Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию. «Волшебница — Зима». Старшая группа


Автор: Наталия Витальевна Гордейчук
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 29" г. Биробиджана
Должность: воспитатель


Основная образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Интегрируемые образовательные области:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Музыкальное развитие»

Форма деятельности:

Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • познавательная
  • продуктивная

Форма проведения:

Опыты — эксперименты

Программные задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о характерных признаках зимы. Закрепить знания о свойствах воды (бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая). Вызвать интерес к экспериментированию, упражнять делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

Развивающие:

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы, активизировать речь детей, обогащать словарный запас. Развивать способности изображать различные эмоции.

Воспитательные:

Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов. Бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода). Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

Оборудование: Стаканчики с водой и снегом, блюдо со льдом и снегом, салфетки, ложки, баночки с крышками (гуашь), аудиозаписи: песни” Три белых коня”, «Саночки», презентация, эмблемы команд «Снежок», «Ледок».

Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок», опытническая деятельность в группе.

Методические приемы: Словесные приемы (проблемные вопросы, рассказывание стихотворений, беседа, пение «Небо синее», «Саночки»), наглядные приемы (компьютерная презентация, лаборатория), практические приёмы (музыкально ритмическое упражнение, массаж «Снеговик», упражнение – имитация «Катание на саночках»), игровая ситуация (игра «Бывает — не бывает», «Изобрази эмоцию»).

Содержание организационной деятельности детей

Муз.Рук: Ребята, сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.

Муз.Рук: (поёт «Здравствуйте, гости!»)

Дети: (Поют: «Здравствуйте!»).

Муз.Рук: Мы поздоровались с гостями, а теперь поздороваемся друг с другом.

Музыкально ритмическое упражнение.

Муз.Рук. (поёт)

(Дети бегут на носочках по кругу)

Побежали ножки, по прямой дорожке.
А в конце дорожки, стали наши ножки.

Дети поют

Всем кто рядом, «Здравствуй» — говори.
Здравствуй, здравствуй» — снова повтори. (кивают головой вправо, затем влево)

(Дети выполняют поскоки по кругу)

Поскакали ножки, по прямой дорожке.
А в конце дорожки, стали наши ножки.

Дети поют

Всем кто рядом, «Здравствуй» — говори.
Здравствуй, здравствуй» — снова повтори.

(Дети шагают по кругу)

Пошагали ножки, по прямой дорожке.
А в конце дорожки, стали наши ножки.

Дети поют

Всем кто рядом, «Здравствуй» — говори.
Здравствуй, здравствуй» — снова повтори.

Муз.Рук: Ребята, вы поздоровались друг с другом, пожелали каждому здоровья, а теперь давайте исполним приветствие «Небо синее».

Небо синее
Роща в инее.
Утро раннее
Всё румянее.

Муз.Рук: Проходите пожалуйста на стульчики.

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва).

Входит девочка-негретёнок – педагог-психолог. (Дети сидят на стульчиках).

Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?

Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду № 29. А тебя как зовут девочка?

Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.

Воспитатель: Лу, ты оказалась в Еврейской Автономной области. В городе, ребята, а как называется наш город? (Биробиджан) И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне? (зимние месяцы.)

Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы.

Как называется первый зимний месяц? (декабрь)

(стихотворение рассказывает ребёнок)

Декабрь год кончает,
А зиму начинает,
Все реки покрывает,
Он прочным гладким льдом.

Воспитатель: Второй зимний месяц? (январь)

(стихотворение рассказывает ребёнок)

Январь начало года,
Силен его мороз.
Уснула вся природа
Теперь уж не до гроз.

Воспитатель: Третий зимний месяц? (февраль).

(стихотворение рассказывает ребёнок)

В феврале за вьюгой, вьюга,
В тучах скрылся небосвод.
Налетели друг за другом,
Завели свой хоровод.

Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?

Лу: Не знаю.

Воспитатель: попробуй, отгадай загадку:

Одеяло белое,
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось. (снег)

Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?

Дети: Снег — это замёрзшие кристаллики льда.

(Воспитатель вносит ёмкость со снегом)

Воспитатель: Я приглашаю команду «Снежок» пройти к столу.

Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.)

Какой по весу? (Лёгкий.) Какого цвета? (белый) Имеет запах? (нет)

В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).

А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.)

В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать руки в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели.

Лу: Какой снег мягкий, он наверное вкусный?

Воспитатель: Ребята, а есть снег можно? А почему?

Воспитатель: Снегом можно только любоваться, а особенно красиво, когда он идёт хлопьями. (Имитируем ловлю хлопьев)

Муз.Рук. Ребята, я предлагаю слепить снеговика.

Массаж «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (вытягиваем вперед руку, потом другую)

Лепим мы снеговика (имитируем лепку снежков)

Три – четыре, три – четыре. Нарисуем рот по шире. (поглаживать ладонями шею)

Пять найдем морковь для носа, (пальчиками растираем крылья носа)

Угольки, найдем для глаз. (кулачками растирают глаза)

Шесть – наденем шляпу косо, (приставить ладонь ко лбу «козырек»)

Пусть смеётся он у нас. (растирать лоб)

Семь и восемь, семь и восемь, (коленки поглаживать ладошками)

Мы плясать, его попросим. (выставляют ногу)

(Лу стоит задумавшись)

Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?

Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку, и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Лу загадывает загадку).

Загадка

Зимнее стекло
Весною потекло.   (Лёд).

Лу: Я никогда не видела льда.

Воспитатель: Сейчас ты увидишь лед и ребята тебе всё о нем расскажут.

(Воспитатель вносит лёд)

Воспитатель: Я приглашаю команду «Ледок» пройти к столу.

Ребята возьмите лед и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

Ребята, а вы знаете, из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды).

Какого лед цвета? (бесцветный) А как проверить? (а ещё подложим бумагу под емкость со снегом и льдом)

Имеет запах? (нет)

А чем лёд отличается от снега?

Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый, рыхлый.

Снег белый, а лед прозрачный.

А чем похожи?

Без запаха и тают в тепле.

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о льде , что же с ним произошло?

Дети: Лед растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Лед тает от тепла, а ладошка тёплая.

Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете? А мы сейчас проверим. Лу, этот опыт доверяем тебе, опусти в стаканчике с водой кусочки льда и немного снега. Что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) Лу, а почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Лу затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)

Лу: Теперь я все свойства снега и льда запомнила.

Лу: Ребята, а чем можно заняться зимой? (Кататься на санках, лыжах, коньках, снега катах, ледянках с горки)

А как вы играете зимой? (Строим снежные крепости, лепим снеговиков, делаем снежных ангелов).

Лу: Как у вас зимой интересно!

Воспитатель: Давайте споём для всех веселую песню «Саночки».

Вставайте в полукруг и дарите песню «Саночки»

Лу, а мы тебя ещё можем прокатить на «саночках». (парами по кругу в одну сторону, потом в другую и на стульчики)

Лу: У вас зимой не только интересно, но ещё и очень весело!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло со снегом и льдом.

Что вы видите в своих стаканчиках?

Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.)

Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Лу, опусти пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан, где был лёд и снег.

Что ты почувствовала? (Где был лёд, вода холоднее.)

Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.)

А ведь это свойство — охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Лу, у тебя очень жарко в Африке, поэтому воду и сок ты можешь охлаждать кусочками льда.

Лу: Теперь я много знаю о «Волшебнице – зиме» и предлагаю поиграть в игру «Бывает – не бывает» (если бывает, вы хлопаете, если нет – топаете, потом на экране — проверим)

  1. Сейчас зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники. (проверяем на слайдах)
  2. Зимой идет снег. Дождь. Гремит гром.
  3. Снег холодный. Лед теплый. Снеговик горячий.
  4. Пройдёт зима и наступит лето.
  5. Зимой дети катаются на велосипедах. Летом — на лыжах.
  6. С горки катаются на коньках. На катке, на сноуборде.

Лу: Молодцы!

Воспитатель: Лу, а ты любишь волшебство? Мы с ребятами тоже любим. Ребята, вода в ваших баночках какого цвета? (бесцветная) (3 баночки) А как вы думаете, она может поменять цвет? А ты как думаешь Лу? А какого она станет цвета, как вы думаете? Сейчас посмотрим (ребенок выходит, накрывает белым платочком, трясёт банку, на железной крышке краска и открывает) итак ещё 2 баночки.

Лу: Вы настоящие волшебники.

Воспитатель: Цветную воду, мы заливали в формочки, опускали нитку, выставляли на улицу и мороз делал своё дело. Вода — замерзала. Этими красивыми льдинками-игрушками мы украшали ёлки на нашем участке, перед Новым годом.

Мы тебя угощаем вкусной льдинкой, её можно есть.

Лу: Как здорово! Спасибо ребята. У меня тоже для вас есть сюрприз. Я со своими друзьями, очень люблю играть и вас хочу научить.

Игра «Изобрази эмоцию» (садятся)

Лу: Мне очень и очень у вас понравилось. Я очень многое узнала о «Волшебнице – зиме», это прекрасное время года. Я обязательно расскажу своим друзьям и конечно, я вас приглашаю к себе в гости в Африку.

Я тоже хочу угостить вас сладким подарком. Как вы думаете, что это? А на что мармелад похож?

Воспитатель: Спасибо, мы приглашаем тебя Лу к нам в группу на чаепитие?