Конспект фронтального логопедического занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР


Автор: Ирина Григорьевна Логачёва
Место работы: ЧДОУ «Детский сад № 244 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Должность: учитель-логопед


Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Цель: Формировать звуковую культуру речи.

Образовательные: способствовать формированию понятия о твёрдых и мягких согласных, развитию интереса к звуковому анализу, целенаправленному практическому усвоению единиц речи (звука, слова, предложения), дифференциации гласных и согласных звуков, мягких и твёрдых согласных звуков.

Коррекционно-развивающие: содействовать развитию фонематического и речевого слуха, пальчиковой и артикуляционной моторики, высших психических функций (мышления, памяти, восприятия).

Коррекционно-воспитательные: содействовать развитию стремления качественно выполнять задания; способствовать воспитанию доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.

Оборудование: презентация «Сопряжённая гимнастика», игрушка «золотая рыбка», ёмкость с водой, ёмкость с песком, карточки с символами, коробочка, предметы для игры «Какой на ощупь?»: ключик, пуговица, мех, вата, бумажная салфетка, деревянный карандаш, маленькая подушечка; три коробочки разного цвета (красная, синяя, зелёная), киндер-яйцо, игрушечные червячки, раздаточный картинный материал.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длиться до вечера!

— Сегодня у нас на занятии много гостей, пожелаем им доброго утра!

2. Вводная часть.

— Давайте послушаем тишину. Какие звуки вы услышали?

— А я слышу какое то плескание воды. (Достаёт ведёрко тс водой)

— Ой, ребята, в ведёрке плещется золотая рыбка! Какая она красивая! Рыбка, расскажи, как ты сюда попала?

Наша рыбка-то молчит,

Ничего не говорит.

Ротиком зевает, пузырьки пускает.

Что же делать?

Как нам быть?

Как нам рыбку научить говорить?

3. Сопряжённая артикуляционная гимнастика.

— Ребята, а рыбы издают какие-либо звуки?

— Давай те покажем, как рыбка ротиком зевает, только пузыри пускает: п-п-п-п-…

— Но мы живём в мире звуков. Все предметы издают звуки. Давайте вспомним, кто какие звуки издаёт, кто как голос подаёт, кто как песенку поёт.

Включается презентация.

Текст

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Корова так мычит, долго песенка звучит.

Упражнение «Корова»

Сомкнуть губы, произносить звук М.

Дятел клювом дуб долбил:

Мастерскую он открыл.

Д-Д-Д – вот удобное дупло.

Д-Д-Д – в нём уютно и тепло.

Одна ладонь прямая, указательный палец другой «долбит» её.

Упражнение «Дятел»

Вот комарик прилетел,

Песню звонкую запел: З-З-З…

Круговые движения мизинцами.

Упражнение «Улыбка», «заборчик».

В небе самолёт летит,

Только слышно, как гудит.

Складываем из пальцев самолёт.

Упражнение «Самолёт»: прикусить язык, произносить: «Л-Л-Л».

— Дай вспомним, чьи песенки мы слышали? На экране картинки: корова, дятел, комарик, самолёт.

— как вы думаете, какой предмет здесь лишний? (Самолёт, потому что это неживой предмет).

— Значит, неживые предметы могут издавать звуки.

4. Игра «Что пропало, кто пропал?»

— Я убираю предмет, а вы поёте его песенку, издаёте такой же звук.

5. Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками.

— Как разговаривают люди, что они произносят?

— Из чего состоят слова?

— При помощи чего люди издают, произносят звуки?

— Как называются звуки, которые поются? (гласные)

— А которые не поются? (согласные)

— Молодцы, рыбке очень понравилось, как вы играли со звуками, рассказывали о них. И за это она вам дарит ракушку (на круглую коробочку с двух сторон наклеено изображение ракушки). – Ой, тут что-то есть. Это разные предметы, рыбка пожелала, чтобы вы поиграли в игру «Какой на ощупь?» (твердый или мягкий) : ключ, пуговица, мех, вата, бумажная салфетка, деревянная палочка.

— На какие группы можно разделить эти предметы? (твердые и мягкие)

— Согласные звуки могут быть тоже твердыми и мягкими. Мы их произносим губками или языком. Если звук твердый – губы и язык напрягаются, а если звук мягкий – губы и язык расслаблены. (Дети вместе с логопедом делают упражнение для языка «лопаточка», «иголочка»).

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

На слайде появляется красный кружок.

— А сейчас мы немного поиграем пальчиками.

6. Пальчиковая гимнастика.

Травка мягкая была кулачки медленно раскрываются.

И зеленая была. Пальцы вверх, шевелят ими.

Травку мы ласкаем, гладят поочередно ладони.

Мягкость ощущаем.

Есть камень- сжимают кулачки.

Голубой топаз.

Очень твердый стучат кулачками друг о друга.

Он для нас.

— Травка какого цвета? (зеленого)

— Она какая на ощупь? (мягкая)

— А камень какого цвета? (голубого)

— Он какой на ощупь? (твердый)

— Этими цветами мы будем обозначать мягкие и твердые согласные.

7. Игра «Поплаваем с рыбкой»

Давайте подружим согласные и гласные. Рыбка вам предлагает поиграть с ней в игру «Наоборот». Она будет плавать от бережка с камушками и называть песенки-слоги с твердыми согласными, а вы отплываете от берега с травкой и произносите песенки-слоги с твердыми согласными. Например: СА-СА-СА _____ СЯ-СЯ-СЯ.

(Слоговые цепочки: ТА-ТА-ТА, МУ-МУ-МУ, ДЭ- ДЭ- ДЭ, ВО-ВО-ВО, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, НА-НА-НА)

8. Игра «Накормим рыбку»

— Рыбка проголодалась и просит вас раздобыть для неё червячков. Но чтобы их раздобыть нам надо выполнить задание «Доскажи словечко». Вы должны догадаться, какое слово подсказать, и определить, как звучит повторяющийся слог. Фразу повторить, выполняя соответствующее движение. Если задание выполнено правильно, откопать в песочке червячка и бросить рыбке в воду.

Де, де, де Рыбки плавают в…(воде). Движение руками: кулак-ладонь.

Да, да, да Рыбам всем нужна…(вода). Движение: хлопок-кольцо.

Ны- ны- ны Для рыбалки удочки…(нужны). Движение: ухо-нос.

Ня-ня-ня Я хочу поймать…(линя). Движение: кулак-ладонь.

Сы-сы-сы У щук длинные …(носы). Движение: хлопок-кольцо.

Си-си-си Щук боятся…(караси). Движение: ухо-нос.

9. Игра с мячом «Назови ласково»

Дети стоят в кругу.

— Ребята, а какой самый веселый гласный? Какой гласный звук всем своим друзьям подарил улыбки?

Самый веселый гласный звук И,

Всем своим друзьям улыбки подарил.

Будем с вами мы играть,

Твердость звука смягчать

Веселый слог ИК

В конце слов прибавлять.

Кот – котик сом-сомик

Хвост-хвостик — лом-ломик

Стол-столик дом-домик

Глаз-глазик куст- кустик

Рот-ротик нос-носик

— Вспомним слова, которые произносили в игре с мячом. Какую рыбку мы называли?

— Какие части головы мы называли?

— Давайте закроем глаза, представим, что мы оказались у речки, ах, какой свежий воздух!

Носом вздох А потом:

И выдох ртом Руки вверх и не спеша,

Дышим глубже Как погода хороша!

10. Звуковой анализ слов.

— Ребята, а в ракушке есть еще картинки.

Карточки с изображением предметов раздаются каждому ребенку.

Слово ты произнеси,

Первый звук ты назови.

Его мягкость или твердый определи

Витамину в нужную баночку положи.

Дети по одному отвечают и бросают «витамину» (киндер-яйцо) в нужную баночку, определяя в своем слове первый звук. Если он гласный – витамину бросают в красную баночку, мягкий согласный – в зеленую и твердый согласный – в синюю.

11. Пальчиковая гимнастика

— Если звуки звучат твердо, то и слова звучат твердо, а если звуки в словах мягкие, то и слова звучат мягко.

Звуки, фразы и слова,

Начинается игра.

То, что будем говорить,

Пальчики нам могут изобразить.

— Послушайте внимательно, как звучит фраза, повторите за мной пальчиковые движения.

Щучки, лещики, лини, нажимают на подушечки пальцев.

В речке плещутся они. Имитируют плескание рыб.

Вышел камышовый кот указательный и средний пальцы обеих рук идут по столу 4 лапы).

Круглый у кота живот Смыкают перед собой руки в кольцо.

— Повторите фразу, которая прозвучала мягко.

— Повторите фразу, прозвучавшую твердо.

12. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

— Рыбке так понравилось, как вы занимались, что она заговорила.

— Спасибо ребята, благодаря вам я научилась произносить звуки и складывать их в слова. А чтобы я не забыла, расскажите еще раз, чем вы занимались, в какие игры играли? Я угощаю вас печеньем — рыбками, попьете чай и на логочасе с воспитателем нарисуете мой портрет.