Что такое шахматы – спорт, игра, наука, искусство? О шахматах можно говорить очень много. Вот как высказываются о них великие люди.
Г. Клаус: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».
Сухомлинский: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память».
Л.Н. Толстой говорил: «Я люблю шахматы потому, что это хороший отдых; они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно…».
«Шахматы – это игра – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гете.
Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…».
Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».
В 2012 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, приветствуя гостей и участников матча за звание чемпиона мира по шахматам, отметил: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько ходов вперёд. А, главное, воспитывают характер». Матч проходил в Москве в Третьяковской галерее.
Для чего нужны шахматы? Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы – это отличная подготовка к школе.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.
Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 5 летнего возраста.
Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста.
В центре современного образования лежит идея развития личности, воспитание личностных качеств ребенка, формирование его способностей. Очевидно, что в этих условиях, дошкольная образовательная организация не может быть простым источником воспитания и обучения, а должна ориентироваться на возрастающую роль интеллектуального развития детей, на социальные изменения, происходящие в обществе, которые определяют развитие системы образования.
По данным правительства Российской Федерации, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Именно поэтому дошкольная образовательная организация должна ставить задачу формирования инженерного мышления у ребенка-дошкольника.
Воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности – задача современного педагога. Уделяя внимание всестороннему развитию ребенка, мы в своей работе важную роль отводим повышению познавательной активности через популяризацию шахматной игры. Коллектив педагогов нацелен на формирования у дошкольников качеств, необходимых будущему успешному инженеру: способности комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, развитие внимания творческого и логического мышления.
Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе.
Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий.
Шахматы – это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски. Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.
Возможность раннего обучения игре в шахматы в непринуждённой игровой форме с использованием интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии ФГОС ДО: практической, исследовательской, образовательной деятельности, в том числе и в рамках дополнительного образования.
Практическую значимость представляют материалы данного опыта, они могут быть использованы при разработке содержания обучения шахматной деятельности в работе с дошкольниками, формированию их интеллектуальных способностей средствами шахматной деятельности.
Цель – создание условий для успешной самореализации дошкольников через обучение игре в шахматы.
Задачи:
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий. Обеспечить успешное овладение элементарных навыков игры в шахматы.
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
Сформировать у ребенка такие качества, как настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Организация здорового досуга
Игра в шахматы захватывает сразу несколько образовательных областей:
1. Познавательное развитие: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2. Социально-коммуникативное развитие: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Художественно-эстетическое развитие: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям
4. Физическое развитие: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Кроме того, игра в шахматы помогает и в решении коррекционных задач: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Дидактические принципы обучения детей игре в шахматы
В процессе обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку в преодолении трудностей:
— от простого материала к сложному;
— от известного к неизвестному;
— вносить в занятия элементы новизны и занимательности.
Принципы обучения:
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
Принцип индивидуального подхода к детям. Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний о ребёнке и особенностях его развития.
Принцип мобильности. Можно играть в шахматы где угодно – за столом, на стуле, сидя на полу, дома, на отдыхе и т.д.
Принцип интерактивности и сотрудничества. Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.
Принцип систематичности и последовательности. Такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
Принцип доступности. Обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
Принцип проблемного обучения. Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий получают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
Принцип компетентности педагога. Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.
Принцип игровой подачи материала. В своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру.
Стимулирование взрослым самостоятельной деятельности ребенка через похвалу, поощрение, одобрение.
При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы я подбираю такие методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:
беседы,
дидактические игры,
компьютерные и интерактивные игры,
художественно-творческая деятельность,
чтение сказок и книг о шахматах,
просмотр энциклопедий о шахматах,
разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
создание альбома «Великие шахматисты»,
-
консультации для родителей,
папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,
домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
При проектировании образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности, мною учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности воспитанников. Для этого мною используются технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:
Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно-образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Здоровьесберегающая технология. Мною созданы следующие условия:
— Взаимодействие с воспитанниками по шахматной деятельности выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на обучение.
— Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.
— Образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением.
— В теплое время года образовательная деятельность проводится на свежем воздухе.
Игровая технология – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Чтобы обучение игре в шахматы было результативным я организовываю процесс обучения в игровой форме. Игровые методы, достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а так же использование загадок, элементов соревнования, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче.
Компьютерная технология. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Используемые мной компьютерные игры подобраны так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщённое представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у моих воспитанников развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки игровых результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых методов и неигровых.
Методы
При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы мною подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:
личностно-ориентированный – включает в себя дифференцированный подход к каждому ребенку с подбором заданий разной степени сложности с учетом его индивидуальных особенностей;
включение ребенка в процесс поисково-познавательной деятельности –загадывание загадок, вопросы поискового характера;
создание проблемных ситуаций – постановка проблемы (включает в себя вопросы, дидактические игры, упражнения, задания игрового характера с шахматным содержанием);
совместная деятельность с ребенком – чтение книг, рассматривание альбомов, дидактические игры, рисование плакатов, изготовление шахматных фигур из природного и бросового материала, разыгрывание сказок на новый лад (шахматный, математический);
задания для самостоятельной деятельности – сочинение историй о шахматном войске, придумывание игр, изготовление плакатов, поделок, рисунков по темам;
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно пространственная среда (РППС), несомненно влияет на качество организации работы по обучению игре в шахматы. Так я определила для себя, необходимость подготовки следующих материалов:
Магнитная демонстрационная доска с комплектом шахматных фигур 1 шт. (демонстрационный показ, наглядное сопровождения занятий, досугов) – данный материал доступен для всех воспитанников ДОУ и расположен в одном из коридоров детского сада.
Напольное шахматное полотно 1 шт. (проведение мероприятий по шахматной деятельности) – полотно переносное и его размещение возможно как в помещениях ДОУ так и на воздухе.
Комплекты шахмат настольных (Организация и проведение образовательной деятельности).
для знакомства и закрепления ходов «Схемы ходов фигур».
декорации шахматных замков для итогового мероприятия «Путешествие в шахматную страну».
шахматные костюмы, головные уборы.
шахматные часы и другие атрибуты.
Картотеки с шахматным содержанием:
— дидактические игры,
— загадки,
— стихи.
Диагностика по обучению детей шахматной игре
В начале и конце учебного года была проведена диагностика уровня форсированности интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Первичная диагностика показала, что 90% детей не знакомы с игрой в шахматы, а 10% имеют небольшие знания. В результате первичного обследования было выявлено следующее:
Дети не знают:
шахматные термины;
названия шахматных фигур;
правила хода и взятия фигур;
размещение доски между партнерами;
начальное положение фигур;
правила шахматного кодекса;
не различают линии шахматной доски;
историю возникновения шахматной игры;
выдающихся шахматистов.
Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте (2 – высокий уровень 1 – средний уровень 0 – низкий уровень).
К концу учебного года:
2 (высокий) – 15 детей; 1 (средний) – 12 детей; 0 (низкий) – 3 детей.