Люди мира, на минуту встаньте! (монолог подростка, или как я узнал о Холокосте)


Автор: Лев Шапиро
Место усебы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"


Люди мира, на минуту встаньте!

(монолог подростка, или как я узнал о Холокосте)

Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
А. Соболев «Бухенвальдский набат»

Всем добрый день, вечер, утро, ночь (выберите то существительное, которое соответствует нужному времени суток, когда вы решили прочесть мои мысли). Кстати, меня зовут Лев. Лёва. Моего прадеда по отцовской линии звали Лейви Нухимович, он был участником Великой отечественной войны. Все близкие звали его Лева. А я еще и лев по знаку зодиака. Мама сказала: «Будет у нас Лев в квадрате!»

Я живу в Еврейской автономной области. Учусь я седьмом классе «Лицея №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом».

Город Биробиджан, столица региона, – тихий и уютный провинциальный город. Здесь живет наша большая и дружная семья. В нашем доме никогда не бывает скучно! Мы все время стараемся проводить вместе. Ведь семья – это главная ценность в жизни.

Наша семья богата традициями. Это и литературные вечера, когда мы все вместе читаем книги, и путешествия по разным городам и странам. Мы с удовольствием занимаемся спортом. Вместе смотрим старые добрые советские фильмы, которые я уже могу цитировать, играем в настольные игры. А еще составляем семейное древо, в котором пока еще много белых пятен…

Я очень горжусь своей дружной семьей. В прошлом учебном году я участвовал в научной конференции, где рассказывал о семейных традиция. «Через семейные традиции можно укрепить взаимосвязь поколений!» Конечно, можно! И моя работа принесла мне победу! Актуальность этой темы не уйдет никогда: семья сильна своими традициями. Совместные дела сплачивают родителей и детей. А если эти дела проходят через поколения… им нет цены.

Так произошло, что увлечение моей семьи, изучение семейного древа, погрузило меня в историю региона.

Почему среди глухой дальневосточной тайги появился город, в который со всех уголков мира стали приезжать евреи? Что заставило людей сняться с место и поехать «на край земли в поисках счастья»?

Почему меня это заинтересовало? Потому что я – еврей. Мои родители, бабушки и дедушки – евреи. Я рад тому, что могу с гордостью, не таясь, об этом говорить. Я не стесняюсь, говорить о своих корнях, потому что считаю, в какой семье бы ты ни родился, ты должен гордиться своими корнями и уважительно относиться к семейным традициям, сложенным не одним десятком лет.

Я – еврей. И живу в национальном регионе, который много лет назад стал домом для народа, не имеющего своей родины. Почему же еврейский народ не имел своего дома?

И я погрузился в историю… Передо мной мелькали эпохи, страны, правители…

Египетское пленение.
Вавилонское пленение.
Изгнание из Рима в 139 г. до н.э.

Погром в Александрии в 38 г. н.э.
Изгнание из Александрии патриархом Кириллом в 414 г. н.э.
Кровавый навет в Норвиче в 1145 г.
За «прегрешения евреев перед святой верой» изгнаны из Франции в 1394 г.
Изгнание евреев из Испании в 1492 г.

«ныне из всея Русския земли всех жидов выслать и со всем их имением, и впредь не впушать, а есть ли тайно войдут, вольно их грабить и убивать… С сего времени жидов на Руси нет» (1113 г., г. Киев).

Германия, Австрия, Португалия, Франция… Кажется, что не было ни одной европейской страны, откуда бы не был изгнан еврейский народ…

Но народ не исчез, не рассеялся… Придя на новое место, народ формировал общину, строил синагогу. Всегда был ребе (мудрец), несущий просвещение своему народу. В шаббат собирался миньян и звучала Тора. А значит, жив еврейский народ! Живы традиции, переходящие из поколения в поколение. Свет просвещения разгорался вновь и вновь: мудрецы передавали свои знания молодому поколению, трепетно изучающему письмо и чтение.

И вдруг звучание Торы оборвалось…

Погружение в прошлое вышвырнуло меня в век XX… Коричневая форма. Подкованные сапоги. Зиг хайль! Хрустальная ночь. Факельные шествия. Ночь сожжения книг. «Двенадцать тезисов против негерманского духа».

4. Наш самый опасный враг — еврей, и тот, кто зависим от него.

5. Еврей может думать только по-еврейски. Когда он пишет по-немецки, то он лжёт. Немец, пишущий по-немецки, но думающий не по-немецки, есть изменник! Студент, говорящий и пишущий не по-немецки, сверх того бездумен и будет неверен своему предназначению.

6. Мы хотим искоренить ложь, мы хотим заклеймить предательство, мы желаем студентам не легкомысленности, а дисциплины и политического воспитания.

7. Мы хотим считать евреев иностранцами, и мы хотим овладеть народным духом.

«Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей.» — написал Генрих Гейне в своей трагедии «Альмансор», опубликованной в 1823 г. И оказался прав…

Наступил май. Приближался День Победы! Один из важных дней в календаре нашей семьи. Мы всей семьей сидели за кружечкой ароматного чая и говорили о Великой Отечественной войне. Дедушка рассказывал о военных годах. И вдруг стал говорить о Бухенвальде. Я замер. К этому времени я уже немало знал о Великой отечественной воне, читал о Второй мировой; знал героев, их подвиги, а самое главное – старался понять, какой должны были испытывать мирные люди ужас, когда война входила в их дом. Но то, что услышал от деда, меня поразило. Мне показалось, что я тот еврей, которого отправили в лагерь, над кем ставили эксперименты, кого повели… Я даже расплакался. Кто-то из взрослых попросил прекратить разговор, потому что мальчику еще рано знать все эти ужасы. Но дедушка ответил: «Не неженку растим. Он мужчина. Должен знать, что мир не самое лучшее место для человека. Важно, чтобы знал и помнил!»

Мама рассказала, что есть песня, посвященная узникам лагеря Бухенвальд. Я бросился к компьютеру и стал искать. Песня написана на стихи Исаака Соболева. Сам поэт был участником Великой Отечественной войны и написал свое произведение в 1958 году.

И вот, зазвучали первые ноты, по телу пробежала дрожь. Какая мощь ощущается и в словах, и в музыке. Мелодия бурная, напряженная, чувствуется решительность.

Вместе с «Бухенвальдским набатом» в мой мир ворвались страшные звуки выстрелов, раздавшихся в 1941 г. в Бабьем Яре; заскрипели тяжелые двери газовых камер; раздались стоны и крики ужаса.

«Окончательное решение еврейского вопроса»: Дахау и Бухенвальд, Заксенхаузен и Белжец, Собибор и Треблинка, Хелмно и Аушвиц-Биркенау.

6 миллионов евреев! Катастрофическая цифра. Европейское еврейство было стерта с лица земли…

Ежегодно в последнюю неделю января по всей стране проходит декада памяти: проходят митинги, открываются памятники жертвам Холокоста, возлагаются цветы к обелискам, зажигают свечи…

В дни памяти и мы всей семьей обязательно посещаем памятные места. Посещаем религиозную общину «Фрейд», во дворе которой установлен небольшой мемориальный камень, к которому мы приносим свечи и у которого оставляем камень в знак памяти о страшной трагедии, произошедшей с еврейским народом.

Традицию почтения памяти жертвам Холокоста, мы начали несколько лет назад, после той самой беседы о Бухенвальде и «Бухенвальдском набате». В тот вечер мы очень долго разговаривали. Европейские скитания еврейского народа в течение двух тысяч лет стали казаться уже не такими важными. Народ изгоняли, но он был жив. Теперь же народ уничтожали. Лишь маленькие капельки еврейской крови смогли спастись в жестоком мире. И из одна из них сидела на кухне, пила чай и разговаривала о трагедии своего народа…

Мы решили, что 27 января будем чтить память жертв Холокоста, потому что эта трагедия нашего народа.

У меня подрастает сестренка Анечка. Она еще ничего не знает о Холокосте. В январе она вместе с нами оставляет камешек у камня общины. Когда придет время, я обязательно вместе с мамой и папой, бабушкой и дедушкой расскажу ей о трагедии еврейского народа. И мы вместе отправимся в общину, чтобы зажечь свечу и сказать: «Мы помним!»

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − шесть =