История и обществознание являются мировоззренческими предметами, в процессе изучения которых формируется понимание российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны. Огромную роль в решении данных задач играет и региональный компонент.
Под региональным компонентом в педагогической науке понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации».
Ключевая мысль,содержащаяся в историко-культурном стандарте: история страны должна изучаться через историю регионов. «В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории…».
Региональная история обладает мощным воспитательным потенциалом, основанных на жизненно близких ребенку понятиях: любовь к родителям, родным местам, родному укладу жизни. Обращение к региональному содержанию работает и на формирование и развитие таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, как умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности (на основе регионального и локального материалов), умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения.
А использование регионального материала в рамках Обществознания позволяет решить целый ряд дидактических задач: создать условия для реализации межпредметного взаимодействия со всеми дисциплинами гуманитарного цикла;
— сделать возможным реализацию личностно-ориентированного подхода при изучении обществознания;
— включить в учебную деятельность семейные архивы, рассказы родственников, что способствует возвращению к ценностям семейного воспитания.
Региональное содержание предмета «Обществознание» рассматривается как «педагогически отобранный обществоведческий материал, раскрывающий типичное и особенное в социально-экономическом, политическом и духовном развитии конкретного региона». В концепции преподавания школьного учебного предмета «Обществознание» возможности раскрытия социальной региональной и локальной среды заложены по годам обучения в содержательные блоки тематической направленности: «Человек в обществе, социальные отношения», «Духовная сфера и познание» и т.д.
Таким образом, обращение к региональному содержанию в курсе предметов «История» и «Обществознание» помогает обучающимся ощутить свою сопричастность с историей области, а через нее — с историей страны и успешно ин Интеграция курса отечественной истории с историей регионов и локальной историей формирует «способность к осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общноститегрироваться в обществе»
Содержимое
Методы и приемы включения регионального компонент на уроках истории и обществознания
Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы
При изучении региональной и локальной истории в урочной и внеурочной деятельности я использую метод проекта
Основная цель использования метода проектов в краеведении – самостоятельное постижение учащимися проблемы, имеющих для них жизненный смысл. Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема.
Чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.
Юные исследователи 5-7-х классов подготовили исследовательские проекты и презентации:
- Родословное древо моей семьи
- Холокост в моей семье.
- Моя семья в годы ВОВ.
Великий историк Василий Осипович Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. При этом необходимо знать, что изучение родословной выдвигает человека на другой уровень сознания, где появляется чувство собственного достоинства, гордость за своих предков, влияет на их саморазвитие и становление».
Формированию представлений обучающихся о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни — одна из главных задач урока обществознания по теме «Семья – ячейка общества». Логическим продолжением этого урока стало выполнение учащимися проектов по теме «Моя родословная».
Составить своё родословное древо оказалось делом непростым. Познакомила ребят с такими понятиями, как генеалогия, генеалогическое дерево, родословная, предки. Коллективно изучили материал, как может выглядеть генеалогическое дерево. Работу ребята начали со сбора генеалогической информации, используя следующие методы: опрос родителей, родственников; изучение семейных архивов; фотографий, анализ полученной информации.
Работа осложнялась тем, что много имён родственников ребят, годы жизни забыты, фотографии утеряны. В сбор информации активно включились родители и другие родственники. Продуктом данной работы стало составление родословной своей семьи. Когда проекты были выполнены, организовала публичную защиту проектов в классе. Выполнение таких проектов способствует формированию мотивации к изучению истории Отечества, ведь изучая свою родословную, учащиеся, связывают ее с историей своего родного края и страны. В ходе рефлексии ученики говорили о трудностях в выполнении данной работы, о чувствах, которые они испытали,узнавая истории жизни своих родственников. Данная работа не только формировала умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, семейных архивов, но имела и большую воспитательную ценность. Она способствовала пониманию роль семьи в жизни человека и государства, развитию нравственных, патриотических качеств обучающихся.
Из работы ученицы Кузнецовой Дарьи:
«Мои прапрабабушка и прапрадедушка – Лукьяновские Исаак Маркович (1916-1945гг.) и Агриппина Юдовна (1913-1997 гг.) в 1937 году оказались в числе переселенцев на Дальний Восток с Восточной Украины. По национальности – евреи. Ехала семья с четырьмя детьми(младшей Кате – моей прабабушке был 1 годик) в поезде – теплушке. Ехали месяц. К евреям отношение было неоднозначное и, что бы не возникало вопросов, решено было переписать детям отчество с Исааковна на Ивановна. С тех пор моя прабабушка Катя всю жизнь была Екатерина Иванова. Приехали Лукьяновские на станцию Бира. Прапрадед работал в райисполкоме (был партийный работник), а Агриппина работала в торговле.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. 21 июля 1941 г. Исаак ушёл на фронт. Прошёл войну в звании старшего лейтенанта. В 1944 г. Назначен командиром 5 стрелковой роты 276 стрелковой Темрюкской дивизии.
19 января 1945 года разгорелся ожесточённый бой за с. Тручаны (Чехословакия), превращённое фашистами в опорный пункт. Неприятель упорно оборонялся. Но всё же 5-я стрелковая рота под командованием старшего лейтенанта Лукьяновского выбила противника из села. В этом бою мой прапрадед погиб. За доблесть и мужество награждён Орденом Отечественной войны 1 степени посмертно. Каждый год 9 мая наша семья участвуем в «Бессмертном полку», возлагаем цветы в Сквере Победы к пилону, где написано имя моего прадеда».
Говоря о практической значимости своей исследовательской работы ученица пишет: «… собрав все сведения, историю своей семьи, составив генеалогическое древо я стану хранительницей истории своего рода и всем своим родственникам и знакомым смогу рассказывать о моих предках, о тех людях, с которых нужно брать пример, на кого нужно равняться .
Сегодня все учащиеся занимаются созданием различных проектов, и для того чтобы успешно справиться с этой сложной задачей им необходимо владеть различными методами (анкетирование, интервью, опрос).
Метод анкеты не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов. А метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки, т.к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Материал будет иметь научную ценность, если он неоднократно проверен и уточнен по разным источникам информации. .Готовясь идти на встречу будь это совсем не знакомые люди или свои бабушки и дедушки, составляем вопросы, план интервью. После встречи ребят с ветераном педагогического труда Верой Лукьяновной Левковской ребята записали ее рассказ.
В середине 50-х годов поселок Биробиджан-2 был далекой окраиной города, далекой потому что находился в 6 км от вокзала, но автобус ходил не регулярно, т.к. часто ломался и интервал между рейсами составлял 40-50 минут. В центре поселка располагалось двухэтажное деревянное здание, здание школы-интерната, в которой обучались дети железнодорожников все Ленинской ветки.
Вера Лукьяновна вспоминает о своей семье.
«В 1928 году в числе первых переселенцев, родители Веры Лукьяновны приехали в ЕАО с Украины. В 1941 г. отец ушел на фронт, в семье осталось трое маленьких детей. После известия о гибели отца, – говорит Вера Лукьяновна, – одна надежда осталась на свою учебу, и выход виделся только в получении образовании, т.к. семья жила очень бедно».
После окончания школы, Вера Лукьяновна поступила в Биробиджанское педагогическое училище на отделение учитель начальных классов. По окончанию педагогического училища в числе лучших выпускников выпускница получила направление в Хабаровский педагогический институт. Став учителем математики она вернулась в родной город, стала преподавать в 181 школе, в пос. Биробиджан-II, где проработала 20 лет.
Так как поселок был оторван от центра, то школа и клуб являлись местом организации и проведения всех школьных и поселковых мероприятий. А главными организаторами и проводниками были школьные учителя.
Многих учеников она смогла настолько заинтересовать своим предметом, что они тоже стали преподавать математику, другие стали учителями разных предметов.
В первые дни организации ИУУ ее пригласили работать в качестве методиста математики, и она проработала там до выхода на пенсию. Вера Лукьяновна не оставляла свою педагогическую деятельность ни на день. В разные годы она работала в Киргинской школе, школах города. Вера Лукьяновна награждена Почетной грамотой Министерства образования, имеет звание Отличник народного просвещения и юбилейными медалями.
Значение таких встреч, непосредственное общение с интересными людьми нашей области трудно переоценить. Они не только расширяют знания учеников о родном крае.но и способствуют развитию их нравственных и патриотических качеств.
«История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» -эти слова великого русского историка В.О. Ключевского актуальны и сегодня. Они ориентируют на изучение прошлого нашего Отечества с тем, чтобы уверенно идти в будущее. Но как известно, невозможно изучать исторические события вне времени и пространства. Многие исторические события усваиваются лишь в связи с определенными географическими или пространственными условиями. При изучении всеобщей истории в 5-6 классах, используя различные приемы для развития познавательного интереса к изучению истории России и своей малой Родины
Так, например, при изучении в 5 классе темы «Древнейшие люди»,большое внимание уделяю работе с картой. Рассматриваем территории расселения древнейших людей. А затем решаем проблему: могли ли древнейшие люди жить на Дальнем Востоке. Для этого сравниваем природно-климатические условия, географическое положение. Большую помощь оказывают фотографии археологических артефактов, находящихся в Областном краеведческом музее.
В нашем краеведческом музее собрана уникальная коллекция предметов быта и труда древних народов, проживавших на территории Приамурья Экспозиция знакомит с неолитической, урильской, польцевской культурами, а также бытом народов мохэ и чжурчжэней. На примере этой коллекции можно легко проследить, как развивалось общество от первобытно-общинного строя, как довольно грубые и простые каменные орудия сменились ножами и мечами из металла, бронзовые и железные наконечники копий и стрел пришли на смену костяным, появились глиняная посуда и различные украшения из бронзы.
После знакомства с данными артефактами работаем с текстом, доказывающим, что древнейшие люди, пришедшие на территорию ЕАО, прошли в своем развитии такой же путь, как и древнейшие люди мира.
«Самые ранние следы присутствия человека на территории нашей области относятся ко времени неолита. Места поселений были обнаружены у с. Пашково Облученского района, с. Екатерино-Никольского Октябрьского района и у с. Ленинского Ленинского района. Здесь были найдены каменные орудия труда – топоры, тесла, долота, скребки, мотыги, наковальни, наконечники стрел и грузила для сетей. Все эти предметы-памятники относятся учеными к нижнеамурской археологической культуре, которая во II тысячелетии до н. э. была распространена на Нижнем и Среднем Амуре от современного Комсомольска-на-Амуре до Благовещенска. Племена нижнеамурской культуры вели оседлый образ жизни в отличие от неолитических жителей соседних лесных районов .Это было связано с тем, что нижнеамурцы, жившие на берегах Амура и в устьях впадающих в него рек, могли обеспечить себя пищей на долгое время, заготавливая рыбу во время нереста, а таежные охотники постоянно передвигались в поисках добычи .Кроме рыболовства немалое значение имели охота, собирательство трав, кореньев, ягод, грибов и т. п. Каменные топоры и тесла служили для обработки дерева. Из растительных волокон плели рыболовные сети. Посуду делали из глины, обжигали в костре или в простой обжигательной печи. Из тонких ветвей и кореньев плели корзины и короба .Оседлый образ жизни неолитических жителей Амура подтверждается наличием у них долговременных поселков и жилищ-полуземлянок. Поселки располагались на высоких берегах рек, впадающих в Амур».
На основе рассмотренных артефактов и текста ребята делают для себя открытие, что территорию будущей области населяли люди еще в период неолита, отрабытывают картографические навыки, умеют показывать на карте расселение древнего человека на территории ЕАО.
Рассматривая период средневековья в истории России, не забываем и о коренных народах, населяющих Дальний Восток в этот же период. Здесь ребята работая в группах 3-4 человека, подбирают и систематизируют необходимую информацию по теме: «Территория ЕАО в период средневековья», рассказывают о племенах проживающих на территории области, их культуре, предметах быта.
Для закрепления изученного материала можно воспользоваться пиктограммой, где зашифрованы названия племен, названия стоянок, предметы быта.
М | К | А | П | О | К | Р | О | В |
О | О | К | З | Е | Р | Н | Д | К |
Х | Ч | Т | Р | Е | Т | О | У | А |
Э | К | А | К | С | П | А | Б | П |
Н | О | В | А | Т | У | Х | О | Е |
А | Й | Ф | Е | Л | Ь | Д | В | О |
Затем из найденных слов можно составить несколько предложений или связный рассказ, исходя из того насколько сильный класс.
На сайте «Историческое и культурное наследие Еврейской автономной области» находим информацию о ряде памятников, изучаем представленную информацию. Большую помощь оказывает работа Яншина О.В. «Археологические памятники Еврейской автономной области», расположенная на данном сайте. Обязательно рассказываю о Федеральным законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Законе Еврейской автономной области об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Такая работа способствует формированию позитивного отношение к истории и культуре малых народов, проживающих на территории ЕАО, бережном сохранении исторического и культурного наследия ЕАО.
Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Изучение таких предметов как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета. Очень важно педагогу научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать, воспитать грамотного читателя, понимающего смысл прочитанного текста, умеющего анализировать информацию, выделять главное и второстепенное.
При изучении темы в 7 классе «Русские путешественники и первопроходцы», учащимся предлагаю текст с вопросами, отвечая на них ребята учатся самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, занимаясь мини-исследованием.
За дело освоения земель дауров взялся первый якутский воевода Петр Головин. Он решил отправить в Даурию военную экспедицию. В июле 1643 года Головин послал на Шилкар 133 казака с пушкой под начальством «письменного головы» Василия Даниловича Пояркова, выделив судовой инструмент, много парусины, боеприпасов, пищалей, а также медных котлов и тазов, сукна и бисера – для подарков местным жителям.
Пояркову был дан ряд заданий: описать реки и народы, живущие на них, их занятия, выяснить природные богатства края и представить «чертеж и роспись дороги своей и волоку, к Зие и Шилке реке, и падучим в них рекам и угодьям». Был составлен маршрут похода и даны некоторые сведения о реках и народе, живущем на Амуре, а также твердый наказ Пояркову, чтобы люди его отряда не трогали и не обижали местное население.
Поярков двинулся в Даурию таким путем: поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учуру и Гонаму. Судоходство по Гонаму возможно лишь на 200 километров от устья, дальше начинаются пороги. Людям Пояркова приходилось перетаскивать суда на себе, волоком. И это приходилось делать более 40 раз. Тем временем наступила осень, и река стала. До водораздела между Леной и Амуром было еще очень далеко. Поярков решил оставить часть людей зимовать здесь, возле судов, а сам налегке с отрядом в 90 человек пошел зимником на нартах. Через Становой хребет он вышел к верховьям реки Зеи. Здесь они наконец-то попали в страну «пашенных людей», в Даурию. Дауры были миролюбивый и работящий народ. По берегам Зеи встречались селения с просторными деревянными домами, окна были затянуты промасленной бумагой. У них имелись большие запасы хлеба, много скота, домашней птицы. Носили дауры одежду из шелковой и хлопчатобумажной ткани, что тоже говорило о достатке. Шелк и ситец они получали из Китая в обмен на пушнину. Пушниной же платили дань и маньчжурам, которые постепенно прибирали к рукам этот благодатный край.
- В каком году отправилась экспедиция?
- Какие задания получил В.Д. Поярков?
- Отметьте на карте путь пройденный Поярковым.
Экскурсионная работа при изучении родного края
Академик Д.С. Лихачёв писал: « … если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле». Главная мысль приведённого высказывания: каждый человек, каждый гражданин должен знать, любить свою малую родину, свой отчий край, формировать в себе готовность жить и трудиться в родном краю.
В решении данного вопроса трудно переоценить значение экскурсий. Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы – все это пробуждает интерес к истории. Знания, полученные в ходе экскурсий имеют и практическое значение, помогают ребятам выполнить одно из заданий ВПР на знание родного края. Именно это задание вызывает вызывает трудность при выполнении у учащихся основной школы. Говоря о результаты ВПР по стране, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.сообщил: «Результаты ВПР по истории показали, что школьники 5 и 11 классов недостаточно знают историю своего родного края и известных исторических деятелей, не умеют устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиям и анализировать разные виды источников исторической информации
Задания ВПР
5 класс . Назовите один факт из истории Вашего региона, благодаря которому Ваш регион стал известен всей стране
6 класс. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов
7 класс. Назовите одного исторического деятеля, чья жизнь связана с Вашим регионом или населённым пунктом, достижениями которого по праву могут гордиться граждане нашей страны.
8 класс. Напишите небольшой рассказ на тему «История нашей страны в событиях моего региона». В рассказе необходимо указать не менее двух событий, произошедших в регионе, и охарактеризовать связь этих событий с историческими процессами (событиями), происходившими в нашей стране.
9 класс. Назовите одну историческую личность, деятельность которого связана с историей Вашего региона. Укажите период (с точностью до двух-трех десятилетий). Объясните, каков вклад указанной личности в развитие Вашего региона. (Для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов)
Успешно выполнить данное задание помогают уроки-экскурсии.
Урок-экскурсия может быть очным, когда мы с ребятами выходим непосредственно к объекту (мемориальная доска, сквер, памятник, фабрика) встречаемся с известными людьми. Или заочным, не покидая стен школы, используя всемирную сеть мы совершаем путешествие по городу или области, создаем небольшие презентации об объектах.
Для учащихся 5-х классов, в рамках подготовки к ВПР, провожу заочную экскурсию. Заочные экскурсии способствует расширению кругозора учеников. сообщая и конкретизируя знания по истории области.
Класс делится на группы. Каждой команде выдается рабочий лист с информацией об одном из объектов нашего города. Задача учащихся прочитав текст выбрать самую интересную и важную информацию, и представить ее классу. Урок сопровождается фотоматериалами, а после урока каждый ученик или такой же группой отправляются к объекту и снимают ролик о нем.
Рабочий лист 1. Кинотеатр
Кинотеатр открылся в ноябре 1937 г. Первоначально кинотеатр назывался «Биробиджан» и был одним из первых в стране двухзальным кинотеатром. Он так и назывался «двухзальный театр звукового кино». В те годы в кинотеатре работало около двадцати человек, включая штат¬ный музыкальный оркестр, а своим оркестром тогда, в конце тридцатых годов, тоже не многие кинотеатральные учреждения могли похвастаться. В годы войны в кинотеатре случился сильный пожар. Сгорел большой зрительный зал, бухгалтерия, все архивные документы. Пока шло восстановление фильмы продол¬жали крутить в фойе. Почти каждый день перед началом сеанса играл оркестр, выступали самодеятельные и профессиональные артисты эстрады. Такие выступления были традицией, вплоть до 60-х годов.
По решению Биробиджанского горисполкома 31 мая 1966 г. кинотеатр «Биробиджан» переименовали в кинотеатр «Родина». В 1984 г. в кинотеатре был сделан капитальный ремонт, закуплено новое кинооборудование для большого зала, новые полумягкие кресла. В 1996 г. кинотеатру «Родина» присвоен статус центра российского кино. В 2002 г. завершилась реставрация кинотеатра, а в конце декабря 2002 г. начали установку новой звуковой системы «Долби-диджитал». С 2004 г. в здании кинотеатра демонстрируются не только фильмы, но и проводятся выставки, фестивали. С 2005 г. внедрили новую услугу «СМС-афиша» – каждый желающий, отправив смс, может получить расписание показа фильмов на несколько дней.
В 2011 г. в кинотеатре смонтировали новое оборудование для трансляции фильмов в 3D, обновили Большой зрительный зал новыми удобными креслами .
Рабочий лист 2. Вокзал
В апреле 1928 года на станцию Тихонькая (ныне г. Биробиджан), где был организован переселенческий пункт, прибыл первый эшелон с переселенцами из центральных областей России, Украины, Белоруссии. 20 августа 1930 года принято решение об образовании в составе Дальневосточного края Биробиджанского района и установлении центром нового района станции Тихонькая. 29 января 1931 года Тихонькая переименована в рабочий поселок Биробиджан.
Всего с 1928 по 1933 год в Биробиджанский район переселилось 18 тысяч трудящихся. Деревянное здание вокзала, построенное в 1912 г., где располагался переселенческий пункт, было маловместительным. В связи с резким увеличением пассажиропотоков возникла необходимость расширения вокзала. В 1933 году принимается решение о строительстве нового каменного вокзала.
Строительство велось силами 13-го отделения БАМлага под руководством прораба Сутунина. Работали в основном заключенные. Закончилось строительство здания вокзала, двух путей и посадочных платформ 29 декабря 1935 года. Здание вокзала – первое каменное здание в городе, было построено качественно, в рекордно короткие сроки, несмотря на острую нехватку техники, материалов и рабочей силы. За хорошую работу многие из заключенных получили льготы, были досрочно освобождены.
Здание представляло собой пример советской архитектуры середины 30-х годов. Интерьер здания вокзала в целом сохранил первоначальный облик.
К 60-летию г. Биробиджана в 2002 году была завершена реконструкция здания железнодорожного вокзала и привокзальной площади .
Рабочий лист 3. Филармония
Здание филармонии было построено в 1984 году под руководством архитектора Агафонова, работниками строительного треста «Биробиджанстрой». Оно включает в себя гримерные, служебные, репетиционные помещения, концертный зал на 700 мест, оборудованный современной звуко-, свето-, видеопроекционной аппаратурой.
Здание отделано внутри и снаружи бираканским мрамором, зал имеет акустику, которой нет аналогов в России. К 70-летнему юбилею области театральная площадь приобрела современный вид, музыкальный фонтан, 6 муз – покровительниц искусства во главе с Аполлоном, здесь же недалеко памятник музыканту.
В состав творческого коллектива филармонии входят артисты различных жанров: вокального, инструментального, разговорного. Творческий коллектив филармонии активно работает над просветительскими проектами. Один из них – музыкальный лекторий. Музыкально-литературные программы рассчитаны на разный возраст: воспитанников детских садов города и области, учащихся школ, студентов сузов, вузов.
Тематика музыкальных программ разнообразна: музыкальные сказки «Муха Цокотуха» и «Репка», литературно-музыкальные композиции по творчеству А.С. Пушкина, И. Дунаевского, лекции-концерты «Романса трепетные звуки», «Волшебные струны», «Знакомство с джазом» и многое другое.
Не первый год успешно работает детский абонемент «Где рождается музыка». На концертах детского абонемента ребята школьного возраста погружаются в мир искусства, знакомятся с музыкальными инструментами, творчеством великих композиторов.
Коллективы и артисты ОГБУК «Биробиджанская областная филармония» являются неизменными участниками концертов, фестивалей областного, регионального, международного уровней, проводимых на сценических площадках области и за её пределами.
На главной сценической площадке области традиционно проходят: Международный фестиваль еврейской культуры и искусства, Дальневосточный фестиваль славянской культуры «Русь многоликая», фестивали детского и юношеского творчества «Юные дарования», «Росток надежды», отчетные концерты ведущих творческих коллективов ЕАО.
Работа коллектива филармонии направлена на то, чтобы зритель, приходя в концертный зал, проводил яркие, незабываемые минуты.
Рабочий лист 4. Дом культуры
В 1959 г. было начато строительство типовых Домов культуры в г. Биробиджане на 600 мест и в с. Амурзет на 300 мест.
При Доме культуры в г. Биробиджане работал еврейский народный театр. Работу он начал в 1965 г. небольшим коллективом – драматическим кружком. Еврейский драматический коллектив принимал участие в краевом смотре народных театров в г. Хабаровске, где режиссеру театра М.А. Бенгельсдорфу было присвоено звание лауреата, а театру – диплом I степени и звание лауреата Всероссийского смотра народных театров.
Сегодня в Доме культуры работают различные кружки и секции, проводятся различные культурные мероприятия.
Не прекращаю экскурсионную работу и в летнее время. Работая с профильным отрядом, совместно с ребятами разрабатываем маршрут и проводим тематические очные экскурсии. Учащиеся 5-6 классов, отдыхающие на пришкольной оздоровительной площадке, с удивлением по-новому открывают для себя объекты, мимо которых часто проходят. Передвижение участников по заранее составленному маршруту позволяет сделать такую экскурсию качественной. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии.
Варианты разработанных экскурсионных маршрутов по городу
Микрорайон им. Бумагина |
|
Центральная часть города |
|
Экскурсия, по памятным местам посвященным ВОВ, героям-землякам |
|
Индивидуальный текст является основой рассказа экскурсовода, определяет полноту и последовательность изложения материала, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ.
Вот пример текста экскурсии, которую я провожу по микрорайону И. Бумагина.
Наш первый объект Сквер имени Бумагина.
Сквер, названный в честь Героя Советского Союза Иосифа Романовича Бумагина, еврея по национальности, располагается неподалеку от биробиджанского завода «Дальсельмаш». Иосиф Бумагин — участник Великой Отечественной войны, лейтенант, командир пулеметного взвода 396-го стрелкового полка 135-й стрелковой дивизии 6-й армии 1-го Украинского фронта. Был принят в ряды Красной армии в мае 1941 года. При штурме польского города Бреслау (Вроцлав) в 1945 году лейтенант атаковал врага под шквальным огнем неприятеля. Одну огневую точку Бумагин забросал гранатами, вторую закрыл своим телом, что обеспечило успех наступления. В июне 1945 году ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Похоронен в городе Вроцлаве (Польша).
В 2008 году, в честь празднования 63-летия Победы в Великой Отечественной войне, по указу властей в сквере был установлен монумент, который стал данью памяти всем работникам завода, которые не вернулись с войны.
В 2016 году по просьбам бывших тружеников завода «Дальсельмаш» в сквер была перенесена Аллея ветеранов войны, которая оставалась без присмотра на территории ДСМ и подвергалась разграблению. Муниципалитет тогда оперативно откликнулся на эту ситуацию, а к 110-й годовщине со дня рождения Иосифа Романовича, мемориал дополнили памятной плитой. Здесь же рядом стоит памятник самому тяжелому танку Великой Отечественной войны ИС-3.
Двигаемся в центр города по одной из самых длинных улиц «Шолом-Алейхема», ее история тоже очень интересна.
В начале тридцатых годов, постановления о переименовании улиц города принимал партийный орган. В октябре 1932-го райком ВКП(б) присвоил еще одной улице название Партизанская. Спустя четырнадцать лет, в мае 1946 года, эта улица будет названа именем еврейского писателя Шолом-Алейхема и станет в городе главной и самой протяженной. Сегодня это улица одна из самых красивых и благоустроенных. Наиболее интенсивное строительство велось здесь в 1950-х — 1960 гг., когда на месте болот и озер выросли кварталы современных зданий. В месте, где улица берет свое начало, в 2004 г. был установлен памятник Шолом-Алейхему, автор которого — биробиджанский художник Владислав Цап.
По ходу движения нам встречаются одни из первых зданий нашего города. Это школы 10, 9, расположенные вдоль улицы.
И снова остановка. Храм Святителя Николая.
Благословение на строительство храма было получено 28 февраля 1997 г. Был создан попечительский совет во главе с губернатором Еврейской автономной области Н. М. Волковым. Проект храма разработан ООО «Управление проектных работ» ЕАО (начальник В. К. Пуренков, главный инженер А. К. Какорин). Строительство храма осуществляло ОАО «Биробиджанстрой» (генеральный директор Д. Ю. Косвинцев).
Община прихода образована и зарегистрирована 8 июня 1999 г. Первый, построенный в области по православным канонам деревянный храм с колокольней, был освящен епископом Хабаровским и Приамурским Марком 19 декабря 1999 г., в день престольного праздника. Акт государственной приемочной комиссии подписан 20 декабря 1999 г. До завершения строительства в Биробиджане Благовещенского кафедрального собора в сентябре 2005 г. храм сделался кафедральным собором Биробиджанский епархии.
А мы идем дальше, и перед нами… представьте, что мы путешествуем по городу в один из самых жарких летних дней. Хочется прохлады? Давайте свернем направо, впереди блестит гладь нашей всеми любимой реки Бира. Прогуляемся вдоль Набережной – любимым местом отдыха не только горожан, но и гостей, пожалуй, во все времена года.
Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках и во внеурочное время не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, посильному овладению, с учетом возраста учащихся, методами исторического познания, выработке умения применять их к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными источниками информации, понять ценность исторического и культурного наследия края, необходимость его сохранения