Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр


Автор: Елена Владимировна Волкова
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан
Должность: воспитатель


Математика играет огромную роль в жизни человека. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства писал Леонардо да Винчи.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Математика нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение – это форма образовательного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать игровые формы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить дошкольников к последующему обучению.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы дидактических игр и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать соотношение цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентироваться в направлениях пространства. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников.

Поэтому для углубленного изучения я и выбрала тему «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

— овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;

— формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

— Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик посредством использования дидактических игр и упражнений, игрового занимательного материала с дошкольниками, с целью достижения желаемого результата используя инновационные формы и методы обучения (квест-игры, интерактивные игры, создание проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям).

Воспитательно-образовательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Использую методы:

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

Вся работа построена на диалоге воспитатель – ребенок.

Требования к речи воспитателя:

эмоциональная;

грамотная;

доступная;

четкая;

достаточно громкая;

приветливая;

в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый.

Требования к речи детей:

грамотная;

понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

с нужными математическими терминами;

достаточно громкая…

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

Виды наглядного материала:

демонстрационный и раздаточный;

сюжетный и бессюжетный;

объемный и плоскостной;

специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

фабричный и самодельный.

в) практический:

выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Использую следующие приемы ФЭМП:

— Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

— Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

— Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и

устранения ошибок).

— Вопросы к детям.

— Словесные отчеты детей.

— Предметно-практические и умственные действия.

— Контроль и оценка.

Прежде чем приступить к работе над данной темой, я провела анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова). Кроме этого, активно используются сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).

Специфика дошкольного образования состоит, прежде всего, в том, что его содержание должно обеспечить формирование наиболее значимых психологических свойств и способностей ребенка, которые во многом определяют весь путь дальнейшего развития (А. В. Запорожец). Развитие умственных действий логического типа успешно происходит в процессе овладения детьми средствами выделения основных, существенных отношений, лежащих за непосредственными восприятиями, отражающими эти отношения в виде схем (Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.Ф. Обухова и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.

Как педагога меня насторожило, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Поэтому я решила провести диагностику, с помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры.

На начальном этапе мною был оборудован математический центр, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных возможностей ребёнка.

При организации предметно-развивающей среды в группе я руководствовалась Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечить условия развития детской инициативы. Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт. С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован центр занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр математического содержания по всем разделам ФЭМП, а также игровой занимательный материал: палочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо». Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Материал, находящийся в математическом центре, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом центре способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей и привлекала их к выполнению разнообразных заданий. Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создавало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

На 1 этапе я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. В процессе игры на занятиях, я использовала не только занимательный материал, сделанный мною, а также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т.д.

На 2 этапе мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения. Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствовали прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствовали развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствовали развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации. Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. На занятиях использовала как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагала рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинала с элементов игры, по возможности применяла приём неожиданности: появление «гостей», «письма», в начале занятия – сюрпризный момент. Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка старалась ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает папка с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывалась привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечали, что учатся. Также предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось». Включала в работу с детьми и серию игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они способствовали умению составлять целое из частей, развитию воображения, конструктивного мышления, выработать силу воли, умение доводить начатое дело до конца. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми использовала логические таблицы. Дети рассматривали и анализировали ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирали недостающую фигуру. Для ориентирования в пространстве использовала в работе план -карту, с помощью которой дети закрепляли знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Это способствовало развитию у детей памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей; умению считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием. В дидактических играх дети лучше осознают и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают понятием, что разные по содержанию предметы могут быть окрашены в одинаковый цвет.

С детьми младшего возраста я сама включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей играть с дидактическим материалом (башенки, матрешки). Разбираю и собираю их вместе с детьми. Вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, учу их играть с ним. Например, с матрешками. Раскрыть матрешку, вынуть одну из другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить матрешек в ряд, по росту, после чего предлагаю детям собрать матрешек в одну. Тем самым я направляю игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи: закрепляю понятие «больше меньше самая маленькая».

Прогулки и экскурсии богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращала внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы?). Помогала детям применять математические знания в различных ситуациях (дежурство по столовой). Играя на прогулке, мы считали, сравнивали камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомила детей с разными понятиями, например «далеко- близко». Гуляя вокруг детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Предлагала детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состояла в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» это игра, где дети выкладывали силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. В игре «Колумбово яйцо» силуэты птиц, самостоятельно придумывали фигуры животных, роботов.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок.

Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в разные режимные моменты (утренние часы, на прогулке, вечером).

В результате работы дети стали более активны на занятиях, использовали полные ответы. Дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. Данная работа способствовала развитию познавательных способностей, интеллекту, привитию навыков культуры речевого общения.

Логические игры математического содержания способствовали воспитанию у детей познавательного интереса, способности к творческому поиску. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывала интерес у детей.

Занимательные задачи способствовали развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить верные решения. Дети начали понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, осознать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Загадывая задачи-шутки, дети стали понимать , что построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи замаскировано внешними условиями. Например:

1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).

3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).

Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения.

Так, например, в игре, «Прятки» я называла цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивал числовой ряд, что способствовало развитию внимания.

Дети с удовольствием играли в шашки. Это игра развивала у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учила детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто учиться мыслить логически. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение.

Так же в самостоятельной деятельности детей использовала математические игры — это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагалось бросить кубик, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник начал свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т.д.

Читая книги, я учила различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала потом». В работе с числом семь можно использовать сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Детям предлагалось пересчитать предметы на ощупь (пришитые на картон пуговицы их семь) в каких сказках встречается число семь? («Волк и семеро козлят», «Спящая царевна и семь богатырей», «Белоснежка и семь гномов».)

Состав числа десять поможет закрепить сказка Альфа Прёйсна «Про козленка, который умел считать до десяти». Так же данное произведение формирует у детей понимание практичной стороны необходимости умения считать. Веселая сказка Г. Остера «Как измеряли удава» поможет в формировании умения измерять длину предметов с помощью условной мерки. Умение находить геометрические формы в окружающих предметах поможет и подскажет сказка Романа Сефа «О кругленьких и длинненьких человечках». Непринужденным знакомством с цифрами станет прочтение книги С. Маршака «Веселый счет». Сказка «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок» объединяет сказочным сюжетом ряд проблемных ситуацией. Слушая увлекательную историю и переживая с героями их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. В сказке «В гостях у Гнома-часовщика, или История о том, как не опоздать в школу» в занимательной форме рассказывается о различных видах часов. Без назидательности сказка знакомит детей с определением времени по часам. Ее использовала в работе с детьми, которые хорошо овладевают представлениями по математике и проявляют интерес к часам. Познавательный материал позволяет уточнить, углубить знания детей. Сказка «Как Топ учился математике» позволяла углубить представление о количественном и порядковом счете, о закономерностях построения числового ряда, понимание, что последующее число отличается от предыдущего на единицу. Персонажи сказки приглашали слушателей поиграть с ними, знакомили с правилами, давали детям разные задания. Таким образом, дети как бы включается в сказочное действие. В сказке «Помоги Незнайке найти дорогу» дети вместе с персонажами учились определять направление от себя и использовать слова направо, налево, что чаще всего вызывало у них трудность. Занимательный сюжет и желание помочь Незнайке (объяснить, нарисовать, как идти, нарисовать стрелкой) активизировали знания детей. Слушая сказку «Догадайся сам», ребята учились рассуждать, они использовали уже имеющиеся знания при решении различных заданий на сообразительность. Прежде чем прочитать детям, как ответили на вопрос герои сказки, необходимо было дать им возможность и время самим найти правильный ответ. Кроме сказок в работе с дошкольниками использовала истории. История «Как Нина учила брата» рассказывает о структуре задачи, помогает детям усвоить правила составления и решения простых задач. Познавательный материал включала в ситуации из повседневной жизни, что делало его восприятие непринужденным и доступным для детей. История про «Женькины игры» предполагает детям различные проблемные ситуации, в которых необходимо определить и оценить величину предметов. Участвуя в играх вместе с героем истории, дети узнавали способы непосредственного и опосредованного (с помощью мерки) сравнения величины предметов. Математическое содержание включала в разные виды деятельности детей: в игру, в рисование, в лепку, в труд. При проведении дидактических игр я использовала, изготовленную мной, картотеку, на каждой карточке указано название игры, цель, ход игры.

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я подобрала серию упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник». В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Руководя игрой, я стараюсь достичь большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале я рассматриваю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.

В процессе организованного обучения, я использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математический театр). Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, друга группы Капельку, Незнайку, Лунтика, Смешариков, Симку, Дим Димыча, которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.

Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Предлагаю детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.

Изготовила в группе математический театр. При знакомстве с числом устраиваю праздник – знакомства, которое появляется в качестве персонажа Математического театра, рассказываю о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире, дети рисуют, лепят цифры. В конце обычно, персонаж приносит для детей развивающие книги, игры. Использую музыкальное сопровождение.

В совместной деятельности взрослого с детьми провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки.

В совместной деятельности взрослого с детьми большое значение отдаю дидактической игре. Предлагаю детям самим придумывать сказки с числительными и рассказать, сколько в них героев, какие они (кто больше – меньше, выше – ниже), прошу его во время повествования откладывать счетные палочки. Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Рассмотрев картинку, спрашиваю, чем отличаются рисунки.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спрашиваю, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное.

Для изучения состава числа использую счетные палочки. Прошу ребенка выложить на стол две палочки. Спрашиваю, сколько палочек на столе. Затем предлагаю разложить палочки по двум сторонам. Спрашиваю, сколько палочек слева, сколько справа. Потом предлагаю взять три палочки и разложите на две стороны, потом четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спрашиваю, как еще можно разложить четыре палочки таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой – три. Точно так же последовательно разбираются все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора. Знакомлю детей с основными геометрическими фигурами. Ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Предлагаю, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями.

Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого провожу с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Беру тетрадь в клетку. Показываю клетку, ее стороны и углы. Прошу ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Показать середину клетки и середины сторон клетки.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В своей работе использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Увлекает детей занятие в виде путешествия (квест). Квест – это вид сюжета литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей: дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают как с ними справляться и в конце находят клад.

Квест-игры объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Занятия необычны, более интересны и тем самым весьма привлекательны для детей. Такое построение образовательного процесса дает возможность каждому ребёнку найти приемлемую для себя форму восприятия информации. При организации квестов необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала; свободное размещение наглядного материала. Провели с детьми старшей группы квест-игру: «В поисках Антарктиды», в подготовительной группе «Поиски клада пирата Джека Воробья», «Путешествие к королю Математики». Ценность игр для современного дошкольного образования состоит в том, что они построена с применением технологии квест-игра и интерактивной технологии. Работая в парах или сообща, дети вдвоем после каждого выполненного задания получают элементы картинки и в конце игры вместе собирают общую картинку или карту, или иллюстрацию. В играх представлены задания, которые выполняя вдвоем, у детей воспитывается чувство ответственности, сопричастности к общему делу, успешности от совместного дела. С помощью таких игр дети играют и учится одновременно. Это веселое, интересное и комфортное обучение. Творческие, а главное полезные задания дети выполняют в доступной им форме – игровой деятельности.

В работе по ФЭМП был использован метод проектов, который был интересен и полезен не только детям, но педагогам, так как он дал возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении определенных задач. Внедрение в деятельность ДОУ проектной технологии способствовало развитию у детей интереса, любознательности, стремления узнавать новое, творческих способностей, памяти, внимания. Осуществление проектов обогащает игры детей новыми сюжетами, большими возможностями и расширяют содержание игровой  деятельности.

В ходе проектной деятельности вырабатывается единая стратегия, которая помогает детям лучше подготовиться к школе и успешно адаптироваться в начальных классах.

Метод проектов позволил использовать разнообразные средства и приемы в развитии у детей математических представлений. Способствовал возможности семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ. Совместно с детьми и родителями были подготовлены и реализованы следующие проекты:

— «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры» в средней группе – 2019 г.

— «Увлекательная математика» в старшей группе – 2020 г.

— «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры» в подготовительной группе — 2021 г.

— «В стране геометрии» — в подготовительной группе – 2022 г.

При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения: в «Магазине» один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. Изготовили «деньги», на которых изображены геометрические фигуры – один или много, и такие же ценники на предметах в магазине. Дети учатся соотносить, называть и понимать, что, за что можно купить.

При использовании дидактических игр широко применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Работа с семьями воспитанников

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир. Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. В работе с родителями были использованы разные формы работы:

  • общие и групповые родительские собрания

  • консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка»«Яркие и интересные игры»

  • проекты с участием родителей

  • изготовление дидактических игр совместно с родителями

  • практикум «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через дидактическую игру»

  • Дни открытых дверей (Математический КВН по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы и их родителей)

  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители у дети закрепляли дома. Знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам программы и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Работа с педагогами

С целью распространения опыта работы среди педагогов дошкольных групп были проведен семинар-практикум для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Результаты работы

В результате систематической и углубленной работы по развитию математических представлений у детей в процессе использования дидактических игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей,

Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями и проведению планомерной и систематической работы Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.

При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования игровых форм обучения, как средств формирования усвоенного материала дошкольниками.

Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном, усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование занимательных игр аналогичного типа, построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах игровых методов и приемов, инновационных форм обучения.

Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр и упражнений по математическому развитию дошкольников.

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

В ходе исследования мною была подтверждено, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

Материалы опыта работы могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.