Звуки речи. Гласные и согласные звуки




Автор: Л.В. Крупецая, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 п. Смидович

Тема урока: Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

Цель урока:

  • Сформировать умение различать гласные и согласные звуки .
  • Научить классифицировать звуки , в ходе специального прослушивания; соотносить название предмета с его звуковой схемой
  • развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  • 1.Предметные:

-сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся;

-научить классифицировать звуки знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, с характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера;

-научить выполнять фонетический анализ слов, частичный и полный

2 Метапредметные

регулятивные:

  • по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;

  • осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

познавательные:

  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;

  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;

  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;

  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;

  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

Должны научиться

Анализировать звуковой состав слов.

Осознавать познавательное значение умения читать.

Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, электронный учебник, зеркала, схемы слов, учебник Букварь.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Психологический настрой

  • Звучит музыка «На урок…».

Начался урок,

Я желаю Вам

Слушать, запоминать, 
Ни минутки не терять.

И тогда у нас с Вами все получится

  • Проконтролировали свою посадку

(Как правильно сидеть)

— Проверьте готова ли хозяйка к уроку, а помощница?

Эмоциональный настрой.

Вспоминают правила посадки на уроке

Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Формулирование

темы урока, цели

-Как назвать одним словом то, что мы с вами говорим, слышим, и даже она бывает устной и письменной (видим и пишем)? (РЕЧЬ)

-Вспомните, по какой стране мы с вами продолжаем путешествие? (НАШей РЕЧи)

на экране появляется слово РЕЧИ

— По какой именно речи начнется наше путешествие, вы мне сейчас скажите сами, только стоит прислушаться к звукам природы.

— Что вы услышали? (ЗВУКИ)

— Где можно слышать все эти звуки? (ВЕЗДЕ, ПОВСЮДУ)

Какой вывод можно сделать? (ОНИ ОКРУЖАЮТ ЧЕЛОВЕКА ВЕЗДЕ. МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ ЗВУКОВ)

-Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи?

Что будем учиться определять? (ЗВУКИ РЕЧИ)

— Но сначала давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем по нашему разделу.

Звуки, каких животных Вы услышали? (СОБАКА, СОВА, ПЧЕЛА) (на доске появляются слова)

— Какие звуки неживой природы вы услышали? (раскаты грома, дождь)

— Посмотрите на доску, скажите, что вы видите? (Открывается доска, на которой ЗВУКОВЫЕ СХЕМЫ СЛОВ, ПОДЕЛЕННЫЕ НА СЛОГИ)

— Давайте определим, какое слово будет отнесено к схеме) (сначала выполняют вместе слово СОБАКА – дыхательная гимнастика, ставят на доске слово напротив схемы)

Какое слово состоит из одного слога?

— А теперь определите, сколько слогов у слова «сова»? Самостоятельно выложите его на столе, используя квадратики, кто определит, поднимет руку,

— Кто издаёт звуки? (ВЫВОД: ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

Вспоминают карту (маршрутный лист) НАША РЕЧЬ

Слушают записи звуков (леса, птицы, гром, лай собак, звук козы,

СЛАЙД ЗВУКИ РЕЧИ

ПРОЧИТЫВАЮТ вместе запись на доске — экране

ВЫВОД Человек живет в мире звуков.

Вспоминают услышанные звуки, называют.

Работают с учебником,

Ведут счет слогам (дыхание), составляют схему на доске слов, с самопроверкой

Лес

Гроза

Пчела

сова

Собака

Самостоятельно выложите его на столе, используя квадратики, кто определит, поднимет руку

(ВЫВОД: ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дают оценку своим знаниям

Работа по теме урока

Упражнение детей в произнесении этих звуков с использование зеркальца для наблюдения за языком, губами и зубами.

— Рассмотрите внимательно три рисунка на стр. 16

— Возьмите указку и поставьте на тот рисунок, о ком мы еще не говорили. (по середине, самоконтроль)

— Какие звуки речи произносят люди? (СЛОВА)

Работа с иллюстрацией мать и девочка (дочь плачет). Она произносит звук [а]. Мама произносит звук [ц] или [ч,] и использует жест, который показывает, что здесь нельзя громко говорить и кричать, т.к. в коляске спит малыш.

Исследовательская работа.

— Мы должны доказать все ли звуки речи одинаковые?

Работают с зеркалами, делают выводы.

— на минутку мы превратимся в исследователей, на столах у вас есть зеркала. Возьмите их и, глядя в него, произнесите звук, который произносит девочка [а], тот, что произносит мама [ц] или [ч]

— Что вы видите? Что происходит с ротиком? (он открывается)

— Когда произносите звук, воздух встречает препятствия?

  • При одних звуках выдыхаемый воздушный поток не встречает препятствий ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса)
  • При других звуках выдыхаемый воздушный поток, встречает препятствия Ими могут быть губы, зубы, язык. СОГЛАСНЫЕ (состоят из голоса и шума [б]. [в]. [г]. — , только из шума [ш]. [х]. [ф].)

ОДНОВРЕМЕННО на презентации появляется рисунок – схема девочка «гласный», мальчик «согласный».

Посмотрите внимательно на лица детей.

— Чем они отличаются? (рот открыт, мальчик – закрыт) ГЛАСНЫЕ – РТОРАСКРАВАТЕЛИ, СОГЛАСНЫЕ – РТОСМЫКАТЕЛИ

СКОЛЬКО РАЗ ОТКРЫЛСЯ РОТ, СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ. СТОЛЬКО СЛОГОВ!

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО СЛОГИ МОЖНО СЧИТАТЬ ПО-ДРУГОМУ СКОЛЬКО РАЗ ОТКРОЕТ ГЛАСНАЯ НАШ РОТ (РТООТКРЫВАТЕЛЬ) СТОЛЬКО И СЛОГОВ

ИЛИ СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ СТОЛЬКО И СЛОГОВ

— Какого цвета платье у девочки? У мальчика? (обозначение звуков на письме) НА МАГНИТ КВАДРАТИКИ ДАННОГО ЦВЕТ (на опорной)

  • Работа с текстом. Чтение стихотворения учителем.

— Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие действия могут совершать звуки. А какие не совершают.

_ А почему они не желают свистеть? (ВОЗДУХ ПРОХОДИТ ЛЕГКО)

-Значит, кто так себя ведёт? (согласные)

Физминутка с опорой на стихотворение.

Рассматривают иллюстрацию, извлекают необходимую информацию.

ВЫВОД: Только человек способен произносить звуки речи.

Девочка капризничает, плачет, мать её успокаивает, использует жест,

Упражнение детей в произнесении этих звуков с использование зеркальца для наблюдения за языком, губами и зубами.

ВЫВОД: При одних звуках выдыхаемый воздушный поток не встречает препятствий – ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса)

При других звуках выдыхаемый воздушный поток встречает препятствия Ими могут быть губы, зубы, язык. СОГЛАСНЫЕ (состоят из голоса и шума [б]. [в]. [г]. — только из шума [ш]. [х]. [ф].)

Проводится исследовательская работа по иллюстрации.

ВЫВОД Гласные – рот открывают – ртораскрыватели,

согласные рот закрывают – ртосмыкатели.

Платье – красное, рубашка – синяя (

Наблюдают за цветовым обозначением звуков. Называют звук и дают ему характеристику

ПРОВЕРЯЮТ НА СЛОВАХ У ДОСКИ

Внимательно слушают стихотворение, выделяют действия (ТЯНУТСЯ, МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ, ЗАКРИЧАТЬ, ЗВАТЬ, АУКАТЬ)

Еще раз уже вместе прочитывают стихотворение и показывают действиями.

Выполнение движений вслед за учителем.

Работа по закреплению темы

  • Итоговое обобщение сведений о звуках речи.

Предстоит выполнить задание в паре. На столах у каждого есть картинка, внимательно посмотрите и назовите соседу 1 звук в слове, он должен угадать (один называет звук, другой определяет гласный или согласный)

  • вспомнить главные правила речи;

Работа со звуковыми цветными карточками, схемами. СТР 16

— Что вы видите внизу на странице? (РИСУНОК И СХЕМУ СЛОВА)

Сколько в первом слове звуков?

— Какой звук в схеме слов обозначен синим цветом? Красным цветом?

-Давайте сравним со второй схемой?

— Что общего в схемах? (КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ)

— Чем отличается схема от первой?

-Что вы знаете об этом насекомом? (НЕЛЬЗЯ ДРАЗНИТЬ – УЖАЛИТ)

ШАР

ОСА

ЛУНА

-Что вы знаете об осе? (НЕЛЬЗЯ ДРАЗНИТЬ – УЖАЛИТ, ЖИВЕТ В ДУПЛЕ В ЛЕСУ, ВЕЛИКАЯ ТРУЖЕНИЦА)

Физминутка для глаз или танец на месте

  • Работа в тетради.

Выполняют работу самостоятельно, проверяют выполнение по образцу и оценивают результат своей работы

Определяют очередность в парной работе.

Говорить понятно, смотреть на собеседников.

Рассматривают картинку.

Произносят звуки Ш-Ш-Ш-Ш-ААА-Р (синий – красный – синий)

Проводят звуковой анализ слова

ОООО-С-С-С-С-АААА

Л-Л-Л-УУУУ-Н-Н-Н-ААА

Прочитывают вместе и определяют алгоритм действий, самоконтроль по образцу

Через электронный учебник и тетрадь

Под музыку выполняют движения сидя на стульях

Вместе прочитывают задание, выделяют действия, которые будут выполнять, проверка самостоятельная через электронный учебник

Итог урока.

Рефлексия

— Вспомните, зачем мы слушали звуки?

— Кто способен произносить звуки?

— О чем вы расскажите дома родителям?

Закончить стихотворением.

ИЛИ вернуться к словам ГРОЗА, ПЧЕЛА. – дать характеристику звукам

Поводят итог урока

Дают эмоциональную оценку своей деятельности