Комплект уроков обучения грамоте 1 класс. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ


Автор: Марина Александровна Филиппова
Место работы: филиал МКОУ "ООШ с. Благословенное имени Героя С.С. Г.Д. Лопатина" в с. Нагибово
Должность: учитель начальных классов


Урок 10. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ

Цели: дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

Оборудование: учебник; картинка с изображением аиста.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Вопрос:

Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

Развитие связной речи учащихся.

 Работа по учебнику: с. 16–17.

Вопросы:

Что вы видите на картинке?

Что делают дети?

Что делают взрослые?

Каких животных видите? Что они делают?

– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

На доску вывешивается рисунок с изображением аиста.

1. Звуко-буквенный анализ слова аист.

• Беседа с учащимися по вопросам:

Давайте произнесем слово аист хором.

Запишем схему этого слова:

Сколько слогов в этом слове? (Два.)

Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?

Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод, что он состоит из одного звука.

Произнесите второй слог. (-ист.)

Сколько в нем звуков? (Три.)

Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

Какой первый звук? (иии.)

Какой второй? (ссс.)

Какой третий? (т.)

Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

Сколько в первом слоге? (Один.)

Сколько во втором? (Три.)

Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

Какой слог ударный? (Первый.)

2. Представление о гласных и согласных звуках.

Произнесите слово аист.

Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

Варианты ответов детей.

При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.

Постановка целей и задач урока.

Работа со схемами.

— Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два синих квадратика – обозначение твёрдых согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка

3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросыпо картинке: с. 16–17.

Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

Произнесите первый звук. ([и].)

Что можете о нем сказать? (Он гласный.)

Посчитайте, сколько слогов в слове ива(Два.)

Произнесите второй слог. (-ва.)

Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

Какой гласный? (Звук [a].)

— В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

Аналогичная работа проводится со словом осы.

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала.

 Работа по учебнику: с. 16.

1) Анализ слова куры.

Вопросы  и задания:

Кто это? (Куры.)

Сколько слогов в слове куры(Два.)

Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.

Произнесите первый слог. (Ку-.)

Что можете о нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)

Произнесите второй слог. (-ры.)

Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)

Составим схему данного слова:

Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)

Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

2) Аналогичная работа проводится со словом гуси.

Вопрос:

Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)

3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).

Вопрос и задание:

Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство: все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)

V. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.