Конспект интегрированного занятия «Знакомство с процессом приготовления кофе и раскрашивание совы» (в подготовительной группе)


Автор: ЛЕШАН СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Место работы: МКДОУ «Детский сад п. Известковый»
Должность: воспитатель


Вид непосредственной образовательной деятельности: интегрированная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, исследовательское.

Цели: содействие овладению детьми знаниями о кофе как о растении, ознакомление с процессом приготовления кофе и с нетрадиционной техникой рисования при помощи кофейного раствора.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

— Дать детям знания о кофе как о растении.

— Создать условия для экспериментальной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»:

— Обогащать словарь детей новыми словами: «бариста», «бобы», «электрокофемолка», «ступка», «турка».

-Активизировать в речи слова: «кофемолка», «кофеварка», «молотый»;

— Продолжать развивать связную речь;

— Закреплять умение отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

— Воспитывать способность сопереживать герою, стремление помочь ему.

— Закреплять знания безопасного поведения в быту;

— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»:

— Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования кофейным раствором.

— Развивать творческое воображение детей;

— Развивать мелкую моторику рук;

— Способствовать проявлению каждым ребёнком творческой инициативы и самостоятельности.

Материалы: презентация, магнитная доска с магнитами, кофе в зёрнах в мешочке, термос с горячей водой, ступка, деревянная доска, ткань (платочек), электрическая кофемолка, кофеварка (картинка), турка, 4 прозрачных стакана или кружки, ложка, банка растворимого кофе, салфетки, одноразовые пластиковые тарелки, стаканчики для кофейного раствора, шаблоны совы, кисти, баночки с водой.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Организационный момент:

Ребята, давайте друг друга поприветствуем, чтобы зарядиться хорошим настроением:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Воспитатель держит мешочек)

Воспитатель: Ребята, мне утром Буратино передал этот мешочек и сказал, что он хотел порадовать своего папу Карло и угостить его вкусным бодрящим напитком, а ему в магазине дали что-то странное, похожее на камушки. Буратино варил, варил, но у него ничего не получилось. Давайте попробуем определить, что там (дает пощупать каждому мешочек, взвесить на руках, понюхать). (Твёрдое, похожее на камушки, не очень тяжёлое, пахнет кофе)

Воспитатель: (развязываем) Смотрите, и вправду похоже на камушки (высыпает зерна на тарелочку, дети рассматривают зерна). А вы знаете, что это? (Кофе, кофейные зерна)

Воспитатель: Да, ребята, это кофе, а точнее – кофейные зёрна. Как вы думаете, из этих зёрен можно приготовить вкусный напиток? (да)

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, откуда произошел кофе, присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть

Презентация:

Никто точно не знает, когда появился кофе, но люди узнали о нём примерно 1000 лет назад. Есть версия, что название КОФЕ произошло от названия местности в Эфиопии – Каффа. Это находится в Африке.

А узнали о кофе люди совершенно случайно. Один эфиопский пастух заметил, что козы из его стада, пожевав листьев какого-то странного растения, остаются бодры и энергичны долгое время. Он увидел на этом растении красные ягоды и попробовал их, но они оказались очень горькими и пастух бросил их в огонь. Вскоре из костра донесся удивительно-приятный аромат. Пастух потушил огонь и достал случайно обжаренные зёрна и сварил из них отвар, который оказывал бодрящее действие и позволял долго не засыпать пастуху.

Кофе это растение. Это вечнозеленое дерево с овальными кожистыми листьями. Кофейные деревья очень боятся холода, мороза, поэтому растут только там, где никогда не бывает зимы. У кофе созревают бобы. Они похожи на вишенки. Внутри – два семени светло-зеленого цвета. Это и есть зерна кофейного дерева. Зерна сушат, а потом обжаривают.

Воспитатель: Вот у меня кофейные зёрна. Возьмите по одному. Будем сегодня исследовать эти зерна. Какие они?

Дети обследуют зёрна, трогают, пробуют и отвечают.(Кофейные зёрна твёрдые, гладкие, коричневого цвета, с трещинкой, ароматные)

Воспитатель: Как вы считаете, если мы заварим эти зёрна кипятком, у нас получится кофе? (ответы детей) Давайте проверим. Кладите зёрна кофе на блюдце и садитесь на стульчики.

(Воспитатель кладёт в стакан одно зёрнышко, заливает горячей водой и помешивает ложечкой. Показывает, что не растворяется, вода остаётся такого же цвета – прозрачная)

Воспитатель: Кофейное зёрнышко не растворилось, а если я ещё добавлю зерен, что будет? (Не растворятся) Как вы думаете, что надо сделать, чтобы кофе растворился? (Варианты детей)

Воспитатель: Давайте попробуем измельчить кофейные зёрна. Чем можно это сделать? (Варианты детей) Можно попробовать рукой. Кто самый сильный? (Зёрна заворачивают в ткань, ребёнок пытается измельчить вручную)

Воспитатель: Не получилось. У меня есть ступка и молоток. Давайте попробуем ими измельчить кофе. (Вызываем двух ребят, одному предлагаем ступку, второму молоток) (Кладёт туда зёрна, ребёнок крутит ступку).

(обращается ко второму ребенку)

— Тебе достался молоток, с молотком работаем аккуратно, не ударь по пальцу и сильно не замахивайтесь, стучать надо потихоньку. Зерна заматываем в ткань и сейчас вместе будем их измельчать.

Ребенок стучит на деревянной доске по зернам в ткани, проверяет.

Воспитатель: Смотрите, какой кофе получился. (сравнить с детьми варианты полученного кофе: крупный, помельче)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли измельчить кофе еще мельче и быстрее? Попробуем еще один способ (показываю электрокофемолку). Что это?

Это электрокофемолка. Обратите внимание – нельзя включать кофемолку без взрослых! (Плотно закрываем крышку. Только потом включить в розетку. Нажимаю на кнопку. Проверяем. Дети встают полукругом и сравнивают кофе)

Высыпать молотый кофе на блюдце, сравнить три результата: работа молотком, в ступке и электрокофемолкой.

Воспитатель: Какой же кофе у нас получился? Где толкли молотком, какой получился кофе? (ответ детей – крупный), где ступкой? (помельче), где электрической кофемолкой? (самый мелкий)

Воспитатель: Итак, у нас получилось три вида молотого кофе. Давайте посмотрим, какой из трех вариантов кофе хорошо растворится в горячей воде. (Взрослый заливает горячей водой из термоса стаканы с кофе и дети делают выводы). Такой перемолотый кофе надо варить, но только в присутствии взрослых. Есть специальная машина для приготовления кофе. Кто знает, как она называется? («кофеварка»)

Да, машина, которая варит кофе, называется «кофеварка». Еще есть специальный сосуд для варки кофе – «турка», это специальная кастрюлька с узким горлышком и толстым дном.

Кофе бывает не только молотым, но и растворимым (показать банку с кофе). Такой кофе не надо варить, а можно просто залить водой (заливаю горячей водой ложку растворимого кофе).

Воспитатель: Что можно добавить в кофе, чтобы он стал вкуснее? (молоко, сахар, шоколад, мороженое)

В кофейне работает специальный человек, который готовит кофе, называется «бариста». Он знает много способов заваривания кофе с разными добавками.

Вот мы с вами и познакомились с кофе. А сейчас поможем Буратино запомнить, как приготовить вкусный, ароматный напиток для папы Карло и подарим ему эту схему:

Кофейные зерна→измельчить в кофемолке→залить водой

Сварить в турке или в кофеварке

или взять гранулированный кофе и залить горячей водой.

Мы сегодня с вами были исследователями и выяснили, что лучше заваривается измельченный кофе, а теперь будем юными художниками. И сейчас я предлагаю вам посетить галерею, виртуальную выставку картин, написанных кофейным напитком. Посмотрите на прекрасные картины (на слайде).

— Ребята, кофе главный элемент сегодняшнего занятия и, оказывается, кофе можно не только пить, но и рисовать им. Благодаря обжарке кофейные зерна приобретают коричневый цвет, раствором которого можно рисовать.

Мне Буратино также сообщил, что скоро в сказочной стране будет выставка картин, и он очень хочет стать участником этой выставки вместе с вами.

— Хотите поучаствовать в выставке вместе с Буратино?

Выставка будет на тему «Кофе». И я вам предлагаю раскрасить сову при помощи кофейного напитка.

— Прежде чем будем рисовать, я предлагаю вам сделать музыкальную зарядку «Как живешь?».

— Ну что, зарядились хорошим настроением? Очень хорошо, тогда начнем.(садитесь за столы)

— Посмотрите на экран, тут изображена сова, нарисованная кофейным раствором. Перед вами лежат шаблоны совы, которую нужно раскрасить, также у вас на столах есть стакан с водой и с кофейным напитком и кисточки.

Воспитатель: Если вы хотите получить тёмный цвет, то окунаете кисточку в чистый раствор. Если хотите получить светло-коричневый цвет, то предварительно окунаем кисть в воду, а затем в кофейный раствор. (Показываю. Каждому ребенку раздать небольшой лист бумаги для того, чтобы они попробовали провести линии). Ребята, попробуйте на листах провести линии.

Итак, приступаем. Положите шаблон перед собой и возьмите в руку широкую кисточку.

Крылья, голову, клюв и веточку нужно закрасить тёмным цветом. Глаза и грудь, ноги светлым оттенком. Затем, когда все высохнет, на груди прорисовываем темным оттенком перья в виде галочек.

Дети расписывают свою сову самостоятельно под музыку.

Воспитатель: Посмотрите, какие у вас получились замечательные работы (работы выкладываются на столе). Каждый из вас был настоящим мастером. Теперь мы можем отдать ваши работы Буратино. Он очень обрадуется, что станет участником выставки.

Рефлексия

— О чём вы сегодня узнали, что мы сегодня исследовали?

— Что вам больше всего запомнилось?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 1 =