Целями образования в современной школе, помимо приобретения определённого набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Задача, которая стоит перед каждым педагогом – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, которые позволят ему чувствовать себя уверенно в самостоятельной жизни. Игровая среда без принуждения – это и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, реализовать свои способности, образовательные потребности, проявить самостоятельность и инициативу. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
В связи с введением ФГОС работа учителя меняется. Необходимо отходить от такой модели обучения как передача системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Очевидно, что задания, предлагаемые учащимся, должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Учение должно носить характер сотрудничества – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Тема самообразования, выбранная мною, «Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы» является актуальной, так как активные методы обучения являются методами, стимулирующими познавательную деятельность учащихся. Активные методы обучения включают в себя такие методы, приёмы, способы и средства, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся, строящиеся в основном на диалоге, они предполагают свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, позволяют вовлечь каждого в мыслительную активность. Ученик, пройдя через такой процесс обучения, не будет испытывать страх перед неизвестным, у него проявятся потребность в общении, самостоятельность в принятии решений учебных задач, он научится доказывать своё мнение и уважать чужое.
В основе активных методов обучения лежит проблемное и развивающее обучение. Еще в 1930-е годы в работах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова и др. были заложены психологические основы для разработки концепции развивающего обучения. Во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению стали широко разрабатываться основы активных методов обучения. Проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применения их в практике привело к возникновению методов, которые в дальнейшем получили название активные. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, М.М.Леви и др. В основу активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н.Леонтьевым. В ней говорилось о том, что познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Следовательно, она есть предметная деятельность. Л.С.Выготский сформулировал закон, в котором говорится, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, развиваются творчески. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность.
Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах образовательного мероприятия:
1 этап: первичное овладения знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, эксперимент, мозговая атака, деловая игра и т.д.
2 этап: контроль знаний. Здесь могут использоваться коллективная мыслительная деятельность, тестирование, игровое проектирование, круглый стол, эстафета и др.
3 этап: формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний, развитие творческих способностей допустимо применение моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения – это система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. На каждом этапе урока возможно использование активных методов обучения, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа.
Активные методы начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Мой цветок, «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Летающие имена», «Мешочек настроений», «Дарю цветочек» и другие помогут динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. В начале урока всегда обращаю внимание на настроение, с которым ко мне приходят учащиеся. Иногда они приходят расстроенные, огорченные чем-либо, тогда использую метод «Дарю цветочек», который создаёт позитивный настрой учащихся на работу в классе и экономит время на уроке.
Цель метода: создание условий для продуктивной работы, эмоционального комфорта обучающихся, налаживания отношений.
Время проведения: 5 минут.
Численность: весь класс.
Необходимые материалы: на столе каждого ученика лежат вырезанные из бумаги цветы 4 цветов: красного, жёлтого, голубого и оранжевого, на доске приклеен ватман.
Технология проведения: Учитель говорит: «Очень часто на встречи мы приходим с цветами. Я предлагаю и нашу сегодняшнюю встречу начать с этой замечательной традиции»
Учитель объясняет, что обозначает каждый цвет (красный цвет – активность, уверенность, дружелюбие; оранжевый – способствует креативному мышлению; жёлтый – организует, улучшает память, способствует быстрому принятию решений; голубой – способствует привлечению энергии, излечивает недоверие, сомнение), и предлагает учащимся выбрать цветок понравившегося цвета, написать на нём пожелание для одноклассников и приклеить его на ватман.
Учитель напутствует «Сегодня на уроке на необходимы активность, уверенность, дружелюбие, креативное мышление, быстрое принятие решений. Подаренные цветы, я надеюсь, настроят всех на активную деятельность».
Активные методы актуализации знаний
На данным этапе учащиеся повторяют материал, изученный на предыдущих уроках. Здесь можно использовать такие методы как «Редакторы», «Верные-неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Закончи предложение» и другие.
АМО «Редакторы»
Цель метода: проверить знание материала, изученного на прошлом уроке.
Время проведения: 7 минут.
Численность: весь класс
Необходимые материалы: на каждой парте лежат распечатанные листки с текстом, работа выполняется в парах.
Технология проведения: Учитель говорит: «Обратите внимание на листочке на столе. На них напечатано стихотворение. Прочитайте… Ваша задача из данного стихотворения выписать в столбик сложные слова.»
Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто – нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.
Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?
И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает сенопад?
Учитель: «Сейчас вы будете редакторами. Вам нужно составить правильные слова»
Активные методы вхождения или погружение в тему образовательного мероприятия
АМО «Неожиданное задание»
Цель метода: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.
Время проведения: 3 минуты
Численность: весь класс
Необходимые материалы: фото школы
Технология проведения: Учитель: «Что изображено на слайде? Как правильно назвать? Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа №2 г. Облучье» МБОУ СОО «Школа №2 г. Облучье»
Сравните, чем отличаются названия?»
После аналитической беседы обучающиеся совместно с учителем формулируют тему урока. «Сложносокращенные слова».
Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений
На данном этапе учащиеся определяют, что нужно повторить, чему научатся, с чем познакомятся. Могут использоваться методы: «Звездопад», «Осенний сад», «Что у меня на сердце», «Лицензия на приобретение знаний», «Список покупок», «Разноцветные листы» и т.д.
АМО «Бизнес-план»
Цель метода: совместное целеполагание.
Время проведения: 3 минуты
Численность: весь класс
Необходимые материалы: бланк
Технология проведения: Учитель предлагает составить бизнес-план урока, используя опорные слова на бланке.
БИЗНЕС-ПЛАН | |
ПОВТОРИТЬ | УЧИТЬСЯ |
ПОЗНАКОМИТЬСЯ |
Активные методы организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над темой урока важно, чтобы обучающимся было интересно. На данном этапе можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», Ярмарка», «На линии огня» и т.д.
АМО «Следопыты»
Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Время проведения: 5 минут
Численность: весь класс
Необходимые материалы: подготовленные бланки
Технология проведения: На подготовленных карточках прописаны примеры, основываясь на данные примеры, учащиеся выводят правила, потом обсуждают и сравнивают с учебником свои выводы.
Соединительные гласные в сложных словах: | |
ПРИМЕРЫ | ПРАВИЛА |
САМОЛЁТ ПАРОВОЗ ПАРОХОД | |
КАШЕВАР СТАЛЕВАР КОНЕВОД |
Активные методы релаксации
Если чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или какая-либо сложная задача, сделайте паузу. Иногда достаточно 5-7 минут веселой игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия – 1», «№Роботы», «Построение по росту», Красная шапочка и Серый Волк», «Шест» и многие другие позволят это сделать, не выходя из класса.
АМО «Построение по алфавиту»
Цель метода: повысить уровень энергии в классе
Время проведения: 5-7 минут
Численность: весь класс
Технология проведения: Учащиеся строятся по первой букве фамилии или имени.
АМО «Внимательность»
Цель метода: повысить уровень энергии в классе
Время проведения: 5-7 минут
Численность: весь класс
Технология проведения: Учитель называет слова. Если в слове одна безударная гласная в корне, учащиеся хлопают, если в слове две безударных гласных в корне – топают.
СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Активные методы закрепления материала
На данном этапе учащиеся с удовольствием играют во всевозможные игры, направленные на закрепление изученного материала. «Придумай кличку», «Менеджер по закупкам», «Третий лишний», «Лингвистические загадки», «Кроссворд»
АМО «Менеджер по закупкам»
Цель метода: активизация мыслительной деятельности
Время проведения: 5-7 минут
Численность: весь класс
Технология проведения: Учитель: «Представьте себе, что вы — менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о — е.»
АМО «Третий лишний»
Цель метода: активизация мыслительной деятельности
Время проведения: 5-7 минут
Численность: весь класс
Технология проведения: Учащиеся записывают под диктовку ряд слов из трёх букв, находят лишнее слово, опираясь на правила, изученное на уроке.
1. Вод … провод, земл … трясение, гром … отвод.
2. Вод … мерка, дожд … мер, земл … делие.
3. Жизн … описание, картоф … лекопалка, книг … печатание.
Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Всё у меня в руках!», «Комплименты» «Ромашка Блюма» и др. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно повести итоги урока и завершить работу.
АМО «Комплименты»
Цель метода: получить обратную связь от учеников
Время проведения: 5-8 минут
Численность: весь класс
Технология проведения: Учащиеся становятся в круг, глядя в глаза друг другу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов и т.д.
АМО «Корзинка знаний»
Цель метода: получить обратную связь от учеников
Время проведения: 5-8 минут
Численность: весь класс
Технология проведения: Корзинка «идёт» по классу. Учащиеся проговаривает, что нового узнал на уроке, чему научился, какие умения приобрел, что особенно понравилось на уроке…, «мои опасения были напрасны. Я понял…»
«Кладут» свои мысли, мнения в корзину
Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Одни и те же методы можно использовать на совершенно разных этапах образовательного мероприятия для решения разных дидактических задач.
Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть огромной копилки АМО. В данной работе я хотела вам показать логику и смысл использования АМО на уроке и во внеурочной деятельности. Использование активных методов обучения на всех этапах образовательного мероприятия обеспечивает активную мыслительную и практическую деятельность учащихся, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному, качественному овладению новыми знаниями и умениями.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.
Список литературы
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2022. – 127 с.
«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный
Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» https://moi-universitet.ru
Электронное методическое пособие «Образовательные технологии
новых стандартов. Часть 1 «Технология АМО» https://moi-universitet.ru
Феодосова Т.Н., Клешнина Е.Б., Матвеева О.В., Макеева А.В. Сборник уроков, разработанных по технологии АМО (активных методов обучения), в рамках обучения на опорной площадке, созданной при поддержке Инновационного образовательного центра «Мой университет» — АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», г. Петрозаводск, Республика Карелия МАУДПО «Центр развития образования» г. Братска Иркутской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Г.Распутина» г. Братск Иркутской области – г.Братск, 2019г. — 405с.
Лазарев Т.В., Арефьева И.Л. Сборник статей экспертов Всероссийского открытого профессионального конкурса педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС» — АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», Образовательный портал «Мой университет», 2014. – 70 с.
-
Лицензионный электронный продукт «Копилочка АМО» https://moi-universitet.ru/kopilochka-aktivnyh-metodov-obucheniya