Наставничество как форма работы с мотивированными учащимися на уроках химии


Автор: Любовь Николаевна Митрофанова
Место работы:  МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм»
Должность: учитель химии


В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, оценивать достигаемые результаты. Задачи по формированию этих перспектив требуют овладению обучающимися различных компетенций. Компетенции можно сформировать через содержание обучения, но крайне важно, по моему мнению, формировать и учебную мотивацию. Формировать учебную мотивацию помогают различные технологии, одна из которых технология наставничества, которая на современном этапе применяется недостаточно широко. Как применять технологию наставничества для формирования учебной мотивации, какие особенности нужно учитывать при этом – описывается в данном опыте.

Цель опыта выявить с помощью теоретического и практического исследования возможно правильные подходы к технологии наставничества при организации работы с мотивированными детьми.

Задачи, решаемые в опыте:

  • Показать актуальность технологии наставничества при работе с мотивированными детьми;

  • Описать направления работы, через которые реализуется наставничество;

  • Представить разработанную программу наставничества с мотивированными учащимися в форме «учитель – ученик».

Надеюсь, что опыт процедуры выстраивания наставничества, формирования наставнических пар, представленная в данном опыте программа и индивидуальные образовательные маршруты будут полезны учителям, родителям и всем, кто намерен заниматься наставничеством.

Обратимся к определению, что же такое мотивация? Мотивация, по определению психологов, – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. По мнению многих ученых и педагогов, учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае, я считаю, играет решающую роль в определении мер педагогического влияния. Ведь личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Конечно же, понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. Моя многолетняя практика показывает, что при осознании смысла учения у школьников, успехи в учебной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал.

Создание не только в классе, но и во всей школе систематизированной и качественной работы с мотивированными, способными учащимися является очень актуальной. На педсовете «Новые подходы к мотивации обучающихся как механизм повышения качества образования» (протокол № 5 от 02.12. 2019г.) педагоги МКОУ СОШ им. И.А. Пришкольника решили: необходимо кардинально менять стиль работы. Современное время требует умелого сочетания старых и современных педагогических технологий (групповая работа, педагогическая мастерская, работа в парах, метод модернизации, проектная методика и т.д.). Идеальной формой работы с мотивированными учащимися будет наставничество. В связи с этим в школе началась процедура выстраивания наставничества: разработано Положение о реализации программы наставничества в МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника» (приказ № 20 от 17.02. 2021 г.), и дорожная карта внедрения целевой модели наставничества. В целях повышения эффективности организации методической работы в школе было создано методическое объединение «Наставничество» (приказ № 32 от 01.03.2021 г.) Руководителем методического объединения приказом директора была назначена я, так как к тому времени обучилась на курсах по наставничеству. Проделана большая работа среди коллектива учителей по формированию базы наставников, проведено анкетирование, продолжилась учеба по повышению квалификации по вопросам наставничества, выявлены формы наставничества, которые приемлемы в нашей школе. В сентябре 2021 года заключено соглашение между ОГАУ ДПО «Институт развития образования ЕАО» (далее – «Институт») и «МБОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника» (далее – «Региональная инновационная площадка»). Предметом настоящего соглашения является урегулирование отношений между Институтом и Региональной инновационной площадкой в рамках организации проведения обучения педагогов, а также проведения различных профессиональных педагогических инициатив (обучающих семинаров и курсов, конференций, форумов, педагогических лабораторий, мастерских и иных мероприятий). В соглашении прописаны обязанности сторон, в частности «Институт» разрабатывает научно-методическое обеспечение программ мероприятий, проводимых на Региональной инновационной площадке, обеспечивает подготовку и распространение научно-методических разработок продуктивного опыта Региональной инновационной площадки. «Региональная инновационная площадка» участвует в подготовке плана совместной деятельности, создает условия для организации эффективного процесса повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования. Соглашение вступило в силу с 1 сентября 2021 года и действует до января 2026 года.

Такое серьезное сотрудничество обязывает более детально прорабатывать вопросы, связанные с наставничеством и применять в своей практике реальные формы наставничества. По результатам анкетирования выяснилось, что 96% учителей коллектива желают заниматься наставничеством, из них 63% с мотивированными учащимися. По моему глубокому убеждению, наставник становится очень значимым взрослым в жизни ребенка, так как он сопровождает его в процессе обучения, воспитания, формирует индивидуальный маршрут и личностное развитие. В соответствии с «Целевой моделью наставничества» в МКОУ СОШ им. И.А. Пришкольника мною разработана и реализуется Программа наставничества с мотивированными учащимися в форме «учитель – ученик».

Моя система работы с мотивированными детьми включает в себя следующие этапы:

1. Выявление мотивированных детей.

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках.

3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей во внеурочной деятельности.

Результаты работы наставнических пар

«учитель – ученик», «ученик – ученик»

Свою работу как наставник веду по таким направлениям: через проектно-исследовательскую деятельность, элективный курс по предмету, подготовке к олимпиадам различного уровня, внеурочную деятельность. Программу, которую представляю в данном опыте, реализую через проектно- исследовательскую деятельность и подготовку к олимпиадам различного уровня. Реализовать программу мне помогает технология проектирования. Проектирование предполагает использование окружающей жизни, как лаборатории, в которой происходит процесс познания. «Всё из жизни – всё для жизни» – таков лозунг данной педагогической технологии. Наставляемые мною ребята (в дальнейшем буду использовать этот термин) развивают познавательные навыки, учатся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Сформировать их во многом помогает участие наставляемых в исследовательской и проектной деятельности.

Необходимо учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. На мой взгляд, наибольшую эффективность имеют предметы естественно-научного цикла. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как на занятиях, так и при выполнении в рамках отведенного программой времени лабораторных и практических работ. При работе с мотивированными учащимися использую творческие проекты, практико-ориентированные проекты, исследовательские проекты.

Исследовательские проекты призваны научить наставляемых добывать и анализировать информацию, обрабатывать и анализировать ее, обобщать, сопоставлять с известными фактами, делать аргументированные выводы. Но самое главное – работа над исследованием учит работать с лабораторным оборудованием, подбирать методики к тому или иному эксперименту, кропотливо выполнять опыты. Коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные умения очень хорошо проявляются не только в ходе работы на разных этапах исследования, но и при публичной защите проектно-исследовательских работ

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, сопровождать их, развивать их познавательную деятельность – в этом я вижу функцию наставника.

При работе с мотивированными детьми соблюдаю следующие правила наставника:

1) не навязываю наставляемому свое понимание вопроса как единственно верное;

2) не оставляю без внимания ни один вопрос наставляемого, даже если на него нельзя ответить немедленно;

3) не подменяю мыслительную работу наставляемого своими разъяснениями трудных вопросов.

Такой подход позволяет реализовывать интересные проектно- исследовательские работы. Реализованы большие проекты: «Соль пищевая и соль поваренная», «Здоровье и генномодифицированные продукты». Такие работы, как «Исследование кислотности и засоленности почв с. Валдгейм и с. Пронькино», «Изучение степени загрязненности воздуха в Валдгеймской средней школе», «Получение латекса из комнатных растений в средней школе с. Валдгейм» связаны одной тематикой и представляют собой целый комплекс исследований, направленных на изучение проблем родной школы и поселка, возможного решения этих проблем.

На школьных и муниципальных конференциях проектно- исследовательских работ первых две стали призерами школьной конференции. Диплом победителя XI муниципальной ученической конференции проектно-исследовательских работ «Мои исследования и открытия» получил проект «Соль поваренная и соль пищевая» (автор Ларкина С.). Этот проект участвовал в финале областного конкурса «Ярмарка проектов». Проектно-исследовательская работа «Получение латекса из комнатных растений средней школы с. Валдгейм» (автор Трубачев А.) была представлена на ежегодной ученической Пироговской конференции «Юниор» (г. Москва). Очень показательна работа над коллективным проектом «Сверхтяжелые собратья» школьной командой «Анионы Шквала», в которую входили 4 моих наставляемых и я как наставник, приняли участие в VI Межрегиональном химическом турнире г. Москва (заочный этап). Из предложенного перечня заданий мы выбрали задачу 5 Сверхтяжелые собратья.

Приведу текст этой задачи.

Задача 5 «Сверхтяжелые собратья»

Мы знаем довольно много о самом тяжелом из стабильных галогенов – йоде. Его соединения содержатся в морских водорослях, йодиды и иодаты калия добавляют в поваренную соль, и в целом йод – необходимый компонент нашего рациона.

С точки зрения химии йод интересен, в частности, цветом простого вещества и других соединений. В то время как фториды, хлориды и бромиды свинца – белые порошки, йодид свинца – желтый. То же верно и про йодид серебра. Пары йода имеют насыщенно фиолетовую окраску. Химические свойства йода тоже отличаются от других галогенов, например, йодная кислота в водных растворах существует в виде H5IO6, а хлорная – в виде HClO4.

А какого цвета астат в виде простого вещества и его соединений? Спрогнозируйте, насколько отличаются его химические свойства от свойств хлора, брома и йода. Поясните свой ответ и приведите несколько гипотетических уравнений, демонстрирующих химические свойства астата. Сможете ли вы, руководствуясь той же логикой, предложить гипотезы о химических свойствах теннессина (Ts) и его соединений, если бы он был стабильным элементом?

Сложно было подступиться к этому заданию. Проблемные места задачи – слабая изученность элемента теннессина, ранее известного как Унусептий или эка-астат, нет данных о химической формуле простого вещества, не изучены строение и физико-химические свойства. Ничего неизвестно о его соединениях. Нужно было интерпретировать задание так, чтобы оно было понятно, ведь элемент теннессин даже еще не был занесен в Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. И тут ребята предлагают нарисовать то, что они представляют. Каждый нарисовал свое, но во всех рисунках было отражено и положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, применение, даже возможный цвет полученных осадков. Затем шла работа уже с различными источниками информации, работа над прогнозированием физико- химических свойств простых и сложных веществ, образованных элементами астатом и теннессином. Вместе с командой пришли к выводу: решением этой задачи будет сравнительная характеристика элементов астата и теннессина, химических свойств простых и сложных веществ, образованных ими. Ребята выявили закономерности, которые использовались при решении задачи: периодичность в изменении свойств элементов по группам и периодам, зависимость строения вещества и его физико-химических свойств. Отследили закономерности: молекулярная формула – вид химической связи – тип кристаллической решетки – физические и химические свойства. Вывели формулы и дали им названия, например, теннесинноводород HTs теннессиноватая кислота HTsO3. Привели примеры уравнений химических реакций. Привожу только два в качестве примера, остальные есть в сопроводительном письме, который дан в Приложении 1:

Ts + 6H2O + 5Br2= 2 + 10HBr

2Ts + 10HNO3= 2HTsO3+ 10NO2 + 4H2O

Взаимодействие таких наставнических пар, как «учитель – ученик», «ученик – ученик», и даже такая наставническая пара, как «ученик – учитель», отразилось в работе над коллективным проектом в полной мере. При решении этой задачи настолько четко проявились доверительные, взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества. Такая непосредственная передача живого опыта от человека к человеку помогает развивать творческие, интеллектуальные способности и информационно-коммуникационную компетентность и наставника и наставляемых. Участвуя в проектной деятельности, наставляемый приобретает компетенции: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать и оценивать свою работу; быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Важнейшей формой работы с мотивированными учащимися являются олимпиады. Работа по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, регионального уровней провожу в течение всего учебного года и даже в течение ряда лет. Для подготовки учащихся к олимпиадам использую индивидуальный подход, корректное выстраивание индивидуального образовательного маршрута для каждого участника олимпиады, что нашло отражение в программе.

Данная система позволяет мне, как наставнику, максимально эффективно сопровождать наставляемого в ходе работы, помогает выстроить закономерный и логичный план работы.

После окончания школы сохраняются связи с ребятами, с которыми работала как наставник, ведь многие из них связывают свою профессию с химией, биологией. Но если они выбирают другие направления, то те навыки, которые они получили в школе, помогают им выстраивать дальнейшее обучение наиболее эффективно. Кроме того, именно выпускники могут стать главными наставниками для обучающихся.

В результате проведенной работы выявлено, что наставничество позволяет сформировать внутри образовательной организации сообщество учителей, обучающихся и родителей – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Благодаря наставничеству моя школа превращается в центр сельского социума, то есть становится центром жизни и притяжения местного сообщества, где самые разные люди могут найти свою роль – и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды. Уже можно видеть следующие результаты: растет вовлеченность ребят в жизнь моей школы; растет интерес к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью. Вследствие этого снижается уровень стресса, апатии; растет подготовленность обучающихся к жизни, которая их ждет после окончания обучения; они получают представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия. А самое главное, формируется традиция наставничества. Для обучающихся, в становлении которых участвовали выпускники и другие представители местного сообщества, культура наставничества оказывается новой нормой. Перейдя на следующую образовательную или профессиональную ступень, они сами реализуют себя в роли выпускников – наставников и несут ценности наставничества новым поколениям обучающихся. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, формализованное общение). Это важно в современном мире. Я убеждена, что наставничество является перспективной и доступной технологией, позволяющей создать открытое сообщество, обогатить его и наладить неформальное общение подростка со взрослым на основе доверия и взаимообогащения.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − пять =