Урок в начальной школе «А. А. Ахматова. Мужество»


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество»

Задачи:

-познакомить детей с произведением Анны Ахматовой «Мужество»;

-формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме;

-развивать умение осмысливать лирическое произведение, определять средства художественной выразительности, используемые автором; -вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, мужественность.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением
  2. Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение

Средства:

Компьютер, презентация, учебник: Э.Э.Кац, Литературное чтение, 4 класс часть II

Тип урока: открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный

1.Приветствует учеников.

2.Проверка д.з. в. 5

Какие качества Сусанина открылись вам?

(гордость, уверенность, мужество)

— Что значит «быть мужественным? Слайд 1,2

— Каких людей вы считаете героями?

3) Вступительное слово:

Учитель: На протяжении всей многовековой истории человечества все народы мира превыше всего ценили верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Мужество считается одной из самых прекрасных черт характера человека. Мужественные люди во все времена вызывала у окружающих уважение и восхищение. Мужество особо почиталось в России. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить.

— О значении мужества в жизни говориться и в русских народных пословицах Слайд 3

-Что вы знаете о Великой Отечественной войне? —Как она коснулась вашей семьи?

1) Приветствуют учителя. Проверяют порядок на рабочем месте.

2) Внимательно слушают.

3)Д.з.

  1. Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

-Почему писатели и поэты создали множество произведений, прославляющих подвиги героев?

1) Отвечают на вопросы. Рассказывают о Великой Отечественной войне, делают предположения. Вспоминают произведения о Великой Отечественной войне.
  1. Мотивационный

Учебник с.94.

-Прочитайте название раздела.

— Читаем текст. Показ на карте.

— Что узнали или добавили к своим знаниям из статьи?

-Назовите автора – А.Ахматова- великая русская поэтесса 20 века.

1) Предполагают:

Тема урока — произведения о Великой Отечественной войне, цель урока: познакомиться с произведением о Великой Отечественной войне. Ставят задачи на урок.

Блокада- действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения всех его внешних связей.

  1. Словарная работа

Слайд 4

-Предлагает обратиться к учебнику на стр.94 и прочитать сведения об Анне Андреевне Ахматовой.

-Все понятно?

— Да, действительно Анна Ахматова написала это стихотворение в 1942 году. Она жила в Ленинграде, теперь –Санкт Петербург.

В те дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. И именно в Ташкенте пишет она это произведение.

Прочитайте название.

 
 Тема урока…..?

Задачи урока….? … проанализировать..

Написано 23 февраля 1942 года.

С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось её стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых выступлениях.

2) Дают определения словам:

Гимназия — государственное учебное заведение.

Сборники — собрание на одном носителе информации (книга, оптический диск и так далее) нескольких произведений.

Блокада — действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения всех его внешних связей.

Мужество — волевое деяние, совершаемое осознанно, реализация которого требует от индивида преодоление страха за себя, за кого-то, за что-либо и вызванное нравственными мотивами или добродетельностью.
Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

3) Отвечают: На написание стихов о Великой Отечественной войне Ахматову вдохновила блокада Ленинграда, страдания и мужество его жителей, не отдавших город фашистам. Эти стихи были написаны для того, чтобы поддержать боевой дух народа, помочь людям вынести все несчастья.

  1. Первичное восприятие

  1. Читает учитель наизусть: «Мужество».
  2. Ведёт фронтальную беседу:

— О чём данное стихотворение?

— Какие эмоции испытывает автор?

-Какие эмоции Ахматова хочет передать читателям?

-Что вы почувствовали, прослушивая данное стихотворение? Какие слова произвели на вас особенное впечатление?

1) Внимательно слушают произведение, следят по тексту.

-Отвечают на вопросы:

-Данное стихотворение о том, что даже в тяжелое военное время народ ценит и бережёт свой родной язык.

-Автор испытывает чувство гордости за свою страну, свой народ, свой родной язык. Ахматова стремится передать читателям боевой настрой, желание бороться за свою страну, за жизнь будущих поколений, за свободу, за родную речь.

  1. Первичная проверка понимания

3)Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

— К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

— Почему стихотворение названо «Мужество»?

 
  1. Вторичное восприятие

-Предлагает назвать слова, значения которых не понятны ученикам.

Работа над произведением.

Прочитайте первую строку стихотворения.

Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини Фемиды.

СЛАЙД № 5- Фемида-богиня правосудия. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки людей, их дела.

— Как вы думаете, что же лежит на весах правосудия?

— Почему это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

— Как Ахматова описывает героизм наших людей?

— Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

— Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове? (Великое, свободное, чистое)

— Почему она использует именно эти слова?

Прочитайте 5,6,7 строки,

— Какой звук повторяется в этих строчках? (р, н,м)

— Зачем Ахматова использовала этот приём повторение звука в словах? Что хотела этим показать?

1) Называют незнакомые слова. Вместе с учителем (либо при помощи словаря) выясняют их значения.

2) Один из учеников читает стихотворение.

  1. Закрепление

Твёрдость характера, стойкость русского духа.)

— Каким словом Анна Ахматова заканчивает стихотворение? Что хотела сказать этим словом?

Подготовка к выразительному чтению.

С.96 вопрос №4

Чтение учеников самостоятельно, затем в парах.

Чтение вслух с учителем.

-Кто из вас запомнил наизусть всё или отдельные строки?

-После прочтения задаёт вопросы:

Какова основная мысль стихотворения? Идея?

Стихотворение звучит как клятва, даже заканчивается оно словом «навеки», которое по смыслу можно было бы заменить глаголом –каким?«клянёмся».

Вообще организовано оно в одну строфу, в нём нет никаких микротем, во всём содержании прослеживается одна мысль?:

обещание сохранить русский язык, чего бы это нам не стоило. «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, не горько остаться без крова..» – этими словами Ахматова показывает, на какие жертвы готов народ ради спасения нашей русской речи.

, человек, прочитавший эти строки, воодушевляется, настраивается на борьбу. Думаю, они на самом деле послужили хорошей моральной поддержкой для многих людей огромной страны в те тяжёлые военные годы.

1) Один из учеников выразительно читает стихотворение.

2) Предлагают свои варианты ответа.

Основная мысль стихотворения: необходимо защитить свою Родину и родной язык.

  1. Рефлексия

— Вам понравился сегодняшний урок?

— Что произвело на вас наибольшее впечатление?

— Как вы думаете, а в обычной жизни человек может проявлять мужество? Докажи.

Вывод:

Думаю, каждого, кто прочитает это произведение, не может не охватить чувство патриотизма, гордости за родину. В нём Анна Андреевна не просто надеется на то, что люди нашей страны смогут защитить её, она уверена в этом, что доказывает  с помощью глаголов? «сохраним», «пронесём», «дадим», «спасём», вселяя  тем самым  эту уверенность в души всех читающих.

 
  1. Домашнее задание

1) Предлагает домашнее задание:

— выучить стихотворение «Мужество» наизусть, по желанию — найти и прочитать выразительно стихотворения других поэтов о Великой Отечественной Войне или нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Мужество» А. А. Ахматовой.

 

1) Записывают обязательное домашнее задание, выбирают дополнительное задание. При необходимости задают вопросы учителю с целью уточнения.
  1. Самооценка

Оценивание в парах. Учитель.

Спасибо.

  1. Оценивают свою работу на уроке, продолжают предложенные фразы. Слушают и дополняют ответы друг друга.