Основная образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Интегрируемые образовательные области:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие»
- «Музыкальное развитие»
Форма деятельности:
Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- познавательная
- продуктивная
Форма проведения:
Опыты — эксперименты
Программные задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о характерных признаках зимы. Закрепить знания о свойствах воды (бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая). Вызвать интерес к экспериментированию, упражнять делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
Развивающие:
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы, активизировать речь детей, обогащать словарный запас. Развивать способности изображать различные эмоции.
Воспитательные:
Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов. Бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода). Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
Оборудование: Стаканчики с водой и снегом, блюдо со льдом и снегом, салфетки, ложки, баночки с крышками (гуашь), аудиозаписи: песни” Три белых коня”, «Саночки», презентация, эмблемы команд «Снежок», «Ледок».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок», опытническая деятельность в группе.
Методические приемы: Словесные приемы (проблемные вопросы, рассказывание стихотворений, беседа, пение «Небо синее», «Саночки»), наглядные приемы (компьютерная презентация, лаборатория), практические приёмы (музыкально ритмическое упражнение, массаж «Снеговик», упражнение – имитация «Катание на саночках»), игровая ситуация (игра «Бывает — не бывает», «Изобрази эмоцию»).
Содержание организационной деятельности детей
Муз.Рук: Ребята, сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.
Муз.Рук: (поёт «Здравствуйте, гости!»)
Дети: (Поют: «Здравствуйте!»).
Муз.Рук: Мы поздоровались с гостями, а теперь поздороваемся друг с другом.
Музыкально ритмическое упражнение.
Муз.Рук. (поёт)
(Дети бегут на носочках по кругу)
Побежали ножки, по прямой дорожке.
А в конце дорожки, стали наши ножки.
Дети поют
Всем кто рядом, «Здравствуй» — говори.
Здравствуй, здравствуй» — снова повтори. (кивают головой вправо, затем влево)
(Дети выполняют поскоки по кругу)
Поскакали ножки, по прямой дорожке.
А в конце дорожки, стали наши ножки.
Дети поют
Всем кто рядом, «Здравствуй» — говори.
Здравствуй, здравствуй» — снова повтори.
(Дети шагают по кругу)
Пошагали ножки, по прямой дорожке.
А в конце дорожки, стали наши ножки.
Дети поют
Всем кто рядом, «Здравствуй» — говори.
Здравствуй, здравствуй» — снова повтори.
Муз.Рук: Ребята, вы поздоровались друг с другом, пожелали каждому здоровья, а теперь давайте исполним приветствие «Небо синее».
Небо синее
Роща в инее.
Утро раннее
Всё румянее.
Муз.Рук: Проходите пожалуйста на стульчики.
Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва).
Входит девочка-негретёнок – педагог-психолог. (Дети сидят на стульчиках).
Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?
Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду № 29. А тебя как зовут девочка?
Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.
Воспитатель: Лу, ты оказалась в Еврейской Автономной области. В городе, ребята, а как называется наш город? (Биробиджан) И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне? (зимние месяцы.)
Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы.
Как называется первый зимний месяц? (декабрь)
(стихотворение рассказывает ребёнок)
Декабрь год кончает,
А зиму начинает,
Все реки покрывает,
Он прочным гладким льдом.
Воспитатель: Второй зимний месяц? (январь)
(стихотворение рассказывает ребёнок)
Январь начало года,
Силен его мороз.
Уснула вся природа
Теперь уж не до гроз.
Воспитатель: Третий зимний месяц? (февраль).
(стихотворение рассказывает ребёнок)
В феврале за вьюгой, вьюга,
В тучах скрылся небосвод.
Налетели друг за другом,
Завели свой хоровод.
Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?
Лу: Не знаю.
Воспитатель: попробуй, отгадай загадку:
Одеяло белое,
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось. (снег)
Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?
Дети: Снег — это замёрзшие кристаллики льда.
(Воспитатель вносит ёмкость со снегом)
Воспитатель: Я приглашаю команду «Снежок» пройти к столу.
Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.
(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).
Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?
Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.)
Какой по весу? (Лёгкий.) Какого цвета? (белый) Имеет запах? (нет)
В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.)
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?
Дети: Снег растаял и превратился в воду.
Лу: Почему это произошло?
Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.
Воспитатель: Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)
Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать руки в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели.
Лу: Какой снег мягкий, он наверное вкусный?
Воспитатель: Ребята, а есть снег можно? А почему?
Воспитатель: Снегом можно только любоваться, а особенно красиво, когда он идёт хлопьями. (Имитируем ловлю хлопьев)
Муз.Рук. Ребята, я предлагаю слепить снеговика.
Массаж «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (вытягиваем вперед руку, потом другую)
Лепим мы снеговика (имитируем лепку снежков)
Три – четыре, три – четыре. Нарисуем рот по шире. (поглаживать ладонями шею)
Пять найдем морковь для носа, (пальчиками растираем крылья носа)
Угольки, найдем для глаз. (кулачками растирают глаза)
Шесть – наденем шляпу косо, (приставить ладонь ко лбу «козырек»)
Пусть смеётся он у нас. (растирать лоб)
Семь и восемь, семь и восемь, (коленки поглаживать ладошками)
Мы плясать, его попросим. (выставляют ногу)
(Лу стоит задумавшись)
Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?
Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку, и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?
Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.
(Лу загадывает загадку).
Загадка
Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд).
Лу: Я никогда не видела льда.
Воспитатель: Сейчас ты увидишь лед и ребята тебе всё о нем расскажут.
(Воспитатель вносит лёд)
Воспитатель: Я приглашаю команду «Ледок» пройти к столу.
Ребята возьмите лед и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.
Ребята, а вы знаете, из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды).
Какого лед цвета? (бесцветный) А как проверить? (а ещё подложим бумагу под емкость со снегом и льдом)
Имеет запах? (нет)
А чем лёд отличается от снега?
Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый, рыхлый.
Снег белый, а лед прозрачный.
А чем похожи?
Без запаха и тают в тепле.
Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о льде , что же с ним произошло?
Дети: Лед растаял и превратился в воду.
Лу: Почему это произошло?
Дети: Лед тает от тепла, а ладошка тёплая.
Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете? А мы сейчас проверим. Лу, этот опыт доверяем тебе, опусти в стаканчике с водой кусочки льда и немного снега. Что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) Лу, а почему лёд и снег плавают и не тонут?
(Лу затрудняется).
Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)
Лу: Теперь я все свойства снега и льда запомнила.
Лу: Ребята, а чем можно заняться зимой? (Кататься на санках, лыжах, коньках, снега катах, ледянках с горки)
А как вы играете зимой? (Строим снежные крепости, лепим снеговиков, делаем снежных ангелов).
Лу: Как у вас зимой интересно!
Воспитатель: Давайте споём для всех веселую песню «Саночки».
Вставайте в полукруг и дарите песню «Саночки»
Лу, а мы тебя ещё можем прокатить на «саночках». (парами по кругу в одну сторону, потом в другую и на стульчики)
Лу: У вас зимой не только интересно, но ещё и очень весело!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло со снегом и льдом.
Что вы видите в своих стаканчиках?
Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.)
Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)
Воспитатель: Давайте проверим. Лу, опусти пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан, где был лёд и снег.
Что ты почувствовала? (Где был лёд, вода холоднее.)
Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.)
А ведь это свойство — охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.
Лу, у тебя очень жарко в Африке, поэтому воду и сок ты можешь охлаждать кусочками льда.
Лу: Теперь я много знаю о «Волшебнице – зиме» и предлагаю поиграть в игру «Бывает – не бывает» (если бывает, вы хлопаете, если нет – топаете, потом на экране — проверим)
- Сейчас зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники. (проверяем на слайдах)
- Зимой идет снег. Дождь. Гремит гром.
- Снег холодный. Лед теплый. Снеговик горячий.
- Пройдёт зима и наступит лето.
- Зимой дети катаются на велосипедах. Летом — на лыжах.
- С горки катаются на коньках. На катке, на сноуборде.
Лу: Молодцы!
Воспитатель: Лу, а ты любишь волшебство? Мы с ребятами тоже любим. Ребята, вода в ваших баночках какого цвета? (бесцветная) (3 баночки) А как вы думаете, она может поменять цвет? А ты как думаешь Лу? А какого она станет цвета, как вы думаете? Сейчас посмотрим (ребенок выходит, накрывает белым платочком, трясёт банку, на железной крышке краска и открывает) итак ещё 2 баночки.
Лу: Вы настоящие волшебники.
Воспитатель: Цветную воду, мы заливали в формочки, опускали нитку, выставляли на улицу и мороз делал своё дело. Вода — замерзала. Этими красивыми льдинками-игрушками мы украшали ёлки на нашем участке, перед Новым годом.
Мы тебя угощаем вкусной льдинкой, её можно есть.
Лу: Как здорово! Спасибо ребята. У меня тоже для вас есть сюрприз. Я со своими друзьями, очень люблю играть и вас хочу научить.
Игра «Изобрази эмоцию» (садятся)
Лу: Мне очень и очень у вас понравилось. Я очень многое узнала о «Волшебнице – зиме», это прекрасное время года. Я обязательно расскажу своим друзьям и конечно, я вас приглашаю к себе в гости в Африку.
Я тоже хочу угостить вас сладким подарком. Как вы думаете, что это? А на что мармелад похож?
Воспитатель: Спасибо, мы приглашаем тебя Лу к нам в группу на чаепитие?