Мастер-класс: «Учим себя самостоятельно»


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Уважаемые коллеги,  предлагаю вашему вниманию мастер- класс на тему: «Учим себя самостоятельно».

(Слайд 1)

Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встаёт задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно.

Важное место в формировании  умения учиться занимают  регулятивные универсальные учебные действия. Умение учиться формируется в учебной деятельности.

Учебно-методический комплект  «Планета знаний» уникальными возможностями, которые позволяют обеспечить организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

(Слайд 2)

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически?

Этот вопрос и является целью данного мастер класса: 

-познакомить  с элементами, методами и приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий.

 

Начать урок можно с  формирования положительной учебной мотивации.

Ты на обложку посмотри,

Найди на ней друзей,

Всё, что знакомо, назови,

И в путь пойдём скорей!

В учебнике введена внешняя интрига, герои которой Маша и Миша Ивановы сопровождают школьника на протяжении четырёх лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне решают те же задачи, но и вступают с ними содержательный диалог.

Для вступления в диалог использую следующий метод: «Знаю, умею, хочу».

(Слайд 3)

Уважаемые коллеги, давайте мы, тоже начнём мастер-класс с этого метода.

Предлагаю записать в таблицу, что вы уже знаете о регулятивных учебных действиях, что умеете и чему хотели бы научиться.

Данный метод позволит вспомнить, полученные ранее знания, учебные умения и позволит более четко определиться со своими образовательными целями.

— Готовы. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

 

— Итак, определимся с понятием « регулятивные действия».

— Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка»

У вас на столах лежат рабочие листы,  на которых перечислены универсальные учебные действия. Вам необходимо выбрать из них только регулятивные учебные действия и структурировать их.

-Поиск информации

2.Планирование

1.Целеполагание (принятие и сохранение цели)

Моделирование

4.Самооценка (рефлексия)

Анализ, синтез, сравнение

3.Самоконтроль

Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания. Он применяется при работе в парах, группах.

-И так, определимся с понятием, что такое «регулятивные учебные действия»

(Слайд 4)

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.

Цель урока связана с его темой, поэтому на уроках литературного чтения (обучения грамоте) в первом классе важно ввести понятие темы урока, дав доступное для этого возраста определение:

« У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чем мы будем говорить сегодня  на уроке».

— Уважаемые коллеги, откройте учебник по обучению грамоте на странице 92 и сформулируйте тему урока. О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?

Тема учебного занятия: «Звуки Х, Х*. Буква Х, х».

( мы поговорим о новых звуках и новой букве)

 

Целеполагание— как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности

(Слайд 5)

Попробуем практически воплотить приём организации  целеполагания, а точнее постановки цели  данного урока на примере игры «Угадай букву?»

— Уважаемые коллеги, вспомним звуки и буквы, с которыми мы уже знакомы. (Не забывайте , что  звуки Х, Х* и букву Ха  мы ещё не знаем!!!)

а) красным карандашом обведите гласные- показатели мягкости предшествующего согласного;

б) простым карандашом буквы, которые не обозначают никакого звука;

в) синим карандашом буквы, которыми обозначены звонкие согласные;

г) зелёным карандашом буквы, которыми обозначены глухие согласные;

 

Выявление места и причины затруднения

— Где вы перестали действовать и начали думать?

-Появилась новая буква.

— Каких знаний не хватает?

— Не знаем какие звуки ею обозначены;

— Не знаем звонкие звуки или глухие;

— Какова цель нашего урока?

-Узнать новый звук и  новую букву.

(составление плана, пункт 1 и 2)

 

Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие.

Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы:

«Зачем?»,  и «Где» или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»

(Слайд 6)

-Зачем нужно знакомиться с новыми звуками и буквой?

— научимся читать.

— Что сначала научимся читать?

— слоги

— Где и для чего пригодится умение читать слоги?

-Научимся читать слова с новой буквой.

(составление плана, пункты3 и 4)

-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов организации принятии цели был использован на этапе целеполагания?

(Слайд7)

(высказывания участников мастер-класса)

 

Таким образом, мы плавно от этапа целеполагания перешли к планированию.

(Слайд 8)

План графический. УМК «Планета знаний « предоставляет возможность его быстро составить.

Для  формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

(Слайд 9)

-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов планирования собственной учебной деятельности был использован на данном этапе?

(составление своего плана решения учебной задачи)

Выступления участников мастер-класса.

План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

 

Не менее важные компоненты учебной деятельности – самоконтроль и самооценка.

(Слайд 10)

— И так, определимся с понятием « самоконтроль».

— Для этого применим метод «Конструктор»

Цель метода: контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Он применяется при работе в парах.

Ха — весёлая подружка,

Озорная хохотушка.

(Слайд 11)

 Будем работать в парах.

Сконструируйте букву из  её элементов. Договоритесь в паре, кто будет конструировать большую букву, а кто – малую.

— Какие элементы понадобились для большой буквы Х , а какие для малой х?

Что касается действия самооценки, то она на прямую связана с действием самоконтроля.

(Слайд 12)

Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Особое внимание уделяю прогностической оценке.

Для этого использую следующие критерии:

«+» — знаю;

«-» — не знаю;

«?» — сомневаюсь;

(Слайд13)

 

Уважаемые коллеги, на примере игры «Угадай звук» проведём практикум по формированию прогностической самооценки.

Познакомьтесь с заданием, в котором нужно провести работу по дифференциации звуков х-х* по признаку твёрдости- мягкости  (ненужное зачеркнуть). Оцените свои возможности в её выполнении: поставьте на полях знаки

«+» — знаю; «-» — не знаю; «?» — сомневаюсь,  которые отражают прогностическую оценку ваших знаний. Начните выполнение работы.

Цель прогностической оценки: самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

 

— Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, твёрдый звук х.

— Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, мягкий звук х*.

 

—  Если вы оценили себя знаком «+», и действительно не допустили ошибок, обведите его кружком, у вас оценка адекватная, вы  правильно оценили свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

 

К концу первого года обучения большая часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога , и эта оценка часто совпадает и оценкой учителя.

Вывод:

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Вернусь к задачам мастер-класса.  

Смогла ли я помочь вам в организации деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий?

Для установления обратной связи применим метод «Синквейн».

(Слайд 14)

— Что формировали?

— Назовите существительное?

— действие

— Опишите:  какое оно?

— регулятивное, новое, важное, нужное

— Какую функцию оно выполняет?

— организует, планирует, контролирует, оценивает

— Что формирует у младших школьников?

— Составьте фразу из четырёх слов.

— Формирует умение учиться самостоятельно.

— Замените существительное «действие» синонимом из одного слова.

— Способ.

Спасибо за внимание и сотрудничество!!!

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.