Цель: определить лидера.
Ход проведения. Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из группы ребят в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе.
Обработка результатов. Данная методика позволяет определить лидера, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Анализ диагностики
Диагностическую методику «Космическое путешествие» я провожу, в основном, в летний период времени, во время работы летней площадки. Как правило, в отряд приходят дети, которые мало знакомы между собой, или вообще не знают друг друга. Моя задача, как педагога, за короткий период времени, сплотить их в единый коллектив, и сделать все возможное, чтобы им в этом коллективе было уютно и комфортно.
Данная методика позволяет получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Методику «Космическое путешествие», я провожу после периода адаптации, когда дети уже более или менее узнали друг друга. Анализируя ответы детей, можно сделать вывод о наличии в нём:
лидеров или активистов, не секрет, что многие дети выбирают в основном именно их;
рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива;
одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих сверстников или только друг с другом;
отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе, их, как правило, игнорирует весь коллектив. Такое случается очень редко.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: чем больше в коллективе активных детей, то есть лидеров, тем интереснее с такими детьми работать. Они придумывают интересные занятия, помогают проводить мероприятия, привлекают других детей, менее активных к играм.
Но есть здесь и свои сложности: если детей с лидерскими качествами несколько, то между ними может возникнуть конфликт. Поэтому, выявив лидеров, я стараюсь придумать такие занятия и мероприятия для коллектива, чтобы активные дети друг с другом не соперничали, а сотрудничали друг с другом, привлекая других детей. Тогда и рядовым членам коллектива и одиночкам найдется свое место и им будет в коллективе комфортно.