Дидактические игры для девочек. Серия «Загадочные принцессы»


Автор: Антонина Сергеевна Орлова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43»
Должность: учитель-логопед


Игра «Спасение принцессы»

Подготовка к игре: подобрать 10 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ш) в начале и в конце слова.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, развивать память, мышление.

Инструкция:

— Злой дракон заточил принцессу в высокую башню. Помоги принцу её спасти, а для этого построй длинную лестницу. Строить лестницу нужно из картинок. Клади по одной картинке на «ступеньку», правильно называй слова. Теперь закрой глаза. Открой и скажи, какие картинки я поменяла местами? (например, рубашку и шарф) Скажи, какая картинка пропала? (например, душ) Какую картинку я заменила другой? (например, карандаш заменила шлангом) А какую картинку добавила? (шлем).

Игра «Замки»

Подготовка к игре: подобрать 12-18 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком З) в начале, в конце или в середине слова.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в согласовании существительных с местоимениями.

Инструкция:

— Помоги разложить картинки по замкам. Около замка, где находится принц, мы положим картинки, про которые можно сказать мой (например, зубр), где принцесса моя (например, коза), где они вместе мои (например, пазлы). Называй картинки около каждого замка правильно.

Усложнение игры:

— Теперь я разложу картинки по замкам, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).

Игра «Картинная галерея»

Подготовка к игре: подобрать 9 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ц).

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Инструкция:

-Принцесса решила устроить выставку своих картин, поможем ей повесить картины. Картинами будут наши картинки. Клади картинки в рамки и называй, что нарисовано. Теперь я загадаю картину, а ты постарайся отгадать. Какая картина находится в правом нижнем углу? (например, перец) Какая картина в третьем ряду справа? (например, огурец) Какая картина по середине? (например, певец) Какая картина под перцем? (под перцем яйцо) Какая картинка над кольцом (над кольцом певец) и т.п.

Педагог задает и другие аналогичные вопросы.

Игра «Флажки для замка»

Подготовка к игре: подобрать 15-20 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Щ) в середине и в конце слова в единственном числе.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, закреплять умение определять позицию звука в слове, упражнять в образовании множественного числа существительных.

Инструкция:

— Принцесса устраивает праздник. Нужно украсить замок флажками. Бери по одной картинки. Если звук «прячется» в середине слова, то клади картинку на флажки (например, прищепка), если слово заканчивается на звук (щ), то картинки откладывай (например, плащ). Не забывай правильно называть слова. Таких флажков развешали много. Назови чего много? (например, много прищепок, ящериц, ящиков и т.п.).

Игра «Легкие бабочки»

Подготовка к игре: подобрать 8-16 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Р) в единственном числе.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Инструкция:

— Принцессе очень нравятся бабочки. Клади картинки вокруг маленькой бабочки и называй слова ласково, «превращая»их в маленькие (например, карандашик). Теперь клади картинки вокруг большой бабочки и «превращай» их в самые большие (например, карандашище).

Игра «Волшебная палочка принцессы»

Подготовка к игре: подобрать 3-5 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Л) в единственном числе.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, словосочетаниях, упражнять в согласовании существительных с числительными.

Инструкция:

— Перед тобой волшебные палочки принцессы-феи, которые умеет «превращать» один предмет во много. Клади картинки на волшебные палочки и предметов сразу станет 6. Сосчитай от 1 до 6 (например, одна футболка, две футболки, три футболки, четыре футболки, пять футболок, шесть футболок).

Усложнение игры:

Ребенку предлагается посчитать словосочетания (например, одна желтая футболка, две желтые футболки, три желтые футболки, четыре желтые футболки, пять желтых футболок, шесть желтых футболок).

Игра «Подарки для принцессы»

Подготовка к игре: подобрать 8-14 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ж), изображающие живые и не живые предметы.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в дифференциации живых и не живых предметов.

Инструкция:

— Принцесса на день рождение получила подарки. Птичка живая, а корона — не живая. Помоги принцессе разобрать остальные подарки. Те предметы, про которые можно сказать, что они живые клади их к птичке (например, жук), не живые — к короне (например, пижама). Называй картинки правильно.

Усложнение игры:

— Теперь я разложу картинки к короне и к птичке, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).

Игра «Башни замка»

Подготовка к игре: подобрать 9-15 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком С) в разных позициях (в начале, середине и конце слова).

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в умении определять место звука в слове.

Инструкция:

— Помоги разложить картинки по башням замка. Те картинки, в названии которых звук слышится в начале слова клади к первой башне (например, санки), в середине ко второй (например, колесо), в конце к третьей (например, ананас).

Усложнение игры:

— Теперь я разложу картинки по башням, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).

Игра «Наряды принцессы для бала»

Подготовка к игре: подобрать 15-18 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ш) с разным количеством слогов.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в умении определять количество слогов в словах.

Инструкция:

— Скоро у принцессы бал. Посмотри, сколько у неё платьев. Поможем принцессе украсить платья вышивкой. Картинки будут узорами для вышивки. Картинки с одним слогом будут вышиты на голубом платье, где на подоле 1 точка (например, мышь); с двумя слогами – на желтом платье с двумя точками (например, шляпа); с тремя слогами – на малиновом платье с тремя точками (например, петушок).

Усложнение игры:

-Теперь я разложу (вышивки) картинки по платьям, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).

Игра «Бусы»

Подготовка к игре: подобрать 5-10 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ж) в начале или в середине слова.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, словосочетаниях, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Инструкция:

— Принцесса большая модница, у нее много украшений. Подарим ей новые бусы, но сначала их нужно собрать. Картинки будут бусинами. Клади по одной картинке на каждую бусину и правильно называй их. Красивые бусы получились.

Далее педагог подбирает подходящие прилагательные к разложенным предметам на бусинах и задаёт ребенку вопросы. Например, про какой предмет можно сказать, что оно сливочное, холодное, фруктовое, мягкое, сладкое и т.п.? (мороженое) Про какой предмет можно сказать, она детская, удобная, хлопчатобумажная, полосатая, теплая? (пижама) и т.п.

— Теперь сама подбери как можно больше слов (прилагательных) к предмету, который лежит на желтой бусине, затем красной, оранжевой и т.п. (например, жаба зеленая, ядовитая, бородавчатая, огромная и т. п.).

Игра «Цвета в сумочке»

Подготовка к игре: подобрать 8-16 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Л).

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словосочетаниях, закреплять знания названий цветов, упражнять в согласовании существительного с прилагательным.

Инструкция:

— У принцессы в сумочке предметы определённого цвета, сегодня они белые (в зависимости от изучаемого звука). Клади картинки в «окошки» и составляй словосочетания по образцу (например, белый флаг, белая лампа, белый стул, белое облако и т.п.)

Игра «Ландыш для принцессы»

Подготовка к игре: подобрать 10-12 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ц) и без него (без звука Ц). Перемешать картинки и положить изображениями вниз.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, закреплять умение определять наличие звука в слове, упражнять в согласовании существительных с числительными.

Инструкция:

— В саду у принцессы много цветов. И только один ландыш не может расцвести. Поможем ландышу. Переворачивай картинки, называй их, если в названии предмета слышится звук Ц (например, цепь, полотенце, яйцо и другие), то клади картинки на цветы ландыша, если нет звука откладывай. Теперь ответь на вопросы: Какую картинку ты положила первой? (например, первая цепь) А какую третей? (например, третье полотенце) Какую пятой? (например, пятое яйцо) и т.п.

Игра «Тропинка для принцессы и принца»

Подготовка к игре: подобрать 15-20 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ч) в разных позициях (в начале, середине и конце слова).

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, закреплять умение определять место звука в слове, упражнять в образовании существительных в родительном падеже.

Инструкция:

— Помоги принцессе и принцу построить дорогу из картинок, чтобы они смогли вернуться в замок. Но выкладывать тропинку можно тогда, когда звук слышится в середине слова (например, ключи), когда в начале или в конце, то откладывай (например, меч, чашка). Называй картинки правильно. Теперь переворачивай картинки и говори чего нет (например, нет ключей, нет бабочек и т.п.).

Игра «Подарки»

Подготовка к игре: подобрать 2-6 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком З).

Цель: автоматизировать изучаемый звук в предложениях, учить составлять предложения по двум опорным картинкам.

Инструкция:

— Принцессе к празднику подарили подарки. Бери по две картинки, клади на коробки (например, роза и ваза). Правильно назови картинки. Теперь составь с парой картинок предложение (например, Роза стоит в вазе).

Игра «Собери цветок»

Подготовка к игре: разложить картинки с изучаемым звуком (например, со звуком Р) в три стопки, в зависимости от места звука в слове (в начале, в середине или в конце слов), приготовить игральный кубик.

Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, предложениях, упражнять в составлении предложений по одной картинке.

Инструкция:

— Картинки будут лепестками нашего цветка. Выложим лепестки-картинки вокруг сердцевины. Бросай кубик, и если выпало 1-2, то бери картинки с первой стопки, если выпало 3-4 со второй, если 5-6 с третьей стопки. Выложи все лепестки-картинки из нужной стопки и правильно назови. Теперь запомни картинки. Закрой глаза. Я «оторву» один лепесток, а ты постарайся вспомнить, какой. Составь с данной картинкой предложение.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + пятнадцать =