Химические свойства оснований




Автор: Светлана Николаевна  Шевченко,  учитель химии МБОУ СОШ № 11 с.Волочаевка

Уровень изучения: базовый

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока:

— образовательная: изучить свойства оснований. Сформировать представление о действии индикаторов в различных средах. Дать определение реакции нейтрализации. Научить подтверждать свойства оснований уравнениями химических реакций.

— развивающая: продолжить формировать умения составлять химические уравнения, развивать навыки проведения химического эксперимента, безопасной работы с веществами и оборудованием. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

— воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к товарищам, ответственность и дисциплинированность; интерес к предмету.

Приборы и оборудование: штативы с пробирками, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди. Индикаторы фенолфталеин, метилоранж, лакмусовая бумага, держатель, горелка. Мультимедийный комплекс.

УМК: Химия. 8 класс :учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.:Просвещение, 2014.- 208с.:ил. Интерактивное учебное пособие «Окраска индикаторов в различных средах», «Техника проведения химического эксперимента».

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Методы работы: частично- поисковый, иллюстративно- объяснительный, метод химического эксперимента.

Ход урока

  • Организация класса. (1-2 минуты)
  • Определение темы урока, постановка целей и задач урока. (1-2 минуты)
  • Актуализация опорных знаний. (2-3минуты)
  • Изучение новой темы (20-25 минут)
  • Первичное закрепление и осмысление полученных знаний (7-10 минут)
  • Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы на уроке. (2-3 минуты)
  • Домашнее задание. (1-2 минуты)

.- Здравствуйте ребята! Сегодня продолжим наше знакомство с основаниями .Что кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? (свойства веществ, применение). Правильно, и тема нашего урока: «Химические свойства оснований».

Актуализация.

2. Наша задача — опытным путем изучить химические свойства оснований и научиться подтверждать их уравнениями реакций.

3. — Давайте вспомним классы неорганических веществ.

Дайте определения( учащиеся дают определения -оксиды, кислоты, соли, основания. Давайте вспомним, как называются основания и общая формула? (ответы учащихся – гидроксиды, условная запись общей формулы — Ме(ОН)m).)

Назовите класс вещества, формулы которых написаны на доске/H2SO4 CuSO4 NaOH CuCl2 SO3 K2O HCl NiSO4/

Немного истории. Чем мыли волосы женщины в Древней Руси? Рецепт был такой: взять ковш золы (показать образец), да не простой, а еловой или подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой водой, настоять сутки, процедить, фильтрат развести водой, подогреть и мыть волосы. Полученный чудо раствор мыльный на ощупь и носит название «щелок». Вот им и мыли волосы женщины. Полученное вещество относится к классу оснований.

Тема.

Сегодня мы с вами представим, что находимся в химической лаборатории и исследуем основания. Еще раз напоминаю правила техники безопасности при работе с хим веществами.У вас на столах лежат инструкции по проведению опытов

Задание 1. На ваших столах образцы оснований – NaOH KOH Ca(OH)2 Fe(OH)3 Cu(OH)2..Проверьте их на растворимость. Занесите наблюдения в таблицу.

Сделайте вывод 1./один из учащихся комментирует- Основания по растворимости делятся на растворимые-щелочи и нерасторимые/ Запишите в схему.Работа с табл растворимости

Учитель: щелочи образованы мет 1(А) и 2(А) группы , кроме Ве и Мg.(учащиеся записывают)Щелочи –мылкие на ощупь, едкие, разьедают кожу, ткани, бумагу, поэтому гидроксиды натрия и калия называют соответственно едкий натр и едкое кали. (учащиеся записывают названия).

Демонстрационный опыт учителя: шерстяная нить и конц щелочь(желтеет)

Изучим сначала свойства щелочей.

Задание 2. Изменяют и как цвет индикатора щелочи?(работа по инструкции)Запись наблюдений.

Вывод 2 /один из учащихся комментирует – щелочи изменяют цвет индикатора, метил оранжевый на желтый, фенлфталеин на малиновый, лакмус на синий, индикаторная бумага//

Вспомните и сравните как изменяет цвет индикатора кислоты(ответы учащихся)

Демонстрационный опыт учителя: изменения цвета индикатора в конц щелочи и разб;.

Вывод 3. Насыщеность цвета зависит от концентрации щелочи.Знакомство со шкалой рН среды (рН-показателем шкалы)-таблица на доске

Демонстрационный опыт проверка раствора золы и определение рН.-слабый раствор щелочи

Задание 3.С чем могут взаимодействовать основания. Вспомните схему.(ответы учащихся с кислотами , с кислотными оксидами, с солями)

Работа по инструкции. Проведите два опыта. NaOH + HCl; КOH + H2SO4. Что наблюдаете?(ответы учащихся –изменение цвета индикатора , небольшое вскипание)

Учитель: После реакции цвет индикатора восстановился, так как кислота и щелочь нейтрализовали друг друга. Эта реакция называется р. нейтрализации. Р нейтрализации- это …

Запись наблюдений. У доски учащиеся пишут уравнения реакций

NaOH + HCl;

КOH + H2SO4 с объяснением.(составление формул веществ, уравнивание, дают названия продуктам и определяют класс. )

Вывод -В обоих реакциях образуется соль и вода.Делаем общий вывод.

Вывод 4. Щелочи реагируют с кислотами.

Учитель. По схеме щелочи реагируют с кислотными оксидами. Давайте запишем уравнения реакцих данных щелочей с кислотными оксидами. У доски учащиеся пишут уравнения с помощью учителя. Вывод –образуется соль и вода

NaOH + СО2; (пример- образование белого налета на склянке с щелочью)

КOH + SO3

Вывод 5. Щелочи реагируют с кислотными оксидами

Задание 4 .Возвращаемся к схеме-с чем еще могут реагировать щелочи (ответы –с солями)

Работа по инструкции. Проведите три опыта.

NaOH + СuCl2 Что наблюдаете?(ответы учащихся –выпадение голубого осадка)Запись уравнения реакции

NaOH+ К2SO4. Что наблюдаете?(нет признаков реакции)

NaOH+ СuСО3 Что наблюдаете?(нет признаков реакции)

Сделайте выводы.(подсказка-какие соли должны быть(работа с таблицей растворимости)

Вывод:5 1)щелочи реагируют только с растворимыми солями; 2) реакция идет, только в случае выпадения осадка.

Учитель Обобщите с какими классами веществ взимодействуют растворимые основания

А теперь рассмотрим свойства нерастворимых оснований по аналогии с растворимыми

Задание 5 Опустите индикаторную бумагу в пробирку с гидроксидом меди с водой. Сделайте вывод(ответ не изменяет цвет индикатора)

Вывод. Нерастворимые основания не изменяют цвет индикатора

Задание 6. Работа по инструкции-добавьте серной кислоты к Си(ОН)2. Что наблюдаете? (ответы-растворение вещества и образование прозрачного раствора голубого цвета) Сделайте вывод.Учащийся у доски записывает уравнение реакции с объяснением.Тоже реакция нейтрализации

Вывод. Нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.

Учитель. Нерастворимые основания не реагируют с кислотными оксидами и солями . но зато у них есть особое свойство — это реакция разложения при нагревании. Запишите уравнение реакции разложения гидроксида меди и гидроксида железа

Обобщите свойства нерастворимых оснований (ответы учащихся –нераств основания реагируют с кислотами и разлагаются при нагревании

Подведение итогов урока.

Что такое щелочи? С чем взаимодействуют?Как определить растворимое или не растворимое основание? С чем взаимодействует нераств основание?

Рефлексия.

Что нового узнали на этом уроке?

Какое настроение сложилось в ходе урока?

Понравился ли урок и ВАША работа на нем?

Оценивание

Домашнее задание. параграф 42; стр. 144 выучить таблицу