Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: познакомить детей с историей создания почтовой службы.
— Познакомить детей с историей писем, их формой в разные времена и способах транспортировки почтовых отправлений;
— Уточнить знания детей о разнообразии почтовых отправлений; уточнить знания об обязательном условии оформления почтовых отправлений (наличие адреса);
— Познакомить с видом транспорта, который может использоваться для перевозки почтовых отправлений;
— Познакомиться с сортировкой корреспонденцией;
— Воспитывать желание познавать новое, интересоваться историей возникновения интересующего предмета или явления.
Речевое развитие:
— Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
— Активизировать в речи детей слова, относящиеся к данной профессии: гонец, почтовые голуби, авиапочта, письма, телеграмма, бандероли, открытка, электронная почта, собачьи упряжки, марка, почтовый вагон, сортировка т. д.
— Развивать диалогическую речь в процессе беседы по содержанию стихотворения;
— Развивать умения чувствовать выразительность языка стихотворения. Помочь понять содержание стихотворения, смысл, заключенный в названии стихотворения.
Социально-коммуникативное развитие:
— Расширять представление детей о профессии «почтальон» и о почтовой службе, о необходимости и пользе труда почтальона;
— Воспитывать интерес к профессиям взрослых людей, и понимание значимости труда.
— Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь.
Физическое развитие: развивать координацию движений, мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики, физминуток, согласовывать слова с движениями.
Материалы и оборудование: проектор, слайды, презентация «История почты», д/и «Какая почта», стихотворения С.Я. Маршака «Почта».
Предварительная работа: беседа с детьми о профессии их родителей; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты: сформированы представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, о различных видах техники, облегчающей выполнения трудовых функций человека.
Словарная работа: гонец, почтовые голуби, авиапочта, письма, телеграмма, бандероли, открытка, электронная почта, собачьи упряжки, марка, почтовый вагон, сортировка.
— Сегодня мы с вами отправимся в очень необычное путешествие. Куда будет наше путешествие, вы можете определить по отрывку из стихотворения
С.Я. Маршака «Почта».
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
— Да, ребята, вы правы. Сегодня мы с вами будем говорить об истории почты, о том, как люди в древности, в старину и в наше время могли передавать сообщения, новости.
— Представьте, что мы оказались с вами в те времена, когда жили древние люди. Они охотились на мамонтов, жили в пещерах. Они не умели писать, у них не было телефона. Как же они обменивались новостями? Они посылали человека (гонца) с устными сообщениями. На пути гонца было много опасностей. Да много времени он был в пути.
— Прошло время, когда люди охотились на мамонтов и рисовали послания на стенах пещер и шкурах животных. Люди научились писать.
Люди стали чаще обмениваться сообщениями, писать письма. И в России появилась специальная почтовая служба. Туда шли работать смелые и сильные люди. Им приходилось преодолевать очень большие расстояния на лошадях.
— Но, как быстры бы не были кони, письма и послания шли долго. Да еще и разбойники поджидали их по дороге. Поэтому письма не всегда доходили до адресата.
Еще люди использовали голубей для передачи сообщений. К ним привязывали листочек с сообщением и отпускали. Голуби всегда находили дорогу домой. Это почтовые голуби.
А на севере почту доставляли на собачьих упряжках. А туда ее доставляют на вертолете.
Но шло время. И отправить письмо стало намного проще и быстрее. Появились новые средства связи. Это самолет, поезд.
Самолет – авиапочта.
Поезд – почтовый вагон.
С помощью почтовой службы, люди отправляют друг другу письма, открытки, посылки, бандероли, телеграммы.
Сейчас есть и электронная почта. Быстро отправить письмо можно с помощью компьютера.
— Но чтобы письмо дошло до адресата, мы должны наклеить на него марку.
Марка – это проездной билет для письма. И обязательно должны написать адрес и фамилию человека, которому отправляем письмо, телеграмму, бандероль или посылку.
Все газеты, журналы, письма привозят на почту на машине. И прежде чем разнести все по домам, газеты, журналы, письма и открытки надо разложить вот так (показывает): газеты к газетам, журналы к журналам, открытки к открыткам, а вот в эту стопочку – письма. Все это разносит почтальон. Он кладет газеты, письма и журналы и разносит по адресам. А чтобы получить бандероль или посылку, мы должны сами идти на почту.
— Ребята, а как вы думаете, как почтальоны узнают, какую газету в чей почтовый ящик положить?
Дети: высказывают свои предположения.
С помощью наводящих вопросов подводит рассуждения детей к тому, что на каждой газете, журнале и письме есть адрес: город, улица, номер дома и квартиры.
Физминутка «Почтовый ящик»
На скамейку я встаю, Поднимаются на носочки и тянутся
Еле ящик достаю. за руками вверх.
Открываю ящик «Открывают»,
Голубой, блестящий.
Посыпались из ящика Приседают – встают с вытянутыми
Письма настоящие. руками.
– Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен (что?)…(Почтовый вагон).
– Чтобы отправить письмо авиапочтой, нужен (что?)…(Самолет).
– Чтобы отправить письмо голубиной почтой, нужен (кто?)…(Голубь).
– Чтобы отправить письмо электронной почтой нужен (что?)…(Компьютер).
– Чтобы отправить письмо на север, нужны (что?)…(Собачьи упряжки, вертолет).
– Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, какой почты сейчас нет? (Голубиной).
Я оранжевый вагон,
Очень добрый почтальон.
Телеграммы есть для Коли,
Для его подруги Оли.
– Эта телеграмма для Оли. Это чья телеграмма? (Это Олина телеграмма)
– Эта телеграмма для Коли. Это чья телеграмма? (Это Колина телеграмма)
Игра «Что делает? Что делают?»
– Ребята, сейчас мы с вами расскажем, что можно сделать с бандеролями, письмами и посылками.
– Ваня письмо отправляет, а дети письма (что делают?)…(Отправляют).
– Почтальон телеграммы разносит, а почтальоны телеграммы (что делают?)…(Разносят).
– Мама марку на конверт наклеивает, а мамы марки на конверты (что делают?)…(Наклеивают).
– Дедушка бандероль получает, а дедушки бандероли (что делают?)…(Получают).
Маша поздравительную открытку рисует, дети поздравительные открытки (что делают?) … (Рисуют).
Мальчик письмо в почтовый ящик опускает, а мальчики письма в почтовые ящики (что делают?)…( Опускают).
– Чьи истории мы сегодня слушали? Что может быть почтовым?
– Что нужно не забывать делать в праздники, дни рождения и когда наши родные и друзья находятся далеко? (Присылать поздравительные открытки и письма.)