Формирование коммуникативных универсальных учебных действий




Автор: Роговастова М. В., учитель начальных классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

ФГОС начального общего образования ориентирован на достижение трех групп результатов: личностных, метапредметных, предметных. Этому способствует формирование УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

УУД — это прежде всего обобщенные действия, которые порождают мотивацию к обучению и позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В том числе и в области предмета «Окружающий мир».

Можно выделить четыре группы УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Мы сегодня будем рассматривать коммуникативные учебные действия в широком значении данного термина.

Коммуникативные учебные действия — это владение теоретическими и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • Взаимодействие – учёт позиции партнёра.

  • Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей.

  • Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами.

Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД

  • Участвовать в диалоге, беседе.

  • Отвечать на вопросы учителя и товарищей.

  • Слушать и понимать речь других людей.

  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • Выразительно читать и пересказывать.

  • Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

  • Соблюдать нормы речевого этикета.

Рассмотрим, какие же ресурсы «Окружающего мира» работают на формирование коммуникативных учебных действий.

Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.

Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие формы организации образовательных отношений: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, проекты, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: командно-игровая деятельность, учимся вместе.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Действие — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Этому способствуют следующие задания: описание, рассказ по плану.

Приведу примеры формирования коммуникативных действий:

Действие: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Действие: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Например. При изучении в 1 классе темы «Бытовые предметы» предложила:

1. Рассмотри рисунки: холодильник, телевизор, фен, электромиксер, стиральная машина, утюг, магнитофон, пылесос.

2. Прочитай слова: слушать, хранить, гладить, стирать, чистить, смешивать, смотреть, слушать.

3. Задай к каждому рисунку вопрос так, чтобы ответом на него было одно из перечисленных слов.

4. Найди ответы на вопросы, соедини стрелками рисунки с соответствующими им словами.

Из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков и коммуникативных универсальных учебных действий является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.

Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова ).

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Для решения этой задачи используются технологии организации группового взаимодействия. Младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка имеет содействие и сотрудничество, они выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения младших школьников строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.

Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповую работу с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов и др.

Работа в группе помогает младшему школьнику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в работу урока, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Окружающий мир». Третьи можно проводить как самостоятельные занятия.

Групповая работа

Проект проводится при делении учащихся. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.

Например, 3 класс. Проект «Экономика ЕАО»

Задание: Используя рабочую тетрадь и текст учебника, интернет — ресурсы, дополнительную литературу выполните задание:

1 группа: Изучить промышленные отрасли Еврейской автономной области.

2 группа: Собрать данные о промышленных отраслях.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе.

2. Развитие умения работать с различными источниками знаний.

3. Обмен результатами мыследеятельности.

Алгоритм оценивания работы в группе. После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось ли получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?

5. Кто предложил основную идею, решение задачи?

6. Были ли спорные мнения?

8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?

10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Учение в общении СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ

1. Предъявление задания (четкая формулировка задания, вопроса или прочтение его детьми).

2. Пауза.

3. Слово «слабозамотивированному» или имеющему трудности в обучении ребенку.

ДОГОВОРЕННОСТИ с классом:

говорим четко и громко ( не нужно повторение учителем ответа ребенка);

не повторяем ответы и мысли друг друга ( распространяется и на педагога);

нет диалога через учителя (находим глазами отвечающего).

4. Слово для уточнения, пояснения другому ребенку (в зависимости от ситуации одному или двум).

Учим сотрудничать

Некоторые сложности для младших школьников представляют задачи на составление и задавание вопросов учителю, товарищу, самому себе. В этом случаях от учителя потребуется особое терпение и чуткость.

Осознание необходимости сотрудничать.

В каких случаях лучше работать вместе?

Какую работу лучше делать вместе, а какую – одному?

Учимся распределять обязанности: как определить, кому что лучше поручить?

Нужно ли определять личный вклад в общую работу и когда? Как это лучше делать?

Базовое умение: способность выслушать и услышать партнера.

Первый шаг – первичное освоение форм (культурных формул) взаимодействия со взрослыми и сверстниками).

Например: 2 класс. Тема «Ты и твои друзья».

1. ОБСУДИ с друзьями. Только ли люди бывают друзьями?

2. СОВПАЛИ ли ваши точки зрения?

3. ПОДУМАЙ. Почему говорят: «Собака — друг человека»?

4. ПОДБЕРИ и ЗАПИШИ слова-действия.

Собака — друг человека потому, что __________________________________

Человек — друг собаки потому, что ___________________________________

Фиксация позиций: «Согласен», «Не согласен», «Я считаю так же», «Я тоже», «Я думаю иначе», «Сомневаюсь».

Прояснение позиций, порядок обсуждения: «Понятно ли я говорю?», «Непонятно, поясни, пожалуйста», «Хочу задать вопрос», «Хочу ответить», «Говорим по очереди», «А ты как думаешь?»

Столкновение мнений, ситуация несогласия: «С чем мы все согласны?», «В чём расходимся?», «Как это можно проверить?», «Как докажешь?»

Выработка общего решения: «Какой план действий?», «Каким способом будем действовать?», «С чего начнём?» и др.

Заключение

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий, как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

  3. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

  4. Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир», реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

  5. Создание коммуникативной образовательной среды обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения; адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × два =