Использование нейропсихологических приёмов в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения


Автор: Ирина Григорьевна Логачёва
Место работы: ЧДОУ «Детский сад № 244 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Должность: учитель-логопед


Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением Федеральных государственных образовательных стандартов на все виды образования.

Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей вызывает не просто интерес профессионалов, оно шокирует. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к девиантному поведению.

Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по-новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях, которые поступают к нам в логопедические группы. И поэтому, приоритетным направлением в своей работе определила направление в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с нарушениями речи. Предыдущий мой опыт был посвящён использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда, которые способствуют охране и укреплению физического и психического здоровья детей с речевой патологией и обеспечивают их эмоциональное благополучие. Я решила не останавливаться в решении данной проблемы, а углубиться в неё и более подробнее изучить те направления в работе, которые посчитала более эффективными. Одним из таких направлений является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А.В. Семенович, Е.А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния». Именно двигательные методы, по их мнению, активизируют, восстанавливают, выстраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия, основатель этого подхода, отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Почему я выбрала именно это направление в своей работе? Потому что количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года и это не значит, что с ребёнком что-то не так, ребёнок может быть здоров и физически, и умственно, просто его мозг, который ещё развивается, не справляется с нагрузкой. Чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями, нам ,специалистам, необходимо знание нейропсихологии.

Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Речь – высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Речевая функция рассматривается, как с точки зрения её психологической особенности, так и мозговой организации. Структура речи очень сложна – это и гностическая, смысловая и практическая функции, с помощью которых строится смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка – словами, фразами, построенными по правилам грамматики.

Речь, как и любая другая высшая психическая функция осуществляется при участии трёх основных блоков головного мозга:

  • Энергетический блок.

  • Блок приёма, переработки и хранения информации.

  • Блок программирования, регуляции и контроля.

При недостаточном развитии одного из трёх блоков у ребёнка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.

Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительными. Они вялы, эмоционально неуравновешенны, часто болеют. Это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира. У этих детей часто встречаются аллергии в самых разнообразных проявлениях; повышенная частота заболеваний, гипо или гипертонус. Дети пишут «как курица лапой», долго не могут научиться завязывать шнурки. Отмечается двигательная неловкость, синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма); вычурные позы; дизартрии, дисграфии; сужение полей зрения.

Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное написание букв). Так же этот бок обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. Бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость; несформированность сенсомоторных координаций; несформированность пространственных представлений.

При недостаточном развитии 3 блока ребёнок не может себя контролировать и выполнять действия по образцу, им трудно решать смысловые задачи. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий  до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного я для себя сделала вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, так как они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

Теоретическое обоснование опыта работы

Цель создание такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, воспитание и коррекция имеющихся недостатков в развитии детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению и сохранению.

Задачи для реализации поставленной цели:

  • Планирование и организация игровой деятельности в рамках выбранной темы.

  • Формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, связной речи, познавательных процессов.

  • Создание образовательной среды для реализации цели.

  • Осуществление тесной взаимосвязи с воспитателями логопедической группы, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

  • Активизация родителей на взаимодействие с детским садом и выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Ведущая педагогическая идея

Преодоление трудностей обучения и развития детей с ОВЗ на основе использования нейропсихологических технологий.

Предполагаемые итоги:

  • Диагностируется значительное улучшение физического, психического и речевого развития детей.

  • Диагностируется существенный рост в уровне сформированности у детей лексики, грамматики, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры.

  • Повышение мотивации детей к коррекционному процессу.

  • Формируется активность и заинтересованность всех членов коррекционно-педагогического процесса, повышение компетентности родителей в подготовке детей к школьному обучению.

При первичном логопедическом обследовании, которое проводиться в сентябре, при поступлении детей в логопедическую группу, отмечаются не только речевые проблемы, но и особенности их психического развития. У них отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, драчливостью, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания. Логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием умственной работоспособностью. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной и игровой деятельности. У детей слабо формируется мотивация учебной деятельности.

Учитывая специфику группы, при подготовке детей к школьному обучению я стала использовать нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии речевых и психических процессов.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2012 года, когда стала широко применять в своей работе здоровьесберегающие технологии. В 2017 году обобщила опыт по этой теме «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда». Поняла, что, использование нейропсихологических методов и приёмов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

В дальнейшем стала изучать информацию по нейропсихологии путём саморазвития: читала публикации, книги, просматривала обучающие видио, вебинары с целью повысить свои профессиональные навыки.

Провела следующую работу:

1. Повысила свою компетентность в вопросах нейрокоррекционного воздействия по методике А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

2. Подобрала системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, применяя их во всех видах и формах коррекционной работы.

3. Создала необходимую материальную базу, дидактические пособия по данной теме.

4. Организовала предметно-игровую среду логопедического кабинета по данному направлению.

5. Осуществляла тесную взаимосвязь с воспитателями логопедической группы, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию через консультирование по теме, предлагала наиболее эффективные приёмы в работе.

6. Разработала рекомендации для родителей по теме для размещения в родительском уголке и на сайте детского сада: «Упражнения и игры на развитие мозга», «Дыхательная гимнастика в детском саду», «Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников», «Глазодвигательные упражнения».

5. Делилась опытом по данной теме с педагогами района, учителями-логопедами РЖД ОАО, через выступления на МО, публикации в журнале «Вестник дошкольного образования».

Технология опыта работы

Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:

Глазодвигательные упражнения повышают познавательную активность и прямым образом влияют на учебный процесс детей. Движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. За счѐт трѐхмерного пространства глаза, находящиеся в постоянном движении, собирают необходимую информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Глазодвигательные упражнения тренируют мышцы глаз, активизируют кровообращение, разряжают умственную нагрузку, повышают координацию глаз и способность сфокусироваться.

Интерактивной формой в данном виде работы являются однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, которые также развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергенизацию организма, «включают» структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.  На всех видах занятий использую упражнения: «Подвигаем глазами» (двигать глазами в четырёх направлениях по диагоналям), «Подвигаем глазами и подышим» (двигать глазами в четырёх направлениях и по диагонали). На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в одном из направлений, затем удержать взгляд в крайнем положении на фазе задержки дыхания. Возвратиться в исходное положение с пассивным выдохом), «Глазки» (двигать глазами в четырёх направлениях, одновременно выполнять движения языком: глаза и язык вправо – вдох, пауза, вернуться в исходное положение – выдох и т.д.)

В работе можно использовать перфокарты, на которых изображены те движения, которые дети должны повторить. Более сложным вариантом этого задания является запоминание этих движений и их повторение.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. В качестве атрибутов я использую мелкие предметы, различные тренажёры, совмещая со словесными указаниями, с использованием стихотворений, потешек.

Можно совмещать глазодвигательные упражнения с движениями языка, с массажем кончиком пальцев (на пальчик надевается прищепка, при движении пальца в разных направлениях, следить глазами за прищепкой).

Кинезиологические упражнения – это выполнение различных перекрѐстных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Используя их в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем у детей с ОВЗ межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить 4 границы возможностей его мозга. Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.

Цель кинезиологических упражнений:

Развитие межполушарного взаимодействия;

Развитие мелкой и крупной моторики;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей;

Развитие способностей к обучению и усвоению информации, речи;

Восстановление работоспособности и продуктивности;

Снятие стресса, нервного напряжения, усталости;

Формирование абстрактного мышления и др.

Все кинезиологические упражнения делятся на четыре группы:

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрестные шаги» или «Колено – Локоть», «Ухо-нос», «Лизгинка», «Лягушка», «Кулак-ладонь-ребро», «Ленивые восьмёрки», «Солнце-забор-камень», «Зеркальное рисование», «Паровозик чух-чух-чух», «Сдаюсь-Добро пожаловать». Использование нейроскакалки так же даёт хороший результат. Для прыжков на нейроскакалке нужна разнонаправленная работа обеих ног. Одна нога совершает прыжки, а другая совершает движение вправо-влево, либо вперёд-назад. Подключаем к прыжкам произношение автоматизированных рядов, скороговорок и т.д.

Широко использую в своей работе тетради «Рисуем двумя руками одновременно», «Нейротетради», упражнения на выполнение зеркально симметричных рисунков. При изучении букв рисуем буквы одновременно двумя руками на песочной доске, в тетрадях, специальных альбомах.

Вторая группа ‒ это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания. Примером упражнения из этой группы может быть упражнение «Энергетическая зевота», «Дерево», «Кнопки мозга», «Крюки», «Думающий колпак»,

Третья группа ‒ растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле. Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах. Примером упражнений из этой группы может быть упражнение «Слон», «Тянем-потянем», «Сова», «Дерево».

Четвертая группа ‒ упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы в организме, помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Например, упражнения «Позитивные точки», «Крюки».

Все перечисленные упражнения описаны в приложении.

В своей работе я использую упражнения из программы А.С. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников», комплексы упражнений из программы «Гимнастика Мозга» [1] Пола Деннисона, альбом для тренировки мозга Натальи Талызиной.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями. Такие упражнения особенно эффективны в коррекции детей с ОВЗ.

Интерактивной формой в развитии дыхания и речи в целом, считаю использование в индивидуальной коррекционной работе компьютерной системы «Комфорт ЛОГО».

Включение в индивидуальную работу с детьми дидактического и речевого материала режима «ЛОГО» из данной системы, способствует развитию и тренингу высших психических функций (восприятия, мышления , памяти, внимания), усидчивости, целеустремлённости, силы воли, работоспособности. Система «Комфорт ЛОГО» позволяет восстановить и усилить эффективность механизмов внутри- и межсистемной синхронизации и саморегуляции сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и речеобразующей систем, необходимых для обеспечения нормальной деятельности дыхания, речи, поведения и функционального состояния организма, как в состоянии относительного покоя, так и в условиях стресса.

Игровые приёмы, используемые в развитии дыхания, описаны мною в опыте работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда» 2016 г.

Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга.

На логопедических занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Эффективно использую различные массажёры, которые продаются в аптеках, экспандеры, массажные мячики, пружинки Су Джок, сухие бассейны, пескотерапию, гидротерапию, массажные коврики и аппликаторы. Игровые приёмы массажа собраны в картотеку. Некоторые упражнения предложены в приложении.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снимают напряжение.

Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени бодрствования головного мозга, когда человек становиться наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально в работе с детьми, имеющими речевые проблемы.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.

Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Сначала вызывается расслабление мышц рук, потом остальных. Ещё больше помогает сопоставление напряжённости мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Наиболее интересные упражнения отображены в приложении.

Все перечисленные нейропсихологические упражнения стимулируют активность головного мозга и способствуют интеграции деятельности обоих полушарий (одновременная работа двух глаз, рук, ног, ушей) и включают механизм «единства мысли и движения». Они могут быть использованы в практике любого педагога. Их можно органично включаются в структуру группового и индивидуального коррекционно-развивающих занятий, так же использовать ежедневно в качестве утренней гимнастики или гимнастики перед началом занятий. Несколько минут (от 3 до 5) дают высокую умственную энергию. Эффективны эти упражнения в качестве динамической паузы на уроке или занятии. Использование нейропсихологического комплекса на занятиях, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как немедленный, так и накопительный эффект, в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.

Необходимо отметить, что данные приёмы дают результаты при соблюдении следующих условиях:

  • Систематичность выполнения упражнений. Рекомендуется выполнять упражнения ежедневно по 3-5 минут. Комплекс упражнений отрабатывается 2 недели.

  • Постепенное увеличение темпа и сложности.

  • Точность выполнения движений и приёмов.

Желательно чередовать выполнение заданий с нейропсихологическими упражнениями.

При выполнении творческих работ, упражнения необходимо выполнять до начала работы, так как творческие виды работ связаны с работой правого полушария. Занятия, связанные с деятельностью левого полушария (логика, знаки, чертежи), требующие интенсивной умственной нагрузки, могут быть прерваны динамической кинезиологической паузой.

Этапы реализации и содержание работы:

1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают те упражнения, которые предлагает учитель-логопед.

2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:

  • Добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение.

  • Подключает движение языка к движению рук, в дальнейшем, можно подключать движение ногами, глазами (биоэнегргопластика).

  • Сочетать дыхательные и двигательные упражнения.

  • Дополнять растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением), этапом автоматизации звука.

  • Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

Важно отметить, что последовательное соединение нейропсихологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём и связан с изучаемой лексической темой.

Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях я применяю такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму. Дети очень любят рисовать пальцами на пескографе (специальный ящик с цветным песком и подсветкой), рассыпанных крупах.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Использование определенных приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, формы и темы занятия и т.д.
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы. Поэтому на своих занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса  животных и т. д).
Так же на занятиях применяю психологические и психопрофилактические средства, методы, включающие в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды. 

Многолетний опыт работы убедительно доказал, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегрированных связей. Комплексный подход педагогов к использованию в своей работе нейропсихологических приёмов, для оздоровления и коррекции детей с общим недоразвитием речи даёт ощутимый результат. Методы и приёмы, применяемые специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное.

Инструктор по физической культуре работает над развитием общей моторики, развитию дыхания, координации движения, использует в работе предложенные логопедом кинезиологические упражнения, упражнения на растяжение и равновесие. Музыкальный работник использует в своей работе музыкотерапию, работу над дыханием, развитие чувства ритма, развитие общей моторики, координации движения, кинезиологические упражнения, релаксацию. По рекомендации логопеда использует технологию А.Е. Вороновой «Логоритмика для детей 5-7 лет», в которой последовательно прослеживается нейропсихологический подход в построении коррекционного процесса.

Сравнительные результаты диагностики устной речи детей логопедической группы показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма.

Применение в коррекционном процессе данного метода позволяет улучшить у ребенка:

  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);

  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);

  • лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Однако, обязательное условие эффективности применения нейропсихологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения этих упражнений. Помощь будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и логопед предъявляют единые требования. Это вполне достижимо, если родители посещают логопедические занятия, консультации и практикумы, которые устраивает логопед. Мы с родителями проводим беседы о результатах пройденного этапа работы и задачах последующего, даём указания для проведения домашних заданий, обмениваемся мнениями о состоянии речи и успехах ребёнка, об особенностях работы с ним, предлагая наиболее интересные формы работы, включающие нейропсихолокические приёмы.

В результате применения комплексного подхода с активным использованием в коррекционно-образовательном процессе нейропсихологических приёмов у наших воспитанников с ОНР отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают родители и педагоги ДОУ. Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. Улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения. Гармонизировались процессы торможения и возбуждения. Как следствие, стала более высокая продуктивность деятельности, улучшились навыки прочности усвоения программного материала.