Цель: – расширять и обогащать представления детей о свойствах природных полезных ископаемых: песка и глины.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Дать детям знания об образовании песка и глины в природе. Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, посуда, игрушки).
Развивающие:
Формировать умение делать простейшие умозаключения, сравнивать, анализировать, обобщать, и делать выводы.
Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности ребёнка. Учить работать в парах. Развивать сенсорные ощущения.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность; интерес к явлениям неживой природы.
Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, частички, пластичная, исследование, эксперимент, лаборатория, влажный, впитывается, глиняный.
Материалы и оборудование: Песок, глина, увеличительные стекла, воронки, ложечки, деревянные палочки, песочные часы, трубочки для коктейля, стаканчики, тарелочки, мерные стаканчики, вода, ракушки, шишки, пуговицы, формочки для оттисков, картинки с изображением песка и глины, картинка с изображением песочной бури, схема-картинка, Д/И «Что делают из песка и глины?».
Ход:
I Вступительная часть.
Создание эмоционального настроения:
«В мире много интересного
В мире много неизвестного
Всё хотим на свете знать
Тайны мира раскрывать».
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам раскрыть еще не одну удивительную тайну мира, а для этого нам с вами нужно стать юными учеными и заняться увлекательными опытами и исследованиями в нашей научной лаборатории. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Но для начала поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями, они тоже ученные, многое знают, и сегодня они будут наблюдать, за тем, как мы с вами будем проводить опыты, а если нужно, в любой момент окажут нам помощь. Договорились?
Воспитатель: Но прежде чем мы попадём в научно- исследовательскую лабораторию ответьте мне, пожалуйста, на очень важные вопросы:
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Это место где проводят опыты, исследования.
Воспитатель: Как называют людей, которые работают в ней?
Дети: Лаборанты, исследователи, учёные.
Воспитатель: Как называются основные приборы и оборудование, которые нужны для проведения опытов, экспериментов?
Дети: Микроскоп, увеличительное стекло, колбы, пробирки, пинцеты, штатив, воронки и многое другое.
Воспитатель: Молодцы, юные исследователи! Правильно вы сказали, что в лаборатории проводят опыты, а работают там ученные, лаборанты и исследователи. Они в лабораториях делают разные открытия, создают что-то новое, неизвестное ранее, полезное для людей и окружающей природы например: создают новое лекарство, наблюдают за изменениями в климате, создают новые виды растений и т. д.
Воспитатель: А сейчас пришло время приступить к практической деятельности. Занимайте свои рабочие места в научной лаборатории.
(дети проходят и садятся за рабочие столы)
Следить за осанкой детей!
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы начать нашу практическую деятельность и наша с вами работа была успешной и продуктивной я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лаборатории: а поможет нам схема-картинка.
Что можно и что нельзя делать в лаборатории? (Ответы детей с сопровождением схемы).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:
«Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
Кто догадался, ответ дай, дружок…
Это сыпучий и жёлтый?» (Песок)
Воспитатель: О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке. (Изображение песка на картинке)
Воспитатель: А вот еще одна загадка, послушайте:
«Ее встретишь на дороге,
И увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу». (Глина)
Воспитатель: Конечно, ребята, это глина. (Изображение на картинке)
Воспитатель: А что такое песок и глина?
Дети: Полезные ископаемые.
Воспитатель: Знаете ли вы, откуда берутся песок и глина? Хотите узнать? Тогда слушайте.
(рассказ ребенка)
«Песок и глина – это самые распространённые на Земле полезные ископаемые. Они образовываются в результате разрушения скал и гор. Ветер, дождь и солнце со временем разрушают горы и превращают их во множество песчинок, из которых и состоят песок и глина».
II Практическая часть.
Воспитатель: Вы сейчас с помощью рассказа Насти узнали, как в природе образуются песок и глина. А чем они отличаются друг от друга? Хотите узнать?
Во время проведения опытов нам будут помогать две необычные помощницы (на доске появляются изображения «Песчинки» и «Глинки»).
«Посмотрите две частички
А похожи как сестрички,
И хоть малы они на вид
Вклад в природу их велик!
Вот Песчинка, а вот Глинка-
Частички глины и песка.
Опыты мы проведём
Все их свойства назовём».
Исследователи, приступаем к работе!
Воспитатель: На столах находится всё необходимое для работы оборудование. Итак, приступаем к первому исследованию.
1 опыт.
Цель: Легко ли, сыпется песок? Пересыпается ли глина?
Нам понадобятся: Стаканчики, песок, глина, деревянные палочки.
Возьмите стаканчик с песком и аккуратно пересыпьте его в другой стаканчик.
Легко ли, сыпется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: Значит песок, какой?
Дети: Рыхлый, сыпучий (мнемокарточка – вывешивается на доску.)
Воспитатель: А теперь попробуем пересыпать во второй стаканчик глину. Пересыпается ли глина?
Дети: Нет. Глина выпадает.
Воспитатель: Что легче сыпется в стакан через воронку – песок или глина?
Дети: Песок. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песок. (мнемокарточка – вывешивается на доску)
Вывод: Верно, песок – сыпучий и его движение напоминает движение воды в отличие от глины, которая не сыпучая (если и сыплется, то комочками).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Переходим к следующему исследованию.
Далее, Возьмем палочку и попробуем опустить её поочерёдно в стакан с песком и с глиной. Во что легче поместить палочку? (Ответы детей)
Почему в глину трудно входит палочка?
Дети: Глина твердая, её частички крепко держат друг друга. А вот в песок палочку воткнуть очень легко.
Воспитатель: Почему?
Дети: Палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга.
Вывод: Песок рыхлый, а глина твердая.
Опыт 2.
Цель: Из чего состоит песок, глина?
Для проведения этого опыта нам понадобятся: увеличительное стекло и тарелочки с глиной и песком.
Воспитатель: Давайте с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из маленьких камешков ‒ песчинок). Как выглядят песчинки?
Дети: Они очень маленькие, круглые.
Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они отличаются?
Дети: Различаются по цвету, форме, размеру. (мнемокарточка вывешивается на доску)
Воспитатель: Рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, а в глине?
Дети: Слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Глина чем-то похожа на пластилин. (мнемокарточка вывешивается на доску)
Вывод: Песок состоит из маленьких песчинок – камешков, которые имеют преимущественно желтоватую окраску, разной формы и размеров и никак не скреплены друг с другом, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, образуя комочки. Воспитатель: Ребята, используя такое свойство песка, как сыпучесть, я предлагаю вам немного поиграть и устроить «Бурю в стакан». Согласны?
Опыт 3. «Буря в стакане».
Цель: Может ли перемещаться песок и глина?
Для проведения следующего опыта нам понадобятся: Закрытые стаканы с песком, с глиной, трубочки.
Возьмите стакан с песком, в крышку которого вставлена пластмассовая трубочка. Через нее с силой вдуваем в стакан воздух.
Воспитатель: Что создаётся внутри?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Внутри создается ветер. (Звучит музыка, шум ветра)
Воспитатель: Что происходит с песчинками?
Дети: Они быстро перемещаются.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они легкие и никак не скреплены друг с другом.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать бурю в стаканчике с глиной. Получается?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Глина тяжелая.
В ходе игры еще раз подтвердили вывод: песок – сыпучий, с помощью ветра легко перемещается в пространстве, в отличие от глины, которая не сыпучая, тяжелая.
Воспитатель: Ребята, Песчинка интересуется, может ли песок работать вместо часов и определять, сколько времени прошло? (ответы детей)
Воспитатель: Что у меня в руках, кто знает?
Дети: Песочные часы.
Воспитатель: Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, проходит 1 минута. (Демонстрирую) А есть еще часы, в которых песок пересыпается за 3, и за 5 минут.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нельзя?
Дети: Потому что глина не сыпется.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам пройти в другой зал нашей научной лаборатории — немного отдохнуть и размяться. А теперь давайте сами попробуем превратиться в песок и глину. Поможет нам музыка.
Физминутка:
«Вокруг себя вы повернитесь и в песчинки превратитесь.
Дунул сильный ветерок, натворил переполох.
Легкие песчинки — поднял как пушинки (Прыгают)
И закружил легко. (Кружатся)
Но ветер вдруг угомонился. Песок на землю опустился…
Песчинки разом приземлились, тихо плавно опустились…
Вокруг себя повернитесь и в глину дружно превратитесь.
Разгулялся ветерок, поднял вновь переполох,
Но глины толстые куски,
Не поднять ему никак, трудно их перемещать…
Будем дружненько стоять. Ветру трудно нас поднять…».
Воспитатель: Молодцы, проходите на свои места.
Продолжаем наши исследования. А теперь давайте попробуем подружить глину и песок с водой.
Опыт 4.
Цель: Что быстрее пропустят воду через себя песок или глина?
Нам понадобятся: Мерные стаканчики с водой, стаканчики, воронки с песком и глиной.
Воспитатель: Мы сейчас будем через воронки с песком и глиной одновременно наливать воду. Чтобы получилось одновременно, будем работать в парах. Поставьте перед собой стаканчики с воронками и мерные стаканчики с водой. Один из лаборантов будет наливать воду в воронку с песком, второй — с глиной. Нужно быть очень внимательными и следить, что: глина или песок быстрее пропустят воду через себя? (Звучит музыка как фон)
Воспитатель: Кто был самый внимательный? Что увидели?
Вывод: Вода быстрее пробегает сквозь песок, просачивается между песчинками и стекает на дно стакана. (мнемокарточка вывешивается на доску)
Глина же не пускает воду: ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них. Вода дольше остается на поверхности воронки и капает медленней.
Песок быстрей пропускает воду, а глина медленней.
Воспитатель: Ребята, для проведения следующего опыта-исследования я хотела бы рассказать, какое очень важное свойство объединяет глину и пластилин? Это пластичность.
Используя это свойство глины можно создавать глиняные игрушки, посуду. А еще на глине, используя ее пластичность можно оставлять различные оттиски.
Игра «Оттиски на глине».
Предлагаются ракушки, шишки, пуговицы, различные формочки.
Воспитатель: Итак, ребята мы провели с вами ряд опытов с глиной и песком. Как вы думаете песок или глина нужней для природы? (Ответы детей).
Воспитатель: В природе песок с глиной дружат. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве. Это очень важно для роста и развития растений. А значит, глина и песок полезны для природы одинаково.
Блиц-опрос у гостей-знатоков: «Как люди используют в своей жизнедеятельности песок и глину»?
Предполагаемые ответы знатоков-гостей: Летом лежа на песке или гуляя босиком, мы лечимся. Горячий песок отдает тепло нашему организму – это способствует лечению многих болезней, массажирует наши стопы ног. Из песка можно делать разные постройки. Но и в хозяйстве он тоже пригодится: песок добавляют в цемент, когда хотят построить дом. В природе песок служит как фильтр для воды. А еще песком можно отсчитывать время. Люди изобрели песочные часы. Глиной тоже можно лечиться, строить дома, ведь из глины делают кирпичи, керамическую плитку. Из глины делают народные глиняные игрушки, посуду.
Д/и «Что делают из песка и глины»? (карточки)
Воспитатель: Ребята, а где в природе можно встретить песок и глину?
Дети: В земле, почве.
Итог работы: Что на занятии для вас оказалось самым интересным? Что нового узнали, чего раньше не знали?