Цель: расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
Задачи:
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию
Самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Предварительная работа:
Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»
Методические приёмы:
— демонстрация опытов воспитателем;
— объяснение воспитателя;
— фронтальный опыт детей;
— индивидуальная работа с детьми;
— подведение итогов занятия;
Оборудование и материалы:
— магниты (каждому ребёнку); различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки); лоскутки ткани, меха; предметы из резины, пластмассы; штатив с гвоздём, висящим на нитке; картон (на каждого ребёнка); железные опилки; подковообразный магнит.
Словарная работа: лаборатория, учёные, магнит, железо, штатив, притяжение, опыт, железные опилки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном месте – в лаборатории учёных. И этими учёными будете вы. Как ведут себя учёные в лаборатории?
Дети: Тихо, внимательно, аккуратно.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим предметом. (показываю) Кто знает, как он называется?
Дети: магнит.
Воспитатель: Магнит обладает очень интересными свойствами. Кто знает, какими?
Дети: притягивает к себе железные предметы.
Воспитатель: Какой магнит на ощупь? (даю потрогать)
Дети: холодный, гладкий, твёрдый.
Воспитатель: А теперь посмотрите на мой стол.
— Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.
— Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит?
— Давайте проверим. Нитка с гвоздём отклонилась.
— Почему это произошло?
Дети: магнит притягивает к себе гвоздь.
Воспитатель: А из какого материала изготовлен гвоздь?
Дети: из железа.
Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: магнит притягивает к себе железо.
Воспитатель: А теперь займите свои рабочие места и будем проводить опыт.
Возьмите лист картона, положите на него скрепки, а снизу к нему поднесите магнит и двигайте им в разных направлениях.
— Что происходит со скрепками?
Дети: они соединились и двигаются.
Воспитатель: Почему двигаются скрепки?
Дети: они притягиваются магнитом.
Воспитатель: На что похоже движение скрепок?
Дети: на движение вагонов паровоза.
Воспитатель: А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит.
Дети: скрепки не двигаются.
Воспитатель: Почему не двигаются скрепки?
Дети: потому, что стол толще, чем картон.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы.
Воспитатель: Сейчас переходим к следующему эксперименту.
Опыт «Притягивает – не притягивает»
— Перед вами находятся подносы с различными предметами из разного материала и у каждого есть свой магнит.
— По очереди подносите магнит к предметам.
— Те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы, что не притянутся – справа.
— А я пойду, посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории тишина.
— Молодцы, справились с заданием.
— А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту.
(индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: А на какие предметы не действует сила магнита?
— Из какого материала они сделаны?
(индивидуальные ответы детей)
— Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
Дети: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, ткань, мех.
Воспитатель: Теперь продолжим эксперименты с магнитом.
Опыт «Магнитная цепочка»
— Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась.
— Подношу вторую, она то — же притянулась. Теперь – третью.
— Образовалась цепочка из скрепок.
— Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит.
— Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.
— Проделайте этот опыт самостоятельно.
— Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт.
— Вы сейчас учёные, а они работают аккуратно и помогают друг другу.
— Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом.
— Почему скрепки не рассыпались?
Дети: они намагнитились.
Воспитатель: Делаем вывод: под действием магнита, железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
— А сейчас мы быстро встанем. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.
«В понедельник я купался.
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался.
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу с воскресеньем
Целый день я отдыхал».
Воспитатель: Посмотрите ещё один опыт с магнитом.
Опыт «Соберем опилки»
— Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.
— Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются?
Дети: форма, размер, количество опилок.
Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила.
Опыт «Попробуй, соедини»
Воспитатель: Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются?
Дети: величина и цвет.
Воспитатель: Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет.
— Попробуйте соединить магниты синими концами.
— Что вы чувствуете?
Дети: магниты отталкиваются, не соединяются.
Воспитатель: Сейчас соедините красными концами. Что происходит?
Дети: то же самое.
Воспитатель: Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.
— Что произошло?
Дети: магниты соединились.
Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
Дети: «магнитная азбука», магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов».
Воспитатель: На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.
А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните.
Итог:
— Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
— Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.
— Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
— Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.
— Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята – ученые, а когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше, и опыты будут серьёзнее. Успехов вам!