Введение. В жизни каждого человека можно увидеть нечто большее, чем биографические факты. Каждый из нас имеет свою малую родину, но не каждый может оказать большое влияние на ее развитие. Наша Еврейская Автономная область дала целую плеяду людей, известных не только в ней, но далеко за ее пределами, их имена можно встретить во многих книгах, посвященных Еврейской автономной области. Одним из них, поправу считается Заслуженный работник культуры, лауреат многих фестивалей, человек, имя которого занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» Биробиджанский самодеятельный композитор-песенник Роальд Леонидович Васильев. Впервые, я услышала песни на уроке музыки, а если быть точнее песню «Люблю тебя Биробиджан», композитором которой является Васильев. Из рассказа учителя я узнала, что оказывается этот замечательный композитор-песенник живет в городе Биробиджане. И меня, как просто земляка заинтересовала жизнь и творчество этого человека, мне захотелось лично познакомиться с Роальдом Леонидовичем. Эта и стало толчком к моей исследовательской работе по теме «Роль творчества композитора-песенника Р.Л.Васильева в музыкальной культуре ЕАО»
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучить творчество местного композитора — песенника, как малоизученную область культуры ЕАО и сохранить в истории нашего города все то, что связано с жизнью и творчеством этого замечательного человека.
Таким образом, объект моего исследования: жизнь и творчество Р. Л. Васильева.
Предмет исследования — произведения, посвященные городу Биробиджану и ЕАО.
Цель моего исследования: изучение вклада творчества композиторапесенника Роальда Леонидовича Васильева в развитие музыкальной культуре ЕАО.
Для того, чтобы провести свое исследование я поставила следующие задачи:
- изучить творчество композитора, через имеющиеся документы и публикации о его творчестве
- встретиться с Роальдом Васильевым с целью изучения его жизненного и творческого пути
- собрать, систематизировать и описать собранный материал
Исследованию подвергнута рабочая гипотеза о том, что творчество Васильева — это огромный вклад в музыкальную культуру ЕАО.
2. Основная часть
Энергии сгусток, песен засилье
В каждом движение творческий взлет,
Поэт, композитор маэстро Васильев
Где он — там всё дышит, живёт и поёт.
Эти слова Роальду Васильеву посвятили друзья, в них отражены все качества, присущие талантливому человеку. Меня вдохновили эти строки, и я еще с большим желанием ждала встречи с композитором. Позвонив, и договорившись о встрече, я с нетерпением отправилась в гости к композитору. Итак, мое исследование началось с личной встречи с Роальдом Леонидовичем. Встреча оказалась очень теплой, как будто мы были давними знакомыми. Проговорив с маэстро, несколько часов я выяснила следующее… Васильев Роальд Леонидович родился в 1931 году 5 сентября в Сибири в Кемеровской области, в шахтерском городке Ленинск-Кузнецке, в семье военнослужащего. Детские годы прошли как у всех ребятишек довоенной поры: детский сад, школа. Но сибирская природа, люди, их быт оставили незабываемые впечатления в памяти Роальда. Все изменилось 22 июня 1941 г. Началась Великая Отечественная война. Отец Леонид Иванович добровольцем ушел на фронт. Мать, Галина Яковлевна осталась одна с тремя детьми. Было трудно, голодно, но тяготы тех суровых времен помогала пережить музыка, которая звучала в доме Васильевых. Мать Галина Яковлевна хорошо пела и играла на гитаре. И долгими зимними вечерами под аккомпанемент маминой гитары братья с удовольствием пели песни военных лет. Спустя многие годы тема ВОВ была отражена в творчестве Роальда Васильева. Песню на слова В. Давидовича «Слушает Красная площадь» композитор посвятил памяти солдат, погибших на фронтах войны. Подлинным драматизмом проникнута песня «Сердце солдата» (слова А. Прокофьева). Автору удалось передать силу суровой 6 скорби по павшему в боях за родину сыну и веру в неистребимость жизни и бессмертие героя.
В 1942 г. за отличное окончание четвертого класса Роальда наградили путевкой в общесоюзный пионерский лагерь Артек, который был эвакуирован на курорт «Белокуриха» в алтайском крае, недалеко от поселка Смоленска, где тогда жили Васильевы. Воспитатели были артековские, все ребята носили форму, пели артековские песни и жили жизнью пионерской здравницы, но только без южного моря, а в далекой Сибири. Небольшая страничка истории края — 11 сентября 1942 года в Белокуриху прибыли двести ребят из известного пионерского лагеря Артек и жили здесь вплоть до января 1945-го. Жительница Е. Зырянова говорила нам, что с приездом этих детей село как бы ожило, они часто выступали с концертами, создавали тимуровские команды, помогая престарелым и одиноким. Она помнила, что ходили они всегда чистенькие, в синих костюмах и свежих белых воротничках…
Познав лихолетье военного времени: холод, голод, сбор колосков на колхозном поле, выступления перед ранеными бойцами в госпитале: Роальд закалился и возмужал: став частицей своего народа, и все впечатления впоследствии легли кирпичиком в творческий фундамент будущего композитора – песенника.
Познав лихолетье военного времени: холод, голод, сбор колосков на колхозном поле, выступления перед ранеными бойцами в госпитале: Роальд закалился и возмужал: став частицей своего народа, и все впечатления впоследствии легли кирпичиком в творческий фундамент будущего композитора – песенника.
Всё началось с того, что в день его рожденья
Отец купил ему аккордеон.
Конечно же, был очень счастлив он,
К тому, имея давнее стремленье.
И то, что тлело маленьким огнём
Запело, заиграло, встрепенулось.
Оно наверняка сидело в нём,
А тут, с аккордеоном и проснулось.
Сказалось то, что музыка звучала
В семье нередко, мама их играла на семиструнной и прекрасно пела…
День победы был радостным и солнечным. Ликовал народ, счастливые глаза, восторг, возвращение людей к нормальной мирной жизни. Вернулся с фронта отец, и в 1947 г. семья Васильевых переезжает к месту службы отца на Западную Украину. Ехали в теплушке вдоль разрушенных войной станций, городов, сожженных сел.
Решение поступить в Станиславское (ныне город Ивано-Франковск) музыкальное училище в семье Васильевых было воспринято как должное. Экзамены он сдавал на аккордеоне, т.к класса баяна не было, как и саксофона. Эти инструменты считались Западными и низкопоклонство перед ним не приветствовалось. Роальд переучился игре на баяне. Закончив первый курс, переезжает с родителями в Бровары под Киев. В Киевском музыкальном училище продолжается учеба на втором курсе. Но отец, отставной военный, принимает необычное решение – переехать на Сахалин. И опять путешествие через всю Россию с Запада на Восток. В 1951 г. Роальд продолжает учебу в Хабаровском музыкальном училище, но с третьего курса был призван в Советскую армию. Служил в Амурской области станция Бурея в зенитных войсках. Баян Роальд взял с собой, и вечерами в часы отдыха, звучали песни о доме, любимых и о Родине. За участие в армейском смотре художественной самодеятельности получил свою первую грамоту из рук генерала артиллерии. Здесь, в армии, он пишет свои первые песни. Именно 8 здесь была написана его «Песня о матери», в которой была выражена любовь, тоска и верность родительскому очагу.
Ветер в окошко стучится,
В сердце тревога и грусть.
Мать, не грусти, не волнуйся,
Выполню долг и вернусь.
В 1954 г. после демобилизации возвращается к родителям на Сахалин, где работает в клубе железнодорожников на станции Поронайск художественным руководителем и баянистом. Появились песни «Стальная дорога», «Советский Сахалин». После окончания в 1958 г. Хабаровского музыкального училища по распределению был направлен в город Биробиджан. Работая с архивными документами, я выяснил следующие факты образования города Биробиджана
Постановлением Президиума ВЦИК от 10 октября 1931 г. селение Тихонькая было отнесено к категории рабочих поселков, ему присвоено наименование Биробиджан. Название Биробиджан дано по рекам Бира («река») и Биджана («последнее стойбище»).. Рабочий поселок Биробиджан преобразован в город. По состоянию на 1 января 1932 г. население р. п. Биробиджана составляло: мужчин – 1216, женщин – 1324. Население Биробиджана обслуживали школа-семилетка и школа 1-й ступени, больница на пять коек, амбулатория, аптека, детские ясли, библиотека, два клуба, почта, телеграф, три торговых предприятия.
В 1936 г. в поселке приступили к строительству хлебозавода, обувной фабрики, ремонтно-механического завода, моста через реку Бира, областной библиотеки, школы-десятилетки, общежития еврейского педагогического техникума, детского сада, был организован парк культуры и отдыха. Постановлением Президиума ВЦИК от 2 марта 1937г.рабочий поселок Биробиджан преобразован в город.
Роальд Леонидович был направлен преподавателем в Биробиджанское культурно-просветительное училище. Здесь раскрылось его дарование композитора – песенника. Роальд Васильев окончил двухгодичную школу при Дальневосточном отделении Союза композиторов РСФСР, которой руководил композитор Ю.Владимиров. А в 1970 г. заочно окончил Восточно-Сибирский государственный институт культуры в г. Улан – Уде. – дирижерско-хоровое отделение. Студенты культпросветучилища, в котором Васильев проработал 40 лет, любили своего преподавателя и часто называли его про себя Рояль Пианинович
Биробиджанский областной колледж культуры» — одно из самых уникальных учебных заведений не только области, но и Дальневосточного региона. Из архивных документов я выяснила, что 1 сентября 1946 года был открыт Хабаровский культурно-просветительный техникум по подготовке клубных и библиотечных работников в г.Биробиджане.1 января 1948 года Хабаровский краевой культурно-просветительный техникум был реорганизован в Хабаровскую культурно-просветительную школу. В 1961 году Культурно-просветительная школа переименована в культурнопросветительное училище и расширен профиль специализаций (оркестровонародная, театральная, библиотечная) В 1972 году сданы в эксплуатацию общежитие на 500 мест и столовая на 150 мест. В 1987 году сдан в эксплуатацию учебный корпус с актовым и спортивным залами. В 1989 году Культурно-просветительное училище переименовано в Хабаровское краевое училище культуры. В 1990 году училище входит в двухступенчатый учебнопедагогический комплекс- училище и ВУЗ. В 1992 году Хабаровское краевое училище культуры переименовано в Биробиджанское Областное училище культуры. В 1994 году училище культуры получило статус БОКК — Биробиджанский Областной колледж культуры
Творческое содружество педагогов и студентов – это то, что отличает колледж от любого другого в городе. Это — бессонные ночи, когда рождается сценарий, репетиции, выход на сцену и благодарные аплодисменты зрителей. 10 Именно своим коллегам, посвящена песня «Звонкопевная семья» на слова Виктора Соломатова.
Вам подвластны пространство и время,
Навсегда заключен ваш союз,
Культработников славное племя,
Бескорыстных служителей муз
Многие выпускники Роальда Васильева, разъехавшись по краю, понесли искорку народной песни в жизнь. Александр Павленко из Комсомольска-наАмуре пошел по стопам учителя, и радует слушателей песнями своего сочинения. Педагогическую работу в училище Роальд Леонидович сочетал с участием в делах коллективов художественной самодеятельности. Вместо с агитбригадой Биробиджанского культпросветучилища объехал всю ЕАО. Его песни звучали в воинских частях, на пограничных заставах, в сельских клубах и на полевых станах. Агитбригада швейной фабрики »Иголочка», в которой он являлся музыкальным руководителем, в 1974 г. завоевала первенство в крае и представляла Дальневосточную зону в Москве. В Хабаровске, при доме народного творчества Роальд учится в школе композиторов при Дальневосточном отделении Союза композиторов России, которой руководил Ю.Я.Владимиров, был на семинаре в Москве, участвовал в пленумах Дальневосточной композиторской организации Рф, где представлял свои произведения, который получили высокую оценку московских композиторов. Роольд Васильев прожил в городе Биробиджане более 60 лет, но мало кто знает, что этот человек встречался с известными композиторами Д.Покрас, Г.Понамаренко, В.Румянцевым, В.Аверкиным Д.Б.Кабалевским и другими. Родной город Биробиджан — люди, эта земля стала тем неиссякаемым родником, который питает творчество композитора, даёт ему силы и вдохновение. Тематика песен Роальда Васильева разнообразна это: лирические, шуточные, детские, романсы, баллады, патриотические, солдатские. Из документа «Материал по исследованию естественно-исторических условий Биробиджана» узнаем: »
… Еще весной 1856 г. все селения 2-й конной Забайкальской бригады облетела весть о вызове охотников идти переселенцами на Амур. Но таковых не нашлось и пришло распоряжение о наборе переселенцев посредством жребия и назначения по усмотрению начальства …
В объявлении о наборе значилось: переселяющимся будут отведены места самые удобные для ведения хлебопашества, имеющие хорошие пастбища для лошадей и домашнего скота, воду и лес в достаточном количестве; переселяющиеся пользуются двухлетнею льготою от службы; они получают 15 руб. пособия и в течение двух лет провиантское довольствие, а бедные, кроме того, — бесплатное обмундирование и прочее … все эти обещания нисколько не прельщали казаков, живших сравнительно в довольстве и не нуждающихся в перемене места, и всякий из них, вынувший билетик с роковой надписью «в Амур», носил вид приговоренного точно к смерти… Само расселение по обозначенным местам не зависело от казаков. Их не спрашивали, нравится ли место, годно ли оно к землепашеству… Старший на барже, завидев столб с дощечкой, командовал: «Прибиваться к берегу» — и, выгрузив людей, имущество, провиант, плыл дальше для той же надобности…
Территория ЕАО входила в состав края. История заселения наших земель казаками нашла отражение в творчестве Роальда Леонидовича. Песни «Шел по бережку казак», «Вольная песня» «Казачий круг»
На крутом берегу Амура, собирался казачий круг.
На крутом берегу амура, казаки разговоры ведут
Вспоминали былые годы, вспоминали горячие дни
Вспоминали отцов и дедов, что за русскую землю легли.
Переселением в район Биры и Биджана Дальневосточного края (ДВК) занимались организации КОМЗЕТ (Комитет по земельному устройству трудящихся евреев) и ОЗЕТ (общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР). В далеком мае 1928 г. на станцию Тихонькая стали прибывать эшелоны с первыми переселенцами-евреями из городов и местечек Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, центральных областей России, районов Сибири, Дальнего Востока, а также из-за границы. Есть в репертуаре Роальда Леонидовича песня, посвященная первостроителю города Фире Моисеевне Кофман «Давай потанцуем, Фира»
Девчонку, почти что подростка,
Которая вдруг расцвела,
Путевка тогда комсомольская
На станцию привела
Есть в репертуаре Роальда Леонидовиче Васильева песни, посвященные жителям нашей области. Так, песня «Золотая магистраль» посвящена Семену Бронштейну – дорожнику,песня «Все в жизни изменится», посвящена Валентине Тищенко , а песня «Община «Фрейд» — председателю общины Льву Тойтману.
Есть в Биробиджане очень скромный домик
Мы его общиною зовем
В пятницу приходим, кое-что приносим
«Халу» освящаем и поем.
В этой песне очень точно прослеживается национальная культура ЕАО, в Москве ее исполнял детский ансамбль «Иланот».
1972 г. вышел его сборник песен. С г. Биробиджаном связаны серьезные успехи в композиторской работе. Здесь родилась известная в крае песня «Над тайгой заря занимается» на слова М.Яковлева. Виктор Помилуйкожурналист «Биробиджанской звезды» в своем очерке «Роальд Васильев в окружении знаменитостей» от 4 февраля 1997 года пишет: Почти 30 лет назад Всесоюзная фирма грамзаписи « Мелодия» выпустила пластинку в красивом конверте « Песни о Дальнем востоке» так назывался этот большой диск. Какое там созвездие композиторов! Они воспели наш дальневосточный край: В Румянце, М.Кюсс, Ю.Владимиров, М Фрадкин, И.Шатрови дт. С пластинки звучат « Шуми Амур», « Амурские волны», и сразу же « Над тайгой заря занимается». Да-да ! Это песня нашего земляка Роальда Леонидовича Васильева»
Над тайгой заря занимается,
И рябит волну ветерок.
Просыпается, просыпается,
В этой напевной лирической песне заложена безграничная любовь к Дальнему Востоку. Слова и музыка этой популярной песни звучат в исполнении профессиональных и самодеятельных артистов Дальнего востока уже более 40 лет. В 2002 году вышел сборник песен « Над тайгой заря занимается», куда вошли 111 песен, в нем разделы
Цвети мой край,- о любви к своей малой родине, величавому амуру, таежным урочищам, зорьке, которая единственная и неповторимая на дальнем востоке.
Неземная любовь, поистине о человеческих чувствах, любви и красоте души человека.
Вольная песня- духом казачества обживших эти края, о любви и верности.
Ночи и звезды- романтический дух, любовные томления, душевные страдания, все это в музыке.
А мы всегда в строю- уметь защищать Родину, беречь ее, быть патриотом Росси- главная задача нынешнего поколения.. В песне «У костра огневое сердце» (слова Купцова), композитор выразил душевное состояние молодых романтиков, бредущим по таежным тропам, с душой открытой для красоты мира. Размышления поэтессы Купцовой нашли гармоничный отклик в музыке. За эту песню композитор получил звание лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества и диплом III степени. Когда ЕАО вручали орден Дружбы на торжественном вечере прозвучала новая работа Васильева – «Песня о дружбе», на слова Н.Доризо. О Биробиджане написано немало песен. Когда я беседовала с Роальдом Леонидовичем, он очень нежно и трепетно говорил о городе , в котором прожил более 60 лет : «Биробиджан – частичка моего сердца, где ко мне пришла зрелость, где родилась моя семья, где я прикоснулся к роднику народной мудрости. Это от своих земляков я услышал мелодии, которые легли в основу моих песен»
Наш город для Васильева – судьба
И он его почетный гражданин,
Прошедший через трудности годин,
Себе, не изменявший никогда.
В песне «Люблю тебя, Биробиджан» на слова Э.Иоффе журналистки газеты «Биробиджанская Звезда». Авторы долго спорили о словах « Люблю тебя. Биробиджан, пою тебя Биробиджан», со слов Роальда Васильева, он не принимал « пою тебя», а хотел вставить « пою тебе», но Элла убедила, что «пою тебя» в смысле славлю, она оказалась права! Именно о славе города и Еврейской автономной области идет речь в песне — автор выразил чувства любви к своему родному городу. Свыше 300 песен, кантаты, сюиты, сборник произведений, записи на фирме «Мелодия», звание лауреата Всесоюзного конкурса самодеятельного творчества – все это биография автора. Биография, которая воедино слилась с жизнью нашего города, области. Роальд Леонидович пишет песни на свои стихи, недавно вышел сборник стихов « Надежда» посвященный его жене Надежде Яковлевне, в котором прослеживается любовь к малой Родине, вот некоторые из них «Тихонькая станция»»
Тихонькая станция на краю России
Где-то там за сопкой Тихий океан
Ехали евреи чуть не с пол-России
И стоял в вагонах шум и гам.
«Малая родина» Земля, на которой сегодня я счастлив,
Где предки рубили тайгу,
И искорку счастья к земле этой славной
За последние годы, в годы творческого подъема коспозитором было написано много песен: «Станция Тихонькая», «Паруса Надежды», «Биробиджан -мой дом» «Сонет любимой» и другие. В этот же период им были выпущены два сборника песен «Ключик к счастью» и, наконец, осуществилась мечта Роальда Леонидовича: завершена работа над сборником песен «Две белые розы» на стихи еврейских поэтов г. Биробиджана. Ему удалось с помощью музыки соединить творчество авторов, творивших в 20- 40 годы прошлого столетия с произведениями поэтов, писавших в 70-е годы и живущих и творящих в настоящее время, это Леонид Школьник, Борим Миллео, Ефим Кудиш, Александр Драбкин, Владимир Винников, Роман Файн. Сборник был издан еврейской национально-культурной автономией муниципального образования г. Биробиджан при поддержке Федерации еврейских организаций Еврейской автономной области. В архиве музыканта собраны рукописные экземпляры песен 75 лет, овладев компьютером, открылась новая эра в написании текста. На международных фестивалях еврейского искусства в г. Биробиджан звучала песня: «Песня Аида» в исполнении китайских артистов.
Горит над городом, горит
Его полночная звезда
Поет мне песенку аид,
В той песне грустные слова.
Он жил в России много лет,
Он русским воздухом дышал.
Но выдан был судьбой билет.
Его весь город провожал.
Роальд Леонидович говорит: « В Биробиджане мне пишется легко и свободно, я счастлив этим! У нас, замечу, многие уголки в городе простотаки пропитаны музыкой, она ясно и легко, узнаваемо слышится. Словом, бери сразу ноты и записывай мелодию! Взять, к примеру, любимый многими Арбат. Ясно слышу прекрасную музыку оригинального по архитектуре места – светлую, радостную, мажорную, приподнятую, пропитанную насквозь энергетикой Арбата. Так с легкостью появилась песня « Иду я по Арбату».
Иду я по «Арбату», по нашему «Арбату»
И плиточки считаю мостовой.
Ой, вей! Сирень благоухает, влюбленные гуляют.
А музыка звучит над головой, Моей!
Отделом культуры ЕАО был объявлен конкурс на написание гимна ЕАО. Роальд Леонидович принял в этом участие и написал песню «На Дальнем востоке России» слова и муз Р.Васильева, которая сразу полюбилась жителям областного центра.
На Дальнем Востоке России
Великой огромной страны,
Еврейская область родилась
И мы вместе с ней рождены.
В этой песни прослеживается любовь к Дальнему Востоку, к родной Еврейской автономной области. Сейчас Роальду Леонидовичу почти 88 лет, он полон сил и энергии, единственный недуг, как и композитор Иоган Себастьян Бах, он практически ослеп. Но это не мешает ему сочинять новые песни.
Заключение.
Звание «Почетный гражданин г. Биробиджана композитору «присвоено в 1997 г. В энциклопедии» Лучшие люди России» за 2003 г. в разделе «Родины Славные Сыны» помещен материал о композиторе. В честь 85-летия и большой вклад в развитие музыкальную культуру ЕАО был награждён правительством ЕАО знаком отличия «За заслуги перед ЕАО 1 степени. Его песни о нашей области, городе Биробиджан звучат не только в России, но и в Израиле, Канаде, Эстонии, США. Таким образом, проведя свое исследование, я убедилась, что моя гипотеза о том, что творчество Васильева — это огромный вклад в музыкальную культуру ЕАО подтвердилась. Все его музыкальные произведения проникнуты любовью к родной земле, его людям. Как учитель с большой буквы он вырастил не одно поколение музыкантов. За многие годы плодотворной творческой деятельности Роальд Леонидович оставил след в сердцах и душах земляков, его песенное творчество пробуждает высокое чувство патриотизма, бережного отношения к окружающей природе и родному дому, способствует сохранению культурных традиций. Его песни стали популярными в области и далеко за ее пределами, они вошли в репертуар многих коллективов ЕАО, и Дальневосточного региона. Им внесен большой вклад в развитие самодеятельного художественного творчества области. Обладая богатым педагогическим опытом, он продолжает оставаться добрым наставником для молодых исполнителей. Судьба композитора, его жизнь, его песни неотделимы от судьбы дальневосточной земли, нашей области, нашего города. Именно людям отдает он красоту своей души, свой талант, всю любовь своего сердца.
Наш город для Васильева – судьба
И он его почетный гражданин,
Прошедший через трудности годин,
Себе, не изменявший никогда.
Список информационных источников
1. http://www.gorodnabire.ru/
3. http://bounb.ru/dates-eao
4. http://www.nasledie-eao.ru 5. https://riabir.ru/