1 период обучения (взаимодействие специалистов ДОУ: логопед, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель).
Тема: «Волшебное превращение».
Цель: Формирование речи в процессе развития эмоциональной сферы.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные».
2. Закреплять названия детёнышей домашних животных, названия их жилища.
3. Учить образовывать притяжательные прилагательные от названия животных.
4. Развивать координацию движений, артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, голос.
5. Создавать положительный эмоциональный настрой, атмосферу принятия каждого.
Оборудование: интерьер, браслеты с изображением детёнышей животных, дидактические картинки, игровой материал.
1. Орг. момент (дети здороваются друг с другом носиками).
2. Введение в тему.
Дети сами определяют тему занятия по признакам домашних животных, называемых логопедом.
3. Дидактическая игра «Каких животных вы знаете?». «Какую пользу приносят».
4. Логопед: «Ребята, а вы бы хотели превратиться в домашних животных? Нам поможет в этом «солнечный зайчик», который пробрался сегодня к нам
в детский сад.
5. Психолог:
— Сначала он заглянул в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу — нежно погладь его ладошкой. На лбу, носу, на ротике, на щеках, на подбородке; поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть; голову, шею, животик, ноги, руки, он забрался за шиворот — погладь его там. Опять заглянул в глазки, закройте их. Усыпил солнечный зайчик наших ребят и снится им, что они уже не ребята, а домашние зверята, которые тоже ходят в детский сад.
6. Логопед:
— Здравствуйте зверята! Сегодня вы пришли в детский сад в первый раз. Давайте познакомимся. Дидактическое упражнение: «Назови себя».
(Дети по очереди называют себя в соответствии с картинкой на браслете. Я — телёнок. И я телёнок. Мы — телята.). Воспитатель ваш стал вашей хозяюшкой..
7. Ритмическая игра «Стадо».
Воспитатель:
— На лужайке поутру мы затеяли игру.
Раз, два, три, четыре раздвигайте круг пошире.
Мы сейчас играем в стадо и мычать нам хором надо.
Мы не Дашеньки, не Коли – мы пятнистые коровы (ходьба топающим
шагом).
Стройный быстрый конь заржал и по полю побежал,
А за ним бегут ребята – молодые жеребята (шаг с высоким подниманием
коленей).
Бегут куда-то, спешат куда-то и дед бородатый и внук бородатый.
Легко догадается даже ребёнок, что это спешат Козёл и козлёнок (подскоки).
В шубе тёплой и в колечках ходит тихая овечка
Всех ягняток позвала и к сараю повела (приставным шагом).
Кто тут крутится волчком? Хвост крючком, нос пятачком,
Зовёт своих ребяток, весёлых поросяток (перескоки с ноги на ноги стоя на
месте).
Вы с ней знакомы близко — вот приветливая киска
Идёт красиво и легко поднимает лапки высоко (ходьба пружинящим шагом).
8. Логопед проводит пальчиковую гимнастику «На подворье» с шариком
су-джок (при назывании каждого животного или детёныша массируют большой палец с каждым следующим пальцем).
На подворье нашем
Овцы и ягнята,
Хрюшка с поросятами
И коза с козлятами,
Корова и телёнок,
Лошадь, жеребёнок,
Собака со щенятами
И кошечка с котятами.
9. Артикуляционная и дыхательная гимнастика (проводит логопед).
«Хозяюшка» вносит «угощение для животных».
— Вы, наверное, проголодались, мои дорогие животные? Угоститесь,
пожалуйста!
Упражнения «Жевание» для укрепления жевательных мышц (имитация жевания)
губы в улыбке, широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад);
«Лошадка» для укрепления мышц языка, выработки подъёма языка(рот
открыт, губы в улыбке, широкий лопатообразный язык прижат к нёбу и со щелчком оторвать);
«Собака облизывается, увидев косточку» (круговые движения языком по губам;
«Свинья чавкает»;
«Телёнок сосёт молоко» фот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелчком оторвать. «Корова» для формирования правильного речевого выдоха (глубокий вдох через нос, немного задержать дыхание и на выдохе продолжительно протянуть «Му-у-у-у», стараясь, чтобы звук был ровным. 8. Музыкальный руководитель проводит диалог-попевку «Как живёте, что жуёте?» (для формирования эмоциональной выразительности речи).
Кони, кони, как живёте? Кони, кони, что жуёте?
Хорошо пока живём, травку сочную жуём.
А коровы как живут? А коровы, что жуют?
Хорошо пока живём, травку сочную жуём.
Козы, козы, как живёте? Козы, козы, что жуёте?
Хорошо пока живём, травку сочную жуём.
Овцы, овцы, как живёте? Овцы, овцы, что жуёте?
Хорошо пока живём, травку сочную жуём. Свиньи, свиньи, как живёте? Свиньи, свиньи, что жуёте?
Хорошо пока живём, лебеду сейчас жуём. Кошки, кошки, как живёте? Кошки, кошки, что жуёте?
Хорошо пока живём, молочко коровье пьём. А собаки как живут, а собаки, что жуют? Хорошо пока живём, кости вкусные грызём.
10. Логопед: Разыгрались наши зверята и играют с нами в прятки. Угадайте, кто куда спрятался?
(Кошка спряталась под стол, потому что мы видим кошачий хвостик.
Щенок спрятался за стул, потому что мы видим щенячий хвостик.
Свинья спряталась за шкаф, потому что мы видим свиной хвостик.
Корова спряталась за дерево, потому что мы видим коровий хвост и коровьи рога.
Психолог проводит релаксацию с детьми.
(Наигрались зверята и очень устали. Легли они на полянку, закрыли глаза. Поют птицы, течёт ручей. Дует теплый ветерок и ласкает наших зверят, лучистое солнышко согревает всех вокруг, приятный запах цветов успокаивает и расслабляет.
Дети открывают глаза и смотрят на небо, по которому плывут облака, по форме напоминающие домашних животных. Задание: найдите облачко, похожее на ваше животное.
11. Логопед: Заигрались наши зверятки, но пора идти домой. Найдёте свои домики? Игра «Кто где живёт?» (дети находят картинки с изображением домиков домашних животных: коровник, будка, овчарня, свинарник, конюшня, дом, сарай).
12. Психолог. Релаксация.
— За день зверята наигрались, устали и сладко уснули. Телёнок в коровнике, собака в будке, кошка в доме, свинья в свинарнике, овцы в овчарне, кони в
конюшне, козы в сарае.
Психолог произносит эти слова и прикасается к голове ребёнка, побуждает его имитировать сон. Под спокойную колыбельную музыку зверята «засыпают».
13. Логопед: Ребята, просыпайтесь, вы так сладко спали. Интересно, что вам снилось.
Отправляемся ко мне в кабинет. Там мы продолжим наше занятие по
составлению описательного рассказа о домашних животных (компьютерная презентация. Занятия по подгруппам и индивидуально).