Ход мероприятия
1 ведущий
Учитель – солдат!
На уроки в бой!
Учит ребят
Который уж год.
Нервы – железо,
Мудрость в глазах.
Сказал – как отрезал,
Правда – в словах… [1].
2 ведущий
Нет в мире профессии более мирной, чем профессии учителя. Но в минуты опасности эти внешне спокойные и строгие люди яростно бросаются на защиту того, что им дорого – своих любимых, своих детей, своих учеников. В годы Великой Отечественной войны сотни тысяч педагогов сражались на боевых и трудовых фронтах, сменив привычный мел и указку на автоматы и токарные станки. А после победы они с таким же энтузиазмом и огнем в глазах вернулись к своей мирной профессии – учить и воспитывать молодое поколение.
1 ведущий
Во время Великой Отечественной войны в Башмакской школе преподавали Пётр Васильевич Ушаков, Роза Тимофеевна Кузовлева, Данила Михайлович Белокопытов [2]. Они учили башмакских детей счёту и письму, добру и терпению, стойкости и мужеству. А после уроков осенью вместе с учениками собирали колоски. Что же это такое «собирать колоски»?
2 ведущий
Дети выстраивались в шеренгу по одному. Расстояние между собирающими школьниками было порядка двух метров. Поле было свежескошенным. Стерня, остаток стебля на корню, торчала щетиной. Ходить по такому полю босиком очень непросто, к вечеру ноги были поранены. Всем выдавали торбочку (мешочек). Каждый колосок надо было полущить, продуть и лишь очищенные зёрнышки ссыпать в торбочку.
1 ведущий
Самим собирать колоски запрещалось, потому что поле принадлежало колхозу и находилось в государственном пользовании. По закону, который в народе назвали «Закон о трёх колосках», за пригоршню зерна «несунов» приговаривали к смерти, к расстрелу или к 10 годам лишения свободы. Уголовная ответственность наступала с 12 лет.
2 ведущий
« Все для фронта, все для победы!» – это стало главной задачей тружеников тыла. В военные годы девчонки и мальчишки, отправляли на фронт посылки солдатам. Что было в тех посылках? Да всё, что могли собрать, и что так приятно было получить бойцу: тёплые носки, шарфы, чтобы солдатам было тепло, рукавицы, мыло, кисеты, табак и … письма, написанные с огромной любовью и заботой, в которых просто, по-детски рассказывалось о жизни в тылу, о житейских делах, о вере в победу. Эти письма согревали бойца, так как были вестниками мирной жизни.
1 ведущий
Учителя нашей школы вместе с учениками также вязали тёплые вещи для отправки бойцам на фронт и ждали, ждали весточек с полей войны, где сражались с врагом и погибали отцы и братья сельских ребятишек, приближая Великую Победу.
2 ведущий
В нашей школе с 1959 по 1980 годы работал Пермин Иван Алексеевич – учитель, фронтовик, директор. Пермин Иван Алексеевич закончил Биробиджанское педучилище в 1939 году, был направлен на работу в Лазовский район Хабаровского края, где проработал 2 года.
2 ведущий
В июне месяце 1941 года Иван Алексеевич ещё до начала войны был призван в армию. Служба проходила в фугасно-огнемётной роте запасного полка 1-й Дальневосточной армии. Каждый день происходили нарушения пограничной полосы, приходилось отражать диверсии врага.
В сентябре 1945 началась война с Японией. Иван Алексеевич воевал в составе автоматно-десантной роты, наступающей вместе с танковым корпусом на позиции врага. На каждом танке находилось по четыре человека с автоматами. Самым тяжелым по воспоминаниям Ивана Алексеевича было сражение под городом Мулин, в 40 км от границы. Пермин Иван Алексеевич дошёл до Харбина, был награжден медалями «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За отвагу», ему вместе с другими однополчанами была вынесена личная благодарность Сталина за победу над Японией.
1 ведущий
На сайте «Подвиг» народа мы нашли информацию о награждении Ивана Алексеевича.
Приказ по 1053 стрелковому полку 300 стрелковой дивизии 1 Краснознамённой армии 1 Дальневосточного фронта № 0-3/Н от 10 сентября 1945 года «наградить «Медалью за отвагу» – командира отделения автоматной роты, старшего сержанта за то, что он при прокладке колонного пути в горно-лесистой местности показал образцы работы и особую выносливость на марше» [3].
2 ведущий
После войны по Указу Президиума Верховного Совета СССР был отозван как учитель и демобилизован из армии, потому что после войны учителей недоставало. В 1946 году Иван Алексеевич приехал домой, то есть в село Новотроицкое Ленинского района, где жила его мама и две девочки – сёстры. Отца Ивана Алексеевича в 1937 году арестовали, два брата погибли на войне. Как директор и единственный учитель принял школу в селе Новотроицкое, в которой было тогда четыре класса. Иван Алексеевич каждый праздник читал односельчанам доклады и был ещё парторгом в селе.
1 ведущий
Я помню сожженные села
И после победного дня
Пустую холодную школу,
Где четверо кроме меня,
Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
Я помню поношенный китель
И пятна — следы от наград.
Он жил одиноко при школе
И в класс приходил налегке.
И медленно левой рукою
Слова выводил на доске.
Мелок под рукою крошился.
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами учился
Умению ровно писать.
Ему мы во всем подражали —
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.
Зато из рассказов недлинных
Под шорох осенней листвы
Мы знали про взятье Берлина
И про оборону Москвы.
Дымок от землянок лучился
Жестокой печалью земли.
— Любите, ребята, Отчизну,
Ее мы в бою сберегли…
И слово заветное это
Я множество раз выводил.
И столько душевного света
В звучанье его находил!
А после поношенный китель
Я помню как злую судьбу —
Лежал в нем мой первый учитель
В некрашеном светлом гробу.
Ушел, говорили, до срока,
Все беды теперь позади..
Рука его так одиноко
Лежала на впалой груди!
Могилу землей закидали.
И женщины тихо рыдали.
И кто-то негромко сказал:
— Медалей-то, бабы, медалей!
Ить он никогда не казал…
Мой первый учитель!
Не вправе забыть о тебе никогда.
Пусть жил ты и умер не в славе —
Ты с нами идешь сквозь года.
Тебе я обязан всем чистым,
Всем светлым, что есть на земле,
И думой о судьбах Отчизны,
Что нес ты на светлом челе! [4].
2 ведущий
В 1947 году Иван Алексеевич поступил учиться в Хабаровск, в пединститут, чтобы преподавать физику и математику. В 1948 году в селе Новотроицкое открыли 7 классов. Все, кто не доучился ранее, стали ходить в школу, даже переростки. Иван Алексеевич с ребятами делали ремонт школы и заготавливали дрова. Потом в село стали прибывать новые учителя.
1 ведущий
В 1959 году Ивана Алексеевича перевели в школу села Башмак. Директором и учителем в Башмакской школе он проработал до 1973 года, а просто учителем физики и математики – до самой пенсии, до 1980 года.
Из воспоминаний Альбины Александровны Тимрук, учителя истории биробиджанской школы № 1.
«После института меня направили на работу в село Башмак Ленинского района. Директором там был прекрасный человек Иван Алексеевич Пермин, участник Великой Отечественной войны. Школа была маленькой – четыре преподавателя постарше и четверо нас, молодых. Опытные учителя нам помогали. Сельские дети мне показались очень добрыми, ласковыми. Приходила затемно из школы – на крыльце охапка дров и ведро с водой. Дети понимали, что нам придется ночью топить печь, писать планы уроков» [5].
2 ведущий
С 1981 г. Иван Алексеевич переехал в г. Биробиджан, умер в 2007 г.
Иван Алексеевич при всем своем строгом виде вызывал не страх, а, скорее, уважение. Он был умным и интересным, с проницательным, изучающим взглядом и мягкой, доброй улыбкой. Он был настоящим патриотом своей Родины, коммунистом, учителем, который нашел не только свою единственную дорогу в жизни, но и сумел помочь найти такую же единственную дорогу всем своим ученикам.
Список литературы и Интернет-источников
- Учитель-солдат. А. Украйченко. https://stihi.ru/2013/08/22/9003
- «Учитель, труженик, солдат …». — Биробиджан, Комитет образования ЕАО, 2005 г.
- www.podvignaroda.ru/
- Первый учитель. В. Фирсов. Памяти А.А. Коваленкова. https://stihi.ru/diary/taschona/2017-08-13
- https://www.gazetaeao.ru/skolko-nado-lyubvi-i-ognya/