Применение интерактивных технологий на занятиях учебной практики


Автор: Любовь Леонидовна Федореева
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: мастер производственного обучения


Мы занимаемся творчеством всякий  раз, когда  выражаем сложную мысль
или  заполняем  текстом  чистый  лист  бумаги.

Если  мы  делаем  это  эффективно  и  необычно- значит,
нас  по  праву  можно  назвать  творческими  людьми.
Джеймс  Алан  Гарнер

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. В своей педагогической практике в соответствие требованиям новых ФГОС умело использую разнообразные методы и приёмы организации уроков, развивающие самостоятельность обучающихся, включающие решение различных практических ситуационных задач по профессиональному профилю, мультимедийные средства и игровые элементы. Особое внимание уделяю развитию навыков самоконтроля, сравнению достигнутых результатов, через применение на каждом уроке критериев оценки работ обучающихся.

В  настоящее время  перед  профессиональным  образованием  стоит  проблема  подготовки  высококвалифицированных специалистов  способных удовлетворить  потребности  современного  общества  на  рынке  труда. Высокие  темпы  развития  мировой  экономики, стремительно  меняющиеся  требования  к  специалисту, большой объём  информации необходимой  для  усвоения  к  концу  обучения  в  лицее  способствуют к  применению  современных  информационных  технологий  на  занятиях специальных  дисциплин.

  • Цель исследования: отобрать интерактивные методы обучения, направленные на достижение учебных целей.
  • Объект исследования: процесс обучения интерактивных технологий на занятиях учебной практики.
  • Предмет исследования: интерактивные технологии обучения, включающие научно-практические методы и педагогические приемы.
  • Гипотеза исследования: применение интерактивных технологий обучения на уроках учебной практики, возможно, будет способствовать лучшему развитию у обучающихся познавательного интереса и росту уровня их знаний, умений и навыков.
  • Задачи исследования:

  • Проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме.
  • Определить интерактивные научно-практические методы и педагогические приемы, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся.
  • Выявить эффективность выбранных интерактивных методов обучения в развитии у обучающихся познавательного интереса и росте уровня их знаний, умений и навыков.
  • Методы исследования: теоретические – анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические – естественный педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование; методы математической обработки результатов исследования.

 

Содержимое

Актуальность применение интерактивных технологий на занятиях учебной практики

В лицее, мы готовим  обучающихся  к будущей жизни  в  современном  обществе, которое  становиться  все более  информационным.  В  немалой  степени это связано  с  появлением  нового  инструмента  работы  с  информацией компьютера.  Внедрение  компьютера  в  процесс  образования  ставит  перед  преподавателем   новую  задачу-овладение  компьютером  как  средством  работы  с  информацией. Сегодня  практически не встретишь преподавателя, мастера производственного обучения который бы не владел элементарными навыками работы с компьютером. И в силу своих возможностей, специфики предмета, а может быть, и желания, так или иначе, преподаватели пытаются использовать данное средство в преподавании предмета, а это сегодня рассматривается как инновационная технология.

Я стараюсь применять наглядность в виде раздаточного материала, практически на каждом уроке присутствует презентационный материал соответствующий темам занятий, что даёт возможность обучающимся наглядно представить торговый процесс. При подготовке к урокам использую не только возможности библиотеки учреждения, но информацию интернет источников, видеоматериал, тем самым делая уроки интересными для восприятия обучающихся. На учебной практике по профессии СПО «Продавец, контролёр-кассир», я применяю в основном интерактивные формы. Постоянно работаю над повышением результативности уроков учебной практики. На уроках учебной практики применяю различный дидактический материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний, провожу уроки учебной практики с элементами деловой игры.

В ходе изучения ассортимента товара на учебной практике, я применяю презентации и видео материал, это дает возможность более четкого представления о товаре. Для привития интереса к занятиям учебной практики, а так же развития качеств самостоятельности, активности у обучающихся к познавательной деятельности, я ввела в свою практику использование интерактивных форм проведения уроков учебной практики, таких как: урок-соревнование, урок-взаимообогащение, урок-творческий отчет (проведение контрольно-проверочных работ), урок-конкурс, урок с использованием элементов проблемного обучения (решение производственных задач). Для подготовки к урокам учебной практики пользуюсь интернет ресурсами. В качестве самостоятельных заданий обучающиеся выполняют электронные презентации по изучению ассортимента товара. Преподаватель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Обучающиеся  на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – преподаватель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать. Использование компьютера на уроках, преподаватель  должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками. Одной  из  инноваций  для  образования  являются интерактивные  электронные  доски, кардинально  преобразующие педагогические  технологии  с использованием  компьютеров  и  новейших  педагогических  программных средств.  Структура  интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.

Программная поддержка новейшей технологии обучения — это комплексы наглядных учебных материалов и электронных учебников, поставляемых производителями электронных досок либо самостоятельно создаваемых педагогами. Любое творчество – это производная от времени и мышления! Повышение мотивации к обучению обучающихся  по специальным  дисциплинам — основная задача современного образования. Качество образования конкретного обучающегося  — это магистральная линия улучшения качества образования всего общества. Поэтому сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.

Информационные технологии подразделяются:

Универсальные

(текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации)

Специальные

(электронные учебники, энциклопедии, тренажеры)

Интернет

(виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии)

 

Процесс организации обучения с использованием ИТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
  •  свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  •  раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т. к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
  •  самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т. д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

Использование информационных технологий мне позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся и ориентированную на формирование у обучающихся  предметных компетенции, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Использование мультимедиа позволяет обучающимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Обучающиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:

  • фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
  • индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
  • готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;
  • видеоролики по различным темам;
  • практические работы, в виде раздаточных материалов;
  • практические работы в электронном виде;
  • тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;
  • контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

Мультимедиа технология позволяет развить у обучающихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы обучающиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.

Использование  информационной  технологии  на уроках — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя  и обучающегося , позволяет преподавателю  работать с обучающимся  дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Применение информационных технологий при изучении материала в первую очередь требует высокой подготовки преподавателя -профессионала, который знаком с этими программами и умеет с ними работать.

На этапе организации работы с любым программным средством учитель должен обучить умению владеть им своих учеников.

В своей практике я использую «Электронное домашнее задание».

Электронное домашнее задание — это компьютерное упражнение, выполненное на электронном носителе(сайт) https://classroom.google.com/c/MTg2OTAyMzAxNzM

Его не обязательно выполнять дома, можно использовать в кабинете информатики.

Домашнее задание я разбиваю по уровням сложности. Задание ориентировано на 2 группы обучающихся: сильные + средние и средние + сильные. Причем сами ребята выбирают уровень сложности. Актуальность использования данного ресурса заключается в том, что с помощью данного ресурса можно работать дистанционно.

При этом соблюдается определенная последовательность, которую задает разработчик, в нашем случае преподаватель.

Актуальность и перспективность опыта

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов. Они также значимы, как и материальные, энергетические и трудовые. Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию обучающихся.
Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы по ФГОС. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:

  • информационно–коммуникационных технологий;
  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у обучающихся один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему школьного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Все это предъявляет качественно новые требования и к образовательному процессу в целом — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Цель: Показать возможности использования информационно-коммуникативных и дистанционных технологии в своей педагогической деятельности.

Задачи:

  • изучить современные информационно-коммуникативные технологии и дистанционные технологии;
  • интегрировать и внедрить информационно-коммуникативные и дистанционные технологии в процессы образования;
  • показать использование информационно-коммуникативных и дистанционных технологий в своей педагогической деятельности.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся.

 

Новизна опыта

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в СПО – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике. В условиях профессионального образования возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности

  • работа с часто болеющими детьми;
  • работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
  • работа с одаренными детьми;
  • участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
  • подготовка к экзаменам (ВПР, ГИА).

«Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности» предполагает:

1. Создание:

  • учебно-методических пособий (игры, проекты, презентации, материалы тематических мероприятий);
  • условий для интеллектуального развития обучающихся; интеграции образовательного процесса;
  • «копилки» педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
  • разработки программы обучения обучающихся;
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;

2. Использование Интеренет -ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:

  • дополнительная информация, которой нет в книгах;
  • красочно иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы, клипы);
  • сетевые электронные ресурсы – это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.

Адресность опыта

Опыт может быть рекомендован для практической работы всем педагогам, это богатый яркий материал для использования на уроках и на занятиях внеурочной деятельности, применим к любой общеобразовательной программе. Данные могут быть использованы и родителями при организации дистанционного обучения.

Описание опыта

В своей педагогический деятельности, в процессе обучения, я использую: электронную почту (с её помощью налаживается общение между преподавателем и обучающимся: рассылка учебных заданий и материалов; получение преподавателем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.); видеосвязь (можно проводить уроки с болеющими обучающимися); ресурсы мировой сети Интернет (использую в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).

В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками: https://classroom.google.com/c/MTg2OTAyMzAxNzM1

Код курса

jit72ad

Предмет ПМ02 Продажа продовольственных товаров, ПМ03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями.

Аудитория 14-16

  • На данных сайтах представлены материалы преподавателей, преподаватель в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему преподавателю за консультацией.

  • Социальные сети, мессенджеры Сферум, ВКонтакте, WhatsApp).

  • Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения мастера производственного обучения как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.

  • Создавать и проводить контрольные работы, тестирования, проверочные работы, итоговые срезы знаний;
  • контролировать ход выполнения заданий обучающихся;
  • просматривать и распечатывать на принтере развёрнутые отчёты по каждому заданию;
  • переносить оценки в электронный журнал.
  • Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого обучающегося.

Использование таких образовательных платформ, становится очень актуальным.

Также с помощью средств дистанционных образовательных технологий или электронного обучения можно оценивать учебные и внеучебные достижения обучающихся.

Гипертекстовые среды (интернет-серверы, где мастер производственного обучения может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт  https://classroom.google.com/c/MTg2OTAyMzAxNzM1?cjc=jit72ad

В образовательной платформе в разделе «Результаты обучающихся» мастер производственного обучения может:

  • посмотреть результаты работы обучающихся
  • выводится автоматический анализ деятельности обучающихся
  • отчет по освоению предмета
  • отчет по освоению темы
  • отчет по обучающимся. Статистика по заданию
  • сохранить отчет

Во внеурочной деятельности кроме различных мероприятий (игр, викторин, предметных недель и др.), в реализации которых дистанционные технологии играют немаловажную роль,  особое внимание уделяю олимпиадной подготовке обучающихся. При участии в дистанционных олимпиадах для достижения наилучшего результата я организовала работу по подготовке обучающихся к конкурсам различного уровня следующим образом:

1 сентябрь – май – работа по подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня по учебной практике Профессия СПО: 38.01.02Продавец, контролёр-кассир

2 июнь – подведение итогов.

Также для повышения квалификации, прохожу дистанционное обучение, принимаю участие в онлайн семинарах, вебинарах.

 

Результативность опыта

Использование

Результат

 

ИКТ

где применяется

1

Технология Google Класс

на уроках и во внеурочной деятельности

Составленный Google Класс 

Саит «расположен на моем персональном сайте https://classroom.google.com/c/MTg2OTAyMzAxNzM1?cjc=jit72ad

2

Уроки производственного обучения

на уроках и во внеурочной деятельности

Сценарии уроков

3

Мобильные приложения для построения графиков GraferFree, Photomath

на уроках и во внеурочной деятельности

Сценарии уроков

4

Персональный сайт мастера производственного обучения:

Участия в различных профессиональных конкурсах, обмен опытом в профессиональных сообществах

Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/lyubov-fedoreeva

Распространение опыта

Опыт использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности представлен в разных формах на разных уровнях:

Использование ИКТ и дистанционных технологий в образовательной деятельности способствует развитию обучающегося и у преподавателя умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей, формированию умений принимать оптимальные решения; развитию самостоятельности, умений работать в интернет проcтранстве.

Сайт очень удобен в использовании. Плюсом еще является то, что в конце можно создать тестирование к пройденной теме. Есть графа шкала, которую можно использовать в качестве рефлексии. Учебный сайт разработан в соответствии с требованиями ФГОС по профессии СПО38.02.01 Продавец контролер-кассир. На данный сайт можно размещать планы и конспекты уроков учебной практики, инструкционное – технологические карты, карточки – задания, схемы, презентации к уроку, видео-урок по теме: Проверка подлинности и платежеспособности, счет и фасовка банкнот. Учебная практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практика ориентированную подготовку обучающихся. В настоящее время концепция внедрения информационно коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения, умелое применение ИКТ и дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным. Современное образование сегодня напрямую связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии и глобальные сети несут в себе мощнейший потенциал для создания в лицее открытой информационно образовательной среды и освоения новых способов деятельности всех участников образовательного процесса. Перед преподавателем возникает проблема: каким образом стать активным строителем и пользователем информационно-образовательной среды лицея и открытого информационно-образовательного пространства на уровне села и города для достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС? Решение этого вопроса видится в двух взаимосвязанных процессах: целенаправленное развитие информационно образовательного пространства и становление новых практик образовательной деятельности в новых условиях. С 2017 года анализирую и изучаю возможности использования ИКТ и дистанционные технологии в своей педагогической деятельности. Возможности использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий очень широки – это и использование ИКТ на уроках и внеурочных занятиях, для участия в различных профессиональных конкурсах, дистанционного обучения для повышения квалификации. Задания разработаны с учетом общих и профессиональных компетенции ПМ03. «Работа на контрольно-кассовой технике и обслуживание покупателе» и позволяют отследить формирование таких общих и профессиональных компетенции как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации;

ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования;

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). На этапе обобщения материала

На этом этапе обучающиеся должен показать знания по конкретной теме, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те Интернет-ресурсы которые достоверны и интересны.

Желательно при постановке задачи, связанной с использованием ИТ первоначально самому учителю, хотя бы эскизно выполнить эту работу.

В результате можно увидеть все критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также трудности предстоящие перед учеником.

При закреплении материала можно предложить ребятам создать проект — компьютерную презентацию.

Группа разбита на группы, которые работают над созданием проекта по заданным схемам.

  • 1 группа — Теоретики
  • Подбирают теоретический материал. Создают слайды.
  • 2 группа — Продавцы
  • Подбирают исторический материал. Создают слайды
  • 3 группа — Практики
  • Работают по карточкам, решают практический материал.
  • 4 группа — Технические редакторы

В конце урока группы защищают созданные мини-проекты.

При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации.

Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.

После проведения такого урока я предлагаю обучающимся выполнить буклет по данной теме.

Много слайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности обучающихся.

Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения задания всеми учениками группы. При проверке задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов учёных, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения знаний в жизни.

Использование ИТ дает возможность для:

  • повышения мотивации обучения;
  • индивидуальной активности;
  • направленность на личность обучающегося;
  • формирование информационной компетенции;
  • свобода творчества;
  • итеративность обучения.

Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Когда на первое место выдвигается личность обучающегося его индивидуальные возможности и склонности.

Направления применения информационных технологий на уроках можно разделить на несколько блоков:

  • создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;

  • применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.

Заключение. Мультимедийные сценарии уроков

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office.  Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Презентации демонстрируются самим преподавателем, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Автор использует входное тестирование в течение нескольких последних лет и отмечает, что такой входной тест актуализирует материал,

пройденный обучающимися в предыдущем занятии, позволяет экономить время на повторение.

Демонстрационный экзамен предусматривает: моделирование реальных производственных условии для демонстрации выпускниками профессиональных умении и навыков; независимую экспертную оценку выполнения задании демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятии.

Для проведения демонстрационного экзамена на базе нашего лицея была проделана большая подготовительная работа: от закупки необходимых материалов, до обучения экспертов. За день до экзамена с обучающимися провели инструктаж, жеребьевку и ознакомление с рабочими местами. В процессе подготовки к демонстрационному экзамену. Ребята должны знать: инструктаж по охране труда и технике безопасности. Должны иметь навыки по эксплуатации образовательного оборудования. В ходе подготовки, нам был предложен перечень расходных материалов, средств обучения и воспитания, а также образец задания(примерный).Задание составлено на три модуля.

ПМ02 Продажа продовольственных товаров, ПМ01 Продажа непродовольственных товаров, ПМ03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями. В ходе подготовки, мы повторяли теорию по данным предметам, где нужна была информация о товаре. Конечно, мы старались при подготовки создавать торговые ситуаций, проигрывали на месте, согласно задания.

Экзамен состоит из нескольких уровней проверки знаний, востребованных базовых заданий. Подготовка к демонстрационному экзамену не предполагает какого-то углубленного изучения дисциплин. Если ребята были внимательны на занятиях и хорошо показали себя на производственной практике, то сдать демонстрационный экзамен для них не составит никакого труда.

При выполнении заданий ребята могут показать все базовые умения, необходимые в своей будущей работе. Результаты оцениваются по сложной совокупности факторов и отмечаются в паспорте компетенции, которые заполняются экспертами экзамена. Если баллы по каждой компетенции оказались выше необходимого минимума, то экзамен будет успешно сдан. Несомненный плюс такой формы аттестации — демонстрация реальных умений каждого выпускника. Так что можно согласиться с тем, что такая форма аттестации — намного более эффективная, чем привычная защита диплома. Хотя и она сопряжена с некоторыми проблемами: например, волнением, с нехваткой оборудования для практических заданий, но и это дело времени. На мой взгляд, демонстрационный экзамен зарекомендовал себя, как интересная и очень эффективная форма оценки знаний студентов выпускных групп, как возможность студентов проявить себя в рабочих ситуациях, приближенных, как говорится, к «боевым», а также как еще один повод к новым знакомствам, душевному общению и обмену .