Вид непосредственной образовательной деятельности: интегрированная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, исследовательское.
Цели: содействие овладению детьми знаниями о кофе как о растении, ознакомление с процессом приготовления кофе и с нетрадиционной техникой рисования при помощи кофейного раствора.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
— Дать детям знания о кофе как о растении.
— Создать условия для экспериментальной деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
— Обогащать словарь детей новыми словами: «бариста», «бобы», «электрокофемолка», «ступка», «турка».
-Активизировать в речи слова: «кофемолка», «кофеварка», «молотый»;
— Продолжать развивать связную речь;
— Закреплять умение отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
— Воспитывать способность сопереживать герою, стремление помочь ему.
— Закреплять знания безопасного поведения в быту;
— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»:
— Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования кофейным раствором.
— Развивать творческое воображение детей;
— Развивать мелкую моторику рук;
— Способствовать проявлению каждым ребёнком творческой инициативы и самостоятельности.
Материалы: презентация, магнитная доска с магнитами, кофе в зёрнах в мешочке, термос с горячей водой, ступка, деревянная доска, ткань (платочек), электрическая кофемолка, кофеварка (картинка), турка, 4 прозрачных стакана или кружки, ложка, банка растворимого кофе, салфетки, одноразовые пластиковые тарелки, стаканчики для кофейного раствора, шаблоны совы, кисти, баночки с водой.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Организационный момент:
Ребята, давайте друг друга поприветствуем, чтобы зарядиться хорошим настроением:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Воспитатель держит мешочек)
Воспитатель: Ребята, мне утром Буратино передал этот мешочек и сказал, что он хотел порадовать своего папу Карло и угостить его вкусным бодрящим напитком, а ему в магазине дали что-то странное, похожее на камушки. Буратино варил, варил, но у него ничего не получилось. Давайте попробуем определить, что там (дает пощупать каждому мешочек, взвесить на руках, понюхать). (Твёрдое, похожее на камушки, не очень тяжёлое, пахнет кофе)
Воспитатель: (развязываем) Смотрите, и вправду похоже на камушки (высыпает зерна на тарелочку, дети рассматривают зерна). А вы знаете, что это? (Кофе, кофейные зерна)
Воспитатель: Да, ребята, это кофе, а точнее – кофейные зёрна. Как вы думаете, из этих зёрен можно приготовить вкусный напиток? (да)
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, откуда произошел кофе, присаживайтесь на стульчики.
2. Основная часть
Презентация:
Никто точно не знает, когда появился кофе, но люди узнали о нём примерно 1000 лет назад. Есть версия, что название КОФЕ произошло от названия местности в Эфиопии – Каффа. Это находится в Африке.
А узнали о кофе люди совершенно случайно. Один эфиопский пастух заметил, что козы из его стада, пожевав листьев какого-то странного растения, остаются бодры и энергичны долгое время. Он увидел на этом растении красные ягоды и попробовал их, но они оказались очень горькими и пастух бросил их в огонь. Вскоре из костра донесся удивительно-приятный аромат. Пастух потушил огонь и достал случайно обжаренные зёрна и сварил из них отвар, который оказывал бодрящее действие и позволял долго не засыпать пастуху.
Кофе – это растение. Это вечнозеленое дерево с овальными кожистыми листьями. Кофейные деревья очень боятся холода, мороза, поэтому растут только там, где никогда не бывает зимы. У кофе созревают бобы. Они похожи на вишенки. Внутри – два семени светло-зеленого цвета. Это и есть зерна кофейного дерева. Зерна сушат, а потом обжаривают.
Воспитатель: Вот у меня кофейные зёрна. Возьмите по одному. Будем сегодня исследовать эти зерна. Какие они?
Дети обследуют зёрна, трогают, пробуют и отвечают.(Кофейные зёрна твёрдые, гладкие, коричневого цвета, с трещинкой, ароматные)
Воспитатель: Как вы считаете, если мы заварим эти зёрна кипятком, у нас получится кофе? (ответы детей) Давайте проверим. Кладите зёрна кофе на блюдце и садитесь на стульчики.
(Воспитатель кладёт в стакан одно зёрнышко, заливает горячей водой и помешивает ложечкой. Показывает, что не растворяется, вода остаётся такого же цвета – прозрачная)
Воспитатель: Кофейное зёрнышко не растворилось, а если я ещё добавлю зерен, что будет? (Не растворятся) Как вы думаете, что надо сделать, чтобы кофе растворился? (Варианты детей)
Воспитатель: Давайте попробуем измельчить кофейные зёрна. Чем можно это сделать? (Варианты детей) Можно попробовать рукой. Кто самый сильный? (Зёрна заворачивают в ткань, ребёнок пытается измельчить вручную)
Воспитатель: Не получилось. У меня есть ступка и молоток. Давайте попробуем ими измельчить кофе. (Вызываем двух ребят, одному предлагаем ступку, второму молоток) (Кладёт туда зёрна, ребёнок крутит ступку).
(обращается ко второму ребенку)
— Тебе достался молоток, с молотком работаем аккуратно, не ударь по пальцу и сильно не замахивайтесь, стучать надо потихоньку. Зерна заматываем в ткань и сейчас вместе будем их измельчать.
Ребенок стучит на деревянной доске по зернам в ткани, проверяет.
Воспитатель: Смотрите, какой кофе получился. (сравнить с детьми варианты полученного кофе: крупный, помельче)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли измельчить кофе еще мельче и быстрее? Попробуем еще один способ (показываю электрокофемолку). Что это?
Это электрокофемолка. Обратите внимание – нельзя включать кофемолку без взрослых! (Плотно закрываем крышку. Только потом включить в розетку. Нажимаю на кнопку. Проверяем. Дети встают полукругом и сравнивают кофе)
Высыпать молотый кофе на блюдце, сравнить три результата: работа молотком, в ступке и электрокофемолкой.
Воспитатель: Какой же кофе у нас получился? Где толкли молотком, какой получился кофе? (ответ детей – крупный), где ступкой? (помельче), где электрической кофемолкой? (самый мелкий)
Воспитатель: Итак, у нас получилось три вида молотого кофе. Давайте посмотрим, какой из трех вариантов кофе хорошо растворится в горячей воде. (Взрослый заливает горячей водой из термоса стаканы с кофе и дети делают выводы). Такой перемолотый кофе надо варить, но только в присутствии взрослых. Есть специальная машина для приготовления кофе. Кто знает, как она называется? («кофеварка»)
Да, машина, которая варит кофе, называется «кофеварка». Еще есть специальный сосуд для варки кофе – «турка», это специальная кастрюлька с узким горлышком и толстым дном.
Кофе бывает не только молотым, но и растворимым (показать банку с кофе). Такой кофе не надо варить, а можно просто залить водой (заливаю горячей водой ложку растворимого кофе).
Воспитатель: Что можно добавить в кофе, чтобы он стал вкуснее? (молоко, сахар, шоколад, мороженое)
В кофейне работает специальный человек, который готовит кофе, называется «бариста». Он знает много способов заваривания кофе с разными добавками.
Вот мы с вами и познакомились с кофе. А сейчас поможем Буратино запомнить, как приготовить вкусный, ароматный напиток для папы Карло и подарим ему эту схему:
Кофейные зерна→измельчить в кофемолке→залить водой
Сварить в турке или в кофеварке
или взять гранулированный кофе и залить горячей водой.
Мы сегодня с вами были исследователями и выяснили, что лучше заваривается измельченный кофе, а теперь будем юными художниками. И сейчас я предлагаю вам посетить галерею, виртуальную выставку картин, написанных кофейным напитком. Посмотрите на прекрасные картины (на слайде).
— Ребята, кофе главный элемент сегодняшнего занятия и, оказывается, кофе можно не только пить, но и рисовать им. Благодаря обжарке кофейные зерна приобретают коричневый цвет, раствором которого можно рисовать.
Мне Буратино также сообщил, что скоро в сказочной стране будет выставка картин, и он очень хочет стать участником этой выставки вместе с вами.
— Хотите поучаствовать в выставке вместе с Буратино?
Выставка будет на тему «Кофе». И я вам предлагаю раскрасить сову при помощи кофейного напитка.
— Прежде чем будем рисовать, я предлагаю вам сделать музыкальную зарядку «Как живешь?».
— Ну что, зарядились хорошим настроением? Очень хорошо, тогда начнем.(садитесь за столы)
— Посмотрите на экран, тут изображена сова, нарисованная кофейным раствором. Перед вами лежат шаблоны совы, которую нужно раскрасить, также у вас на столах есть стакан с водой и с кофейным напитком и кисточки.
Воспитатель: Если вы хотите получить тёмный цвет, то окунаете кисточку в чистый раствор. Если хотите получить светло-коричневый цвет, то предварительно окунаем кисть в воду, а затем в кофейный раствор. (Показываю. Каждому ребенку раздать небольшой лист бумаги для того, чтобы они попробовали провести линии). Ребята, попробуйте на листах провести линии.
Итак, приступаем. Положите шаблон перед собой и возьмите в руку широкую кисточку.
Крылья, голову, клюв и веточку нужно закрасить тёмным цветом. Глаза и грудь, ноги светлым оттенком. Затем, когда все высохнет, на груди прорисовываем темным оттенком перья в виде галочек.
Дети расписывают свою сову самостоятельно под музыку.
Воспитатель: Посмотрите, какие у вас получились замечательные работы (работы выкладываются на столе). Каждый из вас был настоящим мастером. Теперь мы можем отдать ваши работы Буратино. Он очень обрадуется, что станет участником выставки.
Рефлексия
— О чём вы сегодня узнали, что мы сегодня исследовали?
— Что вам больше всего запомнилось?