В последние годы отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в речевом развитии. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, нарушаются все виды контроля за деятельностью, детьми неточно воспринимаются инструкции, отмечаются недостатки наглядно-образного мышления, для многих детей с ОНР характерна ригидность мышления, что обусловлено недостаточной сформированностью механизма внутренней речи. Страдает произвольное внимание, отмечаются нарушения самоорганизации, недостатки эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню воображения.
Данные особенности приводят к ограниченности в социальных, речевых контактах, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
Часто в логопедической практике логопеду приходится подбирать такие приемы работы, которые будут максимально эффективны в работе с такими детьми. В соответствии с этим мы все чаще сталкиваемся с поиском новых, комплексных методов работы, находящихся на стыке медицины и психологии.
В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Актуальность использования песочной терапии в логопедической работе обусловлена тем, что игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играть в песок можно не только на улице – можно устроить миниатюрную песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете. Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи.
В своей работе я использую игры с песком в качестве вспомогательного метода в коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение речевых недостатков, коррекция речевого дыхания и развитие мелкой моторики. Помимо этого, игры с песком, которые я использую в работе, позволяют вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный интерес к занятиям, повышают у дошкольников общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают напряжение. В процессе работы я стараюсь занятие строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы, а также подбираю их в соответствии с определённой лексической темой.
Я считаю, что метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:
в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
игры с песком развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию;
игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
разворачивая игровой сюжет в песочнице, дети решают проблемы в социально-эмоциональной сфере, благодаря чему развивается монологическая и диалогическая речь;
игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
В условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является то, что детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ТНР и «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» (Нищева Н.В. Издательство «Детство-Пресс, 2021 г.), адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, разработанная мной для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, обучающихся второй год в логопедической группе, предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их речевом развитии, а также профилактику вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).
Все проводимые мной коррекционно-развивающие занятия: индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные, в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Логопедическая практика показывает, что сочетание стандартных форм обучения и песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект.
Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела меня к мысли перенести часть учебного материала на данный материал, за счет чего можно сделать традиционную методику по развитию всех компонентов речи для детей с ТНР более интересной, увлекательной, продуктивной.
В своей работе игры с песком я использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Как показывает мой личный опыт, использование пескотерапии в работе с детьми развивает у них мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения и мн. др. Дети с искренним удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, предметы на заданные звуки, сюжеты различных рассказов, сопровождая свои действия речью, что, безусловно, способствует развитию и речевой сферы.
Я начала свою работу с песком с определения актуальности, постановки цели и задач данной технологии, разработки плана работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступила к работе.
Участники коррекционно-развивающей работы: дети старшего дошкольного возраста, родители, (законные представители), педагоги.
Возраст детей – 6-7 лет.
Цель работы – создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;
Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
Развивать диафрагмальное дыхание;
Автоматизировать нарушенные звуки;
Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
Развивать фонематический слух и восприятие;
Формировать слоговую структуру слова;
Изучать буквы, обучать грамоте;
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать грамматические категории языка;
Развивать связную речь.
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице.
Для более эффективной работы с детьми на первоначальном этапе важно было организовать образовательное пространство, с разнообразным оборудованием для песка, которое будет соответствовать принципам ФГОС ДО: информативности, доступности, вариативности, полифункциональности – и обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, поможет им в самовыражении. С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.
Основные принципы игр с песком
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
4. Присоединение к ребенку. Педагог должен быть вовлечен в работу, а не являться посторонним наблюдателем. Важно понять ребенка и его проблемы.
5. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Необходимо проявлять интерес к событиям, разворачиваемым в песочнице и умело их координировать.
6. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это обязательное правило для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Ожидаемые результаты
Я предположила, что в результате систематичного включения игр с песком в практику работы с детьми с общим недоразвитием речи дети научатся:
Проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др.
Договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Уметь выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Достаточно хорошо овладеют устной речью, способностью выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, сложатся предпосылки грамотности.
Проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдать, экспериментировать. Восполнят недостающие знания об окружающей действительности.
Данная работа будет способствовать развитию общей и мелкой моторики.
Формы предоставления результатов:
Презентация открытого информационного доклада по результатам повторного обследования в конце учебного года.
Публикации на сайте ДОУ.
Особенности работы с песком
Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально. Перед занятием в «песочнице» проводятся пальчиковые игры-разминки. До занятия и после занятия моются руки.
Противопоказания: наличие аллергической реакции на песок, а также царапины и порезы на руках.
Для групповых занятий я использую разборную пластиковую песочницу, для индивидуальных занятий – световой стол-песочницу. Так же в качестве песочницы я использую специальный контейнер, разнос или стеклянную прозрачную форму для запекания.
В работе я использую различный песок: обычный речной промытый и прокаленный песок, кинетический песок, окрашенные крупы, а также различные варианты «домашнего кинетического песка», сделанного из подручных средств. Благодаря такому разнообразию дети учатся сравнивать материалы, находить сходства и отличия, разный по клейкости и сыпучести материал позволяет научить детей более дифференцированным тактильным ощущениям.
Действия с песком можно условно разделить на 3 типа, проводимые на поверхности сухого и мокрого песка:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают
отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиций.
Для организации игр с песком у меня имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее). Используются объемные буквы, трафареты, фишки, камешки, бусинки, перышки, пуговицы, магниты, магнитный жезл и т.д.
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «киндер-сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги
Правила взаимодействия с песком (обязательно проговариваются с каждым ребенком):
— песок не должен высыпаться из песочницы;
— нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
— отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
— после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.
Примерная структура занятия с песком:
I. Организационный момент:
Приветствие, пальчиковая разминка.
Правила работы с песком.
II. Основная часть занятия:
Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Упражнения на развития диафрагмального дыхания, целенаправленной воздушной струи.
Игры и упражнения, направленные на формирование всех компонентов речи.
Игры и упражнения на развитие психических процессов.
III. Заключительная часть:
Подведение итогов занятия.
Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
Обязательным условием в любом занятии является его последовательность, структурированность, именно поэтому я не демонстрирую детям весь набор инструментов, игрушек, с которыми нам предстоит работать.
Особенностями речи ребенка с ОНР считается разногласие активного и пассивного словаря, т.е. ребенок в состоянии понять значение большого количества слов, но не применяет их в повседневной жизни. В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи: неправильное употребление окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных, падежных и родовых окончаний количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций. Несоблюдение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций. Особенность овладения лексико-грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи выражается в наиболее медлительном темпе усвоения, в дисгармонии формирования морфологической и синтаксической систем языка, смысловых и официально-языковых частей, искажении общей картины речевого формирования.
Общее недоразвитие речи – термин собирательный, поскольку дети с ОНР имеют разную неврологическую симптоматику, психологические и речевые особенности, но всех детей объединяет желание играть и интерес к играм в песочнице.
С помощью элементов пескотерапии я работаю с детьми над совершенствованием грамматического строя речи, обогащением сварного запаса. Выполняя действия с игрушкой на песке, ребенок составляет рассказы-описания, придумывает волшебный мир перевоплощений. При этом, идет параллельная работа и над развитием мелкой моторики. Игры с песком можно сопровождать, музыкой и эффектами света (использовать подсветку светового стола, мигающие свечи, начавшийся дождь, звездопад и т. д.), что невероятным образом влияет на эмоциональное состояние ребенка, обеспечивая, тем самым, длительный, пронесенный через свои глубинные состояния эффект от коррекционных занятий. Ведь то, что эмоционально окрашено и вызывает сильные положительные эмоции, запоминается на длительное время.
Я подобрала и систематизировала ряд игр и игровых упражнений для занятий с песком. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.
Организация деятельности в ходе выполнения коррекционно-развивающей работы.
Этапы и сроки проведения коррекционно-развивающей работы:
Организационно-подготовительный (первая половина сентября).
На данном этапе я осуществляла углубленную педагогическую диагностику индивидуального развития детей, собирала анамнез. Обосновала актуальность темы, мотивацию ее выбора; определила цель и задачи коррекционно-развивающей работы; подобрала литературу, пособия, атрибуты; проводила встречи с родителями, на которых обсуждала результаты обследования и стратегию дальнейшего взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей работы.
Также я составила календарно-тематический план дальнейшей работы.
Основной этап коррекционно-развивающей работы (вторая половина сентября – апрель)
Со второй половины сентября начинается организованная коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение речевых недостатков о дошкольников подготовительн6ой логопедической группы посредством песочной терапии. Работа осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Организация деятельности в ходе выполнения коррекционно-развивающей работы (перспективный план по месяцам):
Неделя | Лексическая тема | Игры с песком, направленные на совершенствование лексико – грамматических представлений и развитие связной речи |
Сентябрь | ||
3 | «Овощи. Огород» |
|
4 | «Фрукты Сад» | |
Октябрь | ||
1 | «Осенний лес» (деревья, кустарники) |
— предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); — приставочных глаголов (отойти, подойти и т.д.); — наречий (далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро). |
2 | «Лесные чудеса» (ягоды, грибы) |
|
3 | «Перелетные птицы» |
|
4 | «Хлеб всему голова» |
|
Ноябрь | ||
1 | «Домашние животные и птицы» |
|
2 | «Дикие животные» | |
3 | «Части тела человека» |
|
4 | «Спорт. Здоровье» |
|
5 | «Одежда. Обувь. Головные уборы» |
|
Декабрь | ||
1 | «Зимняя пора» |
|
2 | «Зимующие птицы» |
|
3 | «Зимние забавы» |
|
4 | «Новый год у ворот» | |
Январь | ||
2 | «Зимние русские праздники» |
|
3 | «Дом, его части. Мебель» |
-предлоги: от, к, над, между, в, из-за, у, перед; -приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили; -наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.
Другой вариант – дети по описанию должны угадать о какой мебели идет речь (пример: мягкий, кожаный, коричневый, угловой – диван). Далее они сами придумывают загадки – описания для других предметов мебели. |
4 | «Посуда» «Продукты питания» |
|
Февраль | ||
1 | «Бытовые электроприборы и инструменты» |
|
2 | «Животные разных стран» |
|
3 | «Моя страна-Россия»» |
|
4 | «День защитника Отечества | |
Март | ||
1 | «Моя семья» |
|
2 | «Мамин праздник» |
|
3 | «Транспорт. ПДД» |
-предлоги: от, к, над, между, в, из-за, у, перед; -приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили; -наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко. Данную игру можно проводить индивидуально и с подгруппой. Детям предлагаем построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух. |
4 | «Профессии, инструменты» | |
5 | «Город, в котором я живу» | |
Апрель | ||
1 | «Весна. Природа, лес и его обитатели» |
|
2 | «Человек и космос» |
|
3 | «Водные обитатели» |
|
4 | «Мир насекомых» | |
5 | «Цветы» |
Заключительный этап (май)
Проведение логопедического обследования, обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Проведение итогового занятия с дошкольниками для родителей.