Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов


Автор: Ксения Юрьевна Куничук
Место работы: МКОУ "НОШ с. Ленинское"
Должность: учитель начальных классов


В соответствии с ФГОС начального общего образования орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой.

Наиболее распространённой причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма,

2) умение анализировать слово с фонетической стороны,

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому мне, как учителю, нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. Меня, как и всех учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало осознанным и грамотным?

Что же такое орфографическая зоркость?

Орфографическая зоркость это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при выполнении упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Она опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть и представлять на основе внутреннего зрения все буквы в слове.

При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: нахождение и распознавание орфограммы.

В своей практической деятельности я использую методику профессора кафедры преподавания русского языка в начальной школе Московского педагогического государственного университета М.Р. Львова и выделяю шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи. На первом этапе ученики должны научиться видеть орфограммы в словах. Далее, им необходимо определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило. Следующим шагом школьников является выбор способа решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. Одним из главных этапов является составление алгоритма решения задачи. Далее предлагаю ученику решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. И в завершении школьнику нужно написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Например, во 2 классе при изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова», учащиеся решают орфографическую задачу, действуя по алгоритму.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найти в слове корень.

2 шаг. Есть ли в слове безударный гласный?

Да нет

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слово.

5 шаг. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо.

6 шаг. Напиши. Проверь написанное.

В 3 классе, при изучении темы «Разделительный ъ», мы работаем по следующему алгоритму.

Алгоритм проверки употребления разделительного ъ.

1 шаг. Есть ли в слове приставка

Да нет: ъ не пишется.

2 шаг. Оканчивается ли она на согласный?

Да нет: ъ не пишется.

3 шаг. Есть ли в слове после приставки е, ё, я?

Да: ъ пишется. Нет: ъ не пишется.

Со временем, при отработке навыка, алгоритм сокращается.

Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание предлогов и приставок», мы сокращаем алгоритм следующим образом:

Первая ступень сжатия: По двору. По – предлог или приставка? Пробуем вставить прилагательное: по широкому двору; вставить можно, значит, по – предлог, пишем раздельно.

Вторая ступень сжатия: По двору – предлог? По широкому двору; по – предлог, раздельно.

На второй ступени сжатия действия становятся почти автоматизированными – к этому мы и стремимся.

Таким образом, результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи.

Для меня важно научить ребенка:

1) ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

2) устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;

3) осуществлять орфографический самоконтроль.

Работать над формированием орфографической зоркости школьников я начинаю уже с 1 класса, так как именно период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем нужно двигаться не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве. В это же время следует формировать представление о слабых и сильных позициях звуков.

Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую на уроках различные игровые приемы.

Например, на уроках обучения грамоте использую следующие игры:

«Найди одинаковый звук»

Произношу три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Определи место звука в слове»

На доске карточки, на которых нарисованы аист, шарф, лиса. Сначала предлагаю детям сказать, что изображено на карточках, затем спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Далее предлагаю карточку со схемами расположения звука в слове. Если звук, который я называю, дети услышат в начале слова, то фишку ставят в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

«Найди предметы с заданным звуком»

Предлагаю детям найти в классе предметы, в названии которых встречается заданный звук. Для нахождения звуков в названиях предметов можно использовать сюжетную картинку (выигрывает тот, кто больше найдет предметов).

Начинаю работу по формированию орфографической зоркости одновременно с обучением двум видам чтения: орфографическому и орфоэпическому. Поэтому, начиная с 1 класса, я веду такую работу, как письмо с проговариванием. Учащиеся диктуют предложение, произнося каждое слово орфографически. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

За годы работы я отобрала наиболее продуктивные, на мой взгляд, приёмы, развивающие орфографическую зоркость, которая создает для учащихся основу успешной самопроверки письменных работ.

В методике преподавания русского языка существует ряд факторов, влияющих на развитие орфографической зоркости. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Поэтому списывание является наиболее продуктивным упражнением в развитии рукодвигательного фактора.

Списывание.

  • Алгоритм, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

  • Внимательно прочитай предложение.

  • Повтори его, не заглядывая в текст.

  • Подчеркни в предложении все орфограммы.

  • Прочитай предложение орфографически.

  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Выпиши словосочетания.

6. Спиши слова определённой части речи.

Организуя урок при изучении нового материала, использую опорные схемы.

Опорные схемы

От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия.

Например, при изучении темы «Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными», в ходе работы появляется алгоритм действия при написании слов с безударной гласной:

— Прочитать слово

— Поставить ударение

— Выделить корень

— Определить безударную гласную (а, о, и, е, я)

— Подобрать проверочное.

Комментированное письмо.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. 

— Давайте рассмотрим этот вариант на примере комментирования предложения с места:

У тети Яны жила собака Трезор. 

Начало предложения пишу с заглавной буквы. 

У— предлог, пишу отдельно. Доказываю: у (нашей) тети.

Яны— пишу с заглавной буквы — имя собственное. Жила— в корне безударная гласная и сочетание жи — ши. Собака — в корне непроверяемая безударная гласная о— это словарное слово, нужно запомнить. 

Трезор — пишу с заглавной буквы, так как это имя собственное.

В конце предложения ставлю точку.

Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

Какографические упражнение

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Например,

Разве можно без улыбки

видеть Лёнины ошибки.

«Налител я на сугроп

и расшыб сиводня лоп,

очень болно и обидно,

глас под шышкою не видно».

Быстро Лёне помогайте,

все ошибки исправляйте.

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова. Начиная со 2 класса, обобщаю все способы проверки орфограмм в корне слова в таблицу. Эту таблицу использую на уроках.

Скоростное письмо

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

Письмо по памяти

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании.

4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5. Запись.

6. Проверка.

Диктант

Пишущий ученик, как известно, всегда отправляется от того, что слышит. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Проведение слуховых диктантов на уроках русского языка способствует развитию орфографической зоркости.

Приведу примеры использования на своих уроках некоторых видов таких диктантов.

Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записываю текст. Этот текст выразительно читаем, затем выделяем наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняем их правописание, отдельные слова проговариваем. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, так он и запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Для развития орфографического навыка использую зрительные диктанты по методике  доктора педагогических наук и создателя оригинальной методики преподавания русского языка Л.П. Федоренко.

Зрительные диктанты (по методике Л.П. Федоренко)

Зрительные диктанты – это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать.

План проведения занятий по методике состоит в следующем: На доске или экране монитора показываю 6 предложений набора.

Набор № 1

  • Тает снег.

  • Идёт дождь.

  • Небо хмурое.

  • Коля заболел.

  • Запели птицы.

  • Поле опустело.

Закрываю все предложения, а затем открываю первое предложение.

Даю детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.

Предлагаю ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.

Снова закрываю слова и предлагаю ребятам записать то, что они запомнили.

Словарный диктант.

Словарная работа – это систематическая, хорошо организованная работа, проводимая на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке уделяю время для работы со словарными словами. Чтобы процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями сделать более лёгким и быстрым, знакомлю учащихся с новым словарным словом через составление кроссвордов, загадывание загадок, через предметные картинки. Используя кроссворды, подбираю материал таким образом, что образуется тематическая группа слов, повторяются изученное ранее и происходит знакомство с новым словом. Чередование различных приёмов работы вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.

Одним из способов активизации мыслительной деятельности учащихся, формирования интереса к изучаемому материалу и мотивации в учении является использование различных мнемотехнических приёмов, как способов применения правила. Ученики с наглядно-образным мышлением изучают правила, опираясь на иллюстрации, отражающие в образах порядок написания орфограммы. Я использую мнемотехнические приемы при изучении словарных слов.

С большим интересом ученики относятся к рисункам, схемам. Приём заключается в том, чтобы букву выделить или превратить в предмет, связанный со смыслом слова:

 

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привить тягу к знаниям – вот основные условия успеха. После изучения теоретического материала я пришла к выводу, что повысить интерес учащихся к работе на уроках русского языка и качество знаний можно через применение современных образовательных технологий, использование дополнительного занимательного материала, т. к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Перечислить все многообразие технологий, наверное, невозможно, так как творчески работающий учитель каждый раз открывает для себя и своих учеников все новые и новые технологии. В своей практике я использую игровые технологии, проектно-исследовательские, технологию уровневой дифференциации.

Игровые технологии занимают важное место в учебном процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, помогающих результативно и в интересной форме осваивать сложные темы и выступающих как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Например, во 2 классе при изучении темы «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» на уроке я использую дидактическую игру «Слово потерялось»:

 

 

Для закрепления темы «Части речи» в 3 классе я использую филворд, в который помещаю слова разных частей речи, задача учащихся – найти все слова и обвести их карандашами разных цветов.

 

Изучая тему «Алфавит» во 2 классе, мы с ребятами проводим игру «Расколдуй слово».  

А) Нужно  «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке:

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА

(лопух, мосты, глушь, бинты)

Б) Нужно записать слова, буквы которых обозначены числами по их месту
 в алфавите: 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20;    2, 21, 12, 3, 1, 18, 30;  4, 18, 1, 14, 16, 20, 1.

(алфавит, букварь, грамота)

Базовой темой русского языка является тема «Перенос слов». Познакомиться с правилами переноса ребятам помогает Незнайка, который вместе с ними путешествует по стране «Русского языка».

Помогите Незнайке!

На доске записан стихотворный текст:
Перенес слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за,

А еще он перенес:
Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,
А-ня, О-ля и Сер-гей,

Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?

Используя игровые приемы, все чаще ввожу в практику работы уроки-игры «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и другие. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

С большим интересом ребята выполняют задания соревновательного характера. При изучении темы «Безударные гласные в корне слова» в 3 классе я провожу следующие игры-соревнования:

Чей ряд лучше?

У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами  О, А, Е, И, Я. Все буквы разного цвета. Учитель называет слова с безударными гласными в корне, а учащиеся поднимают карточку с нужной буквой:

ТРАВА, РОСА, ЗМЕЯ, ХИТРЕЦ, СМЯГЧИТЬ, КОЛЬЦО, ПЕРО, ЧИСТОТА, ТЯНУТЬ, СКАЛА, СТЕКЛО, КИСЕЛЬ, ГЛЯДЕТЬ, КРАСНЕТЬ, ТОЧИТЬ, ДЛИНА, ТРЯСТИ, ХРАБРЕЦ, ОКНО, ПЧЕЛА.

Эстафета

Учащиеся (6 команд) получают карточки со словами. По сигналу учителя 1-й ученик вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нем корень, пишет рядом проверочное слово, после чего передает карточку сидящему за ним.

Гр-за           р-ды           м-сты             ч-сы            т-гренок            п-ля

М-ста          в-рить        кр-чать          ст-лбы         кр-ты                 д-жди

Сл-ны         т-шина       б-жать            ст-на           тр-ва                  в-лна

Cл-ва           д-ла           д-ревья           з-ма             зв-рек                п-ро

Активно применяю на уроках русского языка метод проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Например, в 3 классе при работе над темой «Части речи» мы составляли проект по теме «Имена прилагательные в загадках».

Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значимости имён прилагательных в речи.

План работы обсуждается коллективно:

— подобрать загадки;

— найди имена прилагательные в загадках;

— подготовить презентацию для одноклассников.

После изучения темы «Имя прилагательное» по русскому языку учащимся нужно было проанализировать загадки и подобрать те, в которых есть имена прилагательные. Работа выполняется индивидуально в течение недели. Оформить работу можно было как в виде плаката, так и презентации.

Завершающим этапом изучения темы «Состав слова» в 3 классе стал проект «Семья слов»;

Цель: обогащение словарного запаса, уточнение взаимосвязи частей речи.

План работы обсуждается коллективно:

— подобрать однокоренные слова;

— выполнить рисунок;

— подготовить презентацию для одноклассников.

Учащимся предлагалось образовать от слова (имя существительное) однокоренные слова разных частей речи. Работа выполняется индивидуально и оформляется в виде плаката.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация. Мой опыт показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является технология уровневой дифференциации.

Например, на уроке контроля по теме «Лексика» в 4 классе предлагаю следующие разноуровневые задания:

I уровень

Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омонимы: печальный, влажный, сердитый, сырой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра).

II уровень

Выпишите только профессиональные слова: кафтан, барабан, октава, свекла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд,

III уровень

1) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос.

Приведу пример уровневой самостоятельной работы при изучении темы «Корень слова. Однокоренные слова» во 2 класс

1 уровень

Спиши, выдели корень: гриб, грибной, грибник.

2 уровень

Прочитай. Найди лишние слова. Спиши только однокоренные слова.

Лес, лесной, лесочек, роща, лесистый, лесничий, лестница.

3 уровень

Образуй однокоренные слова от корня — сад- . Составь и запиши три предложения так, чтобы получился текст. Озаглавь его.

Систематическое применение различных приёмов и разнообразных технологий при обучении орфографии, направленных на усвоение правил, алгоритмов, их применение, а также на усвоение способов проверки, способствует значительному повышению качества орфографической зоркости младших школьников, повышает мотивацию, активизирует внимание, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера ребенка.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

Так, по итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией, по результатам контрольных работ уровень успеваемости учащихся по русскому языку находится в интервале от 82% до 90,6%. При этом качество знаний школьников (доля учащихся, получивших «4» и «5» по данному предмету) составляет 70% об общего количества обучающихся. По итогам внешнего мониторинга процент качества знаний учащихся составляет 77,8%. Таким образом, можно сделать вывод, что по результатам освоения общеобразовательной программы по русскому языку учащиеся моего класса имеют стабильно высокие результаты.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты, способствует умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Данный материал можно использовать в практической работе учителя начальных классов, на заседаниях методических объединений различного уровня.