Тема «Иллюстрации в газете»
Тип занятия: повторение изученного материала.
Форма проведения: интегрированное занятие, практическая работа.
Цель ‒ закрепление знаний и навыков работы с иллюстрационным оформлением газеты.
Задачи:
- Повторить виды иллюстраций в газете, их функции, размер;
- Закрепить навыки оформления газетного номера иллюстрациями разного вида;
- Стимулировать познавательный интерес обучающихся к предмету и к профессии журналиста;
- Продолжить воспитывать эстетический вкус и информационную культуру.
Наглядный, раздаточный материал:
- Презентации «Ханука», «Иллюстрации в газете»;
- Электронный иллюстративный и текстовой материал по теме «Ханука»;
- Периодическая печать.
Техническое оснащение, необходимое для проведения занятия
- Компьютеры – 11 штук
- Проектор – 1 штука
- Экран – 1 штука
План занятия:
- Организационный момент – 5 мин.
- Повторение изученного материала – 20 мин.
- Практическая работа – 15 мин.
- Подведение итогов занятия – 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Иллюстрации в газете».
Цель занятия ‒ закрепление знаний и навыков работы с иллюстрационным оформлением газеты.
2. Повторение изученного материала.
Какие функции выполняют иллюстрации в газете функции?
Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на два вида. Какие?
Что относится к фотографическим иллюстрациям?
- репортажные снимки
- фотопортреты, фотомонтажи
- фотоплакаты
- фотоочерки
- фотоэтюды и пейзажи
- репродукции
Что относится к нефотографическим иллюстрациям?
- Рисунки
- Чертежи
- Различные зарисовки (портретные, пейзажные и др.)
- Карикатуры
- Шаржи
- Диаграммы
- Карты
- Схемы
Как выбрать размер фотографий?
Итак, мы повторили виды иллюстраций в газете, их функции, размер.
Сегодня мы будем оформлять иллюстрациями страницу газеты «Радуга», посвященную празднику «Ханука». Но прежде узнаем историю этого праздника.
БЕСЕДА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ХАНУКА»
3. Практическая работа.
Физминутка «Гимнастика для глаз»
ЗАДАНИЕ: оформить страницу газеты «Радуга» № 12, январь, по теме «Ханука», используя различные виды иллюстраций.
Вставка текста;
Оформление текста иллюстрациями.
Показ выполнения задания практической работы.
4. Подведение итогов занятия.
Просмотр работ обучающихся.
Педагог: Итак, ребята, я вижу, что вы все справились с практической работой, полученное задание каждый из вас выполнил успешно.
БЕСЕДА «Еврейские праздники. Ханука»
Слово ХАНУКА означает посвящение. Ханука – это один из самых теплых, радостных и светлых праздников, который евреи отмечают в третьем месяце года – кислеве. История возникновения праздника такова. В 167 году до н.э. сирийский царь АНТИОХ решил уничтожить иудаизм. Иерусалимский храм подвергся осквернению. Но еврейские воины во главе с братьями МАККАВЕЯМИ восстали, одержали победу над врагами и вошли в Иерусалим. Храм был очищен от всех «нечистот», но был найден лишь один кувшинчик с неоскверненным маслом для храмового светильника. Его хватало только на один вечер горения в светильнике. Но случилось чудо, и масло продолжало гореть восемь дней – столько времени понадобилось для приготовления чистого масла.
По указу Иегуды МАККАВЕЯ и духовных вождей народа был установлен праздник освещения – Ханука, который отмечается восемь дней, по числу дней чуда в Храме.
Символом праздника стал светильник – ханукия. Ханукию зажигают каждый вечер после захода солнца все восемь дней и обязательно в присутствии всей семьи. В первый вечер зажигают одну свечу – крайнюю справа, во второй зажигают одну свечу слева и так далее. Зажигая свечи, произносят благословение. В последний вечер праздника горят все восемь свечей. Светом зажженной Ханукии нельзя пользоваться для обычных нужд: читать при нем, зажигать от него другие свечи. Рядом со свечами, чуть обособленно, ставят добавочный огонь – шамаш, которым зажигают другие свечи. Светом шамаш можно пользоваться как обычно.
Ханукию обычно ставят у выхода из дома на улицу, на левой стороне или около окна, чтобы прохожие могли видеть их с улицы. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно, чтобы рассеять большую тьму».
В дни праздника принято устраивать трапезы с песнями и весельем. Традиционные блюда готовятся на растительном масле: картофельные оладьи – латкес или сладкие пончики – суфганиот.
Детям принято дарить деньги, так называемые ханекегелт. Часть из них они должны отдать нуждающимся.
Еще один ханукальный обычай – детская игра в «дредл», четырехсторонний волчок. На каждой его стороне нарисованы еврейские буквы: нун, гимел, хей, шин, составляющие сокращение фразы «Нес гадоль хая шам» — «Чудо великое свершилось там». Заключается пари, какая буква будет сверху, когда «дредл» остановится: нун – никто не выигрывает, гимел – получает ставку играющий, хей – полставки, шин – пускающий ставит на кон.
Работать в дни Хануки не запрещено, но обычай требует не заниматься работой во время горения ханукальных свечей.