Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Изучение качеств и свойств песка и глины» (исследовательская деятельность)


Автор: Елена Владимировна Зиганшина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Должность: воспитатель


Цель: расширять и обогащать представления детей о свойствах природных полезных ископаемых: песка и глины.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Дать детям знания об образовании песка и глины в природе. Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, посуда, игрушки).

Развивающие:

Формировать умение делать простейшие умозаключения, сравнивать, анализировать, обобщать, и делать выводы.

Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности ребёнка. Учить работать в парах. Развивать сенсорные ощущения.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность; интерес к явлениям неживой природы.

Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, частички, пластичная, исследование, эксперимент, лаборатория, влажный, впитывается, глиняный.

Материалы и оборудование: Песок, глина, увеличительные стекла, воронки, ложечки, деревянные палочки, песочные часы, трубочки для коктейля, стаканчики, тарелочки, мерные стаканчики, вода, ракушки, шишки, пуговицы, формочки для оттисков, картинки с изображением песка и глины, картинка с изображением песочной бури, схема-картинка, Д/И «Что делают из песка и глины?».

Ход:

I Вступительная часть.

Создание эмоционального настроения:

«В мире много интересного

В мире много неизвестного

Всё хотим на свете знать

Тайны мира раскрывать».

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам раскрыть еще не одну удивительную тайну мира, а для этого нам с вами нужно стать юными учеными и заняться увлекательными опытами и исследованиями в нашей научной лаборатории. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Но для начала поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями, они тоже ученные, многое знают, и сегодня они будут наблюдать, за тем, как мы с вами будем проводить опыты, а если нужно, в любой момент окажут нам помощь. Договорились?

Воспитатель: Но прежде чем мы попадём в научно- исследовательскую лабораторию ответьте мне, пожалуйста, на очень важные вопросы:

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это место где проводят опыты, исследования.

Воспитатель: Как называют людей, которые работают в ней?

Дети: Лаборанты, исследователи, учёные.

Воспитатель: Как называются основные приборы и оборудование, которые нужны для проведения опытов, экспериментов?

Дети: Микроскоп, увеличительное стекло, колбы, пробирки, пинцеты, штатив, воронки и многое другое.

Воспитатель: Молодцы, юные исследователи! Правильно вы сказали, что в лаборатории проводят опыты, а работают там ученные, лаборанты и исследователи. Они в лабораториях делают разные открытия, создают что-то новое, неизвестное ранее, полезное для людей и окружающей природы например: создают новое лекарство, наблюдают за изменениями в климате, создают новые виды растений и т. д.

Воспитатель: А сейчас пришло время приступить к практической деятельности. Занимайте свои рабочие места в научной лаборатории.

(дети проходят и садятся за рабочие столы)

Следить за осанкой детей!

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы начать нашу практическую деятельность и наша с вами работа была успешной и продуктивной я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лаборатории: а поможет нам схема-картинка.

Что можно и что нельзя делать в лаборатории? (Ответы детей с сопровождением схемы).

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

Кто догадался, ответ дай, дружок…

Это сыпучий и жёлтый?» (Песок)

Воспитатель: О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке. (Изображение песка на картинке)

Воспитатель: А вот еще одна загадка, послушайте:

«Ее встретишь на дороге,

И увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу». (Глина)

Воспитатель: Конечно, ребята, это глина. (Изображение на картинке)

Воспитатель: А что такое песок и глина?

Дети: Полезные ископаемые.

Воспитатель: Знаете ли вы, откуда берутся песок и глина? Хотите узнать? Тогда слушайте.

(рассказ ребенка)

«Песок и глина – это самые распространённые на Земле полезные ископаемые. Они образовываются в результате разрушения скал и гор. Ветер, дождь и солнце со временем разрушают горы и превращают их во множество песчинок, из которых и состоят песок и глина».

II Практическая часть.

Воспитатель: Вы сейчас с помощью рассказа Насти узнали, как в природе образуются песок и глина. А чем они отличаются друг от друга? Хотите узнать?

Во время проведения опытов нам будут помогать две необычные помощницы (на доске появляются изображения «Песчинки» и «Глинки»).

«Посмотрите две частички

А похожи как сестрички,

И хоть малы они на вид

Вклад в природу их велик!

Вот Песчинка, а вот Глинка-

Частички глины и песка.

Опыты мы проведём

Все их свойства назовём».

Исследователи, приступаем к работе!

Воспитатель: На столах находится всё необходимое для работы оборудование. Итак, приступаем к первому исследованию.

1 опыт.

Цель: Легко ли, сыпется песок? Пересыпается ли глина?

Нам понадобятся: Стаканчики, песок, глина, деревянные палочки.

Возьмите стаканчик с песком и аккуратно пересыпьте его в другой стаканчик.

Легко ли, сыпется песок?

Дети: Легко.

Воспитатель: Значит песок, какой?

Дети: Рыхлый, сыпучий (мнемокарточка – вывешивается на доску.)

Воспитатель: А теперь попробуем пересыпать во второй стаканчик глину. Пересыпается ли глина?

Дети: Нет. Глина выпадает.

Воспитатель: Что легче сыпется в стакан через воронку – песок или глина?

Дети: Песок. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песок. (мнемокарточка – вывешивается на доску)

Вывод: Верно, песок – сыпучий и его движение напоминает движение воды в отличие от глины, которая не сыпучая (если и сыплется, то комочками).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Переходим к следующему исследованию.

Далее, Возьмем палочку и попробуем опустить её поочерёдно в стакан с песком и с глиной. Во что легче поместить палочку? (Ответы детей)

Почему в глину трудно входит палочка?

Дети: Глина твердая, её частички крепко держат друг друга. А вот в песок палочку воткнуть очень легко.

Воспитатель: Почему?

Дети: Палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга. 

Вывод: Песок рыхлый, а глина твердая.

Опыт 2.

Цель: Из чего состоит песок, глина?

Для проведения этого опыта нам понадобятся: увеличительное стекло и тарелочки с глиной и песком.

Воспитатель: Давайте с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из маленьких камешков песчинок). Как выглядят песчинки?

Дети: Они очень маленькие, круглые.

Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они отличаются?

Дети: Различаются по цвету, форме, размеру. (мнемокарточка вывешивается на доску)

Воспитатель: Рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, а в глине?

Дети: Слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Глина чем-то похожа на пластилин. (мнемокарточка вывешивается на доску)

Вывод: Песок состоит из маленьких песчинок камешков, которые имеют преимущественно желтоватую окраску, разной формы и размеров и никак не скреплены друг с другом, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, образуя комочки. Воспитатель: Ребята, используя такое свойство песка, как сыпучесть, я предлагаю вам немного поиграть и устроить «Бурю в стакан». Согласны?

Опыт 3. «Буря в стакане».

Цель: Может ли перемещаться песок и глина?

Для проведения следующего опыта нам понадобятся: Закрытые стаканы с песком, с глиной, трубочки.

Возьмите стакан с песком, в крышку которого вставлена пластмассовая трубочка. Через нее с силой вдуваем в стакан воздух.

Воспитатель: Что создаётся внутри?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Внутри создается ветер. (Звучит музыка, шум ветра)

Воспитатель: Что происходит с песчинками?

Дети: Они быстро перемещаются.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они легкие и никак не скреплены друг с другом.

Воспитатель: Давайте попробуем сделать бурю в стаканчике с глиной. Получается?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Глина тяжелая.

В ходе игры еще раз подтвердили вывод: песок – сыпучий, с помощью ветра легко перемещается в пространстве, в отличие от глины, которая не сыпучая, тяжелая.

Воспитатель: Ребята, Песчинка интересуется, может ли песок работать вместо часов и определять, сколько времени прошло? (ответы детей)

Воспитатель: Что у меня в руках, кто знает?

Дети: Песочные часы.

Воспитатель: Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, проходит 1 минута. (Демонстрирую) А есть еще часы, в которых песок пересыпается за 3, и за 5 минут.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему нельзя?

Дети: Потому что глина не сыпется.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам пройти в другой зал нашей научной лаборатории — немного отдохнуть и размяться. А теперь давайте сами попробуем превратиться в песок и глину. Поможет нам музыка.

Физминутка:

«Вокруг себя вы повернитесь и в песчинки превратитесь.

Дунул сильный ветерок, натворил переполох.

Легкие песчинки — поднял как пушинки (Прыгают)

И закружил легко. (Кружатся)

Но ветер вдруг угомонился. Песок на землю опустился…

Песчинки разом приземлились, тихо плавно опустились…

Вокруг себя повернитесь и в глину дружно превратитесь.

Разгулялся ветерок, поднял вновь переполох,

Но глины толстые куски,

Не поднять ему никак, трудно их перемещать…

Будем дружненько стоять. Ветру трудно нас поднять…».

Воспитатель: Молодцы, проходите на свои места.

Продолжаем наши исследования. А теперь давайте попробуем подружить глину и песок с водой.

Опыт 4.

Цель: Что быстрее пропустят воду через себя песок или глина?

Нам понадобятся: Мерные стаканчики с водой, стаканчики, воронки с песком и глиной.

Воспитатель: Мы сейчас будем через воронки с песком и глиной одновременно наливать воду. Чтобы получилось одновременно, будем работать в парах. Поставьте перед собой стаканчики с воронками и мерные стаканчики с водой. Один из лаборантов будет наливать воду в воронку с песком, второй — с глиной. Нужно быть очень внимательными и следить, что: глина или песок быстрее пропустят воду через себя? (Звучит музыка как фон)

Воспитатель: Кто был самый внимательный? Что увидели?

Вывод: Вода быстрее пробегает сквозь песок, просачивается между песчинками и стекает на дно стакана. (мнемокарточка вывешивается на доску)

Глина же не пускает воду: ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них. Вода дольше остается на поверхности воронки и капает медленней.

Песок быстрей пропускает воду, а глина медленней.

Воспитатель: Ребята, для проведения следующего опыта-исследования я хотела бы рассказать, какое очень важное свойство объединяет глину и пластилин? Это пластичность.

Используя это свойство глины можно создавать глиняные игрушки, посуду. А еще на глине, используя ее пластичность можно оставлять различные оттиски.

Игра «Оттиски на глине».

Предлагаются ракушки, шишки, пуговицы, различные формочки.

Воспитатель: Итак, ребята мы провели с вами ряд опытов с глиной и песком. Как вы думаете песок или глина нужней для природы? (Ответы детей).

Воспитатель: В природе песок с глиной дружат. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве. Это очень важно для роста и развития растений. А значит, глина и песок полезны для природы одинаково.

Блиц-опрос у гостей-знатоков: «Как люди используют в своей жизнедеятельности песок и глину»?

Предполагаемые ответы знатоков-гостей: Летом лежа на песке или гуляя босиком, мы лечимся. Горячий песок отдает тепло нашему организму – это способствует лечению многих болезней, массажирует наши стопы ног. Из песка можно делать разные постройки. Но и в хозяйстве он тоже пригодится: песок добавляют в цемент, когда хотят построить дом. В природе песок служит как фильтр для воды. А еще песком можно отсчитывать время. Люди изобрели песочные часы. Глиной тоже можно лечиться, строить дома, ведь из глины делают кирпичи, керамическую плитку. Из глины делают народные глиняные игрушки, посуду.

Д/и «Что делают из песка и глины»? (карточки)

Воспитатель: Ребята, а где в природе можно встретить песок и глину?

Дети: В земле, почве.

Итог работы: Что на занятии для вас оказалось самым интересным? Что нового узнали, чего раньше не знали?