Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи.
Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.
Нужно активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.
Как прививать интерес ребенка к художественной литературе?
Приобщайте ребенка к книге с раннего детства.
Выбирайте книгу в соответствии с возрастом.
Показывайте ребенку, что чтение доставляет вам удовольствие. Читайте с выражением интонацией. После чтения проведите беседу о прочитанном.
Приучайте ребенка к бережному отношению с книгой.
Во время чтения, сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо.
Читайте всегда, когда ребенок просит вас.
Читайте ребёнку вслух каждый день, перед сном.
Для выбора книги, организуйте, совместный поход в магазин.
Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.
Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение.
Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.