КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся группы «Пресс-центр»


Автор: Татьяна Валентиновна Жукова
Место работы: МАОУДО "ЦДТ" г. Биробиджана
Должность: педагог дополнительного образования


Тема «Иллюстрации в газете»

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения: интегрированное занятие, практическая работа.

Цель: знакомство с иллюстрационным оформлением газеты.

Задачи:

  • Изучить виды иллюстраций в газете, их функции, форму, размер;
  • Научить оформлять газетный номер нефотографической иллюстрацией;
  • Стимулировать познавательный интерес обучающихся к предмету и к профессии журналиста;
  • Продолжить воспитывать эстетический вкус и информационную культуру.

Наглядный, раздаточный материал:

  1. Презентация «Иллюстрации в газете»;
  2. Карточки: «Практическая работа»; «Инструктивная карта»;
  3. Периодическая печать.

Техническое оснащение, необходимое для проведения занятия

  • Компьютеры – 8 штук
  • Проектор – 1 штука
  • Экран – 1 штука

План занятия:

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Изучение нового материала – 20 мин.
  3. Практическая работа – 15 мин.
  4. Подведение итогов занятия – 5 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Иллюстрации в газете». Ребята, скажите, что такое иллюстрация? Используем ли мы иллюстрации в газетных выпусках? Какие? А вы знаете, на какие виды они разделены? Хотели бы узнать?Как вы думаете, с чем вы познакомитесь на сегодняшнем занятии?

Итак, цель нашего занятия – знакомство с иллюстрационным оформлением газеты.

2. Изучение нового материала.

Ребята, перед вами газеты. Вы видите, что наряду с текстовыми публикациями в газете печатаются иллюстрации. На что в первую очередь обращается ваше внимание?

Совершенно верно, на иллюстрации. Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них порой сильнее текстов.

Иллюстрация выполняет в газете различные функции. Часто она лишь сопровождает, иллюстрирует текстовый материал — корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе — прояснять) — и неразрывно связана с текстом.

Все большее значение, однако, получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая иллюстрация обладает особой силой воздействия на читателей. Вместе с тем иллюстрация украшает газетную страницу.

Особенностями воздействия газетной иллюстрации на читателей объясняется тот факт, что постепенно она занимает все более важное место в номере. Растет количество иллюстраций на полосах, становится все более разнообразной их форма, все более ответственны задачи, которые они выполняют.

Это не значит, разумеется, что газета может постепенно превратиться в подобие иллюстрированного журнала. Текстовые материалы, несущие главную нагрузку, являются основой любой газеты, каждого ее номера. Из этого следует исходить, определяя оптимальную площадь, занимаемую иллюстрациями в газетном номере. Естественно, эта площадь может при необходимости изменяться от номера к номеру и зависит от объема газеты (ее формата, количества полос) и от ее типа. В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что определяется возрастными и психологическими особенностями читателей.

Исходя из опыта оформления, накопленного советской и современной зарубежной прессой, в четырехполосной газете иллюстрации должны занимать примерно 15-20% всей площади номера. В специальных номерах (праздничных, юбилейных или тематических) занимаемая иллюстрациями площадь может быть больше.

Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.

Фотографические иллюстрации:

  • репортажные снимки
  • фотопортреты, фотомонтажи
  • фотоплакаты
  • фотоочерки
  • фотоэтюды и пейзажи
  • репродукции

Работа с газетами: Найти фотографические иллюстрации.

Нефотографические иллюстрации:

  • Рисунки
  • Чертежи
  • Различные зарисовки (портретные, пейзажные и др.)
  • Карикатуры
  • Шаржи
  • Диаграммы
  • Карты
  • Схемы

Работа с газетами: Найти нефотографические иллюстрации.

Рассматривая газетные иллюстрации, вы заметили, что чаще всего им придают форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или по горизонтали. Такая форма упрощает верстку номера. Однако отличные от прямоугольника формы иллюстрации тоже хорошо воспринимаются и способны привлечь внимание читателей. Выбирая форму иллюстрации, одновременно необходимо определить ее величину и размер. При этом, прежде всего, исходят из содержания и значения иллюстрации на полосе и во всем номере. Типичный недостаток многих газет — искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко одна единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два-три крошечных снимка или рисунка.

Сегодня мы будем работать с нефотографическим видом иллюстрации, с рисунком.

3. Практическая работа.

Задание: оформить страницу газеты используя нефотографический вид иллюстрации.

Пример:

Найти в папах Клип-арт (1-5 иллюстраций) на темы:

  • Лес
  • Снег
  • Девочка
  • Спорт

Расположить на листе бумаги формата А4.

Инструктаж по выполнению практической работы:

  1. Открыть текстовый редактор
  2. Вставить рисунки, соответствующие перечисленным темам по алгоритму:
  3. Вставка – рисунок – из файла – мои документы – клип-арт 1 (3,4,5)
  4. Расположить рисунки на листе формата А4, используя функцию «Настройка изображения».

Показ выполнения задания практической работы.

4. Подведение итогов занятия.

Просмотр работ на компьютерах.

Педагог: Итак, ребята, я вижу, что вы все справились с практической работой, полученное задание каждый из вас выполнил успешно.

Теперь я предлагаю каждому из вас подвести итог своей работы, ответив на следующие вопросы:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
  2. Чем интересно было занятие для вас?
  3. Какую роль играет иллюстрирование газетного номера?
  4. Какие виды нефотографических иллюстраций вы знаете?
  5. Какие виды нефотографических иллюстраций вы использовали при выполнении практической работы?

Итак, сегодня на занятии мы познакомились с иллюстративным оформлением газеты, узнали виды иллюстраций, научились оформлять работу нефотографическими иллюстрациями.

Пригодятся ли полученные знания в жизни?

На следующем занятие мы продолжим эту тему и подробнее познакомимся с фотографическими иллюстрациями.

Занятие окончено. До свидания.