Использование игр с песком в логопедической работе


Автор: Ольга Валерьевна Серебрякова
Место работы: МБДОУ "Детский сад №15"
Должность: учитель-логопед


В последние годы отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в речевом развитии. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе.

Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, нарушаются все виды контроля за деятельностью, детьми неточно воспринимаются инструкции, отмечаются недостатки наглядно-образного мышления, для многих детей с ОНР характерна ригидность мышления, что обусловлено недостаточной сформированностью механизма внутренней речи. Страдает произвольное внимание, отмечаются нарушения самоорганизации, недостатки эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню воображения.

Данные особенности приводят к ограниченности в социальных, речевых контактах, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

Часто в логопедической практике логопеду приходится подбирать такие приемы работы, которые будут максимально эффективны в работе с такими детьми. В соответствии с этим мы все чаще сталкиваемся с поиском новых, комплексных методов работы, находящихся на стыке медицины и психологии.

В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.

К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Актуальность использования песочной терапии в логопедической работе обусловлена тем, что игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играть в песок можно не только на улице – можно устроить миниатюрную песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете. Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи.

В своей работе я использую игры с песком в качестве вспомогательного метода в коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение речевых недостатков, коррекция речевого дыхания и развитие мелкой моторики. Помимо этого, игры с песком, которые я использую в работе, позволяют вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный интерес к занятиям, повышают у дошкольников общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают напряжение. В процессе работы я стараюсь занятие строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы, а также подбираю их в соответствии с определённой лексической темой.

Я считаю, что метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

  • в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;

  • перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;

  • игры с песком развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию;

  • игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;

  • разворачивая игровой сюжет в песочнице, дети решают проблемы в социально-эмоциональной сфере, благодаря чему развивается монологическая и диалогическая речь;

  • игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

В условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является то, что детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ТНР и «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» (Нищева Н.В. Издательство «Детство-Пресс, 2021 г.), адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, разработанная мной для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, обучающихся второй год в логопедической группе, предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их речевом развитии, а также профилактику вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

1. Предметная деятельность.

2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).

3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).

4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).

Все проводимые мной коррекционно-развивающие занятия: индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные, в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Логопедическая практика показывает, что сочетание стандартных форм обучения и песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект.

Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела меня к мысли перенести часть учебного материала на данный материал, за счет чего можно сделать традиционную методику по развитию всех компонентов речи для детей с ТНР более интересной, увлекательной, продуктивной.

В своей работе игры с песком я использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Как показывает мой личный опыт, использование пескотерапии в работе с детьми развивает у них мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения и мн. др. Дети с искренним удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, предметы на заданные звуки, сюжеты различных рассказов, сопровождая свои действия речью, что, безусловно, способствует развитию и речевой сферы.

Я начала свою работу с песком с определения актуальности, постановки цели и задач данной технологии, разработки плана работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступила к работе.

Участники коррекционно-развивающей работы: дети старшего дошкольного возраста, родители, (законные представители), педагоги.

Возраст детей – 6-7 лет.

Цель работы  создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач посредством технологии «Песочная терапия». 

Задачи:

  • Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

  • Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;

  • Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;

  • Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

  • Развивать диафрагмальное дыхание;

  • Автоматизировать нарушенные звуки;

  • Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  • Развивать фонематический слух и восприятие;

  • Формировать слоговую структуру слова;

  • Изучать буквы, обучать грамоте;

  • Обогащать и активизировать словарь родного языка;

  • Формировать грамматические категории языка;

  • Развивать связную речь. 

  • Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице.

Для более эффективной работы с детьми на первоначальном этапе важно было организовать образовательное пространство, с разнообразным оборудованием для песка, которое будет соответствовать принципам ФГОС ДО: информативности, доступности, вариативности, полифункциональности – и обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, поможет им в самовыражении. С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.

Основные принципы игр с песком

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

4. Присоединение к ребенку. Педагог должен быть вовлечен в работу, а не являться посторонним наблюдателем. Важно понять ребенка и его проблемы.

5. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Необходимо проявлять интерес к событиям, разворачиваемым в песочнице и умело их координировать.

6. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это обязательное правило для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Ожидаемые результаты

Я предположила, что в результате систематичного включения игр с песком в практику работы с детьми с общим недоразвитием речи дети научатся:

  • Проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др.

  • Договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Уметь выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

  • Сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

  • Достаточно хорошо овладеют устной речью, способностью выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, сложатся предпосылки грамотности.

  • Проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдать, экспериментировать. Восполнят недостающие знания об окружающей действительности.

  • Данная работа будет способствовать развитию общей и мелкой моторики.

Формы предоставления результатов:

  • Презентация открытого информационного доклада по результатам повторного обследования в конце учебного года.

  • Публикации на сайте ДОУ.

Особенности работы с песком

Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально. Перед занятием в «песочнице» проводятся пальчиковые игры-разминки. До занятия и после занятия моются руки.

Противопоказания: наличие аллергической реакции на песок, а также царапины и порезы на руках.

Для групповых занятий я использую разборную пластиковую песочницу, для индивидуальных занятий – световой стол-песочницу. Так же в качестве песочницы я использую специальный контейнер, разнос или стеклянную прозрачную форму для запекания.

В работе я использую различный песок: обычный речной промытый и прокаленный песок, кинетический песок, окрашенные крупы, а также различные варианты «домашнего кинетического песка», сделанного из подручных средств. Благодаря такому разнообразию дети учатся сравнивать материалы, находить сходства и отличия, разный по клейкости и сыпучести материал позволяет научить детей более дифференцированным тактильным ощущениям.

Действия с песком можно условно разделить на 3 типа, проводимые на поверхности сухого и мокрого песка:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают

отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиций.

Для организации игр с песком у меня имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее). Используются объемные буквы, трафареты, фишки, камешки, бусинки, перышки, пуговицы, магниты, магнитный жезл и т.д.

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «киндер-сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги

Правила взаимодействия с песком (обязательно проговариваются с каждым ребенком):

— песок не должен высыпаться из песочницы;

— нельзя брать песок в рот и кидаться песком;

— отряхивать руки и играть можно только над песочницей;

— после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

Примерная структура занятия с песком:

I. Организационный момент:

  • Приветствие, пальчиковая разминка.

  • Правила работы с песком.

II. Основная часть занятия:

  • Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

  • Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

  • Упражнения на развития диафрагмального дыхания, целенаправленной воздушной струи.

  • Игры и упражнения, направленные на формирование всех компонентов речи.

  • Игры и упражнения на развитие психических процессов.

III. Заключительная часть:

  • Подведение итогов занятия.

  • Упражнение на релаксацию. Рефлексия.

Обязательным условием в любом занятии является его последовательность, структурированность, именно поэтому я не демонстрирую детям весь набор инструментов, игрушек, с которыми нам предстоит работать.

Особенностями речи ребенка с ОНР считается разногласие активного и пассивного словаря, т.е. ребенок в состоянии понять значение большого количества слов, но не применяет их в повседневной жизни. В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи: неправильное употребление окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, падежных и родовых окончаний количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций. Несоблюдение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций. Особенность овладения лексико-грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи выражается в наиболее медлительном темпе усвоения, в дисгармонии формирования морфологической и синтаксической систем языка, смысловых и официально-языковых частей, искажении общей картины речевого формирования.

Общее недоразвитие речи – термин собирательный, поскольку дети с ОНР имеют разную неврологическую симптоматику, психологические и речевые особенности, но всех детей объединяет желание играть и интерес к играм в песочнице.

С помощью элементов пескотерапии я работаю с детьми над совершенствованием грамматического строя речи, обогащением сварного запаса. Выполняя действия с игрушкой на песке, ребенок составляет рассказы-описания, придумывает волшебный мир перевоплощений. При этом, идет параллельная работа и над развитием мелкой моторики. Игры с песком можно сопровождать, музыкой и эффектами света (использовать подсветку светового стола, мигающие свечи, начавшийся дождь, звездопад и т. д.), что невероятным образом влияет на эмоциональное состояние ребенка, обеспечивая, тем самым, длительный, пронесенный через свои глубинные состояния эффект от коррекционных занятий. Ведь то, что эмоционально окрашено и вызывает сильные положительные эмоции, запоминается на длительное время.

Я подобрала и систематизировала ряд игр и игровых упражнений для занятий с песком. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.

Организация деятельности в ходе выполнения коррекционно-развивающей работы.

Этапы и сроки проведения коррекционно-развивающей работы:

Организационно-подготовительный (первая половина сентября).

На данном этапе я осуществляла углубленную педагогическую диагностику индивидуального развития детей, собирала анамнез. Обосновала актуальность темы, мотивацию ее выбора; определила цель и задачи коррекционно-развивающей работы; подобрала литературу, пособия, атрибуты; проводила встречи с родителями, на которых обсуждала результаты обследования и стратегию дальнейшего взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей работы.

Также я составила календарно-тематический план дальнейшей работы.

Основной этап коррекционно-развивающей работы (вторая половина сентября – апрель)

Со второй половины сентября начинается организованная коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение речевых недостатков о дошкольников подготовительн6ой логопедической группы посредством песочной терапии. Работа осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Организация деятельности в ходе выполнения коррекционно-развивающей работы (перспективный план по месяцам):

Неделя

Лексическая тема

Игры с песком, направленные на совершенствование лексико – грамматических представлений и развитие связной речи

Сентябрь

3

«Овощи. Огород»

  • «Вершки и корешки». Закрепляем знания детей об овощах, учим правильно употреблять предлоги: в, над. Распределить в песочнице овощи: те, что срезаем, положить на грядку, а которые выкапываем – закопать.

  • «Чего не стало». Рисуем фрукты или овощи на песочной картинке, ребенок закрывает глаза, в это время стираем часть предметов, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в родительном падеже единственного и множественного числа.

  • «Угадай-ка». Направлена на развитие связной речи. Ребенок закапывает в песок овощ или фрукт и описывает его, не называя. Можно использовать мнемотаблицу. Дети должны догадаться, о каком предмете идет речь.

  • «Сад и огород». Учим дифференцировать овощи и фрукты, закрепляем предлоги: в, на. Строим в песочнице сад и грядки, дети раскладывают фрукты в сад, а овощи – на грядки в огород.

4

«Фрукты Сад»

Октябрь

1

«Осенний лес» (деревья, кустарники)

  • «Подбери слово». Находить в песке осенние листочки и подбирать к ним качественные и относительные прилагательные.

  • «Прогулка по лесу». Предлагаем детям представить, что песочница – это лес, по которому можно погулять, выкладываем из фигурок лес, поляну, сопку и т.д. Создаем игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: 

— предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

— приставочных глаголов (отойти, подойти и т.д.); 

— наречий (далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

2

«Лесные чудеса»

(ягоды, грибы)

  • «Найди и опиши». Ребёнок составляет описательный рассказ о найденных в песке ягодах или грибах.

  • «По грибы, по ягоды». Учим детей употреблять слова-действия, слова-признаки. Моделируем в песочнице осенний лес, создаем игровую ситуацию, в которой дети собирают грибы и ягоды в лесу, проговаривая свои действия и описывая найденный предмет (нашел, сорвал, положил, собрал и т.д.)

3

«Перелетные птицы»

  • «Чей? Чья? Чье?». Учим детей образовывать притяжательные прилагательные. Дети находят в песочнице фигурки птиц и отвечают на вопросы. Шея лебедя- чья? Ноги журавля- чьи? Клюв утки- чей? Крыло гуся- чье? И т.д.

  • «Продолжи следы». Отрабатываем притяжательные прилагательные. Дорисовать следы птиц, ответить на вопрос: «Чьи следы?».

4

«Хлеб всему голова»

  • «Испеки и опиши». Учим детей употреблять качественные прилагательные. Используя кинетический песок и формочки, дети лепят хлебобулочные изделия и описывают их.

  • «Испеки и посчитай». Учим детей согласовывать существительные с числительными. Детям предлагается слепить хлебобулочные изделия и посчитать их: 2 кулича, 5 куличей и т.д.

Ноябрь

1

«Домашние животные и птицы»

  • «Покажи сказку». Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий в песочнице, используя мелкие игрушки, предметы.  Можно моделировать ферму или лес.

  • «Исправь ошибку». Учим детей правильно употреблять предлоги. Уточняем знаний детей о домашних или диких животных. Фигурки животных размещаются неправильно, например, корова в курятнике, а петух в коровнике. Ребенок должен исправить ошибку.

  • «Заблудился» Уточняем знания детей о домашних и диких животных о названиях детенышей животных. Необходимо «протоптать» пальчиками в песке дорожку от взрослого животного к его детенышу, показать ему дорогу домой.

2

«Дикие животные»

3

«Части тела человека»

  • «Необычные следы». Проделывать следы в песке кончиками пальцев, ребром ладони, тыльной стороной ладони, локтем.

  • «Большой – маленький». Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом и суффиксом преувеличения. Рисуем на песке глаз, глазик, глазище и т.д.

4

«Спорт. Здоровье»

  • «Найди и опиши». Учим детей составлять рассказ-описание с опорой на схему. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке фигурке спортсмена.

  • «Помоги спортсмену найти инвентарь». Предлагаем ребенку протоптать пальчиками дорожку от спортсмена к его инвентарю, проговаривая что нужно спортсмену. Например: лыжнику нужны лыжи и т.д.

5

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

  • «Друзья». При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани резиновые сапожки, а у Миши кожаные ботинки»).

  • «Чего не стало». Для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Стираем часть предметов одежды на песочной картинке, а затем просим ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

  • «Угадай, что спрятано». Учим детей оставлять описательные загадки (рассказы) с опорой на схему. Ребенок прячет в песочницу игрушку или картинку с изображением предмета одежды и описывает его. Угадавший может откопать данный предмет.

Декабрь

1

«Зимняя пора»

  • «Построй и расскажи». Дети строят заснеженный город в песочнице, подбирая родственные слова, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

«Зимующие птицы»

  • «Кто в кормушке, кого не стало». Учим детей употреблять существительные в винительном падеже. В небольшую песочницу высыпаем крупу вместо песка и закапываем птиц. Дети откапывают и называют, затем проговаривают кого не стало в кормушке.

  • «Мой, моя, мои». Учим детей согласованию местоимений – мой, моя, мое с существительными в единственном и множественном числе. Дети находят в песочнице фигурки птиц и проговаривают: мой снегирь, моя синица и т.д.

  • «Я нашел». Учим детей отвечать полным предложением с образованием сложных прилагательных. Дети находят в песочнице фигурки птиц и отвечают: Я нашел красногрудого снегиря и т.д.

3

«Зимние забавы»

  • «Помоги ребятам». Уточняем знания детей о зимних забавах. Детям предлагается найти в песочнице те предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

  • «Нарисуй и расскажи». Упражнять в подборе качественных прилагательных, учить детей составлять рассказ без опоры на схему. Детям предлагается нарисовать на песке снеговика, дополнить его различными кристаллами, помпонами, пластиковыми снежинками и т.д. и описать снеговика.

  • «Украсим дом». Упражняем детей в образовании множественного числа существительных родительного падежа, в подборе прилагательных к существительным. Детям предлагается большая песочница, игрушечные предметы интерьера и новогодние атрибуты. Необходимо откопать часть предметов, расставить мебель и украсить дом, проговаривая, что они нашли, куда поставили, много чего развесили, какие украшения разместили.

4

«Новый год у ворот»

Январь

2

«Зимние русские праздники»

  • «Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).

  • «Покажи сказку». Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. 

3

«Дом, его части. Мебель»

  • «Строители». Строим с детьми в песочнице дом, учим правильно употреблять в речи грамматические категории:

-предлоги: от, к, над, между, в, из-за, у, перед;

-приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили;

-наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.

  • «Новоселье». Учим детей подбирать относительные и качественные прилагательные. Предлагаем представить, что песочница – это квартира, и мы должны расставить в ней мебель, описать какая мебель.

Другой вариант – дети по описанию должны угадать о какой мебели идет речь (пример: мягкий, кожаный, коричневый, угловой – диван). Далее они сами придумывают загадки – описания для других предметов мебели.

4

«Посуда»

«Продукты питания»

  • «Угадай, что спрятано». Направлена на развитие зрительного внимания, логического мышления. Из песка видны лишь части посуды, дети должны угадать предмет кухонной утвари.

  • «Найди и почини». Закрепляем умение образовывать существительные единственного и множественного числа родительного падежа с предлогами «без» и «от». Пример: нашел чайник без носика, носик от чайника.

Февраль

1

«Бытовые электроприборы и инструменты»

  • «Найди пылесос, чайник и т.д.». Учим детей подбирать качественные прилагательные, также упражнение направлено на развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики. Детям раздаются картинки с наложенными контурами электроприборов, им необходимо обсыпать заданный электроприбор цветным песком и сказать какой он. Например, пылесос красный, большой, мощный и т.д.

  • «Собери и посчитай». Учим детей согласовывать числительные с существительными. Каждому ребенку необходимо найти спрятанные в песочнице электроприборы и посчитать их. Например, один ребенок ищет чайники: 1 чайник, 2 чайника и т.д. А другой ищет холодильники: 1 холодильник, 2 холодильника и т.д.

2

«Животные разных стран»

  • «Чей хвост». Учим детей образовывать притяжательные прилагательные. Дети откапывают в песочнице хвосты животных и определяют, кому они принадлежат.

  • «Помоги найти детеныша». Учим детей образованию слов при помощи различных суффиксов. Звери потеряли своих детенышей, нужно им помочь, проложить дорожку в песке и назвать чей детеныш нашелся.

  • «Север – Юг». Уточняем знания детей о животных жарких и северных стран. Учим детей отвечать полным, развернутым предложением. Сначала вместе с детьми строим в песочнице северную и южную стороны. А затем они расселяют животных, проговаривая, например, носорог живет в Африке, он житель жарких стран.

3

«Моя страна-Россия»»

  • «Наш флаг – наша гордость!». Активизируем словарь по данной теме. Предлагаем детям бесцветные трафареты, необходимо разноцветным песком выложить триколор. Проговариваем значение каждого цвета нашего флага.

  • «Защитники отечества». Учим образовывать от существительного существительное в единственном и множественном числе. Предлагаем детям на полигоне (в песочнице) найти военную технику и оружие и определить, как называется профессия человека, которому данный предмет принадлежит. Например: танк – танкист – танкисты, пулемет – пулеметчик – пулеметчики.

4

«День защитника Отечества

Март

1

«Моя семья»

  • «Дом в котором я живу». Составление рассказа из личного опыта. Предлагаем ребенку в песочнице построить дом, в котором он живет и рассказать о нем, о членах семьи, которые с ним проживают.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение». На песке нарисован мяч, скакалка, или предметы кухонной утвари и т.д. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение про кого-нибудь из членов семьи («Таня держит в руках воздушный шар», «Мама моет посуду» и тд.). Фраза проговаривается в момент рисования на песке.

2

«Мамин праздник»

  • «Мамин портрет» Учим детей подбирать прилагательные, использовать сравнительную степень прилагательных (добрая – добрее). Дети рисуют на песке портрет своей мамы и рассказывают, какая она.

  • «Мамины помощники». Учим детей употреблять глаголы в разных временных формах. В песочнице дети выполняют различные действия с предметами и рассказывают, как они помогают маме: «я подметаю пол», «я подмела пол», я буду расставлять посуду», «я расставляю посуду», «я расставил посуду» и т.д.

3

«Транспорт. ПДД»

  • «Правила дорожного движения». Учим детей образовывать приставочные глаголы, закрепляем знания о правилах дорожного движения. Предлагаем нарисовать в песочнице между домами дороги, пешеходные переходы, расставить светофоры и транспорт. Затем дошкольники, управляя транспортом и фигурками людей, озвучивают свои действия: пошел, подошел, перешел, поехал, проехал, объехал и т.д.

  • «Назови профессию». Учим детей образовывать новые слова, употреблять слова сложной слоговой структуры. В песочнице расставлена различная техника, предлагаем поиграть ей и рассказать, кто на ней работает (трактор – тракторист).

  • «Дорожные работы. Дорога для кого, для чего». Закрепляем умение образовывать существительные единственного и множественного числа родительного падежа. Предлагаем проложить дорогу для трактора, для тракториста, для тракторов, для трактористов и т.д.

  • «Строители». Учим детей правильно употреблять в речи грамматические категории:

-предлоги: от, к, над, между, в, из-за, у, перед;

-приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили;

-наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.

Данную игру можно проводить индивидуально и с подгруппой.

Детям предлагаем построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух.

4

«Профессии, инструменты»

5

«Город, в котором я живу»

Апрель

1

«Весна. Природа, лес и его обитатели»

  • «Тает снег». Обогащение словаря сложными словами (ледоход, первоцвет и т.д.). На дно песочницы выкладываем картинки с изображением признаков весны и присыпаем их песком, предлагаем детям представить, что песок – это снег и мы поможем ему растаять. Дети расчищают кисточками песок, находят картинки с признаками весны и рассказывают о том, что происходит, когда тает снег. Например: тает снег и появляются первоцветы и т.д.

2

«Человек и космос»

  • «Космическая рыбалка». Закреплять умение употреблять слова сложной слоговой структурой (космонавт, звездолет и т.д.). Предлагаем с помощью магнитной удочки или магнитного жезла найти предметы, спрятанные под песком (песком присыпаются металлические крышечки от детского пюре, в которые вклеены изображения космолета, космонавта, инопланетянина и т.д.). Ребенок находит изображение и проговаривает: «Я нашел космонавта» и т.д.

3

«Водные обитатели»

  • «Водный мир». Обогащение словаря по теме, продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами (нырнуть, вынырнуть, приплыть, отплыть, подплыть и т.д.) Детям предлагаем разложить в песочнице различные фигурки водных обитателей, ракушки, камешки и рассказать о том, что они видят, что делают.

  • «Попрыгунья Стрекоза». Закрепляем умение детей правильно употреблять в речи приставочные глаголы (отлетела, прилетела, улетела, подлетела и тд.), предлоги и расширяем знания детей о насекомых. В песочнице разложены различные насекомые: муравей около муравейника, пчела на цветке, жук в песке и т.д. Проговариваем с детьми, где находятся насекомые, даем возможность им переместить их и рассказать, куда переместились насекомые, затем появляется стрекоза, дети отвечают, куда она улетела, прилетела и т.д.

  • «Откопай и угадай». Дети погружают руки в песок, находят в нем фигурку насекомого и на ощупь угадывают его

  • «Чего не стало». Размещаем насекомых на песочной картинке, дети закрывают глаза, в это время убираем часть насекомых, необходимо ответить, кого не стало, закрепляя употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

  • «Цветочная Фея» Расширяем знания детей о цветах, учим употреблять качественные прилагательные в сравнительной степени. Предлагаем детям в песочнице вместе с Цветочной Феей посадить цветы на «клумбу». Рассказываем о том, как ухаживать за цветами, сравниваем цветы: тюльпан ароматный, а роза ароматнее. Роза пышная, а пион еще пышнее и т.д.

4

«Мир насекомых»

5

«Цветы»

Заключительный этап (май)

Проведение логопедического обследования, обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Проведение итогового занятия с дошкольниками для родителей.