Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Одной из часто используемых педагогами инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников в нашем детском саду является проектная деятельность.
Использование экологических проектов в работе с дошкольниками нацелено на:
— формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой;
— формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей;
— формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
— привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
В детском саду были реализованы экологические проекты «Огород на подоконнике» (Приложение 3), в котором приняли участие все возрастные группы, воспитателями групп были реализованы проекты «Волшебница-вода, «Птицы – наши друзья», «На бабушкином дворе», «Секреты кока-колы», «Животные жарких стран», «Времена года», «Животный мир ЕАО», «Откуда хлеб пришел», «Этот незнакомый мир» и др. экологические проекты. В 2017 г. детский сад принимал участие в региональном этапе общероссийского экологического проекта-конкурса «Письма животным», организованного ФГБУ «Государственный заповедник «Бастак», учреждение награждено дипломом победителя.
Кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников
Одним из интересных методов, используемых педагогами нашего детского сада в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию, является кейс-технологии.
Кейс-технология – это разбор ситуации или конкретного случая. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Главное предназначение кейс-технологии в экологическом воспитании – развивать способность исследовать различные экологические проблемы, ситуации, связанные с нравственной стороной отношения человека к природе и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
В работе по экологическому воспитанию дошкольников педагоги используют следующие виды кейсов: кейс-иллюстрация; фото-кейс, метод дискуссий.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Этот метод очень схож с кейс-иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни.
Темы примеров, используемых в ДОО кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?», «Можно ли ловить бабочек?», «Можно ли разорять гнезда птиц?», «Ребенок замахнулся палкой на собаку» и т.д.
Метод дискуссий цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Примерные темы ситуаций «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации в экологическом воспитании дошкольников
Информационно-компьютерные технологии в ДОО используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию.
Важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, применяя данные технологии, педагоги нашего ДОО используют разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Педагоги используют следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях: звуковые материалы, экранные материалы, мультимедийные презентации, медиа занятия, мультимедийные экологические игры.
Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников
Одной из инновационных технологий, используемых педагогами в экологическом воспитании дошкольников, является геокешинг.
Суть технологии ‒ организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом, в ходе поиска тайника по карте-путеводителю.
Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением элементов технологии геокешинга, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности. В ДОО были проведены следующие мероприятия с использованием данной технологии «В поисках тайника старичка Лесовичка», «Путешествие в лес», «По следам амурского тигра», «На поиски волшебного цветка», «Как Капелька весну искала» др.
Экологический театр, использование народной мудрости в экологическом воспитании дошкольников
Эффективным методом в экологическом воспитании дошкольников является использование народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения. Одной из форм нетрадиционного экологического воспитания дошкольников является экологический театр. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей потому, что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Педагогами были организованы постановки экологических спектаклей «Теремок на новый лад», «Эколобок», «Серая шапочка», «Волк и семеро козлят», «Дедушкин огород» и др.
Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников
Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной экологической теме. Основная цель педагога при работе с лэпбуком заключается в формировании представлений и первоначальных знаний у детей по заявленной экологической теме.
В лэпбуке использованы различные дидактические, настольные, настольно-печатные и речевые игры, а также познавательная информация, творческие, раскраски, кроссворды, объединенные одной экологической тематикой. Лэпбук на экологическую тематику можно использовать как во время образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.
В работе по экологическому воспитанию дошкольников педагогами были созданы и использованы лэпбуки на темы: «Берегите природу», «Времена года», «Экологические сказки», «Мир насекомых», «Амурский тигр», «Дальневосточный аист», «Полярная сова», «Лекарственные растения» и др.
Природоохранные акции в экологическом воспитании дошкольников
Систематически в нашем дошкольном учреждении проходят природоохранные акции. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
В нашем детском саду, проводились экологические акции «Елочка зеленая» против вырубки елей перед Новым годом; «Чистый город», на оформление листовок, с информацией о пагубном влиянии мусора на здоровье человека о необходимости поддержания чистоты в городе. Летом дети и педагоги принимали участие в экологической акции «Сделаем город краше» во время, которой занимались посадкой цветов на своем участке. В рамках акции «Зеленый город», приуроченной к Дню города, педагоги, родители и дети занимались посадкой саженцев на территории ДОО, а также возле жилых домов, в которых проживают семьи воспитанников.
Детский сад принимал участие во Всероссийской эколого-просветительской акции «Покормите птиц зимой» на изготовление и установление кормушек на территории ДОО.