Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Потребности в здоровье у самого ребёнка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей и общества. Но у каждого ребёнка, есть огромное желание, скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а ещё лучше хоть в чём-то превосходить их. Поэтому, проанализировав состояние здоровья наших воспитанников, у нас возникла необходимость создания системы работы, предполагающей интегративный подход к образовательной и оздоровительной деятельности. В силу этого возникла потребность в использовании педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.
Использование данных технологий строится на следующих основных положениях, определяющих содержание, организацию и методику:
принцип единства взаимодействия: родители → ребёнок → педагог, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания культуры здоровья хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду;
систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта интересов и потребностей.
Задачи сотрудничества мы решали в 3 этапа.
На 1 подготовительном этапе: воспитатели изучали семьи, их воспитательные возможности. Чтобы определить компетентность в вопросах здоровья, организовали опрос родителей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас ответить на ряд вопросов. Это поможет нам в организации нового направления в работе детского сада «Формирование у дошкольников культуры здоровья».
1. Какого ребёнка можно назвать здоровым?
2. Назовите слагаемые ЗОЖ (Назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье ребёнка).
3. Перечислите принципы рационального питания: ________________.
4. Придерживаетесь ли режима дня детского сада в домашних условиях?
5. Какие культурно-гигиенические навыки вы формируете у детей?
6. Для чего нужны занятия физическими упражнениями?
7. Как вы закаливаете своего ребёнка?
8. Какие виды детского травматизма вы знаете?
9. Рассказываете ли Вы своему ребёнку о влиянии этих факторов на здоровье?
10. Какие вопросы, связанные со здоровьем вашего ребёнка, вас интересуют?
В ходе анкетирования было выявлено, что не все родители занимаются физической культурой, наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями считают: совместные спортивные праздники, открытые занятия. Из этого мы сделали вывод, что родители готовы сотрудничать с детским садом и участвовать в совместных спортивных мероприятиях.
Анкетирование на данном этапе показало следующий уровень просвещённости родителей в вопросах здоровья:
высокий – 8%
средний – 40%
низкий – 52%
Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях. Родители имеют общие представления об укреплении здоровья детей и культуре здоровья, но нуждаются в обогащении знаний и практических рекомендациях. Работу с родителями проводили параллельно с работой с детьми.
2 этап – организационный: в систему работы с семьёй мы включили ознакомление родителей:
с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития,
с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие детей,
обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания,
ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Для реализации этих задач педагоги разработали групповые перспективные планы, в которые включили разнообразные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов:
— Индивидуальные беседы и консультации «Приобщение детей к здоровому образу жизни», «Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка» и др.
— Информационные папки «Как провести выходные дома с пользой», «Почему полезен лук», «Как защититься от простуды» и т. д.
— Памятки с информацией о важнейших направлениях ЗОЖ.
— Тематические выставки «Будьте здоровы».
— Просмотры с родителями разных видов детской деятельности.
— Конкурсы семейных газет «Наша семья за здоровый образ жизни».
— Выставки рисунков на тему «Папа, мама, я – спортивная семья».
— Дни открытых дверей.
— Семейные спортивные досуги – семейные праздники.
— Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми направленные на сохранение здоровья», «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни».
— Мастер-классы «Дыхательная гимнастика как профилактика заболеваний у дошкольников», «Психогимнастика – средство сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста».
Непосредственно на данном этапе происходило привлечение родителей в воспитательный процесс детского сада (родители, приходя в детский сад, рассказывали о себе, принимали участие в подготовке мероприятий, участвовали в создании предметно – развивающей среды).
3 этап ‒ практический: подбирались и реализовывались формы сотрудничества с родителями (привлечение родителей к выступлениям и участию в консультациях, родительских собраниях, спортивных и досуговых мероприятиях, «Школе молодого родителя», осенней ярмарке, проектной деятельности и др.).
Нам удалось приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, что способствовало созданию условий для развития двигательных навыков ребёнка дома.
Совместная работа с семьёй строилась на принципах добровольности, содружества, систематичности и последовательности в работе, а так же индивидуального подхода к каждой семье. Особенно действенны были индивидуальные формы взаимодействия с родителями, которые в процессе анкетирования показали низкий уровень сознания и компетентности в вопросах здоровья.
Для родителей младших групп была организована «Школа молодого родителя» по темам:
— «Здоровье – наш бесценный дар, его все ценят – млад и стар»
— «Ростки родительской мудрости»
— «Играем вместе»
— «Секреты психологического здоровья»
— «Игр и игрушка в жизни ребенка»
— «Я уже большой!»
— «Планета Детства»
С родителями всех возрастных групп была организована проектная деятельность «Моя семья», «Растим детей здоровыми».
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, научатся чему-то новому. Важнее другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом. Ещё важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, каждого воспитанника. Понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!
В процессе общения изменился характер взаимодействий с родителями, отношения стали более тёплыми и доверительными. В результате проведённой работы в ДОУ была выстроена система взаимоотношении с семьёй. Её эффективность прослеживается в возросшем уровне компетентности родителей и дошкольников в вопросах культуры здоровья. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности, физическую подготовленность дошкольников. По той же методике, что и в начале работы, было проведено анкетирование родителей, результаты показали положительную динамику изменения уровня компетентности в вопросах культуры здоровья:
— высокий уровень компетентности по сравнению с первым анкетированием увеличился с 8% до 28%,
— средний с 40% до 52%,
— а низкий уровень наблюдается теперь только у 5% опрошенных родителей.
Таким образом, выстроив систему работы на основе интегрированного подхода во взаимодействии с родителями по формированию культуры здоровья детей, были достигнуты позитивные изменения:
• Повысился уровень информационной компетентности, была сформирована мотивационная готовность к оздоровительной деятельности в семье и осознанное отношение родителей и детей к вопросу здоровьесбережения;
• Родители стали проявлять интерес, активную позицию и высокую ответственность к проводимым оздоровительным мероприятиям в ДОУ;
• Изменился характер обращения родителей к педагогу в сторону интереса к вопросам оздоровления детей;
• Улучшились взаимоотношения в семье за счёт понимания собственного ребёнка, адекватной оценки его здоровья и физического развития;
• Сформировалось положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления, повысилась удовлетворённость оказанной помощью.
В рамках интегрированного подхода в работе с семьёй по формированию культуры здоровья приоритетными в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всестороннее формирование личности ребенка. Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням, позволяет воспитать ребёнка, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Результатом культуры здоровья ребёнка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого» ребёнка
Рождение ребёнка с отклонениями в развитии ставит семью перед тяжёлыми и неожиданными проблемами. Первое время члены семьи растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: Почему так случилось именно у меня? Что будет с моим ребёнком? Как строить отношения в семье?
1. Семейная атмосфера пессимизма и безнадежности – главный враг вашего ребёнка, страшная разрушительная сила для всей семьи. Вы должны достойно принять особую жизнь, понимая, что ограниченность ребёнка, умноженная на ваше отчаяние, приведет к ущербности всех членов семьи, к ее распаду и отдалению родственников. Начните с вашего собственного настроения. Заставьте себя понять, что от вас зависит общая атмосфера в доме.
2. «Особый» ребёнок не может развиваться, ощущая безнадёжность, понимая по мере взросления, что он поселил в доме горе. Его страдания от возможного понимания себя как источника проблем для окружающих усилятся во много раз. Воспринимайте сами и учите своих близких видеть то, что он пришёл в мир, чтобы жить среди людей, он имеет право на свою особую жизнь, а вы призваны ему помогать.
3. Ваш ребенок может иметь заниженную или совсем низкую способность к обучению и запоминанию. Но будьте уверены, что тепло семейного окружения он прочувствует каждой клеточкой своего тела. Вводите ребенка в жизнь семьи по мере его восприимчивости. Пусть он видит, что вокруг живут другие люди и у них тоже есть своя жизнь, свои потребности
4. Учите ребёнка состраданию. Не бойтесь показать ему, что и другие нуждаются в помощи и заботе, притом не только с вашей стороны, но и с его стороны тоже. Пусть он привыкает к проявлению человеческого внимания. Вы должны понимать, что дети, оторванные от проблем взрослого мира, характеризуются не только замедленным развитием, умственной отсталостью, но и эмоциональной неразвитостью. Поэтому так важно для «особого» ребенка, получая ласку и внимание, видеть, что такая же забота проявляется в семье о других её членах. Необходимо научить его выражать свое сострадание в любой приемлемой форме.