Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Цель: Формировать звуковую культуру речи.
Образовательные: способствовать формированию понятия о твёрдых и мягких согласных, развитию интереса к звуковому анализу, целенаправленному практическому усвоению единиц речи (звука, слова, предложения), дифференциации гласных и согласных звуков, мягких и твёрдых согласных звуков.
Коррекционно-развивающие: содействовать развитию фонематического и речевого слуха, пальчиковой и артикуляционной моторики, высших психических функций (мышления, памяти, восприятия).
Коррекционно-воспитательные: содействовать развитию стремления качественно выполнять задания; способствовать воспитанию доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.
Оборудование: презентация «Сопряжённая гимнастика», игрушка «золотая рыбка», ёмкость с водой, ёмкость с песком, карточки с символами, коробочка, предметы для игры «Какой на ощупь?»: ключик, пуговица, мех, вата, бумажная салфетка, деревянный карандаш, маленькая подушечка; три коробочки разного цвета (красная, синяя, зелёная), киндер-яйцо, игрушечные червячки, раздаточный картинный материал.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длиться до вечера!
— Сегодня у нас на занятии много гостей, пожелаем им доброго утра!
2. Вводная часть.
— Давайте послушаем тишину. Какие звуки вы услышали?
— А я слышу какое то плескание воды. (Достаёт ведёрко тс водой)
— Ой, ребята, в ведёрке плещется золотая рыбка! Какая она красивая! Рыбка, расскажи, как ты сюда попала?
Наша рыбка-то молчит,
Ничего не говорит.
Ротиком зевает, пузырьки пускает.
Что же делать?
Как нам быть?
Как нам рыбку научить говорить?
3. Сопряжённая артикуляционная гимнастика.
— Ребята, а рыбы издают какие-либо звуки?
— Давай те покажем, как рыбка ротиком зевает, только пузыри пускает: п-п-п-п-…
— Но мы живём в мире звуков. Все предметы издают звуки. Давайте вспомним, кто какие звуки издаёт, кто как голос подаёт, кто как песенку поёт.
Включается презентация.
Текст | Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика |
Корова так мычит, долго песенка звучит. | Упражнение «Корова» | Сомкнуть губы, произносить звук М. |
Дятел клювом дуб долбил: Мастерскую он открыл. Д-Д-Д – вот удобное дупло. Д-Д-Д – в нём уютно и тепло. | Одна ладонь прямая, указательный палец другой «долбит» её. | Упражнение «Дятел» |
Вот комарик прилетел, Песню звонкую запел: З-З-З… | Круговые движения мизинцами. | Упражнение «Улыбка», «заборчик». |
В небе самолёт летит, Только слышно, как гудит. | Складываем из пальцев самолёт. | Упражнение «Самолёт»: прикусить язык, произносить: «Л-Л-Л». |
— Дай вспомним, чьи песенки мы слышали? На экране картинки: корова, дятел, комарик, самолёт.
— как вы думаете, какой предмет здесь лишний? (Самолёт, потому что это неживой предмет).
— Значит, неживые предметы могут издавать звуки.
4. Игра «Что пропало, кто пропал?»
— Я убираю предмет, а вы поёте его песенку, издаёте такой же звук.
5. Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками.
— Как разговаривают люди, что они произносят?
— Из чего состоят слова?
— При помощи чего люди издают, произносят звуки?
— Как называются звуки, которые поются? (гласные)
— А которые не поются? (согласные)
— Молодцы, рыбке очень понравилось, как вы играли со звуками, рассказывали о них. И за это она вам дарит ракушку (на круглую коробочку с двух сторон наклеено изображение ракушки). – Ой, тут что-то есть. Это разные предметы, рыбка пожелала, чтобы вы поиграли в игру «Какой на ощупь?» (твердый или мягкий) : ключ, пуговица, мех, вата, бумажная салфетка, деревянная палочка.
— На какие группы можно разделить эти предметы? (твердые и мягкие)
— Согласные звуки могут быть тоже твердыми и мягкими. Мы их произносим губками или языком. Если звук твердый – губы и язык напрягаются, а если звук мягкий – губы и язык расслаблены. (Дети вместе с логопедом делают упражнение для языка «лопаточка», «иголочка»).
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
На слайде появляется красный кружок.
— А сейчас мы немного поиграем пальчиками.
6. Пальчиковая гимнастика.
Травка мягкая была кулачки медленно раскрываются.
И зеленая была. Пальцы вверх, шевелят ими.
Травку мы ласкаем, гладят поочередно ладони.
Мягкость ощущаем.
Есть камень- сжимают кулачки.
Голубой топаз.
Очень твердый стучат кулачками друг о друга.
Он для нас.
— Травка какого цвета? (зеленого)
— Она какая на ощупь? (мягкая)
— А камень какого цвета? (голубого)
— Он какой на ощупь? (твердый)
— Этими цветами мы будем обозначать мягкие и твердые согласные.
7. Игра «Поплаваем с рыбкой»
— Давайте подружим согласные и гласные. Рыбка вам предлагает поиграть с ней в игру «Наоборот». Она будет плавать от бережка с камушками и называть песенки-слоги с твердыми согласными, а вы отплываете от берега с травкой и произносите песенки-слоги с твердыми согласными. Например: СА-СА-СА _____ СЯ-СЯ-СЯ.
(Слоговые цепочки: ТА-ТА-ТА, МУ-МУ-МУ, ДЭ- ДЭ- ДЭ, ВО-ВО-ВО, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, НА-НА-НА)
8. Игра «Накормим рыбку»
— Рыбка проголодалась и просит вас раздобыть для неё червячков. Но чтобы их раздобыть нам надо выполнить задание «Доскажи словечко». Вы должны догадаться, какое слово подсказать, и определить, как звучит повторяющийся слог. Фразу повторить, выполняя соответствующее движение. Если задание выполнено правильно, откопать в песочке червячка и бросить рыбке в воду.
Де, де, де Рыбки плавают в…(воде). Движение руками: кулак-ладонь.
Да, да, да Рыбам всем нужна…(вода). Движение: хлопок-кольцо.
Ны- ны- ны Для рыбалки удочки…(нужны). Движение: ухо-нос.
Ня-ня-ня Я хочу поймать…(линя). Движение: кулак-ладонь.
Сы-сы-сы У щук длинные …(носы). Движение: хлопок-кольцо.
Си-си-си Щук боятся…(караси). Движение: ухо-нос.
9. Игра с мячом «Назови ласково»
Дети стоят в кругу.
— Ребята, а какой самый веселый гласный? Какой гласный звук всем своим друзьям подарил улыбки?
Самый веселый гласный звук И,
Всем своим друзьям улыбки подарил.
Будем с вами мы играть,
Твердость звука смягчать
Веселый слог ИК
В конце слов прибавлять.
Кот – котик сом-сомик
Хвост-хвостик — лом-ломик
Стол-столик дом-домик
Глаз-глазик куст- кустик
Рот-ротик нос-носик
— Вспомним слова, которые произносили в игре с мячом. Какую рыбку мы называли?
— Какие части головы мы называли?
— Давайте закроем глаза, представим, что мы оказались у речки, ах, какой свежий воздух!
Носом вздох А потом:
И выдох ртом Руки вверх и не спеша,
Дышим глубже Как погода хороша!
10. Звуковой анализ слов.
— Ребята, а в ракушке есть еще картинки.
Карточки с изображением предметов раздаются каждому ребенку.
Слово ты произнеси,
Первый звук ты назови.
Его мягкость или твердый определи
Витамину в нужную баночку положи.
Дети по одному отвечают и бросают «витамину» (киндер-яйцо) в нужную баночку, определяя в своем слове первый звук. Если он гласный – витамину бросают в красную баночку, мягкий согласный – в зеленую и твердый согласный – в синюю.
11. Пальчиковая гимнастика
— Если звуки звучат твердо, то и слова звучат твердо, а если звуки в словах мягкие, то и слова звучат мягко.
Звуки, фразы и слова,
Начинается игра.
То, что будем говорить,
Пальчики нам могут изобразить.
— Послушайте внимательно, как звучит фраза, повторите за мной пальчиковые движения.
Щучки, лещики, лини, нажимают на подушечки пальцев.
В речке плещутся они. Имитируют плескание рыб.
Вышел камышовый кот указательный и средний пальцы обеих рук идут по столу 4 лапы).
Круглый у кота живот Смыкают перед собой руки в кольцо.
— Повторите фразу, которая прозвучала мягко.
— Повторите фразу, прозвучавшую твердо.
12. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
— Рыбке так понравилось, как вы занимались, что она заговорила.
— Спасибо ребята, благодаря вам я научилась произносить звуки и складывать их в слова. А чтобы я не забыла, расскажите еще раз, чем вы занимались, в какие игры играли? Я угощаю вас печеньем — рыбками, попьете чай и на логочасе с воспитателем нарисуете мой портрет.