Конспект урока на тему «Физиология питания. Состав пищи», 5 класс


Автор: Наталия Владимировна Еременко
Место работы: МКОУ «СОШ с. Бирофельд»
Должность: учитель технологии


Цель научить школьников раскрывать логику решения проблемных задач.

Задачи:

1) познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание»;

2) учить правильно выбирать способ обработки продукта для повышения качества питания;

3) продолжить воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблица «Состав пищевых продуктов», карточки, листы А3.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: проблемно-поисковый, творчески-репродуктивный.

Д/з: Записать меню вчерашнего дня.

Ход урока

Содержимое

Организационный момент.

2. Проблемная ситуация: столкновение мнений.

Эпиграф:
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
Омар Хайям

Проблемная ситуация (ПС): правильно ли выражение: «Ты лучше голодай, чем, что попало есть»?

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, если есть затруднения, предлагаю несколько мнений.

  • Чтоб ваше здоровье и жизнь не пропала,
  • Голодным быть лучше, чем есть, что попало.
  • Когда голодаешь, ‒ съешь что угодно, даже, если знаешь, что это может навредить твоему здоровью.
  • Плохая еда может даже убить,
  • Не сразу, а медленно тело давить.

Объяснение нового материала.

  • Функции питания.

Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку? Наукой твёрдо установлены три функции питания:

Первая функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.

Вторая функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших. Таким строительным материалом являются жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.

Третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, которые требуются в малых количествах, но и без них человеку не прожить.

Вывод: Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания.

  • Работа в группах

Учитель объясняет, что питание приносит человеку больше пользы, даёт необходимую энергию для работы и учёбы в том случае, если пища разнообразна, содержит необходимые питательные вещества ‒ белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Каждой группе выдана карточка-задание с названиями питательных веществ. При выполнении задания заполняют таблицу.

1 карточка: Углеводы. Белки.

2 карточка: Жиры. Витамины.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

НазваниеФункцииНегативное влияниеИсточникиСуточная потребность
     

Обучающиеся должны прийти к выводу: если в моем меню было достаточно белков, жиров, углеводов, витаминов и т.д., то я питался правильно. Если у меня, например, преимущественно углеводистая пища, то это увлечение конфетами, булочками может привести к нарушению обмена веществ, к полноте… Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.

Обучающиеся вспоминают, чем они питались вчера:

— все ли продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья?

Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

— Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? Разложите карточки с названиями продуктов по полезности.

(Чипсы, хлеб, щавель, сухарики, яблоко, помидор, вишня, жевательная резинка, газированные напитки, лапша быстрого приготовления, кефир, творог, колбаса, рыба, картофель, макароны)

  • Составление правил правильного питания.
  • Есть лучше в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
  • Пищу надо тщательно пережевывать, не спешить глотать.
  • Чаще употреблять разнообразные и полезные продукты.
  • Главное – не переедать!
  • Возвращаемся к ПС: правильно ли выражение: «Ты лучше голодай, чем, что попало есть»?

Дети доказывают правильность выражения.

Закрепление знаний

Каждой группе раздаются листы А3. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.

Итог урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке:

  • Какова была ваша учебная задача?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Какие затруднения возникли?

Сегодня на уроке мы рассмотрели основные принципы рационального питания, ознакомились с составом пищевых продуктов. Эти знания, я думаю, помогли вам понять, что любое, а тем более систематическое отклонение от принципов рационального питания наносит существенный вред здоровью.

Питание ‒ это основа жизни. Рациональное питание ‒ залог здоровья, бодрости, длительной жизни, гарантии от появления недугов. Помните об этом всегда.