Автор: Валентина Алексеевна Плетнева
Место работы: Филиал МКОУ «СОШ с. Биджан» в с. Башмак
Должность: учитель начальных классов


Ход мероприятия

1 ведущий

Учитель – солдат!

На уроки в бой!

Учит ребят

Который уж год.

Нервы – железо,

Мудрость в глазах.

Сказал – как отрезал,

Правда – в словах… [1].

2 ведущий

Нет в мире профессии более мирной, чем профессии учителя. Но в минуты опасности эти внешне спокойные и строгие люди яростно бросаются на защиту того, что им дорого – своих любимых, своих детей, своих учеников. В годы Великой Отечественной войны сотни тысяч педагогов сражались на боевых и трудовых фронтах, сменив привычный мел и указку на автоматы и токарные станки. А после победы они с таким же энтузиазмом и огнем в глазах вернулись к своей мирной профессии – учить и воспитывать молодое поколение.

1 ведущий

Во время Великой Отечественной войны в Башмакской школе преподавали Пётр Васильевич Ушаков, Роза Тимофеевна Кузовлева, Данила Михайлович Белокопытов [2]. Они учили башмакских детей счёту и письму, добру и терпению, стойкости и мужеству. А после уроков осенью вместе с учениками собирали колоски. Что же это такое «собирать колоски»?

2 ведущий

Дети выстраивались в шеренгу по одному. Расстояние между собирающими школьниками было порядка двух метров. Поле было свежескошенным. Стерня, остаток стебля на корню, торчала щетиной. Ходить по такому полю босиком очень непросто, к вечеру ноги были поранены. Всем выдавали торбочку (мешочек). Каждый колосок надо было полущить, продуть и лишь очищенные зёрнышки ссыпать в торбочку.

1 ведущий

Самим собирать колоски запрещалось, потому что поле принадлежало колхозу и находилось в государственном пользовании. По закону, который в народе назвали «Закон о трёх колосках», за пригоршню зерна «несунов» приговаривали к смерти, к расстрелу или к 10 годам лишения свободы. Уголовная ответственность наступала с 12 лет.

2 ведущий

« Все для фронта, все для победы!» – это стало главной задачей тружеников тыла. В военные годы девчонки и мальчишки, отправляли на фронт посылки солдатам. Что было в тех посылках? Да всё, что могли собрать, и что так приятно было получить бойцу: тёплые носки, шарфы, чтобы солдатам было тепло, рукавицы, мыло, кисеты, табак и … письма, написанные с огромной любовью и заботой, в которых просто, по-детски рассказывалось о жизни в тылу, о житейских делах, о вере в победу. Эти письма согревали бойца, так как были вестниками мирной жизни.

1 ведущий

Учителя нашей школы вместе с учениками также вязали тёплые вещи для отправки бойцам на фронт и ждали, ждали весточек с полей войны, где сражались с врагом и погибали отцы и братья сельских ребятишек, приближая Великую Победу.

2 ведущий

В нашей школе с 1959 по 1980 годы работал Пермин Иван Алексеевич – учитель, фронтовик, директор. Пермин Иван Алексеевич закончил Биробиджанское педучилище в 1939 году, был направлен на работу в Лазовский район Хабаровского края, где проработал 2 года.

2 ведущий

В июне месяце 1941 года Иван Алексеевич ещё до начала войны был призван в армию. Служба проходила в фугасно-огнемётной роте запасного полка 1-й Дальневосточной армии. Каждый день происходили нарушения пограничной полосы, приходилось отражать диверсии врага.

В сентябре 1945 началась война с Японией. Иван Алексеевич воевал в составе автоматно-десантной роты, наступающей вместе с танковым корпусом на позиции врага. На каждом танке находилось по четыре человека с автоматами. Самым тяжелым по воспоминаниям Ивана Алексеевича было сражение под городом Мулин, в 40 км от границы. Пермин Иван Алексеевич дошёл до Харбина, был награжден медалями «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За отвагу», ему вместе с другими однополчанами была вынесена личная благодарность Сталина за победу над Японией.

1 ведущий

На сайте «Подвиг» народа мы нашли информацию о награждении Ивана Алексеевича.

Приказ по 1053 стрелковому полку 300 стрелковой дивизии 1 Краснознамённой армии 1 Дальневосточного фронта № 0-3/Н от 10 сентября 1945 года «наградить «Медалью за отвагу» – командира отделения автоматной роты, старшего сержанта за то, что он при прокладке колонного пути в горно-лесистой местности показал образцы работы и особую выносливость на марше» [3].

 

2 ведущий

После войны по Указу Президиума Верховного Совета СССР был отозван как учитель и демобилизован из армии, потому что после войны учителей недоставало. В 1946 году Иван Алексеевич приехал домой, то есть в село Новотроицкое Ленинского района, где жила его мама и две девочки – сёстры. Отца Ивана Алексеевича в 1937 году арестовали, два брата погибли на войне. Как директор и единственный учитель принял школу в селе Новотроицкое, в которой было тогда четыре класса. Иван Алексеевич каждый праздник читал односельчанам доклады и был ещё парторгом в селе.

1 ведущий

Я помню сожженные села

И после победного дня

Пустую холодную школу,

Где четверо кроме меня,

Где нам однорукий учитель

Рассказывал про Сталинград…

Я помню поношенный китель

И пятна — следы от наград.

Он жил одиноко при школе

И в класс приходил налегке.

И медленно левой рукою

Слова выводил на доске.

Мелок под рукою крошился.

Учитель не мог нам сказать,

Что заново с нами учился

Умению ровно писать.

Ему мы во всем подражали —

Таков был ребячий закон.

И пусть мы неровно писали,

Зато мы писали, как он.

Зато из рассказов недлинных

Под шорох осенней листвы

Мы знали про взятье Берлина

И про оборону Москвы.

Дымок от землянок лучился

Жестокой печалью земли.

— Любите, ребята, Отчизну,

Ее мы в бою сберегли…

И слово заветное это

Я множество раз выводил.

И столько душевного света

В звучанье его находил!

А после поношенный китель

Я помню как злую судьбу —

Лежал в нем мой первый учитель

В некрашеном светлом гробу.

Ушел, говорили, до срока,

Все беды теперь позади..

Рука его так одиноко

Лежала на впалой груди!

Могилу землей закидали.

И женщины тихо рыдали.

И кто-то негромко сказал:

— Медалей-то, бабы, медалей!

Ить он никогда не казал…

Мой первый учитель!

Не вправе забыть о тебе никогда.

Пусть жил ты и умер не в славе —

Ты с нами идешь сквозь года.

Тебе я обязан всем чистым,

Всем светлым, что есть на земле,

И думой о судьбах Отчизны,

Что нес ты на светлом челе! [4].

2 ведущий

В 1947 году Иван Алексеевич поступил учиться в Хабаровск, в пединститут, чтобы преподавать физику и математику. В 1948 году в селе Новотроицкое открыли 7 классов. Все, кто не доучился ранее, стали ходить в школу, даже переростки. Иван Алексеевич с ребятами делали ремонт школы и заготавливали дрова. Потом в село стали прибывать новые учителя.

1 ведущий

В 1959 году Ивана Алексеевича перевели в школу села Башмак. Директором и учителем в Башмакской школе он проработал до 1973 года, а просто учителем физики и математики – до самой пенсии, до 1980 года.

Из воспоминаний Альбины Александровны Тимрук, учителя истории биробиджанской школы № 1.

«После института меня направили на работу в село Башмак Ленинского района. Директором там был прекрасный человек Иван Алексеевич Пермин, участник Великой Отечественной войны. Школа была маленькой – четыре преподавателя постарше и четверо нас, молодых. Опытные учителя нам помогали. Сельские дети мне показались очень добрыми, ласковыми. Приходила затемно из школы – на крыльце охапка дров и ведро с водой. Дети понимали, что нам придется ночью топить печь, писать планы уроков» [5].

2 ведущий

С 1981 г. Иван Алексеевич переехал в г. Биробиджан, умер в 2007 г.

Иван Алексеевич при всем своем строгом виде вызывал не страх, а, скорее, уважение. Он был умным и интересным, с проницательным, изучающим взглядом и мягкой, доброй улыбкой. Он был настоящим патриотом своей Родины, коммунистом, учителем, который нашел не только свою единственную дорогу в жизни, но и сумел помочь найти такую же единственную дорогу всем своим ученикам.

Список литературы и Интернет-источников

  1. Учитель-солдат. А. Украйченко. https://stihi.ru/2013/08/22/9003
  2. «Учитель, труженик, солдат …». — Биробиджан, Комитет образования ЕАО, 2005 г.
  3. www.podvignaroda.ru/
  4. Первый учитель. В. Фирсов. Памяти А.А. Коваленкова. https://stihi.ru/diary/taschona/2017-08-13
  5. https://www.gazetaeao.ru/skolko-nado-lyubvi-i-ognya/