Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Поможем животным Африки»


Автор: Наталья Александровна Ракитина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»
Должность: воспитатель


Цель: Обобщать и закреплять знания детей по теме «Животные жарких стран».

Познавательное развитие: Расширять представления о животных жарких стран, их повадках, образе жизни. Закреплять умение составлять рассказы по мнемотаблице.

Речевое развитие: Обогащать экспрессивную речь детей прилагательными с уменьшительными суффиксами, притяжательными прилагательными, закрепляя названия детенышей животных. Упражнять в образовании прилагательных с противоположным значением. Закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать у детей четкую дикцию, интонационную выразительность речи. Активизировать слова: животное, хищник, слон, тигр, лев, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, хобот, шерсть, добыча, охотиться, бросаться, питаться, сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный.

Социально-коммуникативное развитие: Формировать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в группе, создавать положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности.

Оборудование: Предметные картинки, карточки с силуэтами хищных и травоядных животных, живущих в жарких странах, мнемотаблица, для составления описательной рассказа о животном, Кольцо «Луллия», части животных, карточки с изображением детенышей животных в клетках (от 1 до 5), карта Африки с изображением животных в клетках, загадки о животных жарких стран, мультимедийное оборудование .

Предварительная работа: Просмотр телепередач о животных жарких стран, картинок из альбомов «Живая природа», «В мире животных», изготовление макетов «Животные Африки», чтение рассказа Л. Толстого «Слон», сказки К.И. Чуковского «Телефон».

ХОД НОД:

1. Организационный момент:

Дети входят в зал.

— Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальцы).

— Будем мы сейчас играть: (руки перед грудью, движения руками вверх-вниз)

Смотреть, слушать, размышлять. (прикладывают указательный палец к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

— Но друг другу не мешать. грозят» указательными пальцами)

— Внятно, четко говорить, (показывают указательными пальцами на уголки губ)

— Не вертеться, не шалить. грозят» указательным пальцем.)

— Ребята, к нам в детский сад пришла телеграмма, а чтобы узнать откуда мы с вами должны решить шараду.

Дети подходят к столу, на столе предметные картинки. Им необходимо по первым звукам, определить слово. Внизу каждой картинки стоит цифра, которая обозначает какая буква будет по счету.

— Какое слово у нас получилось? (Африка)

— Да, ребята, телеграмма к нам пришла из Африки от Гиппопотама.

— Гиппопотам просит вас помочь спасти животных Африки, их Бармалей посадил в клетки и выпустит только тогда, когда мы выполним все задания.

— Вы согласны прийти на помощь животным Африки?

— Тогда в путь.

— А на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)

— Вы правильно сказали, но мы с вами отправимся на самолете. В самолет мы сможем сесть с помощью ваших билетов, на которых изображены силуэты животных.

— Вот условие Бармалея.

— Справа сядут те дети у которых на билетах изображены травоядные животные, а слева, те у которых хищные животные.

(Дети занимают места в самолете).

— К полету готовы, значит полетели.

До Африки лететь далеко, давайте поиграем в игру «Назови животных»

Нам с вами нужно перечислить животных жарких стран, которые встречаются в сказке К. Чуковского «Телефон».

Дети перечисляют животных жарких стран которые встречаются в сказке «Телефон».

— Ну вот, пока мы с вами вспоминали, героев сказки наш самолет приземлился в Африке.

Первое задание Бармалея. Отгадай загадки:

Его увидишь – сразу ясно:

Царь зверей – шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг. (Лев)

— Ребята, чем лев отличается от львицы?

(Внешний вид отличается тем, что у льва большая, пушистая грива, у львицы нет.)

В зоопарке, верь, не верь,

Проживает, чудо зверь.

У него рука во лбу так похожа на трубу! (Слон)

— Ребята, а что за рука во лбу? Почему хобот в загадке назвали рукой?

(С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет, переносит очень толстые бревна.)

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу не поплыл,

Всех проглотит…. (Крокодил).

— Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб не горб, амбар!

Еды в них на семь суток! (Верблюд)

— Ребята, вот верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? Движения у верблюда плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

Следующая загадка

Иголок много – а не еж,

Хоть на ежа он не похож.

Колючки у него длинней,

Иголки белые острей.

Он высоко их поднимает-

Так этот зверь врагов пугает.

Колюч и грозен зверь снаружи,

Плоды и листья ест на ужин.

Он в жарких странах лишь живет,

И в зоопарк нас в гости ждет. (Дикообраз)

С первым заданием мы с вами справились, и, смотрите, Бармалей освободил жирафа.

Второе задание Бармалея «Составление описательного рассказа».

— Он хочет, чтобы кто-то из вас составил описательный рассказ про животное жарких стран.

(Двое детей с помощью мнемотаблицы рассказывают о животном).

Ребята, Бармалей не ожидал от вас, что вы так хорошо можете описать животных. Посмотрите, он освободил бегемота.

Куда мы идем дальше, а дальше мы идем на помощь тигру. Мы должны ответить на вопросы Бармалея.

Третье задание Бармалея «Я спрошу, а вы ответьте».

— Я буду задавать вопросы о животных жарких стран, а вы попытайтесь на них ответить.

1. Назовите представителей семейства кошачьих, живущих в жарких странах? (лев, тигр, леопард, гепард)

2. Рост этих животных порой достигает человеческого роста, они двуногие как птицы, передвигаются скачками, как лягушки или кузнечики.

Кто это? (кенгуру)

3. Сколько детенышей бывает у слона? (один)

4. У какого животного огромное тело опирается на огромные ноги «тумбы»? (Бегемот)

— Ребята, а вы знаете, что бегемот проводит в воде всю свою жизнь и покидает водоем, чтобы поесть или позагорать. Его огромное тело опирается на короткие ноги тумбы. В длину тело бегемота достигает 4 метров, а в высоту 1,5 метра. Огромную голову украшают небольшие уши и глаза, которые чаще всего очень добрые. Темно-коричневая толстая кожа, голая, хвост короткий. Есть бегемоты, начинают после заката. Едят любую траву. Чтобы насытиться, бегемотам нужно 50 кг травы. Малыш у бегемотихи рождается весом 40-50 кг. Сейчас бегемоты сохранились только в Африке.

— А теперь, давайте не много разомнемся.

5. У какого животного самое большое в мире яйцо? (У страуса)

6. У какого животного жарких стран иглы держатся на специальной мышце и легко от нее отделяются? Оно вонзает иглы в тело врага с такой силой, словно это стрелы, выпущенные из лука. (Дикообраз)

— И с этим заданием мы с вами справились, он освободил тигра.

Давайте немного с вами разомнемся.

Физминутка « Про зверей».

В Африке жирафы делают вот так! (вытягивают шею вверх)

Цветные попугайчики крылышками « бяк-бяк-бяк». (машут руками).

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп». (Буравчик).

А слонята топают «топ-топ-топ». (Топают)

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп». (Хлопают)

Размялись, и нам пора идти дальше.

— Мы будем освобождать слона. Но какое же задание приготовил Бармалей?

Мы должны придумать новое животное. (Работа с кольцом Луллия)

Четвертое задание: игра «Придумай новое животное»

— Ребята и слона мы с вами выручили. Идем дальше, а дальше по карте мы должны помочь кенгуру.

— А разве кенгуру животное Африки?

— Вот видите, злой Бармалей сумел его как-то заманить в Африку.

Пятое заданье: игра «О ком так говорят?

— У этого человека львиная грива,

— Он льет крокодиловы слезы,

— Топает как слон,

— Кожа как у бегемота,

— Обезьяньи ужимки,

— Черепаший шаг,

— Волчий аппетит.

Посмотрите, Бармалей и кенгуру освободил, а животные почему-то расстроены. Он детенышей выпустит, только тогда когда мы их посчитаем.

«Посчитай детенышей»

После окончания счета детеныши появляются на экране, освобожденные от клеток.

— Бармалей, говорит молодцы ребята, хорошо выполнили все задания, поэтому он сдержит слово и выпустит и родителей и детенышей!

— А давайте поместим животных туда, где они должны обитать?

(дети помещают животных на коллаже)

— Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в самолете и полетим.

(Во время обратного полета дети оценивают себя)