Цель‒ научить школьников раскрывать логику решения проблемных задач.
Задачи:
1) познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание»;
2) учить правильно выбирать способ обработки продукта для повышения качества питания;
3) продолжить воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: таблица «Состав пищевых продуктов», карточки, листы А3.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: проблемно-поисковый, творчески-репродуктивный.
Д/з: Записать меню вчерашнего дня.
Ход урока
Содержимое
Организационный момент.
2. Проблемная ситуация: столкновение мнений.
Эпиграф:
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
Омар Хайям
Проблемная ситуация (ПС): правильно ли выражение: «Ты лучше голодай, чем, что попало есть»?
Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, если есть затруднения, предлагаю несколько мнений.
- Чтоб ваше здоровье и жизнь не пропала,
- Голодным быть лучше, чем есть, что попало.
- Когда голодаешь, ‒ съешь что угодно, даже, если знаешь, что это может навредить твоему здоровью.
- Плохая еда может даже убить,
- Не сразу, а медленно тело давить.
Объяснение нового материала.
- Функции питания.
Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку? Наукой твёрдо установлены три функции питания:
Первая функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших. Таким строительным материалом являются жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.
Третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, которые требуются в малых количествах, но и без них человеку не прожить.
Вывод: Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания.
- Работа в группах
Учитель объясняет, что питание приносит человеку больше пользы, даёт необходимую энергию для работы и учёбы в том случае, если пища разнообразна, содержит необходимые питательные вещества ‒ белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.
Каждой группе выдана карточка-задание с названиями питательных веществ. При выполнении задания заполняют таблицу.
1 карточка: Углеводы. Белки.
2 карточка: Жиры. Витамины.
3 карточка: Минеральные вещества. Вода.
Название | Функции | Негативное влияние | Источники | Суточная потребность |
Обучающиеся должны прийти к выводу: если в моем меню было достаточно белков, жиров, углеводов, витаминов и т.д., то я питался правильно. Если у меня, например, преимущественно углеводистая пища, то это увлечение конфетами, булочками может привести к нарушению обмена веществ, к полноте… Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.
Обучающиеся вспоминают, чем они питались вчера:
— все ли продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья?
Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
— Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? Разложите карточки с названиями продуктов по полезности.
(Чипсы, хлеб, щавель, сухарики, яблоко, помидор, вишня, жевательная резинка, газированные напитки, лапша быстрого приготовления, кефир, творог, колбаса, рыба, картофель, макароны)
- Составление правил правильного питания.
- Есть лучше в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- Пищу надо тщательно пережевывать, не спешить глотать.
- Чаще употреблять разнообразные и полезные продукты.
- Главное – не переедать!
- Возвращаемся к ПС: правильно ли выражение: «Ты лучше голодай, чем, что попало есть»?
Дети доказывают правильность выражения.
Закрепление знаний
Каждой группе раздаются листы А3. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.
Итог урока
Рефлексия учебной деятельности на уроке:
- Какова была ваша учебная задача?
- Чему вы научились на уроке?
- Какие затруднения возникли?
Сегодня на уроке мы рассмотрели основные принципы рационального питания, ознакомились с составом пищевых продуктов. Эти знания, я думаю, помогли вам понять, что любое, а тем более систематическое отклонение от принципов рационального питания наносит существенный вред здоровью.
Питание ‒ это основа жизни. Рациональное питание ‒ залог здоровья, бодрости, длительной жизни, гарантии от появления недугов. Помните об этом всегда.