Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, об ее основных особенностях. Учить детей пользоваться средствами мнемотехники при заучивании стихотворений.
Обучающие: Расширить и закрепить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно. Учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивающие: Развивать способность к наблюдению, мышлению, речи, воображению. Помочь детям понять содержание стихотворения и запомнить его с опорой на план — схему.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение договариваться и работать как сообща, так и выполнять её самостоятельно.
Материалы: Ноутбук, проектор, презентация «Зима», магнитофон, аудиозапись стихотворения И. В. Сурикова «Зима».
Ход НОД
I. Организационный момент.
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки беритесь,
Улыбаться нам не лень,
Дружно скажем: «Добрый день!»
II. Вводная часть.
Ребята, к нам сегодня пришло письмо, а вот и оно. А для того, чтобы узнать от кого оно, надо отгадать загадку:
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня… (Зима)
Сейчас я вам прочитаю, что она написала:
«Дорогие ребята! Я слышала, что вы очень хорошие и умные дети. Поэтому прошу вас выполнить задания, которые вам прислала вместе с подружками-снежинками, а когда вы все задания выполните. То получите от нас подарочки. Ваша Зима»
Ребята, будем выполнять задания? (Ответы детей)
III. Основная часть.
Ну вот первое задание: Ребята, вам нужно назвать зимние месяцы (декабрь, январь, февраль.)
Показ презентации «Зима»
А вот и следующее задание: здесь задание такое: нам нужно сказать предложение наоборот. Я буду кидать вам мяч и говорить начало фразы, а вы мне эту фразу продолжаете, подбирая противоположные слова по смыслу.
Летом дни жаркие, а зимой холодные;
Летом день длинный, а зимой короткий;
Летом катаются на роликах, а зимой на коньках;
Летом небо светлое, а зимой серое;
Осенью листопад, а зимой снегопад;
Снег мягкий, а лед твердый.
А сейчас зима предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я начну –вы продолжайте, дружно хором отвечайте. (с показом ответов на экране)
Тихо, тихо как во сне падает на землю … снег;
С неба все летят пушинки серебристые …снежинки;
На деревья, на лужок тихо падает …снежок;
Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад;
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки;
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.
Ребята, а давайте слепим снеговика.
Физминутка «Снег руками нагребаем»
А это зима дала намсамое сложное задание. В этих картинках зашифровано стихотворение (показываю мнемотаблицу), которое вам надо выучить. Давайте назовём, что нарисовано на этих картинках. (Дети называют то, что нарисовано на картинках).
Ребята, внимательно послушайте стихотворение, называется «Зима», его написал поэт Иван Захарович Суриков, посмотрите на экран. (портрет И. Сурикова).
Прослушивание стихотворения в аудиозаписи.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо, падает, ложиться.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
Ребята, вам понравилось это стихотворение? (Ответы детей).
— О чем это стихотворение? (о «Зиме»).
— Какой снег в воздухе кружится? (белый снег, пушистый).
— Как заснул тёмный лес? (крепко, непробудно).
— Какими стали дни? (короткие – короче).
— А что говорится про зимнее солнце? (солнце светит мало).
— Что случилось, когда настала зима? (вот пришли морозы).
Послушайте ещё раз стихотворение и сравните с картинками в таблице и постарайтесь его запомнить. (Воспитатель читает стихотворение, показывая мнемотаблицу).
Ребята, а теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение с опорой на таблицы. (Читаем по таблице хором два раза).
Сейчас поиграем в игру, которая называется «Продолжить»
У меня есть волшебная палочка, на кого она укажет, тот ребенок продолжает стихотворение.
Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете.
Белый снег /пушистый в воздухе кружится/
И на землю /тихо, падает, ложиться. /
И под утро /снегом поле забелело,/
Точно пеленою/ всё его одело. /
Тёмный лес, /что шапкой/
Принакрылся/ чудной/
И заснул/ под нею/Крепко, /непробудно. /
Стали дни/ короче,/
Солнце/ светит мало,/
Вот пришли/ морозцы-/
И/ зима настала. /
Ребята, а кто хочет сам рассказать стихотворение? (Дети по желанию рассказывают стихотворение).
IV. Рефлексия.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы. Так, о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме).
-Кто написал стихотворение «Зима»? (И. Суриков)
-Что помогло нам запомнить стихотворение? (схемы).
-Ребята, вы вечером дома, обязательно, расскажите стихотворение Ивана Сурикова «Зима» и нарисуйте картинки к нему.
А зима за то, что вы отлично занимались, правильно выполняли все ее задания, дарит вам раскраски