Экологические экскурсии в образовательном процессе детей с ОВЗ




Автор: Номоконова Анна Александровна, учитель биологии и географии ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан

Экологические экскурсии

в образовательном процессе детей с ОВЗ

Номоконова А.А, учитель биологии и географии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

г.Биробиджан

Я работаю учителем географии и биологии в ОГАОУ «Центр образования «Ступени». Здесь получают знания учащиеся, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме. Вся учебная работа в Центре проводится в специальной учебной среде, где каждому учебному курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, учителя нашего Центра используют в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создают индивидуальные программы развития. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение. В основе личностноориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка, его развитие не какколлективного субъекта, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Все это помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Группа учащихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу с детьми с ОВЗ. Но все же, какую бы технологию я не выбрала, в конечном итоге она всегда будет направлена на организацию самостоятельной деятельности учащихся, поэтому в своей деятельности я использую перспективный метод развития интерактивной познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности – проектно-исследовательскую деятельность, используя региональный компонент. Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями я заранее продумываю интересные и посильные формы проектно-исследовательской деятельности. Одним из наиболее удачным способом вовлечения детей в исследовательскую работу я считаю экскурсии – сочетание отдыха с научной деятельностью. Путешествуя по родному краю на поезде, пешком, на велосипеде, можно изучить историю и географию своей области, видовое разнообразие растений и животных, экологическую обстановку. Проведение экскурсии требует предварительной подготовки: выбор объекта, цель экскурсии, разработка маршрута, способ подхода или подъезда к объекту, проведение инструктажа о правилах поведения во время экскурсии, разработка плана работы на изучаемом объекте и подготовка оборудования для исследований (сачки, лупы, пробирки, колбы, термометр и др.). Со своими учащимися я совершаю экскурсии виртуально, общаясь дистанционно, используя презентации и видеофильмы, видеоролики, которые создаю сама и привлекаю к созданию цифровых ресурсов учащихся и их родителей, а в очной форме организую экскурсии во внеурочное время на территории школы, на водные объекты в черте города Биробиджана — р. Бира, р. Безымянка, а также на ООПТ ЕАО.

Во время экскурсий я часто использую игры как элемент учебно-воспитательной деятельности, позволяющий решать частные образовательные задачи и способствующий регулярному целенаправленному формированию личностного самосознания. В работе с учащимися 5-6 классов, которые занимаются дистанционно я использую экофизиологическую игру «Однажды на космическом корабле…». В ходе ее учащиеся изучают различные экологические факторы, которые есть и на Земле, но в ситуации космического полета наблюдается их усиленное действие, ограничивающее деятельность экипажа. Данная игра вызывает активизацию познавательных способностей и мыслительных процессов. Здесь проявляется совместное общение, поиск причин возникновения критических ситуаций и разработка способов выхода из нее. Конечно же экологического воспитания в полной мере в данной игре не наблюдается, потому что контакт с природой существенно ограничен, но это не означает, что такие игры не играют никакой роли в экологическом воспитании, наоборот, они для детей с ОВЗ важны. Для максимального эффекта необходим тесный контакт с природными объектами, поэтому отправляясь с детьми на экскурсию я подбираю игры, которые помогают обогатить их чувственное общение с природой, лучше понять красоту окружающего мира. Общение с природой и игры дают возможность детям почувствовать себя частицей природы, которая, как и все живое, дышит, видит, слышит, чувствует. Приведу несколько игр (заданий), которые помогают моим воспитанникам увидеть окружающий мир:

Задание «По пути»:

1 (для учащихся 7 — 11 классов): выдать каждому «путешественнику» по 7 цветных кусочка бумаги и предложить найти по пути что-то такого же цвета, а по возвращении с экскурсии сложить коллаж из этих находок;

2 (для учащихся 5 класса): найдите по пути «мягкое – твердое», «молодое – старое», « гладкое – шероховатое», « круглое – длинное); по возвращению или во время отдыха обсудить все находки ;

3(для учащихся 6 класса): по пути к объекту посчитайте сколько раз вы увидите воробьев, сорок, голубей или сколько разных насекомых.

Игра «Тишина» (для учащихся 5-7 классов): Закройте глаза и прислушайтесь к звукам леса, а теперь откройте глаза и расскажите о звуках нашего леса.

Рекомендую для учащихся младших классов использовать во время экскурсий игры-анализаторы, которые научат их анализировать увиденное: сравнивать, находить отличия и общие черты. Оборудованием для таких игр всегда послужат природные материалы – плоды, семена, листья растений и т.д.

Игры –анализаторы (для учащихся 5-6 классов):

с листьями: подберите любой лист и найдите 3-4 похожих по размеру, цвету, форме, запаху, рисунку края листовой пластинки.

с цветами:

А) найдите цветы собранные в соцветия, но только их не срывайте, назовите соцветие ;

Б) найдите растение с цветами, с очередным листорасположение, жилкование листьев сетчатое..

с семенами:

А) сорвите «поседевший» цветок одуванчика и пустите его семена по ветру (подуйте на него) — посмотрим у кого семена улетят дальше;

Б) найдите растения, чьи семена распространяются ветром, животными, водой;

В) найдите дерево, семенами которого питаются птицы.

с лишайниками:

найдите дерево на стволе которого расположились лишайники, определите с помощью их расположения стороны горизонта;

с грибами паразитами:

найдите дерево поврежденное грибом-трутовиком, какую форму он имеет, на что похож, вспомните меры борьбы с данным грибом.

Игра «Фантазеры» (для 5-9 классов): Для данной игры необходимо вместе с учащимися во время экскурсии собрать природный материал, например: шишки, камушки, перья птиц, желуди, кусочки коры и т.д. Сложить все эти объекты в непрозрачный мешочек и по возвращении предложить по очереди учащимся вытянуть из мешочка природный объект. Затем в течении 5 мин каждый участник экскурсии должен придумать историю (сказку) о том, как данный объект оказался на изучаемой территории, например, если вы были на реке, то у вас получится сказка «Жила-была речка…», если это лес «Зеленый океан» и т.д.

Выполняя игровые задания, дети внимательно вслушиваются в окружающий мир, улавливают запахи природы, ощупывают обычные природные объекты: шишки, листья, цветы, стебли растений и т.п. Может кто-то со стороны и скажет, что подобная деятельность бесполезна, но не с моими учащимися. Открытия, сделанные ими на обычных объектах, буквально потрясают их: «я научился понимать окружающий мир», «оказывается дятел настоящий доктор наших деревьев», «я сегодня услышал как деревья могут разговаривать друг с другом», « а я сегодня понял почему люди должны защищать природу». Во время экскурсий ребята могут «поучаствовать» в экологической цепи, побывать в «шкуре» животных, которые конкурируют из-за сокращения кормовой базы и т.д.

От некоторых коллег можно услышать такую фразу: «Играйте, играйте! Но только не заигрывайтесь!». Я, конечно же понимаю, что игра — это не панацея, что ею нельзя заменить в экологическом воспитании ни учебную, ни исследовательскую деятельность, но мастерство современного учителя и заключается в умении разумно сочетать все возможные формы для воспитания полноценной личности.

А теперь о некоторых особенностях проведения экологических экскурсий:

Первое: темы экологических исследований следует подбирать, исходя из реалий жизни. Все, что изучается, должно стать для учащихся личностно-значимым, но предлагаемые темы и рекомендуемые методы не должны выходить за рамки их психо — физических возможностей.

Второе: учителю необходимо мотивировать учащихся на предстоящее исследование, т.е. сделать ребят не пассивными слушателями, а активными исследователями. Показать важность как для решения проблем изучаемого объекта, так и для развития личности самих учащихся, совершенствования их интеллектуальных способностей и практических навыков. Каждый участник исследований должен иметь определенные обязанности и понимать, что он несет ответственность за результат своей работы и результат всего коллектива, работающего над определенной темой исследовательской работой. Для этого заранее каждый участник экскурсии должен знать о том, какое задание он будет выполнять, например: фотосъемка, выполнение практической работы, проведение экологической игры (организуя правильную и согласованную работу всех участников экскурсии можно получить необходимый результат).

Третье: следует обратить внимание ребят на правила безопасного поведения. Речь идет не только о личной безопасности каждого участника экскурсии, но и о безопасности тех растений или животных, которые станут объектами исследований.

Четвертое: учитель должен быть готов к тому, что во время экскурсии далеко не всех обитателей удастся увидеть, поэтому в ходе экскурсии можно показать фото животных или растений на электронных носителях или на заранее распечатанных фотографиях.

Пятое: для выполнения учащимися индивидуальных заданий по алгоритму учителю необходимо разработать рабочие листы для каждого участника экскурсии.

Шестое: при подведении итогов экскурсии, можно предложить учащимся оценить общее состояние природного объекта и влияние на его обитателей антропогенных факторов.

После экскурсий учащиеся составляют отчет, который включает пять частей:

      1. Введение

      2. Экспериментальная часть (описание объекта, методов сбора материала, характеристика использованного оборудования, краткая характеристика физико-географических условий исследуемого объекта, описание метеорологических особенностей, характер маршрута)

      3. Результаты работы и их анализ (анализ материалов, результаты их обработки).

      4. Выводы и рекомендации (подводят итоги, дается обобщенный вывод и рекомендации).

      5. Список литературы.

На основе полученных материалов учащиеся готовят проекты, которые защищают на заседаниях школьного НОЛ «Границ.net”, оформляют творческие работы на конкурсы, проводят устные журналы, посвященные Дню Земли, Дню воды и т.п.

Во время экскурсий я большое внимание уделяю экологической культуре учащихся, способствующей удовлетворению потребности детей с ОВЗ в расширении кругозора, закреплению знаний о реальных факторах экологической опасности, дающей практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых делах, проведении общественно-полезных акций, в природоохранной деятельности области.

Во время экскурсий на водоемы мои учащиеся используют план (алгоритм), проводят исследования водоемов, отбирают пробы воды, выявляют источники загрязнения, сами ставят вопрос о спасении того или иного объекта и ищут пути его решения, принимают участие в экологических десантах (субботниках) по очищению береговых линий от мусора. Такие экскурсии в природу приобретают первостепенное значение в экологической подготовке школьников, так как помогают конкретизировать теоретические знания, абстрактные экологические понятия. Учащиеся получают возможность воочию увидеть биогеоценозы, определить границы между ними, ознакомиться с сообществом каждого их них, провести наблюдения. Итогом экскурсий по родному краю становятся природоохранные проекты, выполненные совместно с учителями биологии, химии, географии, литературы и родителями. Например: «Вода! Ты — жизнь!», «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоемов», «Экологическое состояние водных экосистем ЕАО, на примере реки Безымянка», «ТБО города Биробиджана». Есть и такие, которые не имеют отношения к научному исследованию, и, тем не менее, являются вполне творческими и самостоятельными работами моих учеников. Например, оформление дневников наблюдений за птицами у кормушек «Дневник наблюдений за зимующими птицами ЕАО», «Зимующие птицы города» и другие. Выполняя проекты учащиеся все чаще чувствуют себя инициаторами и исполнителями поставленных задач, чувствуют, что это их идеи, их дело и их забота. Они учатся брать на себя ответственность, у них прививается принцип «Начни с себя», который помогает осознать глубину проблемы постепенно до масштабов «Мой дом – Земля, я – ее частичка».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать − три =