Формирование картографических знаний на уроках истории


Автор: Маргарита Викторовна Федерко
Место работы: МБОУ «СОШ №18 п. Теплоозерск»
Должность: учитель истории


1. Система картографических умений и способы их формирования на уроках истории в современной школе

«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах»

К.Д. Ушинский

Знание истории предполагает не только свободное оперирование историческими фактами, но и владение исторической картой. Согласно Федеральному образовательному стандарту основного общего образования предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать в том числе и умение читать и анализировать историческую карту/схему.

Данный предметный результат традиционно считается одним из важнейших при изучении истории в школе, так как исторические карты позволяют:

  • «локализовать» исторические события, т. е. отнести их к конкретному пространству и географической среде, без знания которых многие исторические факты и события не могут быть поняты;

  • наглядно представить сложные исторические явления и процессы, например, крупные передвижения людей (расселение племен и народов, военные походы, завоевания, освоение и колонизация территорий и др.); границы государств, административно территориальное устройство государств и их изменения; процессы социально-экономического, политического развития различных стран и пр.;

  • развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

  • рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Несмотря на то, что исторические карты создаются на географической основе, у них есть определенная специфика.

Во-первых, их отличает то, что исторические карты содержат минимум географической информации и концентрируют внимание учащихся на событиях социально-экономического, политического и культурного развития общества.

Во-вторых, цветовые выделения, характерные для географических карт, на исторических картах приобретают иное значение. Например, зеленый цвет на исторической карте обозначает не только низменности, но и оазисы, древнейшие районы земледелия, скотоводства и пр.

В-третьих, в отличие от «статичных» изображений географических карт, исторические карты отражают «динамику» развитие событий и процессов: посредством разного рода условных обозначений (например, стрелок разного начертания и цвета) на исторических картах демонстрируются изменения территорий государств, направления движения войск, торговых караванов, экспедиций и др.

Появившиеся в последнее время электронные разновидности исторических карт в трехмерном изображении предлагают возможности нового не плоскостного, а объемного представления материала. Однако широкого распространения такие карты пока еще не получили, и обучающие возможности этого ресурса пока еще также фактически не раскрыты.

Специфика исторических карт проявляется не только в их отличии от географических или от учебных картин. Их специфика зависит также от содержания материала, определяющего назначение данной карты.

Согласно п. 36.3. Федерального образовательного стандарта основного общего образования, кабинеты по предметной области «Общественнонаучные предметы» (в которую входит учебный предмет «История»), должны быть оснащены в числе прочего и комплектами карт.

Таким образом, все разновидности исторических карт должны быть представлены в комплекте карт для кабинета истории и регулярно использоваться учителем при обучении предмету. Фактически речь идет об обязательном использовании учителем как минимум четырех разновидностей исторических карт:

  • обзорные, или общие карты отражают историческую информацию общего характера или развитие какого-то исторического процесса (например, «Политическая карта Европы в XVIII в.», «Рост территории Российского государства в XVIXVII вв.» и др.);

  • обобщающие карты — отражают процессы и события определенного периода в соответствии с разделами школьной программы (например, «Государство Русь в IXXII вв.» и др.);

  • тематические карты отражают и условно обозначают события и явления в соответствии с содержанием учебных тем, фактически конкретизируют важнейшие события и явления обобщающих карт («Завоевания Александра Македонского», «Русские земли в XII в.», «Крестьянская война в Германии», «Отечественная война 1812 г.» и др.);

  • карты-схемы или карты-планы отражают и содержат подробные условные обозначения (стрелки, значки, рисунки в стиле аппликации) отдельных исторически значимых событий («Куликовская битва», «Бородинское сражение», «Сталинградская битва» и др.).

Все эти виды исторических карт конкретизируют и дополняют друг друга, а следовательно, могут использоваться совместно, одновременно (например, общие или обобщающие вместе с тематическими, тематические вместе с картами-схемами).

Современные тенденции в образовании, связанные с активным внедрением в процесс обучения цифровых технологий, постепенно меняют отношение педагогов, а главное учеников к традиционным, «бумажным» картам: все большее распространение получают электронные варианты карт открывающие новые возможности их использования (масштабирование изображения, интерактивность, мультимедийность и др.).

На мой взгляд, отрицательную роль в развитии у школьников умений читать условные знаки является использование видеосюжетов и анимированных карт, в которых используются изображения. Бесспорно, анимированное сражение привлекает внимание учащихся, вызывает интерес своей новизной и цветовым решением, создает целостное представление о событии. В этом состоит преимущество анимации перед настенными демонстрационными картами, особенно, если изучаются динамичные события (например, военные действия).   Но, как правило, возникающий интерес бывает ситуационным, неустойчивым, быстро угасает. Кроме того, чтение условных обозначений картосхем и исторических карт способствует развитию теоретического мышления учащихся, а анимированные изображения объектов  слишком «упрощены» для восприятия. Анимированные исторические карты создают у учащихся яркий образ, но его потом трудно перенести на статичную карту, которая будет им предложена на экзамене. В анимированных картах ученику не нужно искать информацию, она ему «подается» в готовом виде. Анимация обязательно должна быть дополнена детальным разбором картосхемы. Если ученики только рассмотрят схему сражения в учебнике или на экране, то они запоминают ее зрительно. Если же они сами перерисуют эту схему с составлением собственной легенды, то будут задействованы и зрительная, и моторная, и смысловая память. Многим учителям зарисовка схем представляется чем-то старомодным, однако этот прием для понимания и запоминания фактического материала учащимися более эффективен, чем только просмотр изображения или видеосюжета.

Существует еще одна разновидность исторических карт контурные карты. Однако их специфика состоит в том, что они относятся не к демонстрационной разновидности исторических карт, а к формату так называемых рабочих материалов, которые учащиеся используют для применения получаемых предметных знаний и закрепления формируемых картографических умений. Практика показывает, что в силу различных причин в современной школе контурные карты используются все реже. Данное обстоятельство учитель должен знать и понимать, что образующийся дефицит в учебной деятельности учащихся должен быть чем-то восполнен, т. е. должны быть найдены новые методические пути для формирования умения учащихся работать с историческими картами.

В целом знание и понимание учителем истории специфики исторических карт необходимо для выстраивания целенаправленной и последовательной работы по формированию у школьников способности к пространственной локализации исторических событий и явлений, по развитию так называемой читательской грамотности, заключающейся в умении работать с картой как с особой разновидностью текста.

Как показывает практика, вопрос об организации целенаправленной педагогической деятельности по формированию картографических умений школьников при обучении истории чрезвычайно актуален (традиционно задания ВПР и Единого государственного экзамена по истории, предполагающие анализ исторической карты/схемы, вызывают известную трудность у учащихся). Для выполнения заданий на работу с исторической картой (схемой), вызывающих трудности у обучающихся, необходимо уметь проводить атрибуцию карты (схемы), определять события, явления, процессы, которым посвящена карта (схема), соотносить карту (схему) с определенным историческим периодом и т.п., работать с картографической информацией, использовать контекстные знания.

С целью преодоления существующих дефицитов и выстраивания эффективной стратегии преподавания предмета учителю истории следует ориентироваться на выполнение нескольких основных правил.

Правило первое. С учетом того, что исторические карты являются важнейшим средством наглядного представления исторических событий, без которого у школьников не могут быть сформированы развитые пространственные представления, картографические знания и умения, не может осуществиться «локализация» — привязка события к конкретному месту, где оно произошло, учителю необходимо на каждом уроке (независимо от тематики):

  • демонстрировать ту или иную разновидность исторических карт;

  • организовывать какую-либо учебную деятельность учащихся с использованием карт.

Использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников.

Нужно отметить, что использование исторической карты на всех этапах урока должно быть хорошо продумано. Подготавливая рассказ нового урока, учитель должен тщательно продумать все вопросы, связанные с использованием карты, внимательно самому рассмотреть карту и затем, используя ее в процессе беседы с учащимися, заботиться о том, чтобы каждый учащийся хорошо видел и усвоил показанное.

Иногда неплохо, чтобы проверить, насколько усвоили учащиеся новые сведения, тотчас же после показа вызвать кого-либо из учащихся к карте и предложить ему показать то, что показал учитель. Следует также предлагать учащимся тут же в классе находить на соответствующих картах учебника те места, которые учитель показывал на настенной карте. Мы видим, что карта используется на этапах изучения, первичной проверки усвоения знаний и первичного закрепления знаний.

Обратим внимание, что при переходе от одной карты к другой должна обеспечиваться преемственность между ними либо путем соотнесения их с общей картой, либо с помощью характеристики их временных отношений.

Прежде чем приступить к ее изучению, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определенном месте и в определенное время, поэтому географическая среда оказывает свое влияние на развитие исторического процесса. Карта, «внезапно» появившаяся на уроке при изучении новой темы, не вписанная в структуру картографических знаний обучающихся, способна помочь в понимании конкретной темы (например, истории Первой мировой войны), однако, столкнувшись на экзамене с картой по этой же теме, но охватывающей более широкий (или узкий) участок земной поверхности или включающей только часть из обозначенных на школьной карте событий, выпускник затрудняется в атрибуции карты, может спутать ее с похожей картой, посвященной другому историческому событию. Поэтому «при появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода, знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте.

Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по отечественной и всеобщей истории, например: «Вторая мировая война 1939–1945 гг.» и «Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг.». Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории».

Описанная работа научит школьника обращать внимание на так называемые мелочи, которые не связаны напрямую с историческими событиями, обозначенными на карте, но могут оказать неоценимую помощь при ее атрибуции. Такими «мелочами» могут быть, например, названия государств или городов. Например, карта (схема), посвященная событиям Гражданской войны 1920 г., часто определяется выпускниками как карта (схема), посвященная событиям Великой Отечественной войны. Чтобы не допустить такой ошибки, достаточно обратить внимание на названия городов (например, Екатеринодар, Петроград).

Отсутствие в рабочем комплекте учителя той или иной «бумажной» карты по определенной теме может быть восполнено использованием электронных вариантов карт. Поиск и отбор учащимися разного рода электронных вариантов карт учитель может превратить в специальное методическое средство формирования у обучающихся одновременно метапредметных (познавательных и коммуникативных) и предметных умений (на соотнесение содержания карты с тематикой урока, на установление достоверности данного источника исторической информации и пр.). При этом при организации работы с картой на уроке учитель не обязан ориентироваться на использование исключительно фронтальной формы, задействование в работе всего класса. Целесообразнее применять для работы с различными картами индивидуальные и парные формы, когда учащиеся могут выполнять задания в одном режиме, а класс в это время может работать с другим учебным материалом в другом режиме. В настоящее время техническое оснащение многих кабинетов истории в значительной степени упростило работу учителя. Например, меловые карты могут быть заменены заранее подготовленным изображением, которое будет частями появляться на интерактивной доске по ходу рассказа учителя. Работая с интерактивной доской, учитель может заранее загрузить электронную контурную карту и по ходу урока закрашивать отдельные ее части. Следует отметить, что эффективность такой работы «заметно повышается, если ученики вслед за учителем наносят их на свои контурные карты».

Если учитель хочет сэкономить время, то вместо нанесения соответствующих значков на контурные карты можно предложить обучающимся искать объекты, о которых идет речь на уроке, на картах атласа или учебника. Но эффективность такой работы будет, несомненно, ниже, чем работа с контурными картами.

Правило второе. Ориентируясь на необходимость соблюдения принципа последовательности в формирования знаний и умений школьников работать с историческими картами, учитель должен планировать свою работу с учетом возрастной специфики учащихся, необходимости постепенного усложнения учебного процесса и нацеленности на достижения учащимися определенных результатов к концу каждого года и этапа обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении, предполагающего выстраивание материала и деятельности учащихся по его освоению от простого к сложному, от представлений к понятиям и прочным знаниям, от умений к навыкам, особенно необходимо при организации работы школьников с историческими картами. Ведь отраженное в картах содержание предмета от класса к классу все более усложняется, а картографические материалы включают в себя все большее количество условных обозначений. В Федеральной рабочей программе по истории 5-9 классы определены предметные результаты учащихся основной школы по работе с картой.

Так, в 5 классе обучающиеся должны уметь находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

В 6 классе обучающиеся должны уметь давать словесное описание их местоположения; извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей ‒ походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.

В 7 классе помимо названных выше умений ученики овладеть умением использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.; устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.

В 8 классе выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.

А к концу 9 класса обучающиеся должны уметь выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.; определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).

В соответствии с накопленным к настоящему времени опытом планирования и контроля образовательных результатов педагогу целесообразно ориентировать свою деятельность на то, чтобы к концу определенных периодов обучения у школьников были сформированы следующие умения: к концу 5 класса у школьников должны быть сформированы умения:

  • читать и использовать для получения информации легенду исторической карты/схемы;

  • находить на карте/схеме объекты, обозначенные условными знаками, включенными в легенду карты/схемы, показывать и называть эти объекты;

  • узнавать, показывать и называть обозначенное на карте пространство
    (географические объекты, территории расселения народов, государства и др.),
    изучаемые события (явления, процессы);

  • соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;

  • заполнять контурную карту, используя атлас, настенную, электронную карту, карту в учебнике и т. п., по предложенным заданиям.

К концу 6 класса у учащихся должны быть сформированы умения:

  • проводить атрибуцию исторической карты (схемы), используя обозначенную на ней информацию;

  • читать и использовать для получения информации легенду исторической
    карты/схемы;

  • узнавать, показывать на карте/схеме и называть объекты, обозначенные условными знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события (явления, процессы);

  • соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;

  • использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов);

  • наносить на контурную карту отдельные объекты с непосредственной опорой (или без опоры) на атлас, настенную, электронную карту, карту в учебнике и т. п. по предложенным заданиям, заполнять легенду карты/схемы.

К концу 9 класса у выпускников основной школы должны быть сформированы умения:

  • использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов);

  • проводить атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную на ней информацию;

  • узнавать, показывать на карте/схеме и называть объекты, обозначенные условными знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события (явления, процессы);

  • соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;

  • сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или более тематических (обзорных) исторических картах/схемах, делать выводы;

  • используя карту, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период;

  • оформлять результаты анализа исторической карты/схемы в виде таблицы, схемы;

  • на основе информации, представленной на карте/схеме, проводить сравнение исторических объектов, социально-экономических и геополитических условий существования государств, народов;

  • заполнять контурную карту на основе исторических знаний, самостоятельно создавать систему обозначений для легенды карты/схемы;

  • использовать карту родного края для анализа исторической информации и рассказа о событиях региональной истории;

  • привлекать контекстную информацию при работе с исторической картой;

  • сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из письменных исторических источников, иллюстративных источников.

Таким образом, к моменту завершения обучения в основной школе у школьников уже должен быть сформирован весь комплекс необходимых для работы с историческими картами знаний и умений.

Педагогическая задача учителя на уровне среднего общего образования заключается в том, чтобы развить и усовершенствовать ранее полученные учащимися знания до уровня прочных и систематических, а сформированные умения – до уровня устойчивых навыков. В итоге комплекс знаний и умений, в основном сформированных к концу 9 класса и доведенных до высокого уровня усвоения к концу 11 класса, должен включать в себя два основных блока:

Выпускник школы знает

Выпускник школы умеет

что название карты отражает тему и ее основное содержание;
что историческая карта отражает
действительность в определенный
хронологический период;
что на карте или карте-схеме могут
быть показаны события, произошедшие в одно время, или разновременные события;
что на одной карте могут
изображаться сменявшиеся события,
причем последовательность во времени передается как соседство в
пространстве;
что исторические карты имеют
масштаб, который необходимо
учитывать при анализе изображенных
на карте исторических событий;

что условные обозначения
расшифровываются в легенде карты и
могут на разных картах отличаться друг от друга;
что для правильной ориентировки в содержании карты необходимо не
только уметь читать легенду, но и
применять знания из истории и
географии

читать карты и картосхемы, находить и называть включенные в их легенду знаки;
сопоставлять разномасштабные
карты/планы и систематизировать данные нескольких исторических карт;
сравнивать размеры изображенных на карте территорий, расстояния в масштабах карты с известными расстояниями различных системах измерения;
узнавать, называть и характеризовать изображенное на карте географическое пространство;

определять последовательность и время отображенных на карте событий;
правильно читать и описывать (устно, письменно) отраженную на карте историческую реальность;

определять и характеризовать
отраженные на карте изменения (в
территории, хозяйстве и пр.);
применять карту при анализе причин и следствий событий, для характеристики процессов экономического, политического, культурного развития;
передавать содержание карты
графическими средствами

Перечисленные выше знания и умения являются базовыми, т. е. должны быть обязательным ориентиром для выстраивания деятельности учителя и освоения подавляющим большинством обучающихся как в основной, так и в старшей школе. Однако перечень этих знаний и умений может и должен быть дополнен при условии организации обучения предмету «История» на углубленном уровне. Здесь новым важным целевым ориентиром для работы учителя становится задача формирования у учащихся, выбравших историю в качестве профильного предмета, более сложного умения находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени.

Таким образом, работа педагога по достижению учащимися определенных результатов в работе с картографическими материалами должна быть последовательной, вариативной, учитывающей особенности организации обучения в каждом классе, на каждом уровне образования.

2. Приемы и методы формирования картографических умений на уроках истории в основной и старшей школе

Организация учителем работы по формированию у школьников умений работать с историческими картами должна предусматривать последовательное и систематичное использование как минимум двух разновидностей учебных задач (заданий), нацеленных на формирование:

  • пространственной ориентации и пространственных представлений;

  • картографических знаний и умений.

Организация данного вида работы предполагает обязательное использование учителем комплекса разнообразных учебных заданий, которые нацелены на формирование и развитие у школьников различных групп умений.

Первое направление учебных задач, которое целесообразно использовать
учителю истории, связано с формированием у школьников
пространственной ориентации и пространственных представлений.

Учителю следует на регулярной основе использовать задания, развивающие ориентацию учащихся по сторонам горизонта/света (северюгзападвосток) и позволяющие применять школьниками пространственные представления для лучшего понимания того, в каких направлениях в тот или иной период времени развивались исторические процессы и события: увеличивались территории, изменялись границы, осуществлялись колонизация и завоевания, формировались торговые пути внешнеполитические коалиции и пр.

Пример 1: Тема: «Восточные славяне и их соседи». 6 класс

Методический прием: от частного к общему (целостное восприятие)

Задание. Рассмотри карту «Восточные славяне в VIIIIX вв.» (атлас «История России» стр. 1)

  1. Найди город Новгород.

  2. Определи на берегах, какой реки он расположен.

  3. Найди озеро, в которое впадает эта река.

Формируемые УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Планируемые результаты (картографические умения): умение находить расположение объекта на любой другой карте.

Для выработки данного вида умений педагог может предложить учащимся выполнить письменные задания. В них нужно расположить с запада на восток, с севера на юг, в других направлениях различные объекты (например, города, места сражений/битв, места волоков/переправ и др.), которые им устно или письменно (на карточках, на доске) сообщает учитель. Ученики должны записать названия объектов(на листах бумаги или в тетради) и расположить в правильной последовательности, а затем показать или отметить на карте или картосхеме данные объекты и указать/описать исторические события, которые связанные с этими местами локализации в тот или иной исторический период.

Пример 2: Тема: «Великая Северная война 1700-1721 гг.» 8 класс

Задание.

1. Расположи с севера на юг города Москву, Новгород, Полтаву, Шлиссельбург (Нотебург), Санкт- Петербург, Нарву, Смоленск. Правильную последовательность запиши на листе бумаги.

2. Покажи города на карте (атлас «История России» стр. 16).

3. Назови события Северной войны, связанные с перечисленными городами.

Формируемые УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.

Для развития пространственных умений эффективным средством также являются задания по непосредственной работе с картографическими материалами. Работа с такого рода картами, на которых учащиеся могут рисовать, изображать различные объекты с помощью общепринятых и ими самими придуманных условных обозначений, аппликаций, может одновременно быть направлена на формирование
двух групп умений
пространственных и картографических.

Пример: Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». 6 класс

Методический прием: «живой» карты или «оживление» карты.

Задание. Изучи в параграфе ход Ледового побоища.

1. Возьми конверты с фигурками рыцарей и новгородцев. Расположи их на карте (карта №2) соответственно ходу битвы.

2. Проиграйте в паре Ледовое побоище.

Формируемые УУД: извлекать необходимую информацию из текста; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.

Пример 3: Тема: «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.». 5 класс

Методический прием: модификация или создание собственных условных знаков.

Задание. Используя карту Древнего Египта (атлас «Истории Древнего мира» стр. 4), создай новую легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе.

Для этого:

1. Внимательно рассмотри карту и прочитай ее легенду.

2. Замени представленные в легенде условные знаки новыми.

3. Обменяйтесь легендами карты с соседом. Проверьте друг друга.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии; использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию.

Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты; понимать условные обозначения.

Эта же логика может быть предложена учителем в заданиях, где ученики должны будут отметить кружочками с номерами последовательность объектов (городов, волоков/переправ, географических мест), которые проходили, двигаясь в разных направлениях (с севера на юг, с востока на запад и др.), например, торговые караваны, ходившие по пути «из варяг в греки» или по Великому шелковому пути и т. д.

Пример: На контурной карте отметьте торговый путь «из варяг в греки». Заштрихуйте цветным карандашом территорию Древнерусского государства при князе Олеге. Стрелками укажите направления походов дружин древнерусских князей. Подпишите их имена.

 

 

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские земли в XII начале XIII в.» учитель привлекает картину «Днепровские пороги».

В любом случае, выполняя такого рода задания и отмечая условными знаками те или иные направления и объекты, ученики будут включаться в процесс усвоения/закрепления тех или иных исторических знаний и формирования нескольких важных умений: ориентироваться в пространстве; связывать исторические события с определенными местами и пространственной направленностью; использовать различные условные обозначения для их размещения на пространстве готовой карты или сделанной ими самими карты-схемы.

Второе направление учебных задач, которое рекомендуется использовать учителю, нацелено на формирование у школьников картографических знаний и умений.

Наиболее правильным с методической точки зрения подходом к подготовке и использованию таких учебных заданий будет их нацеленность на формирование какого-то конкретного знания или умения из перечня базовых.

Например, для формирования картографических знаний учеников всех классов (но оптимально для работы с учащимися 5—7 классов, у которых картографические знания находятся на первых стадиях формирования) рекомендуется использовать следующее задание. На стене вывешиваются или на экран (интерактивную доску) проецируются изображения нескольких карт из разных исторических эпох, оптимально — из тех, которые учащиеся еще не проходили по программе. Учитель дает задания ученикам:

  • определите, содержание какой эпохи отражено на картах? (задание относится ко всем видам карт);

  • определите, какие процессы отражены на картах (задание относится к общим картам);

  • определите, какие значимые исторические события отражены на картах (задание относится к тематическим картам и картосхемам) и т. п.

Посредством такого рода заданий у школьников постепенно будут формироваться знания о том, что название карты отражает тему, её основное содержание и историческую действительность в определенный хронологический период. А это означает, что, применяя это знание и ориентируясь исключительно на название карты, можно точно сказать, о каком историческом времени (эпохе) идет речь, какое событие или сложное явление (процесс) отражены на карте.

Пример 4: Тема: «Государство на берегах Нила». 5 класс

Методический прием: от общего к частному.

Задание.

  1. Найди дельту Нила на карте мира. Определи, что это за материк, какие моря омывают берега материка.

  2. Изучи карту «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» в атласе «Истории Древнего мира» стр.3.

  3. Отметь на карте «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» географические объекты, которые определил в задании №1.

  4. Заштрихуй на карте мира один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалось Египетское царство.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Планируемые результаты: умение определять место фрагмента карты в пространстве и во времени.

Карта-тренинг – это один и тот же фрагмент карты, который используется во всех вариантах ВПР.

 

Для подготовки к ВПР по истории Древнего мира в 5 классе мною использовалась данная карта. Так как ребятам тяжело сориентироваться и на общей карте при выполнении заданий ВПР определить, где какая страна расположена, в начале учебного года такая карта распечатывается и вклеивается в тетрадь. По ходу изучения истории Древнего мира ребята отмечают на этой карте те страны, с которыми уже познакомились, а при подготовке к ВПР им остается только повторить эти записи.

Значительное количество времени учителю следует уделять организации работы с заданиями, формирующими и развивающими конкретное картографическое умение. Помимо общеизвестных и часто используемых учителями истории заданий, нацеленных на формирование, например, умения узнавать, называть и характеризовать изображенное на карте географическое пространство («Покажите на карте территорию… место… город, где…», «Покажите и назовите столицу… крупные города… место сражения и пр.»), педагогу следует последовательно уменьшать количество репродуктивных и увеличивать число проблемных заданий, нацеленных на развитие у школьников поисковых, исследовательских умений.

К примеру, в задании, нацеленном на формирование у школьников умения правильно читать и описывать (устно, письменно) отраженную на карте историческую реальность, учащимся может быть предложена творческая работа с картой (например, «Завоевания Александра Македонского» и пр.). На основании ее содержания учащиеся должны составить рассказ-описание об историческом событии, протяженном во времени (завоевание, длительная или масштабная война и пр.), материал о котором в рамках обучении истории учащийся еще не проходил, т. е. знание об этом событие у него еще не сформировано.

После выполнения задания учащимися под руководством учителя производится сопоставление устного или письменного рассказа-описания ученика (а лучше нескольких учеников), например, с текстом учебника, в котором дается описание этого события. На основе сопоставления производится коллективный анализ того, что совпало и не совпало в описаниях, рефлексия того, что учащимся осталось непонятно, в чем они видят и в чем на самом деле заключаются причины несовпадений (может быть, причина допущенные учащимися ошибки в чтении и понимании карты; может быть, причина сложность события, которую схематично, на карте нельзя отобразить, например, временную последовательность событий и пр.). В завершение подводятся итоги, производится самооценка каждым учащимся достигнутого им уровня умения правильно читать и описывать (устно, письменно) отраженную на карте историческую реальность, возможно оценивание со стороны учителя (оптимально формирующее, но для успешных учеников оно возможно в виде отметки). Как вы видите, в каждом классе можно применять различные виды деятельности как с картой, так и с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности.

Качественное усвоение школьниками учебного материала многих тем по истории невозможно без работы с исторической картой. Сформированные пространственные представления у школьников являются одной из основ успешного изучения истории. Именно поэтому в ЕГЭ по истории значительная часть заданий предполагает работу с исторической картой или названиями географических объектов. Сформированность картографических умений у выпускников в рамках Единого государственного экзамена проверяется в заданиях 9-12.

Задание 9 предполагает атрибуцию исторической карты (схемы); задание 10 – работу с картографической информацией; задание 11 – работу с контекстной исторической информацией. Задание 4 имеет комплексный характер, оно включает в себя суждения на работу с контекстной и картографической информацией и отличается от остальных заданий по форме, так как предполагает выбор трех элементов из шести предложенных.

Аналитики результатов экзамена называют эти задания «проблемными». Лучше остальных выполняется задание на установление соответствия между текстом и картой, хуже – комплексное задание 12, в котором требуется выбрать верные суждения. Причиной ошибок при выполнении заданий 9 и 10, как правило, является слабое знание исторических фактов.

В связи с особой значимостью формирования у обучающихся умений, связанных с анализом исторической карты, педагогам необходимо постепенно формировать у школьников пространственные представления, использовать на уроках разнообразный картографический материал, в том числе контурные карты, картографические игры.

Разнообразные формы работы с исторической картой должны использоваться практически на каждом уроке. Таким образом, методически грамотно спланированная и реализуемая педагогическая деятельность позволит максимально эффективно использовать потенциал исторических карт как средства локализации в пространстве исторических явлений, как источника знаний об исторических и географических явлениях на определенной территории, как инструмента для закрепления и проверки уровня освоения учащимися изучаемого материала.

Таким образом, разнообразие заданий, методов и приёмов, предложенных учителем для работы по исторической карте и контурной карте, позволяет сохранить интерес учащихся к работе с картографическим материалом, формирует картографические знания и умения учащихся, а сочетание с другими видами информации развивает познавательный интерес к изучению предмета.