Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при помощи игры




Автор: Номоконова Анна Александровна, учитель биологии и географии ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках биологии при помощи игры

Номоконова А.А.,

учитель биологии и географии

ОГАОУ «Центр образования

«Ступени» г. Биробиджан

Игра, наряду с трудом и учением, — один из основных видов деятельности человека, это просто удивительный феномен нашего существования, с которым мы знакомы с самого детства. Детство – это самый радостный период в жизни ребенка, в котором невозможно без восторга открытий и радости побед, без пытливости и любознательности, мечтаний и фантазий, возможности помериться умом и силой с друзьями. Возникает потребность в создании своего собственного мира, стремлении взрослости, что приводит к появлению стихийных групповых игр. Мы прекрасно знаем, что играть любят не только дети, но и взрослые, потому что в жизни людей игровая деятельность выполняет несколько функций:

— развлекательную;

— коммуникативную;

— саморегулирующую;

— игротерапевтическую;

— диагностическую;

— коррекционную;

— межнациональной коммуникации;

— социализации.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. Часто я задавала себе вопрос: как развить интерес к биологии у моих учащихся? И на данный вопрос я нашла ответ: необходимо активизировать познавательную деятельность через игру. И это действительно так. Включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры имеют следующие целевые ориентации:

дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков);

воспитывающие (воспитание самостоятельности, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности);

развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать анализировать, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности);

социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия).

Классификация педагогических игр

По области деятельности

— физические

— интеллектуальные

— трудовые

— социальные

— психологические

По характеру педагогического процесса

— обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

— познавательные, воспитательные, развивающие;

— репродуктивные, продуктивные, творческие;

— коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

По игровой методике

— предметные

— сюжетные

— ролевые

— сюжетные

— деловые

— имитационные

— драматизация

По предметной области

— математические,химические, биологические, физические, экологические;

— музыкальные, театральные, литературные;

— трудовые, технические, производственные;

— физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

— обществоведческие, управленческие, экономические;

По игровой среде

— , комнатные, уличные, на местности;

— компьютерные,телевизионные;

— технические, со средствами передвижения.

На уроках и во внеклассной деятельности я использую познавательные игры. Познавательные игры – это педагогически организованные, не утратившие естественного воспитательного потенциала игры, обеспечивающие одновременное приобретение, усвоение и передачу знаний и способов деятельности в условиях сотрудничества и диалога. Эффект познавательных игр зависит от предварительной подготовки учителя. Учитель разрабатывает игру, часто руководит игровой деятельностью учащихся, обучает умению играть. В игре важно предусмотреть:

-возраст;

— отношение к учению и игре;

— уровень подготовленности д

— склонности и способности;

— динамику игровых интересов и мотивов.

В результате активных контактов учащихся друг с другом и с учителем в игре обучаются все участники игрового процесса. И если игровой процесс выстроен учителем верно, то в результате игра будет выполнять следующие функции:

— развивающую (речь, мышление, сознательный характер, способность к умственному напряжению, потребность в познавательном интересе);

—  обучающую (познать, обучиться через взаимообщение, взаимодействие);

—  терапевтическую ( игра — метод — диагностики потенциальных возможностей ученика, раскрывает его, определяет оперативность деятельности учителя (помощь);

—  релаксационную (расслабление ради напряжения, смена деятельности).

Классификация познавательных игр

По педагогическим целям включения в учебно-воспитательный процесс выделяют:

— игры для урока (игры-миниатюры, игры-эпизоды и др.);

— игры для внеклассной работы ( игровые праздники).

И те и другие могут быть приемлемы на уроках и во внеклассной деятельности. В классификации познавательных игр используются следующие критерии:

  • уровень коллективности;

  • сложность познавательного поиска;

  • характер организации (от организации учителем до самоорганизации);

  • продолжительность игры и соотношение подготовительного периода.

Принцип классификации:

— последовательность усложнения (познавательных задач, игровых правил и действий, содержания игр, характер сотрудничества и диалога играющих);

— ориентация на зону ближайшего развития;

— вариативности.

В своей педагогической деятельности я применяю следующую классификацию:

Игры — миниатюры: Организатор — учитель, но если учащиеся усвоили правила некоторых игр, то они могут стать их организаторами. Это индивидуальные игры или игры- диады. Если индивидуальный поиск протекает в присутствии сверстников, он обеспечивает «публичный эффект». Эмпатийная поддержка и одобрение повышают статус играющего. Это положительно сказывается на развитии познавательных интересов и уверенности учащихся.

Приведу пример игр:

«Пятый лишний»: Игру можно использовать в целях проверки знаний и закрепления умений и навыков, или как стимулирующее начало в усвоении нового знания. Игровое состояние с его эмоциональным подъемом значительно повысит познавательный интерес.

Задание: Составьте слово, используя начальные буквы «лишних» растений:

  1. Редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая, сурепка обыкновенная, василек шершавый.

  2. Лапчатка обыкновенная, гравилат речной, икотник серо-зеленый, земляника лесная, шиповник.

  3. Клевер луговой, чина лесная, шиповник, фасоль обыкновенная, соя культурная.

  4. Паслен черный, нивянка обыкновенная, петуния гибридная, дурман вонючий, белена черная.

  5. Бодяк полевой, кульбаба осенняя, ярутка полевая, пижма обыкновенная, ромашка.

Ответ: ВИШНЯ

Такую игру можно составить и по царству животных. Например, найти «пятого лишнего» и найти общее из лишних слов:

1) жужелица, божья коровка, муха, усач, мертвоед;

2) голубянка, крапивница, комар, перламутровка, павлиний глаз;

3) оса, слепень, наездник, перламутровка, термиты.

Деловые игры: в учебном процессе применяются следующие деловые игры: имитационные, ролевые, театрализованные и другие, которые моделируют реальную производственную, научную, «взрослую» деятельность. Игры, связанные с исследовательским и прогностическим поиском — это тоже ролевые игры, так как решение познавательных задач, которые решают дети под руководством учителя невозможно без привлечения творческих способностей участников игры. Учащиеся должны найти способ сотрудничества и взаимодействия, который может привести к игровому успеху. Этот успех еще будет зависеть и от того, как правильно выстроил этапы деловой игры учитель-организатор: подготовку, проведение, подведение итогов.

На уроке по теме «Строение и функции зубов» я своим ученикам даю задание: разыграть сценку о приеме пациента стоматологом с целью профилактического осмотра. Врач задает вопросы: Хорошо ли вы прожевываете пищу? Грызете ли вы орехи? Как и когда чистите зубы? и др. (Материалы для этих вопросов есть в учебнике и в книге Зверева «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене». Пациент, конечно, отвечает так, что всем участникам игры становится понятно – от правил гигиены он весьма далек. (Ведь это игра). Врач терпеливо исправляет его и объясняет не только пациенту, но и всем учащимся, какие правила гигиены необходимо соблюдать при уходе за ротовой полостью и зубами. На уроке по изучению роли витаминов в процессе обмена веществ прошу учащихся обратить внимание на симптомы заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов В, С, А, Д. На следующем занятии при опросе учащемуся предлагаю выполнить роль врача, а сама обращаюсь к нему с жалобами на плохое самочувствие (называю симптомы конкретных заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов). Врач должен поставить диагноз, назначить лечение и дать советы по профилактике авитаминоза.

Я уверена, что такие игровые моменты урока не оставляют равнодушными никого из ребят, потому что такие занятия воспитывают в них интерес, способствуют формированию всесторонне развитого человека, способного чувствовать и утверждать прекрасное в жизни.

Игры — софизмы:(Термин «софизм» происходит от греческого sophisma «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость» и представляет собой некое логичное по структуре умозаключение, доказывающее абсурдное или парадоксальное утверждение, которое противоречит общепринятой объективной истине).

Цель игр: обучение на ошибочной информации элементам анализа.

Софизмы подкупают собеседника своей кажущейся убедительностью, которая достигается тем, что внешне доказательство мысли выглядит верным, однако при малейшем логическом анализе можно отчетливо выявить замаскированные в софизме ложные элементы и ошибки. На уроках я применяю софические рассказы и сказки, которые подготовила за ранее, а еще можно использовать сказки, которые сочинили сами учащиеся. Начинать можно с одного предложения из рассказа или сказки, например: « с треском хлопается стручок гороха» или «краевые цветки подсолнечника имеют по пять тычинок» и т. д. Ничего нельзя принимать без сомнения и поэтому, используя игры-софизмы я учу своих воспитанников критически относиться к любой информации. В результате дети становятся внимательными, получают навыки мастерства ведения споров: учатся доказывать (подтверждать или опровергать) любую мысль, не заботясь об объективной истинности утверждения и выходить из интеллектуального состязания победителями.

Использование познавательных игр для активизации учебной деятельности учащихся оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу. Задача учителя — наполнить игру дидактическим смыслом. Стратегическая цель игры — направленность на творчество, проявление инициативы, самостоятельность в решении познавательных задач, налаживание сотрудничества с одноклассниками; распределение ролей, согласование действий, установление деловых контактов, умение разрешать конфликты, быть терпимыми и доброжелательными.

Конечно же, игра не может быть основным средством развития учащихся и мы прекрасно понимаем, что по мере их взросления доза игры должна уменьшатся. Но и лишать взрослых воспитанников этого удивительного феномена нашего существования нельзя!

Литература:

  1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: методическое пособие.-М.:Сфера,2004.

  2. Баянкина З.В. Познавательные игры по биологии: методические рекомендации для учителей по руководству игровой познавательной деятельностью школьников.- Новокузнецк: ГИУУ,1993.

  3. Гин А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя.-М.:ВИТА,2002.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 11 =