Актуальность темы обусловлена необходимостью приобщения обучающихся к осмыслению семейных ценностей. Современная российская семья переживает кризис: большое количество детей рождаются вне брака, семьи распадаются. Во все времена основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка отводилась семье. И сегодня именно в семье складывается личность, семья может личность создавать и ее же разрушать, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у взрослых членов семьи на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Практическая значимость беседы определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Цель:
- воспитание культуры семейных отношений.
Задачи:
- определить установки и ценностные ориентации обучающихся, связанные с созданием семьи;
- показать роль семьи как одного из условий благополучия общества, ее роль для человека
- раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений;
- уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага.
Форма проведения: беседа-практикум
Место проведения: общежитие.
Оформление: плакат со словами: «Семья — это маленькая вселенная. Жить в браке… это большой, ни с чем несравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).
Подготовительная работа: подобрать литературу для составления презентации; подготовить и распечатать задания и тесты.
Оборудование: презентационный материал, ноутбук, карточки с тестами, чистые листы бумаги
Участники мероприятия: студенты, проживающие в общежитии лицея.
Ход мероприятия:
Вступительное слово воспитателя: (слайд 2) Сегодня, мы с вами поговорим о делах семейных. Ведь семья есть у каждого человека, а какая она – это зависит от нас. Каждая семья похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает с давних пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни?
Одна девушка спрашивает другую:
— Какого мужа ты хотела бы для себя?
Подумав, вторая девушка ответила:
— Шатена.
— Почему именно шатена? — удивленно спросила подруга.
— Потому что он будет хорошо гармонировать с моей мебелью.
Это, конечно, анекдот, но он не так далек от жизни, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся в себе. На чем мы будем основывать свой выбор спутника жизни? Должен ли наш избранник гармонично сочетаться с обстановкой в квартире? Или удовлетворять требованиям родителей? Нравиться друзьям? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.
Рефлексия настроения: “Дерево чувств” (слайд 3).
Воспитатель: С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное;
- желтый – приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – грустное;
- фиолетовый – напряженное;
- черный – уныние.
(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки с выбранными цветами).
Комментарии учителя: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.
Итак, сегодня мы делимся на две команды: девочки мальчики.
Идеальный образ избранника
Воспитатель:
Сейчас мы с вами попробуем построить свою семью, но для этого необходимо найти будущую свою половинку. (слайд 4) Подумайте и запишите на листе бумаги список качеств, которые вы хотели бы видеть в своем возлюбленном или возлюбленной. Составьте общий портрет «парня мечты» для девушек и «девушки мечты» — для парней.
Предложить девушкам оценить портрет «девушки мечты», который нарисовали парни, отметив, что им понравилось в рассуждениях парней, а что нет. Парням дать то же задание. Его цель — дать возможность воспитанникам самим составить идеальный образ парня или девушки, узнать, как они представляют друг друга, и провести сравнение этих образов.
Комментарии: Итак, мы можем сказать, что мнения групп в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировался образ идеального избранника. Но мы согласны не со всеми пунктами в списке. Почему?
(Необходимо дать возможность высказать разные мнения.)
Комментарии: Девушки и парни «стоят по разные стороны забора». Представляя образ возлюбленного человека, вы забываете посмотреть на себя и сопоставить свои собственные личностные качества с воображаемым образом. Это и является причиной возникновения завышенных требований к другому человеку.
Воспитатель:
Большинство из нас за равноправие в семье. Как вы понимаете слово равноправие? Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?
(слайд 5)
Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе:
1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.
Комментарии: Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.
Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.
(слайд 6)
Задание командам 1. А сейчас расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: 1. любовь; 2. общность интересов, взглядов; 3. чувство одиночества; 4. случайность; 5. чувство сострадания; 6. материальная обеспеченность будущего мужа (жены); 7. наличие жилплощади у будущего мужа (жены); 8. вероятность скорого рождения ребенка.
(Участники высказывают свое мнение.)
Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.
(Подводят итоги, обсуждают результаты.).
(слайд 7)
Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты.
1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?
а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.
2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?
а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.
3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?
а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.
4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:
а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.
5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?
а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.
(Обобщенные результаты обсуждаются)
Комментарии:
Но иногда молодые люди требуют от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.
А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь, и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты — это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви. Иногда, ругаясь, мы теряем лицо. Давайте проанализируем собственное поведение в конфликтной ситуации.
(слайд 8)
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа. Часто- 3 балла; от случая к случаю- 2; редко- 1.
(слайд 9)
Ответы:
- Угрожаю или дерусь.
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
- Ищу компромиссы.
- Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь.
- Меняю тему…
- Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
- Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь обратить все в шутку.
(слайд 10)
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.
Тип «А»-1,6,11
тип «Б»- 2,7,12
тип «В»- 3,8,13
тип «Г»- 4,9,14
тип «Д»- 5,10,15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»— это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В»— «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»— «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»— «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Комментарии: Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.
Быть друг с другом — это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.
Дети в семье
Воспитатель:
Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?
(ответы детей).
Воспитатель:
Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка. Обсуждение.
Давайте проверим, какими родителями будете вы.
(слайд 11)
Тест «Какими вы будете родителями?»
(слайд 12)
1. Двух — четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?
- дадите пустышку;
- возьмёте на руки и успокоите;
- оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».
2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:
- вы дадите ему другое блюдо;
- разрешите ему выйти из-за стола;
- не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.
3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:
- вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;
- советуете ребёнку самому уладить конфликт;
- предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.
4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:
- начнёте его ругать и кричать;
- сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;
- без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.
5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:
- вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;
- попытаетесь помочь исправить положение;
- физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.
- Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:
- запретите гулять вообще;
- обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
- накажите.
(слайд 13)
Обработка результатов теста.
Из трёх ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б, в.
Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало своему ребёнку, мало понимает его потребности.
Если б) – вы будете родителем понимающим, признающим право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающийся научить его отвечать за себя и свои поступки.
Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребёнка, лучшим вашим методом воспитания станет порицание и наказание.
Комментарии учителя: Мне кажется, что у вас еще не совсем сложились реальные представления об обязанностях родителей. Но, я думаю, у вас вполне хватит времени на изучение педагогических методик воспитания детей.
(слайд 14)
Воспитатель: В заключение нашего разговора мне хотелось бы вернуть вас к дереву чувств. С помощью листочков от дерева выразите своё настроение и эмоциональное состояние.
(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки большего размера, чем в начале урока, с выбранными цветами).
Комментарии воспитателя: Наше настроение сегодня……….
Скажите, вам понравилось наше занятие. Наверное, появились определенные мысли, и вопросы над чем нужно подумать каждому из нас.
Воспитатель:
Я хочу закончить наш час общения словами В. А. Сухомлинского (слайд 15) “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
(слайд 16)
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
(слайд 17)
Всем спасибо за работу и участие.