В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Личности, способной видеть цель, добиваться осознанного получения знаний и применять их в жизненных ситуациях, личности, способной работать в сотрудничестве, быть коммуникабельной, нестандартно мыслить.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но развивать логическое мышление необходимо на любом уроке. Свое выступление я хочу начать с притчи:
«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
— Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
— Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
— Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
— Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
— Что это вы всё спорите?
— А ты кто такой?
— Я — Разум.
— Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
— В вас обоих есть польза, — уверенно ответил Разум.
— Без кого же из нас человек не может обойтись?
— Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
— Может ли торговец обойтись без логики?
— Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. — Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
— Опираясь на разум.»
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках биологии, используя прием «Кроссенс»
Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…».
Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная — объединяет по смыслу сразу несколько.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате. Таким образом, получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Кроссенс можно использовать на разных этапах урока:
− при проверке домашнего задания;
− при формулировке темы урока, постановки цели урока;
− при раскрытии информационного блока темы, поиске;
− при обобщении материала, закреплении;
− при организации групповой работы;
− творческое домашнее задание.
Алгоритм составления кроссенса довольно простой и понятный.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 — й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека» 9 класс
1 – Началом живого является клетка;
2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;
3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;
4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;
5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;
6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;
7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;
8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;
9 – «плоды дерева» — знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.
Еще один пример определение темы и цели урока 5 класс биология.
Кроссенс может создаваться не только учителем, но и учеником. Кроссенс, составленный учеником, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. С развитием информационных технологий такая работа доступна каждому ученику. Стоит только в Internet‐поисковике набрать нужное слово, и предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется только скопировать 9 образов и вставить в заготовленную форму (квадрат 3 на 3). Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; прием‐головоломка нового поколения.
Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия. На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества. На современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Желаю Вам, творчества и мудрости на уроках!
Литература:
Гаврилова Т.Б. статья «Использование кроссенс на уроках истории»
- Интернет – источники:http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/ http://thejam.ru/puzzle/krossens.html http://www.ug.ru/method_article/214