Тема: «По страницам истории города Биробиджана»
Тип занятия:закрепление знаний.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Цель‒ закрепление знаний по теме «По страницам истории города Биробиджана».
Задачи:
- Закрепить знания обучающихся об истории и достопримечательностях города, символики, традициях и праздниках еврейского народа;
- Развивать познавательный интерес к истории города;
- Воспитание уважение к родному городу и еврейской культуре.
Наглядный, раздаточный материал:
- Презентация «Исторический Биробиджан»;
- Интеллектуальная игра «Удивительный Биробиджан», выполненная в программе PowerPoint;
- Аудиозапись песни «Люблю, тебя Биробиджан»;
- Оценочные листы для членов жюри;
- Таблички с названием команд;
- Дипломы;
- Выставка творческих работ обучающихся «Люблю тебя, Биробиджан».
Техническое оснащение, необходимое для проведения занятия: компьютер, проектор, экран
Межпредметные связи: история, география, краеведение, литература.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, психологический настрой обучающихся к занятию.
2. Объявление темы занятия и постановка учебных задач (3 минуты).
ПЕДАГОГ: Ребята! Мы завершили изучение темы «По страницам истории города Биробиджана». Знакомясь с историей нашего города, мы сделали вывод о том, что наш город ‒ удивительный. Удивительный потому, что всего за 75 лет, такой короткий исторический промежуток времени, он превратился из маленькой станции в большой красивый город.
На фоне слайдов презентации «Исторический Биробиджан» обучающийся читает стихотворение Эммануила Казакевича.
ПЕСЕНКА О СТАНЦИИ ТИХОНЬКОЙ
Где на сопках синих
солнышка с излишком,
станция стояла —
маленькая слишком.
Тихонькая — станция,
робкий огонёчек.
Но однажды маятный
выдался денёчек:
зашумела станция,
поезда встречая
из Орла и Жмеринки,
Умани и Гая.
Все переселенцы
местностью довольны —
сопками крутыми
и простором вольным,
сочными лугами,
где лишь ветер бродит…
— Значит, остаёмся?
— Таки-да, выходит!
— Эй, товарищ Мойша,
вымолвите слово:
кто там возле станции —
тигр или корова?
— Что же, тигр — неплохо,
но корова лучше…
Тихонькая — станция —
в будущее ключик.
Те, кто в эшелонах
шумных приезжают,
город свой построить
над Бирой мечтают —
солнечный, как песня,
юный и прекрасный,
как улыбка, светлый,
как удача, ясный!
У города удивительная судьба, его строили удивительно стойкие и трудолюбивые люди, у города интересные традиции и уникальная культура.
Закрепить свои знания об истории города, мы предлагаем вам став участниками интеллектуальной игры, которая так и называется «Удивительный Биробиджан».
Проведение интеллектуальной игры «Удивительный Биробиджан.
ПЕДАГОГ: Сначала, ребята? мы разобьемся на три команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды.
Итак, в нашей игре принимают участие три команды: «Шолом», «Тихонькая», «Биробиджан»
Условия игры:
На экране табло с названиями категорий и номерами вопросов. Команда выбирает категорию и номер вопроса. На экране появляется вопрос. Команда совещается 1 минуту и говорит свой ответ капитану команды, он поднимает табличку с названием команды. Затем на экране появляется правильный ответ. Капитаны команд, неправильно ответивших на вопрос, опускают таблички. За правильный ответ команда получает один балл.
Оценивает игру жюри: Шульман Мария Анатольевна – директор МАОУДОД «ЦДТ», Крахмалёва Нонна Борисовна – научный сотрудник областного краеведческого музея (результаты ответов члены жюри заносят в оценочный лист).
Вопросы и ответы интеллектуальной игры «Удивительный Биробиджан»
Категория «История города»
- Как называлась станция, на которую в 1928 году приехали первые переселенцы? (Тихонькая)
- В каком году Биробиджан стал городом? (в 1937 г.)
- Как называлась одна из первых производственных артелей Биробиджана, которая выпускала мебель? (артель «Биробиджанский стул»)
- Почетный житель и первостроитель г. Биробиджана. Создатель строительного музея. (Фира Моисеевна Кофман)
- Назовите две награды города. (Ордена «Знак Почета» и «Петра Великого»)
Категория «Традиции и праздники»
- Как называется праздник исхода евреев из египетского рабства? (Песах)
- Как называется светильник, который зажигают на Хануку? (Ханукия)
- Что принято устраивать в праздник Пурим? (карнавал)
- Что такое шофар? (бараний рог)
- Где евреи устраивают трапезу, изучают тору, живут во время праздника Суккот? (в шалашах)
Категория «Достопримечательности города»
- Как называется эта площадь? (Театральная)
- Кто автор этого памятника? (Владислав Цап)
- Какое областное культурно-просветительное учреждение было открыто к 50-летию области? (филармония)
- Какие учреждения находятся в этом здании? (областная научная библиотека имени Шолом-Алейхема, областной краеведческий музей)
- Как называется еврейский общинный центр в г. Биробиджане? (Фрейд)
Категория «Символика города»
- Какой элемент, изображенный на гербе города, отражает его традиции? (Менора)
- Есть ли у города флаг? (нет)
- Какая река изображена на гербе нашего города? (Бира)
- Выберите из предложенных вариантов герб города Биробиджана.
- Как называется знак в виде шестиконечной звезды – один из символов еврейского народа? (Могендавид или щит Давида)
Категория «Улицы города»
- Кому принадлежат эти строки?
- «А город мой как песенка короткий
- В нем улицы прозрачны и тихи…» (Ольга Ермолаева)
- Как раньше называлась улица Шолом-Алейхема? (Партизанская)
- Как называется эта улица нашего города? (Ленина)
- Назовите улицу, на которой находится ЦДТ (Проспект 60-летия СССР)
- Поэт, прозаик, драматург. Его именем названа одна из улиц г. Биробиджана. (Борис Миллер)
ПЕДАГОГ: закончились вопросы нашей игры, и пока жюри подводит итоги, мы послушаем песню «Люблю, тебя Биробиджан», которую написал биробиджанский композитор-песенник Роальд Васильев на слова журналистки «Биробиджанской звезды» Эллы Иоффе. Кстати, в шестидесятые годы прошлого века каждое утро в Еврейской автономной области начиналось позывными этой песни. В песне композитор и автор стихов выразили чувство любви и гордости к своему родному городу.
А сейчас предоставляем слово жюри (подведение итогов игры и награждение победителей и участников интеллектуальной игры).
3. Подведение итогов занятия.
ПЕДАГОГ: Ребята, как вы считаете, важно ли знать историю своего города?
Родной город… Именно с любви к родному городу начинается гражданин любого государства. Но трудно представить себе человека, который любил бы свой город, не зная его истории. Сегодня на занятии, ребята, вы показали хорошие знания истории города Биробиджана.
Наше занятие хочется закончить словами:
Наш город расцветает,
Как будто он живой.
Пусть каждый житель знает,
Про город наш родной.