Автор: Л.В. Крупецая, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 п. Смидович
Тема урока: Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Цель урока:
- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки .
- Научить классифицировать звуки , в ходе специального прослушивания; соотносить название предмета с его звуковой схемой
- развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
- 1.Предметные:
-сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся;
-научить классифицировать звуки знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, с характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера;
-научить выполнять фонетический анализ слов, частичный и полный
2 Метапредметные
регулятивные:
по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
познавательные:
разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Личностные:
способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты:
Должны научиться
Анализировать звуковой состав слов.
Осознавать познавательное значение умения читать.
Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: компьютерная презентация, электронный учебник, зеркала, схемы слов, учебник Букварь.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Психологический настрой |
Начался урок, Я желаю Вам Слушать, запоминать, И тогда у нас с Вами все получится
(Как правильно сидеть) — Проверьте готова ли хозяйка к уроку, а помощница? | Эмоциональный настрой. Вспоминают правила посадки на уроке Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей |
Актуализация знаний и постановка проблемы. Формулирование темы урока, цели | -Как назвать одним словом то, что мы с вами говорим, слышим, и даже она бывает устной и письменной (видим и пишем)? (РЕЧЬ) -Вспомните, по какой стране мы с вами продолжаем путешествие? (НАШей РЕЧи) на экране появляется слово РЕЧИ — По какой именно речи начнется наше путешествие, вы мне сейчас скажите сами, только стоит прислушаться к звукам природы. — Что вы услышали? (ЗВУКИ) — Где можно слышать все эти звуки? (ВЕЗДЕ, ПОВСЮДУ) Какой вывод можно сделать? (ОНИ ОКРУЖАЮТ ЧЕЛОВЕКА ВЕЗДЕ. МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ ЗВУКОВ) -Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи? — Что будем учиться определять? (ЗВУКИ РЕЧИ) — Но сначала давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем по нашему разделу. — Звуки, каких животных Вы услышали? (СОБАКА, СОВА, ПЧЕЛА) (на доске появляются слова) — Какие звуки неживой природы вы услышали? (раскаты грома, дождь) — Посмотрите на доску, скажите, что вы видите? (Открывается доска, на которой ЗВУКОВЫЕ СХЕМЫ СЛОВ, ПОДЕЛЕННЫЕ НА СЛОГИ) — Давайте определим, какое слово будет отнесено к схеме) (сначала выполняют вместе слово СОБАКА – дыхательная гимнастика, ставят на доске слово напротив схемы) — Какое слово состоит из одного слога? — А теперь определите, сколько слогов у слова «сова»? Самостоятельно выложите его на столе, используя квадратики, кто определит, поднимет руку, — Кто издаёт звуки? (ВЫВОД: ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР) | Вспоминают карту (маршрутный лист) НАША РЕЧЬ Слушают записи звуков (леса, птицы, гром, лай собак, звук козы, СЛАЙД ЗВУКИ РЕЧИ ПРОЧИТЫВАЮТ вместе запись на доске — экране ВЫВОД Человек живет в мире звуков. Вспоминают услышанные звуки, называют. Работают с учебником, Ведут счет слогам (дыхание), составляют схему на доске слов, с самопроверкой Лес Гроза Пчела сова Собака Самостоятельно выложите его на столе, используя квадратики, кто определит, поднимет руку (ВЫВОД: ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Дают оценку своим знаниям |
Работа по теме урока Упражнение детей в произнесении этих звуков с использование зеркальца для наблюдения за языком, губами и зубами. | — Рассмотрите внимательно три рисунка на стр. 16 — Возьмите указку и поставьте на тот рисунок, о ком мы еще не говорили. (по середине, самоконтроль) — Какие звуки речи произносят люди? (СЛОВА) Работа с иллюстрацией мать и девочка (дочь плачет). Она произносит звук [а]. Мама произносит звук [ц] или [ч,] и использует жест, который показывает, что здесь нельзя громко говорить и кричать, т.к. в коляске спит малыш. Исследовательская работа. — Мы должны доказать все ли звуки речи одинаковые? Работают с зеркалами, делают выводы. — на минутку мы превратимся в исследователей, на столах у вас есть зеркала. Возьмите их и, глядя в него, произнесите звук, который произносит девочка [а], тот, что произносит мама [ц] или [ч] — Что вы видите? Что происходит с ротиком? (он открывается) — Когда произносите звук, воздух встречает препятствия?
ОДНОВРЕМЕННО на презентации появляется рисунок – схема девочка «гласный», мальчик «согласный». Посмотрите внимательно на лица детей. — Чем они отличаются? (рот открыт, мальчик – закрыт) ГЛАСНЫЕ – РТОРАСКРАВАТЕЛИ, СОГЛАСНЫЕ – РТОСМЫКАТЕЛИ СКОЛЬКО РАЗ ОТКРЫЛСЯ РОТ, СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ. СТОЛЬКО СЛОГОВ! А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО СЛОГИ МОЖНО СЧИТАТЬ ПО-ДРУГОМУ СКОЛЬКО РАЗ ОТКРОЕТ ГЛАСНАЯ НАШ РОТ (РТООТКРЫВАТЕЛЬ) СТОЛЬКО И СЛОГОВ ИЛИ СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ СТОЛЬКО И СЛОГОВ — Какого цвета платье у девочки? У мальчика? (обозначение звуков на письме) НА МАГНИТ КВАДРАТИКИ ДАННОГО ЦВЕТ (на опорной)
— Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие действия могут совершать звуки. А какие не совершают. _ А почему они не желают свистеть? (ВОЗДУХ ПРОХОДИТ ЛЕГКО) -Значит, кто так себя ведёт? (согласные) Физминутка с опорой на стихотворение. | Рассматривают иллюстрацию, извлекают необходимую информацию. ВЫВОД: Только человек способен произносить звуки речи. Девочка капризничает, плачет, мать её успокаивает, использует жест, Упражнение детей в произнесении этих звуков с использование зеркальца для наблюдения за языком, губами и зубами. ВЫВОД: При одних звуках выдыхаемый воздушный поток не встречает препятствий – ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса) При других звуках выдыхаемый воздушный поток встречает препятствия Ими могут быть губы, зубы, язык. СОГЛАСНЫЕ (состоят из голоса и шума [б]. [в]. [г]. — только из шума [ш]. [х]. [ф].) Проводится исследовательская работа по иллюстрации. ВЫВОД Гласные – рот открывают – ртораскрыватели, согласные рот закрывают – ртосмыкатели. Платье – красное, рубашка – синяя ( Наблюдают за цветовым обозначением звуков. Называют звук и дают ему характеристику ПРОВЕРЯЮТ НА СЛОВАХ У ДОСКИ Внимательно слушают стихотворение, выделяют действия (ТЯНУТСЯ, МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ, ЗАКРИЧАТЬ, ЗВАТЬ, АУКАТЬ) Еще раз уже вместе прочитывают стихотворение и показывают действиями. Выполнение движений вслед за учителем. |
Работа по закреплению темы |
Предстоит выполнить задание в паре. На столах у каждого есть картинка, внимательно посмотрите и назовите соседу 1 звук в слове, он должен угадать (один называет звук, другой определяет гласный или согласный)
Работа со звуковыми цветными карточками, схемами. СТР 16 — Что вы видите внизу на странице? (РИСУНОК И СХЕМУ СЛОВА) — Сколько в первом слове звуков? — Какой звук в схеме слов обозначен синим цветом? Красным цветом? -Давайте сравним со второй схемой? — Что общего в схемах? (КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ) — Чем отличается схема от первой? -Что вы знаете об этом насекомом? (НЕЛЬЗЯ ДРАЗНИТЬ – УЖАЛИТ) ШАР ОСА ЛУНА -Что вы знаете об осе? (НЕЛЬЗЯ ДРАЗНИТЬ – УЖАЛИТ, ЖИВЕТ В ДУПЛЕ В ЛЕСУ, ВЕЛИКАЯ ТРУЖЕНИЦА) Физминутка для глаз или танец на месте
Выполняют работу самостоятельно, проверяют выполнение по образцу и оценивают результат своей работы | Определяют очередность в парной работе. Говорить понятно, смотреть на собеседников. Рассматривают картинку. Произносят звуки Ш-Ш-Ш-Ш-ААА-Р (синий – красный – синий) Проводят звуковой анализ слова ОООО-С-С-С-С-АААА Л-Л-Л-УУУУ-Н-Н-Н-ААА Прочитывают вместе и определяют алгоритм действий, самоконтроль по образцу Через электронный учебник и тетрадь Под музыку выполняют движения сидя на стульях Вместе прочитывают задание, выделяют действия, которые будут выполнять, проверка самостоятельная через электронный учебник |
Итог урока. Рефлексия | — Вспомните, зачем мы слушали звуки? — Кто способен произносить звуки? — О чем вы расскажите дома родителям? Закончить стихотворением. ИЛИ вернуться к словам ГРОЗА, ПЧЕЛА. – дать характеристику звукам | Поводят итог урока Дают эмоциональную оценку своей деятельности |