Автор: Т. В. Недоимкина, учитель литературы МБОУ СОШ № 11 с. Волочаевка
Цели урока:
познакомить учащихся с писателем и его повестью;
продолжить работу над развитием навыков ориентироваться в тексте, давать оценочную характеристику героям произведения;
помочь учащимся раскрыть путь нравственного становления подростка в годы Великой Отечественной войны в процессе приобщения к делу тружеников тыла и осознания их высокого трудового подвига;
способствовать развитию у учеников нравственных понятий: любовь к Родине, ответственность за порученное дело, чувство долга перед страной и людьми, самопожертвование и самоотверженность.
Оборудование урока:
-
тексты повести;
компьютерная презентация;
видеоинтервью ветерана тыла;
оформление доски: карточки с именами героев повести, нравственные понятия, высказывание Л.Кассиля, опорные выражения для характеристики, лексический словарь урока.
Предварительная подготовка:
чтение повести;
составление презентации;
создание видеоинтервью беседы с односельчанином ветераном тыла;
письменный ответ учащихся на вопрос: «Как вы понимаете, что значит быть взрослым?»
выполнение индивидуальных заданий учащимися.
Лексический словарь урока:
Приобщаться – включаться в какую-нибудь деятельность, начать заниматься чем-либо
Нравственное становление – приобретение нравственных качеств в процессе развития.
Нравственные ценности – нравственные явления или качества, имеющие важное, существенное значение.
Тыл — территория позади фронта, за боевой линией.
Нравственные ценности: чувство долга, ответственность за порученное дело, самопожертвование ради других, самоотверженный труд, любовь и уважение к родителям, взаимовыручка и взаимопомощь, тепло семейных отношений, проявление заботы о нуждающихся в ней, любовь к родным местам и Родине.
Опорные выражения для характеристики: способность переносить трудности, стойкость и мужество, испытывать радость общих побед, способность делиться последним и самым дорогим, проявлять выдержку и оптимизм (вера в лучшее), не оставлять человека в беде, оказание помощи, быть настоящим другом.
Анатолий Алексин всем своим творчеством утверждает взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется она… деяниями человека.
Лев Кассиль.
Ход урока.
(На экране высвечен слайд с темой урока)
Вступительное слово учителя.
«Годы…Они долгие, когда ещё впереди, когда предстоят. Но если большая часть пути уже пройдена,…они кажутся …быстроходными». Так начинается повесть писателя А. Алексина «В тылу как в тылу», которая станет основой для ваших размышлений, что значит быть взрослым, «набор» каких нравственных качеств даёт право подростку считаться взрослым и осознание каких нравственных ценностей помогло подросткам пережить трудности и лишения военного времени, а стране выстоять и победить в Отечественной войне.
(высвечивается слайд с целями урока)
Прошу каждого прочитать цели нашего урока.
— Какие понятия вызвали у вас затруднения в понимании? Посмотрите на доску, есть ли объяснения этих понятий в «Лексическом словаре урока»? Прочитайте (кто-то из учеников читает вслух) и запишите в тетрадь.
Учитель. Ребята! Анжела и Алина подготовили в качестве знакомства с писателем краткий рассказ о нём.
Электронная презентация (слайды 3-11, которые сопровождаются рассказом ученицы)
Учитель. Повесть вами уже прочитана. Какое впечатление она на вас произвела?
(высвечивается слайд №12 со словами)
«А жизнь мы сразу начинали
Со взрослых дум и зрелых дел!»
Вдумайтесь в эти слова. Они сказаны от имени тех, у кого война отобрала детство, кто в 11-15 лет познал тяготы жизни в тылу. А значит они сказаны и от имени героя повести А.Алексина.
(рассказ ученика о главном герое повести по вопросам индивидуального задания)
— Кто он, что мы узнаём о нём с первых страниц?
— Как война вошла в жизнь мальчика?
— Что понимает Дима, когда до места назначения им с матерью приходится ехать вместе с другими эвакуированными в кузове грузовика?)
(на доску вывешивается серая табличка « Дима Тихомиров»)
Учитель. У войны нет понятия «детство». Те, кто детьми жил в военные годы, должны были расстаться с ним, потому что война их вынуждала и думать, и поступать по-взрослому.
Что значит быть взрослым?… Вот некоторые цитаты из ваших размышлений (зачитываются учителем)
«Иметь обязанности и выполнять их, отвечать за свои поступки, не жить одним днём, а думать о будущем»;
«Быть ответственным, не делать ничего такого, из-за чего будут страдать другие»;
«Быть взрослым – это нести на себе большую ответственность. …нужно жить и наслаждаться, пока ты ребёнок. Во взрослой жизни больше проблем»;
«Ко всему относиться серьёзно», «быть самостоятельным»;
«Зарабатывать деньги своим трудом, а не сидеть у родителей на шее»;
«Быть взрослым трудно – приходится решать свои проблемы самому; не надо торопиться взрослеть»;
«Помогать пожилым людям – в пользу себе получишь массу эмоций»;
«Заботиться о детях и родителях, уметь поделиться последним, не оставлять людей в трудную минуту, уметь прощать»;
Сегодня многим из вас хочется поскорей расстаться с детством, а Диме пришлось забыть, что он 11-летний мальчик, потому что это требовали время и обстоятельства. Но вряд ли он сам, без примеров старших, вырос бы до поступков взрослого человека.
— Кто же оказал влияние на мальчика? (перечисление учащимися персонажей, во время чего учитель вывешивает таблички с именами другого цвета, располагая их вокруг имени Димы)
— У вас была возможность накануне подумать, какими поступками и личностными качествами эти люди учили Диму быть взрослым.
(выступления учащихся по индивидуальным заданиям: называют поочерёдно героев, рассуждают, какими поступками воспитывали в мальчике те или иные нравственные качества.)
Отец Алексей Тихомиров
Девушка с почты
Рабочие завода и соседи по бараку
Вера Дмитриевна(мать Олега)
Кузьма Петрович (отец Олега)
Олег (друг Димы)
Николай Евдокимович Елизаров
Екатерина Андреевна (мать Димы)
— Какие ещё нравственные истины познал мальчик, общаясь со всеми этими людьми? (двое учеников зачитывают выписанные в тетрадь цитаты из повести по индивидуальному заданию)
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, почему имя Димы напечатано мною на сером листе, другие же персонажи – на оранжевом? (рассуждения детей)
А как вы объясните моё следующее действие? (поверх серой таблички вывешивается оранжевая с именем мальчика. При этом в скобках указывается полное имя Дмитрий. Снова ученики размышляют.)
Учитель. Имена в произведениях литературы часто символичны. Именем Дмитрий в древней Греции называли того, кто принадлежал Деметре – богине плодородия и земледелия.
— Как вы думаете, почему автор повести назвал своего героя именно так?
(размышления учеников)
— Какие эпизоды повести показывают, что мальчик встал на путь взросления?
Учитель. Итак, подведём итог нашему разговору первой части урока.
— Что значит, по мнению А.Алексина, быть взрослым? (вывод учеников с привлечением опорных выражений на доске. Затем обращается внимание на слова Л. Кассиля в качестве эпиграфа)
Учитель. Повесть называется «В тылу как в тылу». В этом названии как бы звучит: «Ничего, всё просто, всё обыденно».
Давайте зачитаем слова Екатерины Андреевны (с.12 вверху слова и с.12 внизу слова).
— Какую точку зрения мы слышим в этих словах женщины?
Обратите внимание на значение слова «тыл» (запись на доске).
— Что значат слова «… позади фронта, за боевой линией»?
Но война своим чёрным крылом накрывает и зону боевых действий, и зону тыла. Её «уродства» ощутимы везде. Давайте зачитаем эпизоды. Как война касается тыла? (чтение эпизодов и их комментарий учащимися – с.13, 30-31)
Учитель. Значение слова «подвиг» вам хорошо знакомо. Есть два понятия его – подвиг боевой и подвиг трудовой.
— В чём, как вы думаете, заключался трудовой подвиг тех, кто остался за линией фронта, в тылу? (ответы ребят)
Учитель. Вы конечно же знаете, что в нашем селе тоже проживают ветераны тыла, на кого в детские и юношеские годы легла нелёгкая ноша – приближать победу в Великой Отечественной войне: по 12-15 часов стоять у станка на заводе, сутками работать на железнодорожных путях, без выходных трудиться в поле. Мы этих людей хорошо знаем, бываем у них. НО, к сожалению, с каждым годом их становится меньше. И наш с вами долг перед ними – не забыть, какой ценой они заплатили за Победу в войне с фашистами, подарив нам возможность сидеть за партами в уютных кабинетах и узнавать о войне только по фильмам, книгам и их рассказам.
(просмотр видеоинтервью с тружеником тыла Дмитриенко А.Ф.)
— Сегодня можно услышать высказывания, что, дескать, сколько можно говорить о войне, бередить память, вспоминать трудности военного лихолетья, ведь эта тема прошлого и нужно решать современные проблемы. Вы согласны с подобными мнениями? Почему?
Я рада, что вы не разделяете этой кощунственной точки зрения, потому что у тех, у кого нет уважения к прошлому, нет будущего. А у вас оно значит есть.
(Чтение стихотворения учеником)
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она
Как сила нам нужна…