Одним из направлений в моей работе с воспитанниками является патриотическое воспитание. За исходную позицию я взяла то, что патриотизм – понятие нравственное. Истинный гражданин – нравственный человек. Именно нравственные показатели являются составляющими понятий «гражданин», «патриот». Под нравственными показателями понимаю воспитание милосердия, справедливости, ответственности, трудолюбия, порядочности, так как выработка этих качеств является условием для усвоения таких понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Родине», для почитания государственных символов России и святынь.
Понятие «гражданский долг», «патриотизм» взаимосвязаны, у них одна природа: жизненная позиция, готовность встать на защиту Отечества, чтить его историю и героев. Мы – воспитатели-практики, поэтому, решая воспитательные проблемы, стараемся найти те средства и методы работы с воспитанниками, которые позволяют приблизиться вплотную к их решению, приемлемые и понятные ребятам, а главное – эффективные для достижения поставленной цели.
Наш педагогический коллектив разработал программу внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию «Патриот». Программа составлена с учётом возрастных требований. Исходя из того, что в жизнедеятельности учащихся начальных классов определяющее место принадлежит эмоциям, то и мероприятия с ними направлены на развитие чувства восхищения родной природой, народными героями. В ходе мероприятий я решаю многие задачи, которые в дальнейшем усложняются с возрастом ребят:
- Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре её народов, её природы.
- Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому военному и трудовому прошлому.
- Через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие способности воспитанников.
- Формировать чувство гражданской ответственности, готовность защищать интересы государства.
- Воспитывать у подростков неприятие агрессии, насилия, войн.
- Вовлекать воспитанников в социально значимую деятельность, направленную на милосердие.
- Способствовать физическому развитию воспитанников, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
- Способствовать подготовке юношей к службе в Вооружённых силах России.
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, коллективных творческих дел и разовых мероприятий, направленных на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству её народа.
Коллектив нашего детского дома принял участие в областном творческом конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и был награжден дипломом 3 степени в номинации «Лучший издательский проект года».
Мои наиболее интересные разработки вошли в сборник «Есть память, которой не будет конца…». Представленная серия разработок внеурочных занятий предназначена для воспитанников 6-9 классов. Цель данного сборника – создание материалов в помощь педагогическим работникам, которые реально можно использовать в воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников.
Смысл занятий заключается в формировании реальных понятий добра и зла, нравственных ценностей, обращения сознания школьников к высоким идеалам и героическим страницам прошлого и настоящего России. Особое внимание – истории и событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Всё помнится, ничто не позабыто.
Всё помнится, никто не позабыт.
И днём и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Сейчас другая жизнь, прошли года,
И новый век, и новое начало.
Но к прошлому вернуться иногда
Нам стоит, и не может быть иначе.
Нельзя свою историю забыть,
Нельзя забыть, кто отдал свои жизни,
Они погибли, а хотели жить,
Чтоб развиваться и цвести Отчизне.
Проходят годы. Уходят из жизни те, кто воевал на фронтах той страшной войны, кто в тылу ковал победу. Поэтому так ценны встречи с ветеранами войны и труда. «Мы помним всех, кто спас русскую землю» ‒ так назывался классный час, на который мы пригласили ветеранов. Затаив дыхание, слушали ребята рассказы ветеранов о войне, разыгрывали сцены из жизни солдат, слушали и пели военные песни.
Проходят годы, мы все дальше от этого дня, величие которого нельзя уменьшить. Юным защитникам нашей Родины был посвящён урок мужества «Нам в 41-ом выдали медали и только в 45 – паспорта». Для этого занятия был подготовлен видеоклип «До свидания, мальчики», создана слайд-презентация, подобрано музыкальное сопровождение, оформлена книжная выставка.
Мои воспитанники ‒ непременные участники митинга у обелиска павшим в войне односельчанам. Воспитание патриотических чувств, чувство гордости за народ-победитель, уважение к ветеранам войны и труда может формироваться не только в ходе встреч и бесед, но и в практической деятельности, как это было на практическом занятии – аппликации в технике «квиллинг» «Букет немеркнущей славы».
Эпиграфом к этому мероприятию я взяла такие слова:
Как продолжение жизни солдат,
Под звёздами мирной державы.
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
Перед мероприятием было проведено подготовительное занятие, на котором ребята делали эскизы карандашом, заготовки элементов будущей работы, разучивали стихотворения, оформляли класс. Вступительная беседа была посвящена тому, что в День Победы принято дарить ветеранам цветы и возлагать венки к памятникам и обелискам. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. В то военное время скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине и ненависть к врагу.
Под огнём, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.
И бойцы, уже не слыша гула
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.
Следующая часть занятия была посвящена технике квиллинга – искусству бумагокручения: узкие полоски бумаги закручиваются в рулончики, им придаётся форма и скрепляется клеем. Работали ребята под музыку «Вальс Победы». Готовые работы подарили ветеранам.
Отгремели победные залпы 1945 года, но не пришел мир на нашу землю. Для России наступила эпоха других воин. Все минувшие годы наши соотечественники с оружием в руках отстаивали интересы страны на ее границах и вдали от Родины. В нашем селе Валдгейм живут воины, которые ценой своей жизни выполняли свой долг перед Родиной.
В проведении литературно-музыкального вечера-встречи «Вам слава и честь!» приняли участие воины-интернационалисты, жители с. Валдгейм. С чувством гордости я рассказала ребятам о своем воспитаннике детского сада Нольфине Максиме, его лучшие человеческие качества, заложенные в детстве, пригодились ему на службе. За бесстрашие и исполнение солдатского долга он имеет боевые награды. Ребятам есть на кого равняться и с кого брать пример. Он ‒ активный участник боевого братства воинов-интернационалистов.
Война — явление жестокое и страшное. Но пока на земле присутствует злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны, уносят из жизни родных и близких. Час памяти «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» был посвящён шестой годовщине со дня гибели в Чечне бойца спецназа управления ФСБ России по ЕАО Петренко Игоря Анатольевича. На встречу была приглашена жена погибшего героя – Ирина Анатольевна Петренко. Ребята посетили могилу Игоря Анатольевича Петренко.
Тихое кладбище. Памятник с именем, что остается от жизни длиною всего в 32 года. Да, боль от войны останется в памяти народа, в памяти каждой семьи неизгладимой трагической меткой. И мы не имем права забыть о ней, о тех, кто уже никогда не вернется.
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Мужчины умирают, если нужно.
И потому живут в веках они…
Выстраивание воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию помогает мне воспитывать поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть ёмкими словами «патриот», «гражданин России».
Воспитательная работа нашего детского дома включает мероприятии, коллективные творческие дела, акции, экскурсии. Ряд мероприятий направлен на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам. Мы с детьми организовали шефство над обелиском погибшим в войне односельчанам.
В детском доме большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе, проходят военно-спортивные эстафеты, Дни здоровья. На базе нашего детского дома имеются открытые футбольное и волейбольное поля, спортивный и тренажёрный залы. Воспитанники нашего детского дома, принимая участие в спортивных соревнованиях районного и областного уровня, неоднократно становились победителями соревнований по футболу различного уровня.
Популярна в учреждении туристическая деятельность. В этом году мои воспитанники заняли 1 место на областном туристическом слёте среди образовательных учреждений области.
Мы являлись участниками регионального фестиваля патриотической песни «Виват, Россия!», на котором наш воспитанник Виктор Трифонов был награждён дипломом лауреата 3-й степени в номинации «Сольное пение».
Ни для кого не секрет, что воспитывают наших ребят в основном женщины. Поэтому мы очень благодарны нашим шефам – сотрудникам Биробиджанской таможни, которые находят время, приезжают к ребятам. Регулярно организовываются встречи с бойцами отряда особого назначения УМВД по ЕАО, спасателями профессионального поисково-спасательного формирования ГУМЧС по ЕАО, сотрудниками отдела судебных приставов Биробиджанского района. Ребята знакомятся с профессиональной деятельностью спасателей, специальным оборудованием, с вооружением и боевой техникой, участвовуют в практических занятиях.
Популярны у нас в детском доме товарищеские матчи по футболу и волейболу между командами воспитанников, воспитателей учреждения и сотрудников силовых структур. Ребята, в свою очередь, выступают с концертами в дни профессиональных праздников. Конечно, эти встречи оказывают сильное впечатление на наших детей, помогают в организации военно-патриотического воспитания ребят. Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, помогает управлять процессом подготовки воспитанников к защите Родины.
Таким образом, понимая всю важность патриотического воспитания, мы, педагогический коллектив нашего детского дома, считаем, что должны сделать всё возможное, чтобы наши дети стали достойными гражданами своего Отечества. Воспитать человека любящего свою землю, свой край, готового защищать свою Родину – очень непростая задача, но, безусловно, осуществимая, если мы будем подходить к этому с душой, ответственностью и творчеством, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!».