Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста


Автор: Ирина Анатольевна Рогова
Место работы: МБДОУ "Детский сад №15"
Должность: педагог дополнительного образования


Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Художественное конструирование обучения подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей  у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.

Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения проблемы или решения творческой задачи. Но, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно и совсем нереально. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М. Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами». Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц. Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

Главная цель конструирования – развитие мышления, формирование нравственных качеств, воспитание эстетических чувств.

Общие задачи:

  • обучать базовым приёмам работы с бумагой;

  • формировать навыки работы согласно технологическим картам и схемам;

  • знакомить с основными цветами, геометрическими формами и понятиями;

  • развивать самоконтроль, координацию движений, мелкую моторику;

  • совершенствовать пространственное, логическое, абстрактное мышление;

  • воспитывать трудовую культуру, самоорганизацию, навыки работы в коллективе;

  • развивать коммуникативные навыки, способствовать активизации игровой деятельности.

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребёнок радуется тому, что созданная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает, самолётик, змей взлетают ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Выделяется два вида конструирования из бумаги: техническое и художественное.

В техническом бумажном конструировании дошкольники отображают как реально существующие объекты, так и придуманные по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Но при этом дети моделируют структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом.

В художественном конструировании из бумаги дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков или игр, для общего панно или картины. Дошкольники стараются придать образам большую выразительность и для этого специально нарушают пропорциональность частей (огромные уши, длиннющий нос), используют необычность цвета и фактуры бумаги.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

— создание замысла;

— исполнение замысла.

Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской.

Техника работы с бумагой

Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено на получение конкретного результата поделки. Это познавательное занятие тесно связано с игрой, и поэтому очень интересно для ребенка. Выполняя поделки из бумаги, дети не только развивают свои художественные способности и творческую фантазию, но и расширяют кругозор, приобретают дополнительные знания, учатся моделированию и конструированию.

Конструирование развивает детское мышление, а именно операции анализа и синтеза. Совершенствуется зрительное восприятие, дошкольники приходят к пониманию того, что в окружающем мире существуют однородные предметы, относящиеся к одному понятию и имеющие общие признаки. Например, у всех домов, даже непохожих друг на друга, есть стены, крыша, окна и двери. Кроме этого, конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. В процессе конструирования, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в старшем дошкольном возрасте).

Бумага универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из этого материала имеет несколько направлений, которые тесно связаны между собой. Прежде всего, поделки подразделяются на плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге, при этом присутствует частичный объем – некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.

Скручивание – эта технология конструирования, доступна детям с самого раннего возраста. Суть этой техники в том, что при помощи изготовления жгутика, создаётся элемент декора либо целая композиция. Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Лучше всего использовать салфетки, но можно применять туалетную или гофрированную бумагу. Вначале нужно показать детям, как скатывать жгутик или рулончик из бумаги. Движения, выполняемые при скручивании жгутика, напоминают прядение. Кладём полоску бумаги между ладонями и продольными движениями скручиваем её в жгут. В этой операции участвуют обе руки и задействованы многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для детей любого дошкольного возраста. Во 2-й младшей группе для первых поделок выбирают композиции с небольшим количеством элементов. После первых успехов можно переходить к более сложным поделкам.

Еще одна интересная техника работы в детском конструировании из бумаги скатывание. Эта техника на первый взгляд довольно примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса. С помощью такой техники можно создавать объемные картины, картины-мозаики, или необычные коллажи. Технология скатывания доступна малышам с самого раннего возраста, но и дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике.

Обрывная аппликация является ещё одним интересным видом работы с бумагой, которая заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения.

Техника обрывной аппликации достаточно проста и не требует от ребенка каких-либо навыков. Основа для аппликации должна быть плотнее той бумаги, из которой она будет выполняться. Это может быть или плотный лист бумаги, или же картон. При обрывании пальцы должны располагаться впритык друг к другу, с двух сторон от нарисованной линии. Рекомендуемый возраст, когда дети начинают знакомиться с этой техникой: от трех лет.

1 способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу.

2 способ дети рвут бумагу произвольно, кому как хочется. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (крона дерева, пушистый снег, закат солнца). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.

Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Мозаика в переводе с французского сложенный из кусочков. Мозаика изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности.

Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.

Торцевание – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Владея этой техникой и используя собственную фантазию, можно получить картины, панно, открытки, аппликации, которые нравятся не только детям, но и родителям. Техника «торцевание» очень популярна потому, что, во-первых – проста, во-вторых – работы в этой технике обладают необычайным эффектом пушистости.

Торцевание представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Каждая торцовка, как отдельный мазок в картине. Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и так называемый торцовочный инструмент. Бумага годится не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная или креповая бумага, но для торцевания подойдут и обычные салфетки.

Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.

Алгоритм работы следующий:

1. Нарезаем квадраты.

2. Делает заготовку, рисуем на плоскости узор

3. Тупой конец торцовочного инструмента ставим на бумажный квадратик.

4. Сминаем бумагу и прокатывает палочкой между пальцами.

5. Приклеиваем торцовку к заготовке.

6. Вынимаем палочку.

Эта техника проста и состоит из одной операции, процедура повторяется многократно.

Торцевание на бумаге бывает:

1. Контурное: торцовки выкладываются по контуру изображения.

2. Плоскостное: торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка.

3. Объемное: торцовки приклеиваются под разным углом к поверхности листа, что позволяет создать объемное изображение.

4. Многослойное: торцовки вклеивают друг в друга.

Торцевание на пластилине и пенопласте – интереснейшая разновидность, в результате применения которой получаются удивительные фигуры и формы.

Рекомендовано начинать работу в данной технике со средней группы. С детьми средней группы рекомендуется работать с более крупными квадратами, используя карандаш.

Со старшими дошкольниками от карандаша можно перейти к стержню, палочке и т. п., тогда торцовки получаются мельче и изящнее, квадраты для этого готовятся меньшего размера.

Такой техникой можно создавать разнообразные открытки, игрушки в виде животных, цветы и многое другое.

Квиллинг – этому искусству бумагокручения не одна сотня лет. И возникло оно в Европе на рубеже 14-15 веков. Собственно, само слово quill обозначает перо. Считается, что средневековые мастера квиллинга использовали кончики перьев как инструменты для сворачивания многослойных колечек из тонких бумажных полос. Затем из колец формировали замысловатые узоры, выкладывая их на основу – иконы, рамы зеркал, шкатулки, родовые гербы и т. д.

Для работы в этой технике используется цветная бумага, окрашенная в массе (чтобы срез полоски тоже был цветным, ножницы, клей, специальный инструмент. В данном случае зубочистка с расщелиной. Техника бумагокручения не сложна. Полоска бумаги для квиллинга (ширина полосок может быть разной, от 3 до 15 мм) свивается в тугую спираль. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре, она является основой многообразия форм. После чего эта спираль распускается до нужного размера и затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается клеем.

Начинать работу с детьми в технике квиллинг рекомендуется со старшей группы. Чем старше дети, тем полоски используются уже. К концу подготовительной группы используются полоски шириной 5 мм.

Начальный этап работы – знакомство с основными базовыми формами – спираль, капля, глаз, треугольник, квадрат. Знакомство с формами происходит с усложнением. И детские работы состоят лишь из изученных форм.

Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно поиграть.

Оригами («ори» сгибать, «гами» направления) – техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях без применения ножниц.

Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира.

Таким способом можно смастерить самых разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы (самолет, кораблик и пр.). Отметим, что изделие, созданное в технике оригами, также может приклеиваться к основе. С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения. Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, бумажных оберток, из разноцветных фантиков. Одним словом пригодится любая тонкая и прочная бумага.

Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный квадрат» можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами. На основе, какой либо из базовых форм строится множество известных моделей.

Киригами – это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами – это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов: «киру» резать и «ками» бумага. Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезывания различных фигур.

Одна из наиболее молодых и сложных техник детского конструирования из бумаги – бумажная скульптура. В ее основе лежат сразу несколько методов работы с бумагой. Это и оригами, и сминание, и вырезание по шаблонам, и даже создание фигуры в стиле папье-маше. Дети всех возрастов очень любят бумажные скульптуры и охотно занимаются этим видом конструирования из бумаги.

Еще одна разновидность объемного конструирования поделки из бумажных полосок. Здесь используются ножницы и клей. Полоски можно: свернуть в колечко, изогнуть волной, свернуть петелькой, накрутить на карандаш, сложить гармошкой.

Изделия из полосок также делают из плотной бумаги тонкая не будет держать форму. Но также не подойдет и картон полоски в этом случае будут плохо склеиваться. Отметим, что в объемных поделках из полосок воспитатель может дополнительно зафиксировать детали скрепить их степлером, но так, чтобы это не очень бросалось в глаза.

Поделки из конуса и цилиндра для этой группы игрушек используют плотную бумагу: рисовальную, обложечную, бархатную, настольную, глянцевую. Все игрушки имеют общий принцип построения, они состоят из основы конуса, головки и отделки. Отделку следует производить способом аппликации, применяя различную бумагу.

Картонные спичечные коробки идеальный материал для создания кукольной мебели, останется только обклеить их яркой цветной бумагой. Кроме того, в поделку можно включать спички, зубочистки, пряжу.

Бумажное конструирование очень тесно связано с аппликацией, особенно если речь идет о плоскостных поделках. Аппликативные элементы делают изделие более ярким и выразительным, особенно если предмет изображения бабочка, сказочная птица, или дерево. В поделку также уместно включать и пластилин из него можно оформить глазки и носик бумажного зверька.

Чтобы композиция была более реалистичной, отдельные детали можно дорисовывать карандашами или фломастерами, например, мордочку животного или личико неваляшки.

Необычная, но очень яркая и любимая детьми техника конструирования из бумаги – форматное конструирование. Это практически создание объемной фигуры из шаблонных заготовок. В форматном конструировании есть одна особенность: многослойность деталей. Что это значит? Каждая деталь имеет до трех-пяти копий, большего формата. Детали могут копировать форму своей предшественницы, а могут иметь некоторые свои особенности.

Конструирование из бросового материала

В современном мире человек выступает потребителем: каждый день он приносит в дом продукты, красиво и разнообразно упакованные. Ребёнок растёт таким же потребителем, пока взрослый не покажет ему новую роль — роль Творца, создающего из привычных предметов «на выброс» (стаканчик из-под йогурта, засохший фломастер, пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза) что-то оригинальное (цветок в горшочке). Совместный процесс работы с бросовым материалом объединяет ребёнка и родителей, ребёнка и других детей, оптимизирует общение между ними. Творческий ребёнок всегда популярен у сверстников, он как катализатор идей создаёт интересные игры. По мере накопления опыта работы с различным материалом, знакомством с их свойствами, ребёнок приобретает творческую самостоятельность: «Я могу сам сделать ракету». Происходит развитие личностных качеств (целеустремлённость, умение доводить дело до конца, аккуратность), формируется положительная самооценка (поставленная цель реализована), развивается мелкая моторика рук, художественный вкус, образное мышление. Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставлять его без пищи» К. Паустовский.

Организация деятельности детей при работе с бросовым материалом необходимо:

  • учитывать возрастные особенности детей;

  • правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;

  • продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;

  • процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;

  • дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы;

  • если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.

Требования к подбору материала:

  • Ножницы с закругленными концами.

  • Нож с твердым лезвием – работает только взрослый.

  • Шило – работает взрослый или под его строгим контролем.

  • Клеи. Используется клей ПВА. «Момент» применяет только взрослый.

  • Пластиковые пищевые контейнеры: разного объема, цвета, необычной формы. Должны быть пустые и чистые.

  • Цветной пластик. Должен быть промыт, высушен и заранее нарезан на кусочки.

  • Контейнеры от шоколадных яиц – киндер-сюрпризы. Используется как полный контейнер, так и его части (половинки).

  • Проволока: медная, алюминиевая, покрытая цветной оболочкой.

  • Пробки. Пробки-стандарт от пластиковых бутылок с газированной, минеральной водой и пробки малые меньшего диаметра от емкостей с подсолнечным маслом и соком.

  • Колпачки. Малых размеров от тюбиков с зубной пастой, кремов.

  • Крышки. Крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т. д.

  • Бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус, резинок для волос.

  • Пластилин. Используются ранее использованные в лепке кусочки.

  • Фломастеры, которые отслужили срок использования в рисовании.

Одной из самых простых методик конструирования мебели для кукол является создание мебели из спичечных коробков. Для этого необходимо взять пару спичечных коробков и склеить их между собой клеем ПВА. Склеивать необходимо так, чтобы выдвигающиеся ящички были схожи с ящиками настоящего комода.

Материалы, которые точно пригодятся для создания мебели: коробки из-под спичек, картон, фольга, а еще ножницы, клей и карандаш. Также можно использовать подручные материалы – коробки от обуви, чая, мелкой бытовой техники. Что же можно сделать из мебели? Практически все, что угодно – диван, кресла, шкаф, зеркала, стол и пуфики. Чтобы получился шкаф, нужно взять коробку, например, из-под чая, выкрасить ее в однотонный цвет, вырезать дверцы, которые будут открываться и закрываться. На одну из дверей можно повесить фольгу, которая будет имитировать зеркало, продумать перекладину для вешалок. Шкаф готов!

Машинки из спичечных коробков.

Дети сразу не в состоянии производить действующие модели машин, поэтому сначала конструируют макеты. Макеты – это недействующие модели, которые передают только форму машины или сооружения.

Прежде чем приступить к конструированию машин, рассматривают рисунки и образцы машин разных конструкций. Выясняют основные части легкового и грузового автомобилей и кораблика.

Составляют макет, соединяя отдельные части с помощью пластилина.

Вместе с взрослыми, необходимо доделать макеты автомобилей, превратив их в действующие модели. Из прямых круглых веток изготовить оси и закрепить на них картонные колеса, подвижно присоединив их с помощью полоски из плотной бумаги с шасси игрушечных автомобилей.

Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладев навыками конструирования, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя вслух, а говорить – значит думать.

Виды конструирования

В обучении художественному конструированию дошкольников использую формы обучения, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности :

  • конструированием по образцу;

  • конструированием по форме;

  • конструированием по теме или замыслу.

Самый простой вид конструирования: по образцу. Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Дети учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и бумагой.

Конструирование по форме предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок, получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.

Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме. Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.

Основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =