Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебные свойства магнита»


Автор: Елена Владимировна Зиганшина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Должность: воспитатель


Цель: расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах.

Задачи:

  • Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества.

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

  • Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию

  • Самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»

Методические приёмы:

— демонстрация опытов воспитателем;

— объяснение воспитателя;

— фронтальный опыт детей;

— индивидуальная работа с детьми;

— подведение итогов занятия;

Оборудование и материалы:

магниты (каждому ребёнку); различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки); лоскутки ткани, меха; предметы из резины, пластмассы; штатив с гвоздём, висящим на нитке; картон (на каждого ребёнка); железные опилки; подковообразный магнит.

Словарная работа: лаборатория, учёные, магнит, железо, штатив, притяжение, опыт, железные опилки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном месте – в лаборатории учёных. И этими учёными будете вы. Как ведут себя учёные в лаборатории?

Дети: Тихо, внимательно, аккуратно.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим предметом. (показываю) Кто знает, как он называется?

Дети: магнит.

Воспитатель: Магнит обладает очень интересными свойствами. Кто знает, какими?

Дети: притягивает к себе железные предметы.

Воспитатель: Какой магнит на ощупь(даю потрогать)

Дети: холодный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: А теперь посмотрите на мой стол.

— Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.

— Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит?

— Давайте проверим. Нитка с гвоздём отклонилась.

— Почему это произошло?

Дети: магнит притягивает к себе гвоздь.

Воспитатель: А из какого материала изготовлен гвоздь?

Дети: из железа.

Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?

Дети: магнит притягивает к себе железо.

Воспитатель: А теперь займите свои рабочие места и будем проводить опыт.

Возьмите лист картона, положите на него скрепки, а снизу к нему поднесите магнит и двигайте им в разных направлениях.

— Что происходит со скрепками?

Дети: они соединились и двигаются.

Воспитатель: Почему двигаются скрепки?

Дети: они притягиваются магнитом.

Воспитатель: На что похоже движение скрепок?

Дети: на движение вагонов паровоза.

Воспитатель: А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит.

Дети: скрепки не двигаются.

Воспитатель: Почему не двигаются скрепки?

Дети: потому, что стол толще, чем картон.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы.

Воспитатель: Сейчас переходим к следующему эксперименту.

Опыт «Притягивает – не притягивает»

— Перед вами находятся подносы с различными предметами из разного материала и у каждого есть свой магнит.

— По очереди подносите магнит к предметам.

— Те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы, что не притянутся – справа.

— А я пойду, посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории тишина.

— Молодцы, справились с заданием.

— А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту.

(индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: А на какие предметы не действует сила магнита?

— Из какого материала они сделаны?

(индивидуальные ответы детей)

— Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?

Дети: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, ткань, мех.

Воспитатель: Теперь продолжим эксперименты с магнитом.

Опыт «Магнитная цепочка»

— Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась.

— Подношу вторую, она то — же притянулась. Теперь – третью.

— Образовалась цепочка из скрепок.

— Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит.

— Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.

— Проделайте этот опыт самостоятельно.

— Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт.

— Вы сейчас учёные, а они работают аккуратно и помогают друг другу.

— Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом.

— Почему скрепки не рассыпались?

Дети: они намагнитились.

Воспитатель: Делаем вывод: под действием магнита, железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

— А сейчас мы быстро встанем. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

«В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу с воскресеньем

Целый день я отдыхал».

Воспитатель: Посмотрите ещё один опыт с магнитом.

Опыт «Соберем опилки»

— Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.

— Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются?

Дети: форма, размер, количество опилок.

Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила.

Опыт «Попробуй, соедини»

Воспитатель: Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются?

Дети: величина и цвет.

Воспитатель: Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет.

— Попробуйте соединить магниты синими концами.

— Что вы чувствуете?

Дети: магниты отталкиваются, не соединяются.

Воспитатель: Сейчас соедините красными концами. Что происходит?

Дети: то же самое.

Воспитатель: Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.

— Что произошло?

Дети: магниты соединились.

Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?

Дети«магнитная азбука»магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов».

Воспитатель: На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.

А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните.

Итог:

— Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

— Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.

— Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

— Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

— Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята – ученые, а когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше, и опыты будут серьёзнее. Успехов вам!