Введение
Организация группового мыслительного взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы – развитие мышления студентов. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения профессиональных задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
ФГОС СПО требует, чтобы выпускники обладали рядом общих компетенций, которые необходимо формировать из урока в урок. Групповая работа на уроке помогает формировать несколько общих компетенций. Это, прежде всего, умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), умение принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач (ОК 4), умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с другими студентами (ОК 6), умение ставить цели, мотивировать деятельность свою и своих товарищей, с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7).
Организация учебного процесса требует от преподавателя множественных усилий. Чтобы представить студентам достоверную и актуальную информацию, необходимо постоянно расширять свои познания в предметной области, чтобы сделать занятие интересным для студентов, требуется использовать в своей педагогической деятельности современные технологии личностно-ориентированного, проблемного, проектного обучения.
Чтобы оценить групповую работу студентов и выполнение ими требуемых компетенций, преподаватель должен разработать объективные критерии оценивания. Чтобы организовать групповую работу студентов и выполнение ими практических, лабораторных работ, требуются методические пособия. Казалось бы, организуя свою работу с учётом вышеописанных задач, удаётся добиться намеченных целей – сделать процесс обучения эффективным.
Содержимое
1. Теоретическая основа организации групповой работы на заключительном этапе обучения
1.1. Характеристика, особенности, выбор и применение методов закрепления и совершенствования знаний по теоретическим предметам, формирование интеллектуальных навыков и отработка умений выполнять учебно-производственные задания
Уроки закрепления и совершенствования знаний и умений — на них происходит вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение полученных знаний и умений для достижения их прочности. Закрепление и применение знаний при этом может производиться на репродуктивном и творческом уровне.
Запоминание — это укрепление в сознании тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений в процессе ощущений и восприятия. Запомнить учебный материал — это значит связать его с прежними знаниями, с имеющим жизненным и практическим опытом.
Запоминание может быть непроизвольным, когда оно осуществляется без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой, и произвольным, требующим особых волевых усилий и специально организованной деятельности по запоминанию, сохранению в памяти. В учебной деятельности основу составляет произвольное, осмысленное запоминание. Запоминание во многих случаях осуществляется в форме заучивания.
Заучивание, как специально организованная работа по закреплению изученного, является одним из способов запоминания и развития памяти; запоминание и заучивание следует рассматривать как целое и часть.
Для того чтобы целенаправленно развивать память учащихся, успешно организовать работу по закреплению изучаемого материала, преподавателю необходимо знать основные психологические закономерности запоминания, а именно:
— важнейшим условием запоминания учебного материала является его понимание;
— материал, связанный с потребностью учащегося, с его устойчивыми интересами, сохраняется в памяти прочно, иногда совсем не забывается;
— наиболее прочно закрепляются в памяти первые впечатления, а также знания, основанные на осознании закономерностей и причинно-следственных связей;
— забывание особенно интенсивно протекает сразу после восприятия, затем замедляется;
— быстрее всего забываются формулы, определения и описательный материал;
— во время эмоционального возбуждения и восприятие, и запоминание, как правило, слабеют, так как внимание сосредоточивается не на материале, который нужно воспринять и запомнить, а на причине эмоционального возбуждения.
В процессе закрепления изучаемого материала наиболее эффективными являются следующие применяемые учащимися под руководством преподавателя приемы произвольного запоминания:
— мысленное, а также письменное составление плана содержания запоминаемого материала;
— запоминание с помощью символов — «опорных сигналов»;
— реконструкция запоминаемого материала в более удобную форму — «смысловая группировка»;
— соотношение запоминаемого с уже имеющимися знаниями запоминание «по смежности», «по сходству»;
— применение сравнений, сопоставлений, выделение сходства и различия — запоминание «по контрасту»;
— использование классификации и систематизации запоминаемого;
— пересказывание запоминаемого материала «своими словами» и др.
Одним из важных средств запоминания и закрепления изученного является его воспроизведение, выступающее в форме организованного повторения пройденного, изученного материала. К этому способу целесообразно обращаться после того, как преподаватель убедился, что новый изучаемый материал понят и осмыслен учащимися. Воспроизведение, заучивание без понимания есть не что иное, как зубрежка.
Упражнения — многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случае количества повторений, воспроизведений) в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.
Все разнообразие упражнений можно свести к трем основным типам: репродуктивные, творческие, поисковые.
Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте (упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, проводимые в форме письменных заданий, когда учащимся необходимо указать название, назначение, расположение отдельных узлов и деталей, а также разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм).
Творческие упражнения помогают организовывать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учат самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач (различные задачи: на выбор инструментов, приспособлений, процессов; на определение зависимостей; на объяснение различных технологических явлений и процессов).
При изучении специальных предметов широкое применение находят упражнения по проектированию технологических процессов.
Поисковые упражнения — это упражнения на творческое применение полученных знаний и умений, проводимые на более высоком мыслительном уровне. Различают диагностические и конструкторские поисковые упражнения.
Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1) упражнения — это не только повторение, но и движение вперед, очередной шаг в овладении профессией;
2) каждое упражнение должно иметь четкую цель;
3) упражнения выполняются под руководством мастера производственного обучения. Цель мастера при руководстве упражнениями должна быть и целью учащихся.
4) выполняя упражнения, учащийся должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно-производственные задания;
5) высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности учащихся;
6) в процессе выполнения упражнений учащиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.);
7) на каждом этапе выполнения упражнения учащийся должен четко представлять, каких результатов он добился.
На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т. п.. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к Уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются обучающимися с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем они сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
«Форма организации обучения — это конструкция отрезка процесса обучения, которая предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала (И.М. Чередов).».
Традиционно выделяют фронтальные, индивидуальные и групповые формы организации учебной деятельности.
1.2. Роль и место групповой работы в учебной деятельности.
Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2 — 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Групповая форма обучения — это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной — все плюсы ученической самостоятельности.
Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, обучающиеся активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.
Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:
— наличие непосредственного взаимодействия между учащимися;
— опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя, строящееся по принципу: «учитель — группа сотрудничающих между собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.
Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении как младших школьников так и студентов. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества.
Главными признаками групповой работы обучающихся на уроке являются:
учебная группа на данном уроке делится на мини группы для решения конкретных учебных задач;
каждая мини группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера мини группы или учителя;
задания в мини группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена мини группы;
состав мини группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина мини групп различна. Она колеблется в пределах 2-6 человек. Состав мини группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Виды работ при использовании групповой формы организации познавательной деятельности:
парная работа, которая чаще всего используется при взаимной проверке знаний. Её особенностью является необходимость по возможности учитывать психологическую совместимость пары. Эта работа должна продолжаться не более 5-7 минут.
бригадная форма, используемая при закреплении учебного материала. Число учащихся в бригаде – 5-8 человек. Учитель назначает лидера, соблюдая очерёдность лидерства. Сильных и слабых учащихся в бригаде должно быть примерно одинаковое количество.
звеньевая форма чаще всего используется в лабораторных работах и практикумах, наиболее эффективна на этапе формировании умений и навыков. Численность звена не должна превышать 10 человек.
При совместной учебной деятельности группы проявляется, в первую очередь, активность обучающихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всей учебной группой и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. А.Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе:
позитивная взаимозависимость, т.е. понимание обучающимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
личное взаимодействие, при котором обучающиеся должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка даётся и персональному вкладу, и коллективному результату;
навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.
1.3. Методы и формы группового обучения.
Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности применяются разнообразные методы деятельности учащихся: поощрение, создание ситуаций успеха, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, прогнозирование будущей деятельности, формирование ответственного отношения, формирование рефлексивности, развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Все это позволяет превратить приобретение знаний во внутренне мотивированный и радостный процесс и приводит в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе. Следовательно, залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
В условиях традиционной классно-урочной формы организации обучения, где ведущий (тренер, педагог) выполняет роль «фильтра», а деятельность ученика в основном репродуктивная (принцип взаимоотношений субъект-объект), невозможно формирование ключевых компетентностей на высоком уровне. Современность требует от учителя использования наиболее рациональных методов, приемов, технологий, обеспечивающих решение этих задач.
В соответствии с этим цель педагогической деятельности – организация учебной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством использования активных способов обучения (принцип взаимоотношений субъект-субъектных, где учитель выступает в роли «фасилитатора»).
В настоящее время появилась необходимость обновить содержание процесса обучения и воспитания. Это привело к необходимости заняться поиском новой технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии интерактивного обучения. Она является хорошей возможностью идти в ногу со временем. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- овладение навыками организации парной и групповой работы учащихся;
- формирование у учащихся культуры общения, умения работать в команде;
- создание ситуаций, требующих самоорганизации, самостоятельной деятельности учащихся.
Целесообразность применения интерактивных форм обучения определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и постановка учебных задач создают условия и возможности для использования некоторых форм интерактивного обучения – обучения, основанного на общении и взаимодействии учащихся на уроках. Организация процесса обучения на основе взаимодействия учащихся носит избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать работу учащихся в технологии интерактивного обучения можно лишь на определенном этапе урока с определенной целью и в определенных временных рамках. Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока. Особенность интерактивного обучения предполагает физическую (меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут и т. д.), социальную (задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями) и познавательную (вносят дополнения в изложение учителя, сами находят решение проблемы) деятельность.
Формами интерактивного обучения являются:
Фронтальная работа в кругу.
Статичные группы (группы постоянного состава).
Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении).
Статичные пары (пары постоянного состава).
Пары сменного состава.
Использование приема фронтальной работы в кругу можно использовать в самом начале урока, где будет осуществлен выход на тему урока; в середине урока, когда требуется зафиксировать, обобщить результат проведенного поиска; в конце урока можно подвести общий итог.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы – правильное комплектование групп. Психолог Ю.Н. Кулюткин пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания взаимопомощи, снимается тревожность и страх». Задания должны быть достаточно трудными, желательно проблемными, допускать разные точки зрения. Учитель здесь должен быть организатором, режиссером и соучастником коллективной деятельности. Статичные и мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Работа учеников в парах постоянного состава хорошо известна в нашей практике – небольшое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, затем сверяют результаты друг с другом или со справочником. Отличие работы в парах сменного состава состоит в том, что закончив работу в парах, каждый ученик меняет партнера и в новой паре выполняет новое задание. Поскольку не все дети имеют опыт общения в парах сменного состава, педагогу необходимо учить ребят овладевать приемами ведения учебного диалога.
Мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Каждая группа «мини –лаборатория» , которая собирает доказательства, чтобы объяснить научное предположение о чем-либо. Такой урок-мастерская развивает творческий потенциал каждого, будит дух экспериментаторства.
Варианты видов работы в парах, используемые, при работе по основным методикам коллективных учебных занятий:
1. Обсуждение.
2. Совместное изучение.
3. Обучение.
4.Тренировка.
5. Проверка.
1.4. Контроль преподавателя за групповой работой обучающихся, обсуждение итогов.
Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.
Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.
Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:
— Внимательны ли они или отвлекаются?
— Как ведут себя: живо или апатично?
— Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
— Слушают ли друг друга?
— Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
— Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп. В конце занятия, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всей учебной группой. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: »А каким способом получен такой результат?». Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: »Почему вы так думаете?». Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.
2. Практические подходы к организации групповой работы.
2.1. Интерактивные технологии на уроках теоретического обучения.
Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у обучающегося есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность.
Чтобы организовать активную познавательную деятельность каждого обучающегося, входящего в группу, можно ввести правило отчета за каждое выполненное задание с элементами игры или соревнования.
Привожу пример занятия, проводимого мною в период закрепления учебного материала по разделу «Маркетинг в торговле» с обучающимися первого курса. Профессия: Продавец, контролёр-кассир.
Дисциплина: «Организация и технология розничной торговли».
Тема: «Маркетинговое изучение рынка»
Учебная цель: Проектирование плана маркетинговой деятельности по изучению спроса покупателей и выявлению рынка сбыта товара.
Время проведения занятия: 2 учебных часа.
Вид урока: деловая игра.
Форма проведения занятия: групповая.
Материально-техническое и дидактическое сопровождение урока: каждой группе предоставляются: компьютер, карточки задания, бумага формата 4 А, упаковки товара, фломастеры, учебники.
Организация занятия.
Учебной группе была предоставлена возможность самостоятельно разделиться на 3 мини группы – «Маркетологов», по 5 учащихся из которых один был назначен руководителем группы. После самостоятельного формирования групп, в 2 – х группах оказались более сильные учащиеся, в третьей из 5-ти обучающихся один был более сильным.
Группам предлагалось выполнить изучение товароведных характеристик, цены и других свойств товара, предлагаемого для реализации в «заданных населённых пунктах» согласно условий, в карточках заданиях, а также составить проект совместной маркетинговой деятельности по изучению спроса на предлагаемый товар и возможный вариант реализации большой партии предлагаемого товара, с максимальной пользой для предприятия изготовителя и предприятия реализующего товар.
После того, как учащиеся закончат работу, они должны защитить свой проект в виде доклада, с использованием диаграмм, и предлагаемыми вариантами методов маркетингового изучения спроса (в виде презентации), обосновывая свои доводы аргументированными доказательствами.
В ходе урока роль преподавателя сводилась к контролю за выполнением предложенных этапов работы, направлению групповой мысли в «нужное русло», и оценки участия каждого члена группы в этой работе.
Проанализировав выполнение данного задания, я выяснила, что две группы смогли быстро договориться о порядке работы, перераспределив роли и выполнить ее дружно, слажено быстро и полностью, третья не смогла продемонстрировать такой уровень сотрудничества, соответственно по понятной причине: в её составе оказался лишь один «сильный» ученик, который взял на себя всю работу группы. Процесс совместной деятельности в этой группе учащиеся подменили индивидуальной работой одного ученика.
Итоговая оценка, по проделанной работе в группе, выставляясь по разработанному критерию (Табл.1). В этом критерии учитывалась доля участия каждого участника группы, и пожелания руководителей организованных для совместной работы групп, которые не только организовывали работу группы, но и принимали активное участие в выполнении поставленных заданий, осуществлении контроля, за их выполнением. Оценка предусматривала наибольшее набранное количество, как по отдельному участнику, так и в целом по общему максимальному количеству набранных баллов группой.
Общая оценка за урок выставлялась по шкале (Табл. 2).
Таблица № 1.
Оценки работы группы № 1 по проектированию плана маркетинговой деятельности по изучению спроса покупателей и выявлению рынка сбыта товара.
№ п/п | Наименование критерия оценки | Количество баллов | Ф.И.О обучающегося/количество баллов | ||||
Банная А. | Тельминова З. | Кузнецов М. | Джумаева А. | Тонких А. | |||
1 | Выполнение заданий по проверке теоретических знаний | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
2 | Использование методов изучения спроса на товар | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
3 | Активность | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
4 | Творчество | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 |
5 | Умение выполнять поиск информации | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
6 | Умение работать с диаграммами | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
7 | Умение работы с компьютером | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
8 | Умение составлять логически и аргументировано обоснованную информацию | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
9 | Умение работы в коллективе | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
10 | Защита проекта | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Всего баллов | 50 | 47 | 50 | 43 | 46 | 41 | |
Оценка | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | ||
Общее количество баллов группы | 250 | 227 | |||||
Общая оценка | 90,8% — 5 отлично |
Таблица № 2.
Шкала выставления итоговой оценки за урок:
Процент выполнения (%) | Количество баллов | Оценка |
100 — 90 | 50 – 45 | 5 отлично |
89 – 80 | 44 — 40 | 4 хорошо |
79 — 70 | 39 — 35 | 3 удовлетворительно |
69 — 50 | 34 — 25 | 2 неудовлетворительно |
Следующим примером организации групповой работы на заключительном этапе изучения я использую урок-конференцию при окончании курса дисциплины Экономика, где предполагается дифференцированный зачёт.
Дисциплина Экономика.
Группа второго курса профессия «Повар, кондитер».
Вариант итоговой аттестации: дифференцированный зачёт.
Форма урока: конференция.
Время проведения урока: 2 учебных часа.
Организация урока:
За месяц до окончания курса дисциплины, обучающимся выдаются темы рефератов. Выполнение рефератов организовано в виде самостоятельной внеаудиторной работы. Для выполнения поиска информации к темам рефератов, учебная группа делиться на мини группы составом 2-3 человека. В течение месяца участники мини групп осуществляют поиск заданий по содержанию к теме реферата, предоставляя найденную информацию для проверки преподавателю. За неделю до защиты реферата, мини группы организуются для совместной работы, по итоговому оформлению реферата.
На уроке-конференции, группа должна защитить выполненный совместно реферат за круглым столом перед всей учебной группой. Причём слушатели учебной группы имеют право задавать вопросы по найденной и использованной информации, а группа исполнитель должна отвечать на встречные вопросы одногруппников.
Для того, чтобы конференция проходила интересно, а вопросы были актуальными и пригодились им в дальнейшем в жизни, вариант примерных вопросов, я как преподаватель, готовлю заранее используя найденную информацию обучающихся во время их поисковой деятельности в дальнейшем предлагаю группам-слушателям.
Оценка защиты реферата предусматривает критерий, в котором прослеживается как работа по подбору и поиску информации к реферату, так и его защита в виде доклада, и ответы на вопросы слушателей. В итоге обучающиеся показывают не только те знания и умения который заложены в программе данной дисциплины, но и те общие компетенции, которыми обучающиеся могут овладеть, только при использовании групповых форм организации учебной деятельности это: умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), умение принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач (ОК 4), умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с другими студентами (ОК 6), умение ставить цели, мотивировать деятельность свою и своих товарищей, с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7).
Используя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей:
- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых дисциплин;
- повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Применяя на уроках интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
2.2. Деловая — ролевая игра, как форма организации групповой работы на уроках практического обучения.
Неготовность учащихся принимать общую цель совместной деятельности ставит преграду для формирования деловых межличностных отношений. Их отношения складываются только как личностные и не входят в зону деловых взаимоотношений.
На этапе закрепления изучаемых разделов программы, я ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах в период проведения практических занятий и лабораторно-практических работ при этом непременным является соблюдение нескольких условий:
Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
Обеспечение средств обучения для решения поставленной задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.
В микро группах обучающиеся учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция). Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Приведу пример проведения урока производственного обучения в форме деловой – ролевой игры по теме: «Инвентаризация» с обучающимися второго курса.
Профессия: Продавец, контролёр-кассир.
Урок учебной практики по «Розничной торговле продовольственными товарами».
Тема: «Инвентаризация».
Учебная цель: Закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков по проведению инвентаризации продовольственных товаров.
Место проведения: учебная лаборатория «Розничная торговля продовольственными товарами»
Время проведения занятия: 4 учебных часа.
Вид урока: деловая игра.
Форма проведения занятия: групповая.
Материально-техническое сопровождение урока: ассортимент продовольственных товаров различных групп, бланки учётной документации, инструкционные карты, карточки задания к выполнению работ в группах.
Организация занятия.
По жребию, преподаватель предлагает разделиться группе на 3 инвентаризационных комиссии (подгруппы). В каждой инвентаризационной комиссии определяются роли согласно требованиям проведения инвентаризации в розничной торговой сети: председатель инвентаризационной комиссии, представитель бухгалтерии, материально ответственное лицо (продавец), представитель сторонней организации.
В задании каждой образованной группы входило выполнение следующих пунктов:
1. Подготовка товара к инвентаризации на рабочем месте продавца.
2. Подсчёт, перевес товара, оформление товарных ярлыков представителями инвентаризационной комиссии.
3. Оформление учетной документации по проведённой проверке.
4. Доклад председателя комиссии о выполненной работе и её результатах преподавателю.
Роль преподавателя (мастера производственного обучения) в данном случае сводилась к периодическому инструктажу председателей инвентаризационной комиссии назначенных в группах, по вывяленным замечаниям в ходе проверок, для того, чтобы группы могли исправить, либо удалить выявленный недостаток.
Процесс соревновательности, определялся отведённым временем на выполнение каждой операции, следовательно, от каждого участника требовалась максимальная активность, ответственная предварительная подготовка. В интересах группы было выполнить всё правильно и быстро.
Межпредметная интеграция дисциплин, в процессе закрепления общего знания по изученному процессу хорошо просматривается на уроках производственного обучения, тому пример приведённый урок практики. Разработанные практические задания предполагают проверку теоретических знаний по дисциплинам: «Бухгалтерский учёт и отчётность в торговле», «Товароведение продовольственных товаров», «Организация и технология розничной торговли», «Деловая культура», «Оборудование торговых предприятий».
Для оценки выполненных работ опять же я использую критерий оценки работ с применением бальной системы и шкалы определение итоговой оценки (Табл.3, Табл.4)
Таблица № 3.
Критерий оценки Инвентаризационной комиссии № 1, по выполненным заданиям инвентаризации продовольственных товаров.
№ п/п | Наименование критерия оценки | Количество баллов | Ф.И.О обучающегося/количество баллов | ||||
Банная А. | Тельминова З. | Кузнецов М. | Джумаева А. | Тонких А. | |||
1 | Выполнение контрольного теста по проверке теоретических знаний по теме: Инвентаризация | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
2 | Выполнение практического задания № 1. Подготовка товара к инвентаризации (пересчёт, перевес) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
2.1 | Правильность подготовки весового оборудования | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2.2 | Правильность выполнения взвешивания товаров | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Выполнение практического задания № 2. Оформление инвентаризационных ярлыков | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 8 |
3.1 | Правильность заполнения | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
3.2 | Аккуратность оформления | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
4 | Выполнение практического задания № 3. Оформление инвентарной описи | 15 | 15 | 15 | 12 | 12 | 12 |
4.1 | Соответствие вносимой информации в Инвентаризационную опись, исходной информации из Товарного отчёта | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
4.2 | Правильность внесения проверяемых данных в Инвентаризационную опись | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
4.3 | Правильность выполнения расчёта и выведения разницы инвентаризационной проверки в Инвентаризационной описи | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
5 | Выполнение практического задания № 4. Выведение итогов инвентаризации, принятие решения инвентаризационной комиссии | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
5.1 | Правильность оформления раздела Инвентаризационной описи – Итого инвентаризации | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Выполнение практического задания № 5. Оформление объяснения материальноответсвенного лица | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
6.1 | Оформление объяснения материальноответсвенного лица по факту выявленных расхождений при инвентаризации | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
7 | Активность | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
8 | Умение работы в коллективе | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
9 | Доклад о выполненной работе | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Всего баллов | 65 | 65 | 65 | 59 | 58 | 56 | |
Оценка | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | ||
Общее количество баллов группы | 325 | 303 – 93% | |||||
Общая оценка | 5 отлично |
Таблица № 4.
Шкала выставления итоговой оценки за урок:
Процент выполнения (%) | Количество баллов | Оценка |
100 — 90 | 65 — 58 | 5 отлично |
89 – 80 | 57 — 52 | 4 хорошо |
79 — 70 | 751 – 45 | 3 удовлетворительно |
69 — 50 | 44 — 32 | 2 неудовлетворительно |
Выбирая форму проведения занятий, я ставлю перед собой задачу не только сообщить обучающимся определенные знания, но и научить обучающихся думать, развить их мысль, творческую инициативу, самостоятельность.
Важнейшая цель образования — это формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Заключение
Современные подходы к обучению требуют пересмотра старых принципов построения учебного процесса и самого содержания образования в целом. Дидактическая система групповой работы является альтернативой классно-урочной системе обучения. Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности.
Групповая работа на уроках помогает слить обучение, воспитание, развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить без двоек, без принуждения, как развить у обучающихся достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным.
При групповой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.
На уроках групповой работы обучающимся можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается — двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Групповая работа на уроке способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы — все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что обучающийся становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.
Но следует напомнить, что все эти показатели будут действовать в том случае, если учитель применяет групповую форму работы в системе. Практика подтвердила, что всё-таки, в использовании групповой формы работы на уроке больше положительных моментов, чем отрицательных. Групповая форма работы представляет богатство методических приемов, дает простор для творческих поисков учителя и раскрывает индивидуальные способности каждого ученика.
Анализ педагогической теории позволил выделить следующие закономерности:
1. Учебное сотрудничество является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
2. Организация сотрудничества обучающих друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы.
Общая гипотеза исследования: можно предположить, что при условии адекватного использования групповых форм организации учебного сотрудничества на уроках у обучающихся существенно повысятся:
1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности,
2) успешность решения учебных задач,
3) уровень развития межличностных взаимоотношений.
Деятельностная сущность групповой формы организации учебного сотрудничества осуществляется через конструирование модели обучения при изучении любой темы курса дисциплины.
Анализ практики работы показал, что при условии адекватного использования групповых форм организации учебного сотрудничества на уроках теории и практики, у обучающихся существенно повысились эффективность формирования компонентов учебной деятельности, успешность решения учебных и производственных задач, уровень развития межличностных взаимоотношений.
Список использованной литературы:
- Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
- Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:[http://psh.tom.ru/index.php/component/].
- Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 2005.- №2.
- Опыт организации групповой работы на уроках. Режим доступа (http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm).
- Геропимус Ю. В. Игра, модель, экономика. Знание, М:, 2007.
- Еременко Н.И. Элективный курс. Предпринимательское право. Экономика, правоведение. Волгоград, ИТД «Корифей», 2006 .
- Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме. М.: Высшая школа, 2005
- Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. М.: ВЛАДОС, 2008.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград, Учитель, 2006.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М. Академия, 2009.
- Хруцкий Е. А. 0рганизация проведения деловых игр. М: Высшая школа, 2007.