значение: расширяется общий кругозор школьников, повышается их культурный уровень. Проводимая работа оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.
Готовясь к внеклассному мероприятию, учитель сначала определяет тему, формулирует цель и конкретные дидактические задачи. Материалы подбираются с учетом актуальности содержания, познавательной ценности, лингвистических трудностей. Обязательно продумывается сценарий, при необходимости – музыкальное оформление, наглядность, декорации, технические средства.
Распределять материал между учащимися необходимо с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, уровня владения языком.
Необходимо также анализировать проведенное мероприятие. При анализе обсуждается уровень его подготовки, языковая сторона выступлений школьников, что удалось, а что нет. Важно отметить отношение учащихся к мероприятию, их активность, дисциплинированность, заинтересованность. Можно также проанализировать психологический климат на внеклассном мероприятии. Важно отметить общее впечатление от мероприятия – насколько достигнута цель, решены ли поставленные задачи, довольны ли сами участники и зрители.
Основным отличием внеклассной работы от учебной являются то, что она имеет добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Принцип добровольности участия во внеклассной работе обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней.
Внеурочный характер занятий выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный актовый зал и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, спектаклей, выставок, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
Внеклассной работой я занимаюсь с 2003 года. Начало этой работы было положено по инициативе родителей и учащихся, которые активно посещали кружок английского языка в МБОУ «НОШ № 14». Я с удовольствием поддержала эту инициативу. Получилась своего рода преемственность при переходе из начальной школы в среднюю.
Мы с ребятами пошли от простого к сложному – сначала разучивали небольшие стишки-рифмовки, инсценировали песенку «My Day», а к первому родительскому собранию мы подготовили мини-постановку «Forest Tale». Костюмы и декорации помогли сделать родители, это было наше первое публичное выступление, которое родители оценили громкими аплодисментами.
В 2004 году неделя иностранного языка в нашей школе совпала с Днем Святого Валентина. К этому празднику мы подготовили инсценировку легенды о Святом Валентине и представили ее на общешкольном концерте.
В этом же году состоялся первый областной фестиваль внеклассной деятельности по иностранным языкам в ГУО «Областной институт усовершенствования учителей», в рамках областной научно-методической конференции, где наш кружок выступил с этой же инсценировкой о Святом Валентине. Это было самое волнительное выступление, потому что ребята-кружковцы впервые выступали перед такой большой аудиторией. Ребята и я, как руководитель получили Благодарственное письмо директора ОблИУУ Т.А. Файн. Наше выступление и выступления учащихся других школ города положили начало ежегодного городского фестиваля внеклассной деятельности на иностранном языке.
В феврале 2005 года проходил уже второй городской фестиваль внеклассной деятельности в школе №3 (сейчас МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»). Здесь мы представили свою музыкальную инсценировку «Рождество».
К городскому методическому объединению, которое состоялось в декабре 2005 года, мы с ребятами подготовили постановку «День Благодарения», и с этой же постановкой мы выступили на третьем городском фестивале внеклассной деятельности, который состоялся 16 февраля в начальной школе № 14. Выступление учащихся сопровождалось компьютерной презентацией истории появления этого праздника в США.
Занятия кружка «Традиции и обычаи стран изучаемого языка» я проводила на параллели 5-6 классов, поэтому, когда эти ребята перешли в старший класс, я про-должила работу кружка с другими ребятами 5-6 классов. В музыкальную инсценировку «Рождество» мы добавили больше песен из Рождественского альбома знаменитой группы Бони М. В нее вошли такие песни, как «Mary’s boy child», «Jingle bells», «I’ll be home for Christmas».
В 2015 году наше школьное методическое объединение делилось опытом внеклассной работы по предмету с учителями города. Мы с коллегой Еленой Александровной Гуляс показали внеклассное мероприятие «День Святого Валентина». Ребята соревновались в знаниях этого праздника, выполняли интересные и познавательные задания, получали маленькие сердечки за правильные ответы, чтобы в конце мероприятия у них получилось большое сердце – Валентинка, собранная из сердечек. Мероприятие получилось интересным и запоминающимся.
В октябре 2015 года в нашей школе проходил областной семинар руководителей образовательных учреждений. Мои коллеги делились опытом своей работы. Это были открытые уроки, мастер-классы, литературные гостиные. Я представляла занятие кружка по теме «История Дня Благодарения в США». Эта постановка отличалась от той, которую мы представляли с ребятами ранее. Были изготовлены декорации, костюмы. Ребята приготовили блюда, которые традиционно подают в этот день. Правда, вместо индейки была запечена курица, но зато тыквенный пирог был настоящий. В конце мероприятия, мы угостили наших гостей попкорном и пирогом (традиционные блюда Дня Благодарения).
Главная задача учителя ‒ это заинтересовать школьников изучением данного предмета. А можно ли у школьников вызвать к занятиям настолько большой интерес, что они, встречая учителя, многократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет занятие?». И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник. Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и подлинный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Удивление, острый интерес учащихся, радость на их лицах можно наблюдать на уроках отдельных учителей в процессе обучения иностранным языкам. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеклассной работы по иностранным языкам. Внеклассные занятия не являются обязательными, и в то же время в них могут заниматься все желающие.
Обучение иностранному языку является более эффективным, если во внеклассном мероприятии задействованы не только знания и навыки учащихся, но и средства обучения.
Я считаю, что одним из таких средств является кабинет. Кабинет – это необходимое условие организации современного учебно-воспитательного процесса при обучении иностранным языкам, ведь от правильно оборудованного кабинета в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Если говорить о внеклассной работе, то оснащенность кабинета играет большую роль, без компьютера и проектора не обойтись. Эстетическая сторона тоже важна. При проведении мероприятий мы обязательно украшаем кабинет, доска становится местом, куда мы помещаем творческие работы учащихся – открытки к Рождеству и Новому году, Валентики, рисунки, поделки. Детям нравится праздник Хэллоуин, как правило, они рисуют тыкву, черных котов, раскрашивают лица.
Наряду с многочисленными положительными аспектами внеклассной работы мы, к сожалению, сталкиваемся с проблемами этого вида деятельности. Это – нехватка времени, объемный материал по изучаемым темам, подготовка материала, если это инсценировка, и, что не маловажно – небольшая оплата за внеклассную работу. Хотя, нужно справедливо отметить, что авторитет данного предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе.
Даже если в школах проводятся внеклассные мероприятия, учителя недооценивают этот вид работы, относятся к нему по «остаточному принципу», считая подготовку и проведение одного или двух мероприятий в год делом сложным и непосильным, не говоря уже об организации постоянных, традиционных форм праздников. Именно праздников, потому что всякое проявление творческой инициативы детей, будь то научно-практическая конференция, фестиваль или просто постановка сказки «Репка», есть праздник веселья, самоутверждения и победы.
Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких мероприятий, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем. Только изучив подробно весь материал, прочувствовав его, пропустив через свое «Я», ребята будут готовы к сотрудничеству, публичному выступлению, участию во внеклассной деятельности.
В своей работе я применяю разные виды внеклассной работы. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях. Ребята разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
В нашей школе мы традиционно используем такую форму внеклассной работы, как Неделя иностранного языка. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые проходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка в школе, как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведения Недели. Неделя иностранного языка проводится в определенный период учебного года, в нашей школе это, как правило, середина февраля. Предварительно составляется программа, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Как правило, Неделя иностранного языка в нашей школе традиционно завершается большим концертом, на котором ребята демонстрируют свои знания английского языка – читают стихи и прозу, поют, танцуют. Такие концерты всегда проходят на «ура».
На мой взгляд, внеклассная работа по иностранному языку является неотъемлемой частью педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального. Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является её логическим продолжением. Многообразие форм внеклассной работы по иностранному языку предоставляет широкий спектр деятельности для учителей — предметников.