Цель урока:
1. Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв. Способствовать умению наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.
2. Развитие фонематического слуха, умения работать в паре, умения воспринимать текст на слух и анализировать его.
3. Воспитание уважения друг к другу, готовность прийти на помощь.
Ход урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнём урок!
Будем мы читать, трудиться,
Ведь задания нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
— Проверим готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
— На каждом уроке вы совершаете маленькие открытия. С каждым днем этих открытий становится все больше и больше. На сегодняшнем уроке мы должны вспомнить все, чему вы уже научились на уроках письма.
— Ну а начнем мы с повторения изученных букв. (работа с лентой букв)
— Почему буквы расположены на красном фоне?
— Объясните такое расположение букв. (Буквы а,о,у,ы расположены на верхней строке, т.к. обозначают твердость согласных звуков; буква и расположена на нижней строке, потому что обозначает мягкость согласного звука)
— Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру.
Игра «Назови букву»:
Учащимся выдаются карточки с героями из мультфильмов: улитка, аист, индюк, ослик. Они должны выделить первый звук в названии героя, вспомнить какой буквой обозначается этот звук и обвести все буквы на листке.
1. Без забот и без хлопот,
На себе свой дом несет.
Нет забора! Нет калитки!
Носит домик тот…
2. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
3. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его –
4)У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везет как грузовик.
— Давайте назовем героев.
— Произнесем вместе название первого героя (улитка )
— Выделим голосом первый звук (Уууу). Какая буква обозначает звук у (буква У)
— Найдите букву У и обведите карандашом.
(аналогично работают с остальными картинками)
ц Ж А о У И и у ы н Р С м Ш р а д К ф З О
— А какая буква не была названа?
— Как вы думаете, почему я вам не дала карточку с героем на эту букву?
— Назовите ещё раз все буквы, которые мы знаем с вами. Какие звуки они обозначают?
— Почему они гласные?
— Сегодня на уроке мы повторим написание изученных букв.
— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
3. Работа по теме урока
Пальчиковая гимнастика:
— Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.
а) Вращение кулачков 1,2,3,4,5
Будем руки разминать
б) Сжимание разжимание кулачков
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались, путь далек,
Лишь оставили дымок.
Правила посадки во время письма:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я примусь.
— Мы с вами повторили печатные буквы. А теперь давайте вспомним, как они пишутся.
— Откройте прописи по закладке (с.13). Найдите последнюю рабочую строку с точкой.
Диктант с предварительной подготовкой
Игра «Найди пару»:
(показываю печатную букву, а дети должны вспомнить и записать ей пару — письменную).
А, и, О, У, а, у, ы
— Проверти себя по образцу. (сверка с доской)
— Оцените себя. Если вы записали все буквы без ошибок, нарисуйте зеленый кружок; если допустили ошибки тогда желтый кружок; если совсем не справились с заданием тогда красный кружок.
— Поднимите руки, кто нарисовал зеленый кружочек
Физминутка:
Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома рано встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
Работа с предложениями:
— Найдите на стр. 13 записи под буквами. Кто вспомнит, как они называются?
— Как вы догадались, что это предложения?
— Прочитаем первое предложение, заменяя рисунок словом.
— Сколько слов в данном предложении?
— Назовите первое слово в предложении.
— С какой буквы записано слово?
— Почему оно записано с заглавной буквы?
— Назовем второе слово
— С какой буквы записано слово?
— А почему с заглавной?
— Проверим, кто внимательно слушал. Ответьте на вопрос: Что у Ани?
Практическая работа:
— Подчеркните в каждом слове изученные буквы. Проверка.
— Прочитаем второе предложение. Кто был самым внимательным- что у Оли?
— Подчеркните в этом предложении только заглавные буквы. (проверка)
Прочитаем третье предложение. (слово шар – выделить гласный звук, дать ему характеристику)
Прочитаем последнее предложение (слово шары – разделит на слоги, провести звуко-буквенный анализ каждого слога, составить на доске схему, раскрасить шары в синий цвет)
Устно. Фронтально.
(аналогичная работа с другими предложениями)
— Молодцы.
Итог урока:
— Итак ребята, наш урок подходит к концу, назовите буквы, написание которых мы вспомнили сегодня на уроке.
— Расскажите, что мы знаем об этих буквах?
— Буквы остались довольны вашей работой. А вы?
— Оцените свою работу на уроке. (самооценка при помощи смайликов или веер настроения)